- Анонсы журнала "Этносоциум"
- Журнал Межконфессиональная миссия
- Альманах Крым. Экономика, инновации
- Журнал Культура мира (Cultural World)
- Анонсы книг
- Италия
- Статьи
- Альманах Казачество
- Власть истории – История власти
- Том 10. Часть 6. (№56)
- Том 10. Часть 5. (№55)
- Том 10. Часть 4. (№54)
- Том 10. Часть 3. (№53)
- Том 10. Часть 2. (№52)
- Том 10. Часть 1. (№51)
- Том 9. Часть 8. (№50)
- Том 9. Часть 7. (№49)
- Том 9. Часть 6. (№48)
- Том 9. Часть 5. (№47)
- Том 9. Часть 4. (№46)
- Том 9. Часть 3. (№45)
- Том 9. Часть 2. (№44)
- Том 9. Часть 1. (№43)
- Том 8. Часть 8. (№42)
- Том 8. Часть 8. (№42)
- Том 8. Часть 7. (№41)
- Том 8. Часть 6. (№40)
- Том 8. Часть 5. (№39)
- Том 8. Часть 4. (№38)
- Том 8. Часть 3. (№37)
- Том 8. Часть 2. (№36)
- Том 8. Часть 1. (№35)
- Том 7. Часть 8. (№34)
- Том 7. Часть 7. (№33)
- Том 7. Часть 6. (№32)
- Том 7. Часть 5. (№31)
- Том 7. Часть 4. (№30)
- Том 7. Часть 3. (№29)
- Том 7. Часть 2. (№28)
- Том 7. Часть 1. (№27)
- Том 6. Часть 8. (№26)
- Том 6. Часть 7. (№25)
- Том 6. Часть 6. (№24)
- Том 6. Часть 5. (№23)
- Том 6. Часть 4. (№22)
- Том 6. Часть 3. (№21)
- Том 6. Часть 2. (№20)
- Том 6. Часть 1. (№19)
- Том 5. Часть 4. (№18)
- Том 5. Часть 3. (№17)
- Том 5. Часть 2. (№16)
- Том 5. Часть 1. (№15)
- Том 4. Часть 4. (№14)
- Том 4. Часть 3. (№13)
- Том 4. Часть 2. (№12)
- Том 4. Часть 1. (№11)
- Том 3. Часть 4. (№10)
- Том 3. Часть 3. (№9)
- Том 3. Часть 2. (№8)
- Том 3. Часть 1. (№7)
Содержание электронного номера в формате PDF
Содержание
ПСИХОЛОГИЯ
|
|
Калабекова С.В., Байрамукова А.У., Бережнова О.В. К вопросу о психологической безопасности в образовательной среде
|
12
|
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, ЛИНГВИСТИКА
|
|
Тухватуллин Б.Т., Косырева М.С. Культура речи сотрудника Росгвардии
|
21 |
Шмелев В.Е. Термины русского жестового языка и их дефиниции в специальном законе
|
29 |
Фэн Циня Медиакоммуникация в контексте глобализационных процессов
|
40 |
Юэ Цян О проблемах преподавания русской грамматики в рамках русско-китайского двуязычного сравнения — На примере придаточного предложения времени с союзом “когда”
|
46 |
Перепелицына Ю.Р., Желябова И.В., Седунова Н.А. Вводные слова как контактно-этикетные средства синтаксиса в прозе А. Яшина
|
53 |
Блохина Т.Р., Калюжная И.А. Заговорные тексты как протективные тексты магического дискурса (на материале английского и немецкого языков)
|
61 |
Лю Син К вопросу формирования межкультурной невербальной коммуникативной компетенции при обучении русскому языку как иностранному
|
71 |
Фролова О.А. Роль паремий в формировании лингвокультурных компетенций при изучении иностранных языков в современном образовательном пространстве
|
81 |
Краевская А.Г., Мирзабекова А.А. Влияние английского языка на ментальные представления и когнитивные процессы носителей Русского языка
|
89 |
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК
|
|
Богданов С.В., Залюбовская В.В. Начало утверждения немецкого «нового порядка» на территории Курской области (по материалам донесений советской агентуры)
|
95 |
Кравченко А.В. Вклад региональных организаций Осоавиахима Карачая и Черкесии в подготовку воинских резервов для Красной Армии в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
|
103 |
Власов А.Е. Записные книжки унтер-офицеров как источник для изучения социально-биографических характеристик и денежного довольствия нижних чинов железнодорожной жандармерии в Российской империи в начале ХХ века
|
112 |
Аджиева З.И., Юрченко Н.И., Аджиев А.М., Байрамкулов А.З. Воздействие информационно-телекоммуникационной сети интернет на деструктивное поведение несовершеннолетних (проблемный аспект)
|
122 |
Борлакова М.А., Борлакова Ф.А., Карабашева Х.И., Узденова А.А. Развитие информационного пространства знаний в современных условиях
|
131 |
Пафов А.М. Основные мероприятия реформы среднего образования 1984-1991 гг. в Карачаево-Черкесии
|
135 |
Сергеев С.А. Деятельность городского православного прихода горнозаводского Урала в первое десятилетие советской власти в исторических исследованиях XX века (1900-1980-е гг.)
|
143 |
Чапкин Н.С. Разум и искусственный интеллект в аспекте новых возможностей
|
151 |
ИСТОРИЯ ГЕОПОЛИТИКИ, МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВСЕОБЩая ИСТОРИя
|
|
Терновая Л.О. Уличная дипломатия
|
156 |
Большухина М.Е. Особенности создания системы национальных парков на архипелаге Шпицберген и интересы СССР / России в регионе: ретроспективный анализ
|
169 |
Кирешеев Н.И. Подготовка кадров для Красной армии в военно-учебных заведениях на территории Киргизской ССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
|
175 |
Алексеев В.В. Пищевые продукты и гастрономия как инструмент нагнетания русофобии
|
184 |
Тарасов И.М. Группировка *DUDLĚB-A в составе раннесредневековых «Склавенов»: поиск истоков. Часть 1
|
189 |
ЛИНГВИСТИКА
|
|
Шмелев В.Е. Термины русского жестового языка и их дефиниции в дискурсе отраслевого права
|
197 |
Аннотации
|
208
|
Авторы
|
224
|
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Зам. Главного Редактора, руководитель проекта:
Рыбаков С.В., доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Уральского федерального университета.
Михайлов В.А., доктор исторических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой национальных и федеративных отношений Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Долгенко А.Н., доктор филологических наук. Заведующий кафедрой русского и иностранных языков. Московская академия Следственного комитета Российской Федерации.
Ковалева Н.А., доктор филологических наук, доцент. Профессор кафедры русского языка и литературы Института иностранных языков Нанкинского университета (КНР).
Ненарокова М.Р., доктор филологических наук, профессор кафедры теории и практики иностранных языков ИИЯ РУДН, ведущий научный сотрудник, отдел Классических литератур Запада и сравнительного литературоведения. Институт мировой литературы им. А.М. Горького (ИМЛИ) РАН. Переводчик.
Нагорнова Е.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков Института иностранных языков Российского университета дружбы народов.
Никашина Н.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков Института иностранных языков Российского университета дружбы народов.
Клименко Д.А., кандидат филологических наук, специалист по Италии.
Мурашко С.Ф., кандидат психологических наук, профессор кафедры русского и иностранных языков. Московская академия Следственного комитета Российской Федерации.
Терновая Л.О., доктор исторических наук, профессор МАДИ (Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет).
Ивакин Г.А., доктор исторических наук, профессор, эксперт. Заместитель директора ФГБНУ «Психологический институт РАО».
Наумова Г.Р., доктор исторических наук, профессор, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ).
Никонов А.В., доктор исторических наук, профессор, Государственный советник РФ 1 класса, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Нечипоренко В.С., доктор исторических наук, профессор Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Пономаренко Б.Т., доктор исторических наук, Заслуженный работник высшей школы РФ, профессор Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Летуновский П.В., кандидат исторических наук, доктор политических наук, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-кономических дисциплин Военной академии войсковой ПВО Вооруженных Сил РФ имени маршала Советского Союза А.М. Василевского.
Варсонофьев В.В., кандидат политических наук, военный эксперт.
Чапкин С.В., почетный академик, президент «Академии экологии и права».
Болтенкова Л.Ф., доктор юридических наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Игнатов И.С., кандидат политических наук, старший советник юстиции.
Вражнова М.Н., доктор педагогических наук, профессор, МАДИ (Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет).
Курбонзода Хонали, доктор исторических наук, Ректор Республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников сферы образования, Республика Таджикистан, г. Душанбе.
Платонова Н.М., доктор исторических наук. Доцент кафедры «Теория и история государства и права» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» (г. Хабаровск).
Рыбаков С.В., доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Уральского федерального университета.
Михайлов В.А., доктор исторических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой национальных и федеративных отношений Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Долгенко А.Н., доктор филологических наук. Заведующий кафедрой русского и иностранных языков. Московская академия Следственного комитета Российской Федерации.
Ковалева Н.А., доктор филологических наук, доцент. Профессор кафедры русского языка и литературы Института иностранных языков Нанкинского университета (КНР).
Ненарокова М.Р., доктор филологических наук, профессор кафедры теории и практики иностранных языков ИИЯ РУДН, ведущий научный сотрудник, отдел Классических литератур Запада и сравнительного литературоведения. Институт мировой литературы им. А.М. Горького (ИМЛИ) РАН. Переводчик.
Нагорнова Е.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков Института иностранных языков Российского университета дружбы народов.
Никашина Н.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков Института иностранных языков Российского университета дружбы народов.
Клименко Д.А., кандидат филологических наук, специалист по Италии.
Мурашко С.Ф., кандидат психологических наук, профессор кафедры русского и иностранных языков. Московская академия Следственного комитета Российской Федерации.
Терновая Л.О., доктор исторических наук, профессор МАДИ (Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет).
Ивакин Г.А., доктор исторических наук, профессор, эксперт. Заместитель директора ФГБНУ «Психологический институт РАО».
Наумова Г.Р., доктор исторических наук, профессор, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ).
Никонов А.В., доктор исторических наук, профессор, Государственный советник РФ 1 класса, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Нечипоренко В.С., доктор исторических наук, профессор Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Пономаренко Б.Т., доктор исторических наук, Заслуженный работник высшей школы РФ, профессор Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Летуновский П.В., кандидат исторических наук, доктор политических наук, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-кономических дисциплин Военной академии войсковой ПВО Вооруженных Сил РФ имени маршала Советского Союза А.М. Василевского.
Варсонофьев В.В., кандидат политических наук, военный эксперт.
Чапкин С.В., почетный академик, президент «Академии экологии и права».
Болтенкова Л.Ф., доктор юридических наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Игнатов И.С., кандидат политических наук, старший советник юстиции.
Вражнова М.Н., доктор педагогических наук, профессор, МАДИ (Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет).
Курбонзода Хонали, доктор исторических наук, Ректор Республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников сферы образования, Республика Таджикистан, г. Душанбе.
Платонова Н.М., доктор исторических наук. Доцент кафедры «Теория и история государства и права» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» (г. Хабаровск).
Аннотации
Калабекова С.В.
Байрамукова А.У.
Бережнова О.В.
К вопросу о психологической безопасности в образовательной среде
В исследовательской работе автором рассмотрена актуальность данной темы как для всех субъектов учебных учреждений. В данной исследовательской работе проанализировано такое явление как психологическая безопасность в образовательной среде. Также выделены основные понятия и препятствия, встающие на пути образовательных учреждений в процессе создания комфортной среды.
Актуальность данной темы заключается в том, что образовательная среда является одним из ключевых факторов формирования личности ребенка и его психического здоровья. В связи с этим необходимо обеспечить психологическую безопасность обучающихся в школах и других учебных заведениях. Это включает в себя установление правил межличностного общения, профилактику психологического насилия и формирование у детей и подростков навыков эмоционального и социального саморегулирования.
Ключевые слова: психологическая безопасность, психологическое здоровье, комфортная образовательная среда, угрозы психологической безопасности в образовательной среде.
Тухватуллин Б.Т.
Косырева М.С.
Культура речи сотрудника Росгвардии
В статье анализируются основные направления формирования и развития профессиональной речевой культуры сотрудника Росгвардии. Особое внимание уделяется таким качествам речи, как точность, логичность, уместность, чистота, правильность. Авторы приходят к выводу, что своеобразие профессионального речевого пространства Росгвардии определяется тем, что в него вливаются традиции профессионального общения и речевого поведения как военнослужащих, так и сотрудников правоохранительных органов.
Ключевые слова: культура речи, качество речи, профессиональное общение.
Шмелев В.Е.
Термины русского жестового языка и их дефиниции в дискурсе отраслевого права
В данной статье рассматриваются термины, связанные с русским жестовым языком (РЖЯ), в прагматическом аспекте толкования указанных терминов в специальных нормах процессуального и нотариального права.
Ключевые слова: РЖЯ, русский жестовый язык, визуально-пространственная модальность, визуальная модальность, термины, терминосистема, право, проблематика, дактильный алфавит, калькирующая жестовая речь, дефиниция, судопроизводство, нотариат.
Фэн Циня
Медиакоммуникация в контексте глобализационных процессов
Статья посвящена такому новому явлению современного общества, как медиакоммуникация. Бурное развитие цифровых и информационных технологий привело к тому, что население земного шара в большей степени начало потреблять информацию не через телевидение и газеты, как это было в ХХ веке, а преимущественно посредством сети Интернет. В связи с этим граждане всех стран оказались вовлеченными в новую медиаиндустрию, в связи с чем можно говорить о новом типе коммуникации, носящей глобальный характер. Автор статьи обращает внимание на взаимосвязь глобализации, коммуникации и средств массовой информации, благодаря чему создаются условия для формирования информационного контента, разрушаются границы между потребителем и создателем информационных материалов, происходят трансформационные процессы в медиасфере.
Ключевые слова: глобализация, медиакоммуникация, средства массовой информации, новые медиа, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Юэ Цян
О проблемах преподавания русской грамматики в рамках русско-китайского двуязычного сравнения — На примере придаточного предложения времени с союзом “когда”
Урок русской грамматики является важным учебным курсом для китайских студентов на базовом этапе младших классов специальности русского языка. В данной статье в качестве примера рассматривается содержание обучения придаточного предложения времени с союзом когда. В ней используется метод сравнительного преподавания русского и китайского двуязычия для сравнения и анализа различий в порядке слов при выражении одного и того же предложения на русском и китайском языках, чтобы развить у китайских студентов речевые навыки, помочь китайским студентам практики владеть русским языком, а также глубоко понять различия в выражении между русским и китайским двуязычием.
Ключевые слова: русско-китайское сравнение, русская грамматика, придаточного предложения времени, методика, китайские студенты.
Перепелицына Ю.Р.
Желябова И.В.
Седунова Н.А.
Вводные слова как контактно-этикетные средства синтаксиса в прозе А. Яшина
В статье анализируется функционирование вводных слов в художественных произведениях А. Яшина. В процессе исследования вводные слова в прозе писателя систематизированы по передаваемым ими значениям: выражение оценки говорящим степени достоверности сообщаемого; связь мыслей, последовательность изложения; указание на источник сообщения; выражение экспрессивности высказывания; призыв к собеседнику с целью привлечь внимание к сообщаемому. Также выявлены и описаны основные функции вводных слов: интимизация высказывания; этикетизация просьбы; смягчение вторжения в волевую сферу адресата, стремление смягчить категоричность своего утверждения, – которые способствуют успешному осуществлению коммуникации между персонажами художественных произведений А. Яшина, позволяют решить задачи, поставленные писателем в том или ином коммуникативно-речевом акте, не прерывая его.
Ключевые слова: вводные слова, вводные конструкции, субъективно-модальный план, функционально-семантическая категория, синтаксис, лингвокультурология.
Блохина Т.Р.
Калюжная И.А.
Заговорные тексты как протективные тексты магического дискурса (на материале английского и немецкого языков)
Цель данной работы заключается в сопоставительном анализе протективных текстов магического дискурса (заговоров, заклинаний) в немецкой и английской лингвокультурах. Новизна данного исследования состоит в выявлении языковых и стилистических особенностей заговоров и заклинаний как прогностических текстов на материале немецкого и английского языков. Важно отметить, что данный тип текста является малоизученным в лингвистике. Возможно это связано с тем, что долгое время тексты такого рода подвергались табуированию, кроме того анализ и интерпретация данных текстов, представляет собой определенную сложность для исследователей. В представленной работе рассматриваются заговорные тексты в сопоставительном аспекте на материале двух языков. В результате исследования было доказано, что принадлежность заговорных текстов к магическому дискурсу предполагает наличие универсальных и лингвоспецифических характеристик в немецкой и английской лингвокультурах.
Ключевые слова: магический дискурс, эзотерический дискурс, заговор, заклинание, суггестия, протективный текст, заговорная лексика.
Лю Син
К вопросу формирования межкультурной невербальной коммуникативной компетенции при обучении русскому языку как иностранному
В человечестве выделяется вербальный и невербальный вид коммуникации. Невебальная коммуникация как самый древний способ взаимодействия людей обозначает деятельность передачи информаций и выражения мыслей, совершенная с помощью неречевых средств общения, включая жесты, позы, мимику, интонацию и т. д. Она в повседневной жизни, особенно в межъязыковом и межкультурном общении выполняет своеобразные функции, незаменяемые вербальным языком. Безусловно, формирование межкультурной невербальной коммуникативной компетенции очень важно и актуально для каждого из китайских студентов-русистов. В данной статье ракрывается содержание понятия «невербальная коммуникация» и анализируются ее многочисленные функции в процессе межличностного общения, а также рассматривается реальное состояние воспитания у студентов навыков невербального общения при преподавании русского языка в китайских вузах. Основываясь на выявленных проблемах и недостатках, выдвигаются соответствующие методы и приемы по их улучшению.
Ключевые слова: невербальная коммуникация, межкультурная невербальная коммуникативная компетенция, обучение русскому языку как иностранному, проблемы и недостатки, методы и приемы формирования.
Фролова О.А.
Роль паремий в формировании лингвокультурных компетенций при изучении иностранных языков в современном образовательном пространстве
Статья посвящена вопросам формирования и развития лингвокультурных компетенций при изучении иностранных языков с учетом роли паремий. Конкретно рассматривались паремии английского языка. Было выявлено, что посредством изучения паремий иностранного языка у обучающихся развиваются такие лингвокультурные компетенции, как культурное понимание, коммуникация, креативность и мышление.
Ключевые слова: паремии иностранного языка, лингвокультурные компетенции, обучение иностранным языкам, лингвистика.
Краевская А.Г.
Мирзабекова А.А.
Влияние английского языка на ментальные представления и когнитивные процессы носителей Русского языка
Научная работа посвящена изучению влияния английского языка на ментальные представления и когнитивные процессы носителей русского языка. Целью исследования представляется важным выяснение степени влияния английского языка на мышление и понимание мира у русскоговорящих людей. В данной работе выясняются взаимосвязи между языком и мышлением человека. Большое внимание уделяется лексике и синтаксису, изучаются культурные представления и прогнозируются коммуникация и межкультурное взаимодействие.
Ключевые слова: английский язык, ментальные представления, когнитивные процессы, русский язык, психология, лингвистика, культурология, культурные аспекты, мировоззрение, миропонимание, терминология, грамматические особенности.
Богданов С.В.
Залюбовская В.В.
Начало утверждения немецкого «нового порядка» на территории Курской области (по материалам донесений советской агентуры)
Статья посвящена первоначальному этапу вторжения немецких войск на территорию одного из регионов Центрального Черноземья – Курской области, играющей стратегическую роль в дальнейшем продвижении вермахта к Москве и нанесении поражения Красной Армии. Информационным материалом для настоящей статьи послужили рассекреченные архивные документы Управления НКВД по Курской области – преимущественно разведывательные донесения советской агентуры, которая начала передавать сведения о ситуации на оккупированной германскими войсками территории уже в начале ноября 1941 года: всеохватывающий террор в отношении любых проявлений антифашисткой деятельности, массовые расстрелы гражданского населения, грабежи, беззаконие, жесткий паспортный контроль.
Ключевые слова: немецкий оккупационный режим, начало утверждения германского «нового порядка», агентура НКВД, Курская область.
Кравченко А.В.
Вклад региональных организаций Осоавиахима Карачая и Черкесии в подготовку воинских резервов для Красной Армии в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Обострение международной обстановки в последние годы и нарастание военно-политического противостояния со странами Запада, вновь актуализировали перед Российским государством проблему создания высокопрофессиональной и боеспособной армии.
И в этой связи, обращение к опыту воинской подготовки в Советском Союзе является не только актуальным, но, как представляется, необходимым.
Целью данной статьи является анализ основных направлений подготовки воинских резервов в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в двух национальных автономиях – Карачае и Черкесии областными организациями Осоавиахима.
Опираясь на основные принципы исследовательской работы (принцип историзма и научной объективности) автор попытался проследить основные этапы процесса военной подготовки призывной молодежи региона в условиях военного времени. Дано представление о ведущих направлениях работы оборонных кружков, военно-учебных пунктов, прослежена динамика результатов их деятельности. В процессе работы с архивными источниками, материалами печати и литературой применялся комплексный подход. Используя методы сравнительно-исторического и проблемно-хронологического анализа, автор попытался выявить основные тенденции в работе оборонных организаций в условиях военного времени.
Отмечается что подготовка воинских резервов для фронта в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. стало важнейшим направлением в деятельности региональных отделений общества «Осоавиахим».
В статье подчеркивается, что Карачаевское и Черкесское областные отделения Осоавиахима внесли весомый вклад в подготовку высококвалифицированных бойцов для Красной армии, которые с честью сражались за Родину, приближая Победу.
Ключевые слова: Карачай и Черкесия, Великая Отечественная война 1941-1945 гг., Осоавиахим, воинские резервы, военная подготовка, призывная молодежь.
Власов А.Е.
Записные книжки унтер-офицеров как источник для изучения социально-биографических характеристик и денежного довольствия нижних чинов железнодорожной жандармерии в Российской империи в начале ХХ века
Статья посвящена вопросам, связанным с изучением социально-биографических характеристик и источников доходов нижних чинов Сухиничского отделения Московско-Киевского жандармского полицейского управления железных дорог. Размеры денежного довольствия унтер-офицеров железнодорожной жандармерии фиксировалось в так называемой «записной книжке», где в соответствующих графах записывались анкетные данные унтер-офицера и суммы выдаваемых унтер-офицеров денег. Автором выявлены социальное происхождение, место рождения, семейный статус унтер-офицеров, проведена градация денежного довольствия нижних чинов по уровням (низший, средний, высший), показана динамика в выплатах квартирных, амуничных, кормовых денег и иных денежных компенсаций преимущественно за 1911 – 1916 гг.
Ключевые слова: Российская империя, железнодорожная жандармерия, социальный статус, денежное довольствие, записная книжка, единовременная выплата, начало XX века.
Аджиева З.И.
Юрченко Н.И.
Аджиев А.М.
Байрамкулов А.З.
Воздействие информационно-телекоммуникационной сети интернет на деструктивное поведение несовершеннолетних (проблемный аспект)
В данной статье рассматривается влияние информационно-телекоммуникационной сети Интернет на поведение несовершеннолетних. Выделены особенности поведения в онлайн пространстве. Цели исследования изучить факторы влияющие на ухудшение психологического состояния подростков, чтобы предложить меры их предотвращения. Предметом исследования является роль сети Интернет в развитии подросткового девиатного поведения.
Ключевые слова: несовершеннолетние, интернет зависимость, факторы риска, социальные сети, онлайн активность.
Борлакова М.А.
Борлакова Ф.А.
Карабашева Х.И.
Узденова А.А.
Развитие информационного пространства знаний в современных условиях
Одними из главных целями формирования информационного пространства, основанного на знаниях, является обеспечение прав граждан на объективную, достоверную и безопасную информацию, создание условий для удовлетворения их потребностей в постоянном развитии, получение качественных и достоверных сведений, новых компетенций, расширении кругозора.
Ключевые слова: информационное пространство знаний, информационное общество, информация, знания.
Пафов А.М.
Основные мероприятия реформы среднего образования 1984-1991 гг. в Карачаево-Черкесии
Российское государство на современном этапе нуждается в создании оптимальных условий для становления эффективной средней школы. Именно она должна обеспечить обучение и воспитание глубоко образованных, высоконравственных, патриотично настроенных юных граждан, способных решить любые задачи, стоящие перед страной.
И в этой ситуации осмысление опыта модернизации среднего образования в 1980-е гг., несомненно, актуально. Оно, как представляется, поможет в выстраивании наиболее действенного алгоритма создания системы общего образования, отвечающей всем современным требованиям.
Целью данной статьи является анализ процесса реализации основных направлений реформы системы среднего образования позднесоветского периода в Карачаево-Черкесии, ее результатов и итогов.
В статье, опираясь на ведущие принципы исследовательской работы (принцип историзма и научной объективности), автор попытался проследить ведущие направления модернизации советской средней школы на территории региона. Дано представление об основных мероприятиях в рамках реформы, прослежена динамика процесса, отмечены успехи и недостатки.
В процессе работы с архивными источниками и литературой автором применялся комплексный подход. Используя методы сравнительно-исторического и проблемно-хронологического анализа, автор попытался выявить основные тенденции в работе региональных органов управления образованием по обеспечению модернизации процесса обучения и воспитания.
В статье подчеркивается, что реформа средней школы в Карачаево-Черкесии, как и во всем Советском Союзе, несмотря на определенные успехи, не привела к желаемым результатам. Это было вызвано как объективными обстоятельствами (обострение политической обстановки, резкое снижение авторитета органов власти и Коммунистической партии, социально-экономический кризис и т.д.), так и субъективными факторами (непродуманность реформы, слабое кадровое и материально-техническое обеспечение общеобразовательных школ и т.д.).
Ключевые слова: Карачаево-Черкесия, система образования, средняя школа, реформа, трудовое обучение, воспитание, модернизационные процессы.
Сергеев С.А.
Деятельность городского православного прихода горнозаводского Урала в первое десятилетие советской власти в исторических исследованиях XX века (1900-1980-е гг.)
В данной статье проводится обзор историографии, освящающей деятельность городского православного прихода горнозаводского Урала в годы революционных потрясений и становления Советской власти. Главное внимание уделяется работам, вышедшим в свет в период с 1900 по 1980-е гг. XX века. Выявляются особенности подходов авторов к изучению вопросов деятельности прихода, как элемента организационной формы бытия церкви, тесно связанного с конкретной территорией, его места и роли в социуме и государстве.
Ключевые слова: православный приход, горнозаводской Урал, Русская православная церковь.
Чапкин Н.С.
Разум и искусственный интеллект в аспекте новых возможностей
Человеческий разум и искусственный интеллект имеют некоторое сходство, которое заключается в описательной семантике происходящего и построении языковой модели мира, но при этом они принципиально различаются по своему содержанию и обработке информации. Актуальность статьи определяется необходимостью научного осмысления определения сходства и различий человеческого разума и искусственного интеллекта с позиции данности взаимодействия. В статье представлены ключевые компоненты различия разума человека и искусственного интеллекта. Аргументируется, что человеческий разум, это сложная биологическая система, которая эволюционировала на протяжении миллионов лет, а искусственный интеллект представляет собой на данном этапе развития созданную человеком математическую имитационную модель, которая спроектирована и запрограммирована людьми, что в будущем, наиболее вероятно, приведет к эволюции искусственного интеллекта в сторону близкой имитации разума человека.
Ключевые слова: сознание, математическая модель, информация, данные, машинное обучение, обучение, принятие решений.
Терновая Л.О.
Уличная дипломатия
В статье показаны возможности такого разряда топонимики, как урбонимика, не только в трансляции образов, отражающих геополитическую идентичность государств, но и в проведении с помощью урбанонимов своеобразной дипломатии посредством наименования знаковых объектов городской среды. Дромонимы, выступающие именами улиц, могут служит визитными карточками городов, создавая в сознании, людей, даже никогда не бывавших в том или ином городе, яркое впечатление о нем, о стране, о ее народе и власти. Политика переименования улиц служит инструментом демонстрации дружественного или недоброжелательного отношения к другим государствам.
Ключевые слова: история, дипломатия, ономастика, топонимия, урбонимика, дромоним.
Большухина М.Е.
Особенности создания системы национальных парков на архипелаге Шпицберген и интересы СССР / России в регионе: ретроспективный анализ
Статья посвящена процессу создания системы ООПТ на архипелаге Шпицберген, в частности, национальных парков, как одному из направлений проводимой Норвегией экологической политики, в период с 1973 г. по настоящее время. Определена взаимосвязь процесса отделения земель под природоохранные и развития СССР/России на архипелаге. В результате проведения ретроспективного анализа выявлены особенности реализации политики Норвегии по созданию системы национальных парков на архипелаге Шпицберген в условиях постоянного присутствия СССР/России в регионе, сделан вывод о комплексном характере ограничений данного присутствия.
Ключевые слова: национальные парки, защита государственных интересов в Арктике, политика Норвегии на Шпицбергене, экология.
Кирешеев Н.И.
Подготовка кадров для Красной армии в военно-учебных заведениях на территории Киргизской ССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
В статье затрагивается тема военно-учебных заведений Рабоче-крестьянской Красной армии, которые дислоцировались в Киргизской ССР в годы Великой Отечественной войны. Представлена информация о военной академии, училищах, школах и курсах, которые готовили специалистов для замещения должностей младшего начальствующего состава Красной армии. Описана краткая история военно-учебных заведений. Представлены комментарии некоторым событиям в рассматриваемый промежуток времени.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, Киргизская ССР, военно-учебное заведение, обучение, курсантский состав, постоянный состав.
Алексеев В.В.
Пищевые продукты и гастрономия как инструмент нагнетания русофобии
В статье продемонстрировано, каким образом меню ресторанов и кафе, а также именования пищевых продуктов используются в качестве идеологического инструмента для насаждения русофобии и антироссийских настроений.
Ключевые слова: история России, идеология, психологическая война, массовое сознание, нетрадиционные исторические источники, меню общепита, русофобия.
Тарасов И.М.
Группировка *DUDLĚB-A в составе раннесредневековых «Склавенов»: поиск истоков. Часть 1
В первой части статьи исследуется древнейшее происхождение летописного этнонима «дулебы» и делается попытка соотнесения ранних дулебов с одной из германских этнических группировок в Восточной Европе, в дальнейшем славянизированных. Автор настаивает на германском происхождении названия и дальнейшей ассимиляции ранних дулебов в среде «склавенов» пражско-корчакской культуры.
Ключевые слова: дулебы, славяне, германцы, пражско-корчакская культура, Великое переселение народов.
Лешкова Я.Н.
Новый подход к жестовым языкам в рамках евразийской парадигмы
Что есть русский жестовый язык? Отдельный национальный язык или часть государственного языка? В статье проведен подробный аналитический разбор о том, что жестовые языки так или иначе являются частью государственных языков, только находятся в другой модальности языка — визуальной. Жестовые языки используют одни и те же термины и понятия, присущие государственным языкам, только имеют свои правила и грамматику в силу того, что жестовые языки основываются на другой модальности. Предложенная гипотеза обосновывается тем, что у глухих жителей определенной страны тот же самый менталитет, что и у большинства обычных жителей данного государства, у них одна и та же картина мира, которая отличается только модальностью восприятия: у глухих она визуальная, у слышащих — аудиальная, при этом письменность и средства массовой коммуникации у обеих категорий одни и те же. В свете проведенного анализа появилось понимание, что жестовые языки не могут быть отдельными национальными языками, как языки этнических меньшинств. Поэтому при изучении жестовых языков предлагается сменить научную парадигму, в которой жестовый язык изучается, как отдельный иностранный язык, не зависящий от звучащего, на новую научную парадигму, в которой жестовый язык изучается, как визуальная часть государственного языка. В статье дан полный разбор всех категорий неслышащих и предложен перечень форм визуальной модальности русского языка: русский жестовый язык, калькирующая жестовая речь, дактиль, мимика, артикуляция, кинесика, среди которых особо выделен маусинг на рассмотрение необходимости применения данного термина в свете того, что уже существует термин «артикуляция», и предложена подробная структура восприятия информации человеком в целом, каждый элемент которой создает мыслительно-речевое собирательное понятие – логос. Автор этим самым хотела показать, что нельзя принижать значение какой-либо одной модальности восприятия, что каждая модальность восприятия вносит большой вклад в развитие человечества.
Ключевые слова: русский жестовый язык, калькирующая жестовая речь, дактиль, мимика лица, артикуляция, кинесика, дейксис, маусинг, визуальная модальность языка, аудиальная модальность языка, кинестетическая модальность языка, фактуры речи, концептуальная и языковая картины мира, логос.
Исаев М.Г.
Визуальная модальность в массовых коммуникациях
В настоящей научной статье поднимаются вопросы коммуникации в социальном взаимодействии. Массовая коммуникация является неотъемлемой частью современного общества с его экономикой, политикой и культурой. Реалии жизни общества таковы, что без владения языком нельзя стать его полноправным членом, при этом в обществе могут существовать знаковые системы, которые известны сравнительно небольшим группам людей. Например, правила сигнализации флажками на флоте известны морякам, знаки азбуки Морзе — телефонистам, научная символика — учёным, жестовый язык — неслышащим.
Изучение жестового языка находится в самом начале своего пути, при этом потенциал языка, использующего визуальную модальность, развивается вместе с новыми видами массовых коммуникаций. Рассматривая форматы представления информации в визуальной модальности, автор вводит идею сигнот. Фундаментальная идея сигноты заключается в выражении идей в визуальной модальности, иными словами, передаче информации посредством знаков жестового языка.
Будущее сигнот и визуального модуса находится в руках тех, кто верит, что инструментарий системы знаков в массовых коммуникациях рождает новый коммуникационный уровень, вносящий огромный вклад в языковую систему в целом.
Ключевые слова: визуальная модальность языка, фактуры речи, средства массовых коммуникаций, русский жестовый язык, калькирующая жестовая речь, сигнота, Visual Vernacular (VV).
Шмелев В.Е.
Термины русского жестового языка и их дефиниции в специальном законе
В данной статье рассматриваются термины, связанные с русским жестовым языком (РЖЯ), в дискурсе терминоведения и права. Рассмотрены подходы к изучению терминов, даны основные виды терминов. Определены термины и их дефиниции, связанные с русским жестовым языком в тексте специального закона, регулирующего вопросы языка людей с нарушениями слуха и/или речи, а также в нормативно-правовом акте, определяющем порядок предоставления услуг по переводу русского жестового языка. Для дефиниции новых терминов использован метод сравнительного анализа, с учетом дискурса лингвистических исследований визуальной модальности языков соответствующего времени (диахронный анализ). Поставлены вопросы о дефиниции понятий «русский жестовый язык» – как национальной, самостоятельной, независимой системы; «сурдоперевод» и «перевод русского жестового языка» – в части вытеснения последним первоначального значения первого и исчезновения в тексте закона понятия калькирующей жестовой речи как визуального канала общения, основанного на вербальном русском языке.
Ключевые слова: РЖЯ, русский жестовый язык, жестовые языки, визуально-пространственная модальность, визуальная модальность, термины, терминосистема, право, проблематика, калькирующая жестовая речь, дефиниция, диахронный анализ.
Авторы
Аджиев А.М. - аспирант.
Аджиева З.И. - кандидат исторических наук, доцент кафедры государственные и административно-правовые дисциплины, ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия».
Алексеев В.В. - доцент кафедры источниковедения, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Байрамкулов А.З. - студент, ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия».
Байрамукова А.У. - директор ЧУДПО «Олимпия». Аспирант. Северо-Кавказская государственная академия.
Бережнова О.В. - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой начального и дошкольного образования, Ставропольский государственный педагогический институт (Филиал СГПИ в г. Железноводске).
Блохина Т.Р. - кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, Московский Финансово-Промышленный университет «Синергия».
Богданов С.В. - доктор исторических наук, профессор Губкинского филиала. НИТУ «Московский институт стали и сплавов».
Большухина М.Е. - соискатель ученой степени кандидата наук, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова.
Борлакова М.А. - старший преподаватель кафедры общей информатики. Северо-Кавказская государственная академия.
Борлакова Ф.А. - обучающаяся 2 курса. Северо-Кавказская государственная академия.
Власов А.Е. - аспирант 3 курса кафедры истории Института истории и права, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского.
Желябова И.В. - доцент кафедры русского языка, кандидат филологических наук. Северо-Кавказский федеральный университет.
Залюбовская В.В. - аспирантка ФГБОУ НИУ «Белгородский государственный университет».
Исаев М.Г. - магистр, Московский государственный лингвистический университет, Москва. Генеральный директор Deafon, ООО «МАЯС».
Калабекова С.В. - кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин. Северо-Кавказская государственная академия.
Калюжная И.А. - кандидат филологических наук, доцент кафедры ЭиСГД, ВФ ВолГУ (Волжский филиал Волгоградского государственного университета), г. Волжский.
Карабашева Х.И. - обучающаяся 2 курса. Северо-Кавказская государственная академия.
Кирешеев Н.И. - адъюнкт (соискатель) Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации.
Косырева М.С. - доктор филологических наук, Доцент кафедры иностранных языков. Новосибирский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии.
Краевская А.Г. - студент ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Москва.
Кравченко А.В. - аспирант кафедры истории России, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева.
Лешкова Я.Н. - Московский государственный лингвистический университет ИНЯЗ имени Мориса Тореза.
Лю Син - Хуайиньский Технологический Институт, Хуайань, Китай.
Мирзабекова А.А. - старший преподаватель ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Москва.
Пафов А.М. - аспирант, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева.
Перепелицына Ю.Р. - кандидат филологических наук, преподаватель кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России.
Седунова Н.А. - доцент кафедры русского языка, кандидат филологических наук. Северо-Кавказский федеральный университет.
Сергеев С.А. - аспирант, ФГБОУ ВО «Челябинский государственный институт культуры».
Тарасов И.М. - аспирант Кафедры истории России, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина (Санкт-Петербург).
Терновая Л.О. - доктор исторических наук, профессор, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).
Тухватуллин Б.Т. - кандидат педагогических наук, доцент. Заместитель начальника института по научной работе. Новосибирский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии.
Узденова А.А. - обучающаяся 2 курса. Северо-Кавказская государственная академия.
Фролова О.А. - кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков ИРИ, Российский технологический университет МИРЭА.
Фэн Циня - магистр, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Чапкин Н.С. - ведущий руководитель IT технологий. Международного Издательского Центра «Этносоциум».
Шмелев В.Е. - аспирант по профилю подготовки 10.02.19. Теория языка, направлению 45.04.01 Языкознание и литературоведение в ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет», Управляющий директор ООО «Институт экспертиз лингвистики русского жестового языка, проблем перевода и правоприменения».
Юрченко Н.И. - старший преподаватель кафедры всеобщей истории. Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева.
Юэ Цян - доцент, научный руководитель, Шанхайский политико-юридический университет, заместитель начальника Центра исследований при Комиссии по юридическим услугам для ШОС (Китай), пост-доктор Восточно-китайского политико-юридического университета.