- Анонсы журнала "Этносоциум"
- Журнал Межконфессиональная миссия
- Альманах Крым: экономика, инновации
- Журнал Культура мира (Cultural World)
- Анонсы книг
- Италия
- Статьи
- Альманах Казачество
- Власть истории – История власти
- Том 11. Часть 5. (№63)
- Том 11. Часть 4. (№62)
- Том 11. Часть 3. (№61)
- Том 11. Часть 2. (№60)
- Том 11. Часть 1. (№59)
- Том 10. Часть 8. (№58)
- Том 10. Часть 7. (№57)
- Том 10. Часть 6. (№56)
- Том 10. Часть 5. (№55)
- Том 10. Часть 4. (№54)
- Том 10. Часть 3. (№53)
- Том 10. Часть 2. (№52)
- Том 10. Часть 1. (№51)
- Том 9. Часть 8. (№50)
- Том 9. Часть 7. (№49)
- Том 9. Часть 6. (№48)
- Том 9. Часть 5. (№47)
- Том 9. Часть 4. (№46)
- Том 9. Часть 3. (№45)
- Том 9. Часть 2. (№44)
- Том 9. Часть 1. (№43)
- Том 8. Часть 8. (№42)
- Том 8. Часть 8. (№42)
- Том 8. Часть 7. (№41)
- Том 8. Часть 6. (№40)
- Том 8. Часть 5. (№39)
- Том 8. Часть 4. (№38)
- Том 8. Часть 3. (№37)
- Том 8. Часть 2. (№36)
- Том 8. Часть 1. (№35)
- Том 7. Часть 8. (№34)
- Том 7. Часть 7. (№33)
- Том 7. Часть 6. (№32)
- Том 7. Часть 5. (№31)
- Том 7. Часть 4. (№30)
- Том 7. Часть 3. (№29)
- Том 7. Часть 2. (№28)
- Том 7. Часть 1. (№27)
- Том 6. Часть 8. (№26)
- Том 6. Часть 7. (№25)
- Том 6. Часть 6. (№24)
- Том 6. Часть 5. (№23)
- Том 6. Часть 4. (№22)
- Том 6. Часть 3. (№21)
- Том 6. Часть 2. (№20)
- Том 6. Часть 1. (№19)
- Том 5. Часть 4. (№18)
- Том 5. Часть 3. (№17)
- Том 5. Часть 2. (№16)
- Том 5. Часть 1. (№15)
- Том 4. Часть 4. (№14)
- Том 4. Часть 3. (№13)
- Том 4. Часть 2. (№12)
- Том 4. Часть 1. (№11)
- Том 3. Часть 4. (№10)
- Том 3. Часть 3. (№9)
- Том 3. Часть 2. (№8)
- Том 3. Часть 1. (№7)
Содержание электронного номера в формате PDF
Содержание
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, ЛИНГВИСТИКА
|
|
Субботина Н.С., Ачаева М.С., Поспелова Н.В., Саламатова Е.П. Аллюзивные имена собственные с общей семантикой «маленький размер» в художественном тексте
|
12
|
Лю Жуй Обучение междисциплинарных специалистов с использованием искусственного интеллекта: опыт программы «Русский язык + Электромеханика» в Хэйлунцзянском университете
|
17
|
Лобанова Е.И., Зенина Л.В., Курбакова О.А., Ярославская И.И. Лингвокультурологические аспекты использования цифровых платформ в современном обучении
|
25
|
Каллаур В.С., Гофман Т.В., Гребенникова И.А. Специфика речевого поведения русских и корейцев в ситуациях этикетного общения
|
30
|
Иманалиева Г.А., Рашидова А.Д. Техники и стратегии успешного преподавания иностранных языков
|
38
|
Дун Сяобинь Анализ российского и китайского анималистического кода
|
48
|
Матиев М.А., Костоева А.М., Янарсанова Д.М. Древний пласт ингушских обрядовых песен
|
52
|
ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
|
|
Казанина Л.Ю., Шурухнов Н.Г. Нацистские преступления – без сроков давности: зверства фашистов на оккупированной территории Тульской области (анализ стенограмм Нюрнбергского процесса и архивных материалов)
|
63 |
Карпец Ф.В. Крымскотатарский фактор в турецко-российских отношениях в 2014–2022 годы
|
78 |
Цао Ханьюань Современные отголоски придворной музыки династии мин
|
98 |
Суфэйнуэр Сайфудин Культурный обмен между цивилизациями уйгуров и Центральных равнин в XI веке
|
106 |
Дегтярева А.А. Динамика культурного взаимодействия РФ и КНР в конце XX – начале XXI вв. (на примере Амурской области)
|
121 |
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК
|
|
Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Человек на границе: специфика фигуры таможенника
|
131 |
Шавлохова Е.С., Яшина Л.Б., Петросян К.А., Кондюрина К.П., Хмелидзе В.Е. Исторические изменения торговых отношений России в XXI веке
|
141 |
Чебарев В.В. О некоторых вопросах подготовки офицеров в офицерской артиллерийской школе (ОАШ) в начале XX века
|
147 |
Кистенев В.В., Дрожжина Л.И. Сохранение исторической памяти и современные коммеморативные практики в Белгородской области
|
155 |
Стафеев О.Н. Причины поражения и итоги вооруженных выступлений против Советской власти в Сургутском уезде в 1921 году
|
165 |
Аннотации
|
176
|
Авторы
|
194
|
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Зам. Главного Редактора, руководитель проекта:
Терновая Л.О., доктор исторических наук, профессор, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).
Рыбаков С.В., доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Уральского федерального университета.
Михайлов В.А., доктор исторических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой национальных и федеративных отношений Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Долгенко А.Н., доктор филологических наук. Заведующий кафедрой русского и иностранных языков. Московская академия Следственного комитета Российской Федерации.
Ковалева Н.А., доктор филологических наук, доцент. Профессор кафедры русского языка и литературы Института иностранных языков Нанкинского университета (КНР).
Ненарокова М.Р., доктор филологических наук, профессор кафедры теории и практики иностранных языков ИИЯ РУДН, ведущий научный сотрудник, отдел Классических литератур Запада и сравнительного литературоведения. Институт мировой литературы им. А.М. Горького (ИМЛИ) РАН. Переводчик.
Нагорнова Е.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков Института иностранных языков Российского университета дружбы народов.
Никашина Н.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков Института иностранных языков Российского университета дружбы народов.
Клименко Д.А., кандидат филологических наук, специалист по Италии.
Мурашко С.Ф., кандидат психологических наук, профессор кафедры русского и иностранных языков. Московская академия Следственного комитета Российской Федерации.
Терновая Л.О., доктор исторических наук, профессор МАДИ (Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет).
Ивакин Г.А., доктор исторических наук, профессор, эксперт. Заместитель директора ФГБНУ «Психологический институт РАО».
Наумова Г.Р., доктор исторических наук, профессор, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ).
Никонов А.В., доктор исторических наук, профессор, Государственный советник РФ 1 класса, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Нечипоренко В.С., доктор исторических наук, профессор Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Пономаренко Б.Т., доктор исторических наук, Заслуженный работник высшей школы РФ, профессор Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Летуновский П.В., кандидат исторических наук, доктор политических наук, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-кономических дисциплин Военной академии войсковой ПВО Вооруженных Сил РФ имени маршала Советского Союза А.М. Василевского.
Варсонофьев В.В., кандидат политических наук, военный эксперт.
Чапкин С.В., почетный академик, президент «Академии экологии и права».
Болтенкова Л.Ф., доктор юридических наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Игнатов И.С., кандидат политических наук, старший советник юстиции.
Вражнова М.Н., доктор педагогических наук, профессор, МАДИ (Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет).
Курбонзода Хонали, доктор исторических наук, Ректор Республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников сферы образования, Республика Таджикистан, г. Душанбе.
Платонова Н.М., доктор исторических наук. Доцент кафедры «Теория и история государства и права» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» (г. Хабаровск).
Терновая Л.О., доктор исторических наук, профессор, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).
Рыбаков С.В., доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Уральского федерального университета.
Михайлов В.А., доктор исторических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой национальных и федеративных отношений Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Долгенко А.Н., доктор филологических наук. Заведующий кафедрой русского и иностранных языков. Московская академия Следственного комитета Российской Федерации.
Ковалева Н.А., доктор филологических наук, доцент. Профессор кафедры русского языка и литературы Института иностранных языков Нанкинского университета (КНР).
Ненарокова М.Р., доктор филологических наук, профессор кафедры теории и практики иностранных языков ИИЯ РУДН, ведущий научный сотрудник, отдел Классических литератур Запада и сравнительного литературоведения. Институт мировой литературы им. А.М. Горького (ИМЛИ) РАН. Переводчик.
Нагорнова Е.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков Института иностранных языков Российского университета дружбы народов.
Никашина Н.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков Института иностранных языков Российского университета дружбы народов.
Клименко Д.А., кандидат филологических наук, специалист по Италии.
Мурашко С.Ф., кандидат психологических наук, профессор кафедры русского и иностранных языков. Московская академия Следственного комитета Российской Федерации.
Терновая Л.О., доктор исторических наук, профессор МАДИ (Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет).
Ивакин Г.А., доктор исторических наук, профессор, эксперт. Заместитель директора ФГБНУ «Психологический институт РАО».
Наумова Г.Р., доктор исторических наук, профессор, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ).
Никонов А.В., доктор исторических наук, профессор, Государственный советник РФ 1 класса, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Нечипоренко В.С., доктор исторических наук, профессор Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Пономаренко Б.Т., доктор исторических наук, Заслуженный работник высшей школы РФ, профессор Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Летуновский П.В., кандидат исторических наук, доктор политических наук, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-кономических дисциплин Военной академии войсковой ПВО Вооруженных Сил РФ имени маршала Советского Союза А.М. Василевского.
Варсонофьев В.В., кандидат политических наук, военный эксперт.
Чапкин С.В., почетный академик, президент «Академии экологии и права».
Болтенкова Л.Ф., доктор юридических наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Игнатов И.С., кандидат политических наук, старший советник юстиции.
Вражнова М.Н., доктор педагогических наук, профессор, МАДИ (Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет).
Курбонзода Хонали, доктор исторических наук, Ректор Республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников сферы образования, Республика Таджикистан, г. Душанбе.
Платонова Н.М., доктор исторических наук. Доцент кафедры «Теория и история государства и права» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» (г. Хабаровск).
Аннотации
Субботина Н.С.
Ачаева М.С.
Поспелова Н.В.
Саламатова Е.П.
Аллюзивные имена собственные с общей семантикой «маленький размер» в художественном тексте
В статье рассматривается тип интертекстуального включения с отсылкой на общеизвестные факты, исторические события, а также аллюзивные имена собственные (имена исторических деятелей, литературных персонажей, имена политиков, культурных событий). Цель статьи – выявление специфики аллюзивных имен собственных с общей семантикой «маленький размер» в художественном тексте. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация, контекстологический анализ, компонентный анализ и метод семантизации. Реализация данной цели достигнута следующим образом: представлены элементы компонентного, контекстуального анализа аллюзивных имен собственных Alice and Tom Thumb, указанные лексические единицы семантизированы, дано лингвострановедческое описание данных языковых единиц. Кроме того, в работе рассматривается семантическое преобразование аллюзивных имен Alice and Tom Thumb на материале художественных текстов и выявлены переносные значения.
Ключевые слова: семантика, имя собственное, аллюзивное имя собственное, компонентный анализ, контекст.
Лю Жуй
Обучение междисциплинарных специалистов с использованием искусственного интеллекта: опыт программы «Русский язык + Электромеханика» в Хэйлунцзянском университете
Ускорение процессов глобализации и углубление сотрудничества между Китаем и Россией в сферах экономики, торговли, науки и техники привели к растущему спросу на междисциплинарных специалистов со знанием русского языка и профильной специальности («русский язык + специализация»). На примере программы «русский язык + специализация» Хэйлунцзянского университета в статье исследуется применение искусственного интеллекта (ИИ) в подготовке таких специалистов. Вначале анализируется текущее состояние подготовки специалистов по модели «русский язык + специализация» в Китае и уровень внедрения ИИ в этой сфере. Далее подробно описывается практическое применение ИИ в обучении по программе «русский язык + электромеханика» в Хэйлунцзянском университете. В заключение рассматриваются перспективы влияния ИИ на подготовку по модели «русский язык + специализация» и требования к совместной подготовке кадров Китаем и Россией.
Ключевые слова: искусственный интеллект (ИИ), русский язык + специализация, междисциплинарные специалисты.
Лобанова Е.И.
Зенина Л.В.
Курбакова О.А.
Ярославская И.И.
Лингвокультурологические аспекты использования цифровых платформ в современном обучении
Основной целью данного исследования является анализ методических подходов использования цифровых платформ в образовательной среде. Как известно, использование цифровых платформ имеет множество аспектов, касающееся экономики, бизнеса, социальной сферы и информационных технологий. Лингвокульторологические аспекты оказывают значительное влияние цифровых платформ на языковые навыки, культурные знания и межкультурную коммуникацию обучающихся. Они также включают анализ, как цифровые платформы способствуют или препятствуют формированию у обучающихся языковой и культурной идентичности. Авторы приходят к выводу, что цифровые платформы могут как способствовать, так и препятствовать формированию языковой и культурной идентичности обучающихся, в зависимости от их содержания и использования.
Ключевые слова: цифровая среда, аутентичные материалы, интегративность цифровых платформ, дидактический потенциал, межкультурное взаимодействие.
Каллаур В.С.
Гофман Т.В.
Гребенникова И.А.
Специфика речевого поведения русских и корейцев в ситуациях этикетного общения
Статья посвящена исследованию особенностей речевого поведения русских и корейцев в контексте этикетных коммуникативных ситуаций. Рассматривается специфика употребления стандартных формул приветствия, прощания, поздравления и выражения благодарности представителями двух культур. Анализируются национальные традиции, влияющие на выбор речевых актов, и выявляются различия в восприятии вежливости и учтивости в русской и корейской культурах. Основное внимание уделяется роли иерархических и возрастных различий в формировании речевого этикета, а также воздействию исторических и религиозных факторов на формирование современных стандартов общения. Результаты исследования имеют практическое значение для подготовки специалистов в области межкультурной коммуникации и перевода.
Ключевые слова: коммуникация, этикет, корейский язык, русский язык, приветствие, прощание.
Иманалиева Г.А.
Рашидова А.Д.
Техники и стратегии успешного преподавания иностранных языков
Целью данной статьи является популяризация наиболее продуктивных методов в преподавании английского языка. Успех в преподавании английского языка может в значительной степени зависеть от сочетания коммуникативных методов, непосредственного преподавания и дифференцированного преподавания. Лингвисты постоянно находятся в поиске идеального метода преподавания, но их исследования всегда приводили к методам, которые имеют как преимущества, так и недостатки одновременно. Наша теория поддерживает идею о том, что успеха в преподавании можно достичь не за счет использования какого-то одного метода, а за счет сочетания различных методов, где каждый метод дополняет другой и заполняет пробелы, созданные другими методами. Общая гипотеза, выдвинутая в этой статье, заключается в том, что выбор метода обучения должен быть сделан не на основе личных предпочтений учителя по отношению к тому или иному методу, а исходя из других очень важных факторов, таких как: уровень обучения, стили обучения, предпочтения учащихся, их области интересов и т.д. В заключение, цель статьи - проинформировать учителей английского языка о потенциале, который сочетание вышеуказанных методов и приемов обучения может иметь в процессе обучения, делая его более продуктивным и успешным одновременно.
Ключевые слова: иностранные языки, дифференцированное преподавание, метод серий, прямой метод, контекстуальный метод обучения, аудиолингвистический метод, альтернативный метод, метод коммуникации, метод планирования, английский язык, методология.
Дун Сяобинь
Анализ российского и китайского анималистического кода
В статье рассматривается сравнение русского и китайского анималистического кода на примере зоонимов петух (公鸡), овца (羊), корова (牛), бык (牛). Исследование направлено на выявление особенностей лингвистической репрезентации животных в культурных контекстах двух языковых сообществ, а также на анализ семантических и культурных аспектов использования зоонимов. Полученные результаты исследования расширяют представление о межкультурных коммуникациях через призму зоонимов.
Ключевые слова: фразеологизмы, анималистический код, лингвокультурология, зоонимы.
Матиев М.А.
Костоева А.М.
Янарсанова Д.М.
Древний пласт ингушских обрядовых песен
В древнем пласте ингушей представлены наиболее архаические молитвы-песни ингушских язычников. Они были записаны в небольшом количестве в горной Ингушетии в XIX – начале XX веках на языке ори-гинала и дошли до нас в ограниченном количестве, что повышает их цен-ность как редкого этнографического материала. Данные молитвы-песни представляют значительный интерес для широкого круга исследователей: этнографов – как источник сведений о традиционных культах, обрядах и мифологических представлениях ингушей; фольклористов – в качестве образцов древнейшего поэтического творчества, отражающего архаические формы языка и стиля; культурологов – для изучения механизмов сохранения и трансляции духовного наследия в условиях отсутствия письменной традиции; историков – как свидетельство доисламских и дохристианских верований народов Кавказа; религиоведов – в контексте сравнительного анализа языческих культов и их эволюции под влиянием мировых религий.
Исследование этих текстов способствует не только углублению знаний о традиционной культуре ингушей, но и расширению понимания общекавказских и общечеловеческих архетипов в духовной истории.
Ключевые слова: ингушский фольклор, обрядовые песни, мифология, язычество, этнография, жрец.
Казанина Л.Ю.
Шурухнов Н.Г.
Нацистские преступления – без сроков давности: зверства фашистов на оккупированной территории Тульской области (анализ стенограмм Нюрнбергского процесса и архивных материалов)
В статье, на основе анализа исследований ученых, материалов Государственного архива Тульской области, стенограмм Нюрнбергского военного трибунала, архивных документов, приводятся конкретные факты убийств, казней, сожжений мирного населения и военнопленных, грабежей граждан, колхозного имущества, угонов и уничтожений скота, птицы, учиненных немецкими фашистами на оккупированной территории Тульской области. Отмечается, что все совершенные нацистами преступления были осуществлены вопреки международным Конвенциям, установившим законы и обычаи сухопутной войны. Авторы, на отдельных фактах, проводят сравнения между немецким и украинским нацизмом, говорят о его истоках, вреде, причиненном России.
Ключевые слова: оккупация Тульской области, немецкие фашисты, мирное население, расстрелы и грабежи населения, сожжение военнопленных и граждан.
Карпец Ф.В.
Крымскотатарский фактор в турецко-российских отношениях в 2014–2022 годы
Непримиримая позиция Турецкой республики по вопросу воссоединения Крыма с Россией, произошедшего в результате Крымской весны и референдума 16 марта 2014 г., определила её сближение с Украиной, привела к формированию военно-политического альянса между двумя странами и усилению политики сдерживания России в Черноморском регионе. Главным фактором данных процессов послужил крымскотатарский вопрос. При этом отношения между Турцией и Россией, не только не прервались, но и продолжили развиваться по всем возможным направлениям, в том числе и в данном вопросе. В ходе исследования автор делает вывод о том, что, несмотря на формальную поддержку Украины в вопросе её «территориальной целостности», Турция признала новую реальность, сложившуюся в Черноморском регионе «де-факто». Хронологические рамки данного исследования охватывают период от Крымской весны и возвращения Крыма в состав Российской Федерации до начала Специальной военной операции России против киевского режима. Цель исследования: глубокий анализ роли крымскотатарского фактора в политике Турции и России в 2014–2022 гг. для формирования понимания его значения в новой геополитической реальности. Методологической базой исследования являются системный, конструктивистский и геополитический подходы.
Ключевые слова: Крым, крымские татары, крымскотатарский вопрос, «мягкая сила», пантюркизм, неоосманизм, неоисламизм, национализм, Меджлис крымскотатарского народа, Крымская весна.
Цао Ханьюань
Современные отголоски придворной музыки династии Мин
В витрине Сокровищницы Дворцового музея тихо выставлен набор позолоченных бронзовых колокольчиков династии Мин, а узоры облачных драконов на поверхности колоколов сияют под светом уже 600 лет. Эти спящие ритуальные инструменты никогда бы не подумали, что на сцене Пекинского международного музыкального фестиваля 2021 года композитор Тан Дунь воспроизвел их звуковой спектр с помощью цифровых технологий, позволив древнему Хуанчжун Далу вступить в диалог с современной симфонией сквозь время и пространство. Этот постмодернистский музыкальный эксперимент просто раскрывает уникальное существование придворной музыки династии Мин в современном культурном поле − это не образец в музее и не символ ретроизма, а живая традиция, которая продолжает участвовать в строительстве современной цивилизации.
Ключевые слова: придворная музыка династии Мин, влияние.
Суфэйнуэр Сайфудин
Культурный обмен между цивилизациями уйгуров и Центральных равнин в XI веке
“Кутадгу билиг” — эпическое поэтическое произведение, созданное на древнеуйгурском языке в период правления династии Караханидов, в XI веке, в контексте китайской истории. Поэма, объединяя изысканные этнические поэтические формы с глубокими философскими размышлениями, раскрывает социальную действительность древнеуйгурского народа, демонстрируя его открытость и инклюзивность в культурном плане. С точки зрения пространственного охвата, “Кутадгу билиг” является выдающимся примером взаимодействия и взаимовлияния восточной и западной цивилизаций, связанных Великим Шелковым путем, что обуславливает его роль как репрезентативного образца для изучения культурного обмена. В историческом плане поэма возникла в период, когда режим Караханидов обрел независимость от тюркского владычества и переживал переход от кочевого земледелия к феодальному устройству. Анализ произведения предоставляет ценные сведения об идеологических переменах, которые претерпело уйгурское государство в период смены династий, и способствует пониманию процесса постепенной интеграции уйгурского народа в китайское национальное пространство.
Ключевые слова: Кутадгу Билиг, Культура Центральных равнин, древняя уйгурская культура, культурный обмен, культурная интеграция.
Дегтярева А.А.
Динамика культурного взаимодействия РФ и КНР в конце XX – начале XXI вв. (на примере Амурской области)
В статье исследуется динамика культурного взаимодействия Российской Федерации и Китайской Народной Республики в конце XX – начале XXI веков на примере Амурской области как приграничного региона. Рассматриваются исторические особенности российско-китайских культурных связей, анализируется эволюция форм гуманитарного сотрудничества от двусторонних соглашений 1990-х годов до современных механизмов взаимодействия. Особое внимание уделяется многообразию сфер культурного диалога, включающих изобразительное искусство, образование, здравоохранение и спорт. Исследуется роль приграничных территорий как «полигонов» для формирования новых культурных практик и преодоления межкультурных барьеров. Анализируются вызовы культурного взаимодействия, связанные с языковыми различиями, ментальными особенностями и необходимостью преодоления исторически сложившихся стереотипов. Рассматривается влияние информационных технологий на развитие культурных связей и формирование модели «двух городов – двух культур» на примере Благовещенска и Хэйхэ. Делается вывод о стратегическом значении культурного диалога для укрепления российско-китайских отношений и формирования устойчивой основы для долгосрочного сотрудничества.
Ключевые слова: культурное взаимодействие, российско-китайские отношения, Амурская область, приграничное сотрудничество, гуманитарные связи, межкультурная коммуникация, культурная дипломатия, Дальний Восток, провинция Хэйлунцзян, культурный диалог.
Рябова Е.Л.
Терновая Л.О.
Человек на границе: специфика фигуры таможенника
Само понятие «граница» заключается в себя смыслы, показывающие его сложность, отражающую состояние одновременно и перехода, и заграждения. Конкретизация, что речь идет именно о государственной границе, не облегчает нахождение точных характеристик, а добавляет краски ответственности за ее целостность. Во многом такая задача ложится на людей, чья профессиональная деятельность непосредственно связана с государственной границей, а именно пограничников и таможенников. В давнем прошлом эти специальности не разделялись. Сейчас при определении зоны ответственности каждой из них важно артикулировать эту специфику. В этой связи в статье предлагается обратить внимание на яркий набор социокультурных маркеров профессии «таможенник».
Ключевые слова: государство, граница, история таможенник, социокультурные маркеры.
Шавлохова Е.С.
Яшина Л.Б.
Петросян К.А.
Кондюрина К.П.
Хмелидзе В.Е.
Исторические изменения торговых отношений России в XXI веке
В статье рассматривается динамика изменения истории торговых отношений России с мировыми державами, а затем с целыми континентами. Авторы отмечают, что Санкционные геополитические изменения влияли сильнее всего на торговые перспективы и возможности РФ, при этом события 2022 года стали катализатором для их смены вектора. Санкционные давления стали одной из ведущих причин сены торговых путей России от Европейского направления к Китаю, что безусловно привело к положительным последствиям. Авторы рассматривают не только тенденции, но и количественные изменения торговли, важно учесть, что за расчет взять доллар, как наиболее универсальная валюта расчета, однако сейчас есть возможность пересчета показателей на рубли. Авторами также отмечена необходимость продолжения цифровизационных процессов и поддержка импорт замещения. Для полноценного понимания современного состояния внешней торговли России необходимо рассмотреть её эволюцию с начала века, включая ключевые этапы развития торговой политики, изменения в структуре экспорта и импорта, а также адаптационные механизмы, применяемые в ответ на внешние ограничения. Будущее внешней торговли России будет зависеть от способности государства и частного сектора совместно строить эффективные механизмы поддержки, адаптироваться к меняющейся внешней среде и использовать возможности многополярного мира.
Ключевые слова: торговля, торговые отношения, санкции, торговые стратегии, импорт, экспорт, замещение производств, геополитика.
Чебарев В.В.
О некоторых вопросах подготовки офицеров в офицерской артиллерийской школе (ОАШ) в начале XX века
Статья посвящена анализу обратной связи офицеров, прошедших обучение в Офицерской артиллерийской школе (ОАШ) в начале XX века, и комментариев руководства школы на их предложения. Основное внимание уделено организации учебного процесса, содержанию курсов, практической подготовке, а также бытовым и материальным условиям службы. Офицеры отметили несоответствие программы занятий для штаб-офицеров требованиям будущих дивизионеров, а также высказали пожелания по сокращению продолжительности классных занятий и увеличению практических упражнений, особенно в управлении дивизионом. Руководство школы признало часть замечаний, но указало на ограничения, такие как отсутствие подходящего полигона и слабая подготовка слушателей. Теоретический курс стрельбы вызвал неоднозначные оценки: одни офицеры считали его перегруженным, другие – хорошо организованным. Споры также возникли вокруг чертежных работ, топографии и иппологии, где мнения разделились между необходимостью практики и теоретической подготовки. Особое внимание уделено материальным трудностям, включая запросы на казённые квартиры, пособия и заблаговременное уведомление о командировках. Руководство школы признало справедливость этих требований, но подчеркнуло зависимость от вышестоящих инстанций. Статья демонстрирует, что, несмотря на разногласия, и офицеры, и руководство школы стремились к совершенствованию учебного процесса, адаптируя его к изменениям в военном деле. Критика и предложения отражают динамику развития ОАШ и её роль в подготовке квалифицированных артиллерийских кадров.
Ключевые слова: Артиллерия, Офицерская артиллерийская школа, учебный процесс, программа занятий, офицеры, дивизионеры, практическая подготовка, теоретический курс стрельбы, чертежные работы, тактика артиллерии, материальная часть артиллерии, топография, иппология.
Кистенев В.В.
Дрожжина Л.И.
Сохранение исторической памяти и современные коммеморативные практики в Белгородской области
Статья посвящена исследованию процессов сохранения исторической памяти и современных коммеморативных практик в Белгородской области. Рассматриваются ключевые события и символы региональной истории, такие как Белгородская оборонительная черта, события Великой Отечественной войны. Анализируются современные формы коммеморации, включая мемориальные проекты, музеефикацию объектов наследия и деятельность общественных инициатив.
Ключевые слова: историческая память, коммеморация, Белгородская область, мемориальные практики, культурное наследие, музеефикация, региональная идентичность, памятные места, сохранение истории.
Стафеев О.Н.
Причины поражения и итоги вооруженных выступлений против Советской власти в Сургутском уезде в 1921 году
Составной частью гражданской войны в России являлось крестьянское движение, имевшее разнонаправленный характер: как за, так и против Советской власти. Особенно широкий размах оно приобрело во второй половине 1920-1921 гг. вылившись в серии антикоммунистических крестьянских восстаний. Одним из крупнейших восстаний был так называемый Западно-Сибирский крестьянский мятеж. Одним из регионов восстания был Сургутский район. Статья посвящена причинам поражений и итогам вооруженных выступлений в Сургутском уезде в 1921 г. Делается вывод о многофакторном характере причин поражения Сургутского восстания, где ключевыми причинами являются политика органов власти восставших, крестьянский характер вооруженных выступлений, участие регулярных частей Красной армии. В результате анализа большого фактологического материал выделяются итоги крестьянского восстания для Сургута и Сургутского уезда.
Ключевые слова: Гражданская война, крестьянское движение, Сургутский уезд, Западно-сибирское крестьянское восстание, подавление восстания.
Авторы
Ачаева М.С. - доцент, Елабужский институт Казанского федерального университета.
Гофман Т.В. - кандидат филологических наук, доцент кафедры филологи и журналистики. Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема (Биробиджан).
Гребенникова И.А. - кандидат филологических наук, доцент кафедры европейских и восточных языков. Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема (Биробиджан).
Дегтярева А.А. - аспирант. Благовещенский государственный педагогический университет.
Дрожжина Л.И. - преподаватель отделения теоретических дисциплин Губкинского филиала ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры».
Дун Сяобинь - соискатель факультета башкирской филологии и журналистики. Уфимский университет науки и технологий.
Зенина Л.В. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков № 2. Российский экономический Университет имени Г.В. Плеханова.
Иманалиева Г.А. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики их преподавания. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова».
Казанина Л.Ю. - доктор исторических наук, доцент, директор Тульского института (филиала), Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), г. Тула.
Каллаур В.С. - кандидат филологических наук, доцент кафедры европейских и восточных языков. Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема (Биробиджан).
Карпец Ф.В. - аспирант, ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет, учитель истории ГБОУ «Бауманская инженерная школа» № 1580.
Кистенев В.В. - кандидат исторических наук, доцент кафедры общетеоретических и гуманитарных дисциплин ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры». ORCID: 0000-0002-5479-0998
Кондюрина К.П. - студент. Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, г. Краснодар.
Костоева А.М. - научный сотрудник отдела ингушского фольклора и этнографии. Ингушский научно-исследовательский институт гуманитарных наук имени Ч.Э. Ахриева, г. Магас. SPIN-код: 6244-1561
Курбакова О.А. - старший преподаватель кафедры иностранных языков № 2. Российский экономический Университет имени Г.В. Плеханова.
Лобанова Е.И. - кандидат социологических наук, доцент кафедры иностранных языков № 2. Российский экономический Университет имени Г.В. Плеханова.
Лю Жуй - докторант, старший преподаватель. Институт русского языка, Хэйлунцзянский университет, Харбин, Китай.
Матиев М.А. - кандидат филологических наук, профессор кафедры ингушской литературы и фольклора, ФГБОУ «Ингушский государственный университет», г. Магас. SPIN-код: 5208-1469
Петросян К.А. - студент. Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, г. Краснодар.
Поспелова Н.В. - доцент, Елабужский институт Казанского федерального университета.
Рашидова А.Д. - кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики их преподавания. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова».
Рябова Е.Л. - доктор политических наук, главный редактор журнала «Этносоциум и межнациональная культура».
Саламатова Е.П. - студент, Елабужский институт Казанского федерального университета.
Стафеев О.Н. - кандидат иностранных наук, доцент кафедры социально-гуманитарного образования Сургутского государственного педагогического университета, г. Сургут.
Субботина Н.С. - старший преподаватель, Елабужский институт Казанского федерального университета.
Суфэйнуэр Сайфудин - докторант школы языка и литературы китайских этнических меньшинств. Китайский университет Минцзу города Пекин, Китай.
Терновая Л.О. - доктор исторических наук, профессор, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).
Хмелидзе В.Е. - студент. Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, г. Краснодар.
Цао Ханьюань - аспирантка Белорусского государственного университета, г. Минск, Беларусь.
Чебарев В.В. - заместитель начальника факультета (артиллерийского), соискатель. Михайловская военная артиллерийская академия, г. Санкт-Петербург.
Шавлохова Е.С. - доктор исторических наук, профессор кафедры истории и политологии. Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, г. Краснодар.
Шурухнов Н.Г. - доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России. Профессор кафедры уголовного права и процесса Тульского института (филиала), Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), г. Тула.
Янарсанова Д.М. - научный сотрудник отдела ингушского фольклора и этнографии. Ингушский научно-исследовательский институт гуманитарных наук имени Ч.Э. Ахриева, г. Магас. SPIN-код: 5244-4376
Ярославская И.И. - старший преподаватель кафедры иностранных языков № 1. Российский экономический Университет имени Г.В. Плеханова.
Яшина Л.Б. - ассистент кафедры истории и политологии. Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, г. Краснодар.