КОНКУРС
на лучшую научную и научно-публицистическую работу по теме: Молодежная политика. 
Цифровая экономика и регионоведение.

Текущий номер

Власть истории – История власти. Том 8. Часть 6. № 40. 2022

Содержание электронного номера в формате PDF

 

Содержание

 
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
 
Бордученко Ю.Л., Бородин М.П., Зуев А.В. Реформа мореходного образования 1919 г.
10
Горлов М.И. Оценка внешнеполитического курса Александра III в советской историографией
17
Джазаева И.А.-А., Куначева Ф.Г. История эволюции российской политической элиты
22
Ячменёва В.Д. Проблемы социокультурного развития в сфере образования в 30-40-е гг. на Южном Урале
28
Гусев К.Д. Векторы социальной политики администрации Н.И. Кондратенко (1997–2000 гг.)
33
 
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
 
Матсон О.О., Ямщикова Н.Ю. К вопросу о существовании в Германии параллельных официальным обществ
40
Напсо М.Б. Информационное общество: реалии и риск
50
 
ЭТНОГРАФИЯ, ЭТНОЛОГИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ
 
Напсо М.Д. Образование как условие формирования человеческого капитала
59
Пономарев М.Б., Пономарева Т.Н. Фотографии Владимира Ильича Иохельсона в изучении якутского народа
66
 
ИСТОРИОГРАФИЯ, ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ, МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
 
Калабекова С.В., Кухтарева О.А., Амирханян В.Г. Адаптивное физическое воспитание и формирование здорового образа жизни как одна из приоритетных задач современного образования
82
 
ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
 
Эмирханов И.А. Оборонно-финансовые и мобилизационные программы как один из ключевых элементов военной повседневности населения тыла в 1941-1945 гг. (на примере Дагестана)
88
 
Аннотации
 
99
Авторы
108
 

 

РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Зам. Главного Редактора, руководитель проекта:
Рыбаков С.В., доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Уральского федерального университета.

Михайлов В.А., доктор исторических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой политического анализа и управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Терновая Л.О., доктор исторических наук, профессор МАДИ (Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет).
Ивакин Г.А., доктор исторических наук, профессор, эксперт.
Долгенко А.Н., доктор филологических наук. Заведующий кафедрой русского и иностранных языков. Московская академия Следственного комитета Российской Федерации.
Наумова Г.Р., доктор исторических наук, профессор, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ).
Никонов А.В., доктор исторических наук, профессор, Государственный советник РФ 1 класса, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Нечипоренко В.С., доктор исторических наук, профессор Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Пономаренко Б.Т., доктор исторических наук, Заслуженный работник высшей школы РФ, профессор Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Летуновский П.В., кандидат исторических наук, доктор политических наук, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-кономических дисциплин Военной академии войсковой ПВО Вооруженных Сил РФ имени маршала Советского Союза А.М. Василевского.
Варсонофьев В.В., кандидат политических наук, военный эксперт.
Чапкин С.В., почетный академик, президент «Академии экологии и права».
Кондратьев В.В., доктор педагогических наук, профессор, начальник Центра переподготовки и повышения квалификации вузов ИДПО ФГБОУ «КНИТУ» (Казанский Национальный Исследовательский Технологический Университет).
Болтенкова Л.Ф., доктор юридических наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Игнатов И.С., кандидат политических наук, старший советник юстиции.
Вражнова М.Н., доктор педагогических наук, профессор, МАДИ (Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет).
Тихонов А.К., доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории, археологии и краеведения Гуманитарного института Владимирского государственного университета имени братьев А.Г. и Н.Г. Столетовых, председатель Союза краеведов Владимирской области.
Конюченко А.И., доктор исторических наук, профессор кафедры истории России и зарубежных стран Челябинского государственного университета.
Курбонзода Хонали, доктор исторических наук, Ректор Республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников сферы образования, Республика Таджикистан, г. Душанбе.
Ненарокова М.Р., доктор филологических наук, профессор кафедры теории и практики иностранных языков ИИЯ РУДН, ведущий научный сотрудник, отдел Классических литератур Запада и сравнительного литературоведения. Институт мировой литературы им. А.М. Горького (ИМЛИ) РАН. Переводчик.
Платонова Н.М., доктор исторических наук. Доцент кафедры «Теория и история государства и права» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» (г. Хабаровск).
Клименко Д.А., кандидат филологических наук, специалист по Италии.
Нагорнова Е.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков Института иностранных языков Российского университета дружбы народов.
Никашина Н.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков Института иностранных языков Российского университета дружбы народов.

 

 

Аннотации
Бордученко Ю.Л.
Бородин М.П.
Зуев А.В.
Реформа мореходного образования 1919 г.
Рассматриваются вопросы реформы мореходного образования 1919 г. Авторами отмечено, что одновременно с преобразованием системы управления учебными заведениями в Советской республике велась работа по созданию учебных заведений нового типа для подготовки моряков. Разрабатывались основные направления будущей реформы мореходного образования. В соответствии с новым Положением о реформе учебных заведений водного транспорта могли создаваться профессионально - технические дневные курсы, вечерние курсы рабочих водного транспорта первой и второй ступеней, техникумы водного транспорта и высшие школы торгового флота. Авторами сделан вывод, что впервые была создана достаточно стройная и последовательная система подготовки специалистов водного транспорта.
Ключевые слова: реформа, подготовка, преподавательский состава, водный транспорт, учебная часть, учебный совет, техникумы.
 
Горлов М.И.
Оценка внешнеполитического курса Александра III в советской историографией
Цель: установление наиболее значимых направлений во взглядах и оценках советских историков, касающихся внешней политики Александра III.
Процедура и методы исследования: анализ оценок внешней политики Александра III на основе изучения и систематизации главных направлений исследования данного вопроса в советской историографии.
Результаты проведённого исследования: проведенный анализ и систематизация научных подходов к оценке внешней политики Российской империи периода правления Александра III позволяет установить актуальные направления исследования данного вопроса советскими историками, а также определить пути их дальнейшего развития.
Теоретическая значимость: определены и систематизированы взгляды и оценки советских историков по основным направлениям внешней политики Александра III, позволяющие выявить новые направления исследований данной темы в советской историографии.
Ключевые слова: внешнеполитический курс Российской империи в период правления Александра III, идеология внешней политики Александра III, оценка внешней политики Александра III советскими историками.
 
Джазаева И.А.-А.
Куначева Ф.Г.
История эволюции российской политической элиты
Становление новой модели политической элиты прошло через несколько этапов. В основу периодизации эволюции российской политической элиты положены её качественные характеристики, позволяющие политической элите олицетворять и развивать, выражать и воплощать глубины вечного национального интереса, отражать традиционное национальное сознание, рефлексируя единство прошлого, настоящего и будущего нации как некой органической целостности.
Ключевые слова: эволюция политической элиты, рекрутирование, эффективность политической элиты.
 
Ячменёва В.Д.
Проблемы социокультурного развития в сфере образования в 30-40-е гг. на Южном Урале
В данной статье рассматриваются проблемы развития образования на территории Южного Урала: в Челябинской, Курганской, Оренбургской областях, а также Башкортостана.
Особое внимание уделено положению преподавательского состава, развитию и сложившимся трудностям в довоенное время и первые годы после войны.
Отдельно рассмотрены специфические особенности сложностей в модернизации образования на разных территориях Южного Урала. А также влияние на общее социальное и индустриальное развитие.
Ключевые слова: образование, Южный Урал, модернизация, история образования.
 
Гусев К.Д.
Векторы социальной политики администрации Н.И. Кондратенко (1997–2000 гг.)
Целью исследования является реконструкция основных направлений социальной политики, которую осуществляла Администрация Краснодарского края во главе с Н.И. Кондратенко в 1997–2000 гг. В фокусе исследования находятся мероприятия в сфере молодежной политики и образования. Выявляются конкретные программы поддержки молодежи, освещается их идеологическая основа, изучаются практические меры по их внедрению в реальную жизнь. Производится анализ социальных программ, осуществляется оценка их результативности, а также исследуются причины частичной незавершенности взятого социального вектора политики краевой Администрации. Подчеркивается приоритетность и системность развития социальных механизмов на Кубани в период губернаторства Н.И. Кондратенко, несмотря на сложность экономической ситуации в стране и регионе. В ходе исследования применяются историко-сравнительный и историко-генетический методы. Также в научный оборот вводятся ранее неизученные документы Государственного архива Краснодарского края (ГАКК) по данной проблеме.
Ключевые слова: Н.И. Кондратенко, молодежная политика, Администрация Краснодарского края, Кубань, губернатор, патриотизм.
 
Матсон О.О.
Ямщикова Н.Ю.
К вопросу о существовании в Германии параллельных официальным обществ
В статье рассматривается проблема формирования в Германии общества мигрантов-мусульман, параллельного официальному. С увеличением количества мусульман в Германии, властям становится все сложнее их контролировать. Мигранты настолько уверовали в свою безнаказанность, что периодически решаются устраивать массовые беспорядки, что, например, произошло в Кельне в канун наступления 2016 года, когда было зарегистрировано около тысячи нападений со стороны выходцев из арабских и североафриканских стран. В связи с подобными происшествиями в обществе все чаще всплывает тема «параллельных обществ». Хотя в Германии существование подобных обществ часто оспаривается, исследователи пользовались данным термином для рассмотрения различных сфер жизни мусульман. Возникает необходимость разобраться, что же это за явление и что является причинами его возникновения.
Ключевые слова: Германия, мусульмане, мигранты, ислам, параллельное общество, интеграция, обособление.
 
Напсо М.Д.
Информационное общество: реалии и риски
В статье рассматриваются характерные черты информационного общества, в том числе и как общества потребления со свойственными ему постоянным обновлением способов передачи информации, ростом ее объемов, числа носителей, пользователей, распространителей. Среди рисков информационного бума автор уделяет особое внимание таким свойствам движения и использования информации, как накопление массивов информации, абстрагирование информации от первоначального, конструирование новой информации, ее модификация, использование искусственного интеллекта. В условиях реальности информационных атак, травли, провокаций, инфодемий актуализируются проблемы информационной безопасности. Среди правовых механизмов регулирования информационных потоков наиболее плодотворным автору представляется определение правового режима информации в Интернете и правового режима информации в виде баз данных.
Ключевые слова: цифровая эпоха, информационное общество, общество потребления, информация, искусственный интеллект, информационные технологии, коммуникационные технологии, блогосфера, базы данных, правовой режим информации.
 
Напсо М.Д.
Образование как условие формирования человеческого капитала
В статье рассматривается роль института образования в формировании человеческого капитала. Раскрывается содержание понятия «человеческий капитал», прослеживается его зависимость от уровня и качества образования. Раскрывается роль человеческого капитала как важнейшего производительного фактора, как основы и двигателя инновационной экономики. Образовательный капитал исследуется как одна из основных составляющих человеческого капитала, подчеркивается востребованность знания и информации постиндустриальным обществом.
Ключевые слова: человеческий капитал, образование, знание, информация, навыки, инвестиции, экономика знаний.
 
Пономарев М.Б.
Пономарева Т.Н.
Фотографии Владимира Ильича Иохельсона в изучении якутского народа
Фотография в современном мире стоит на передовых позициях исследовательской деятельности. Связи с этим в данный период стали актуальны фотографии В.И. Иохельсона, политического ссыльного в Якутии. Особенность исследований проходивших в тот период дает весьма интересный материал.
В.И. Иохельсон человек с интересной судьбой, по воле которой, оказавшись в Сибири, начал бурную исследовательскую деятельность. Сотрудничал с такими известными людьми как Франц Боаз, В.Г. Богораз-Тан. Оставил после себя массивный научный материал для изучения народов Сибири.
Ключевые слова: РГО, Американский Музей естественной истории, этнография, экспедиция, Якутия, Сибирь, повседневность, культура, хозяйство, обряд, поселения, фотография, постройки.
 
Калабекова С.В.
Кухтарева О.А.
Амирханян В.Г.
Адаптивное физическое воспитание и формирование здорового образа жизни как одна из приоритетных задач современного образования
В современном мире существует множество различных направлений для привлечения людей к занятию спортом. Автор посвятил статью одной из актуальных проблем современного общества - сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения. Так же в статье раскрывается проблема адаптивного физического воспитания детей. Показано значение адаптивного физического воспитания в укреплении здоровья детей и в формировании здорового образа жизни.
Методологию исследования составили онтологические принципы диалектики, которые позволили представить проблему как взаимосвязанное и единое целое.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура, здоровый образ жизни, уроки физкультуры, учебная деятельность, внеурочная деятельность.
 
Эмирханов И.А.
Оборонно-финансовые и мобилизационные программы как один из ключевых элементов военной повседневности населения тыла в 1941-1945 гг. (на примере Дагестана)
Статья посвящена исследованию проблемы организации помощи Красной Армии со стороны граждан, которая проходила в виде подписки на военные займы, сбора денег в Фонд Обороны на постройку эскадрильи самолетов, танковой колонны, подарков и теплых вещей для бойцов Красной Армии, а также оборонно-массовой работы в условиях военного времени, и связанной с этим трансформации повседневной жизни населения Дагестана. Автором на основе использования разнохарактерных материалов сделан вывод, что населением Дагестанской автономной республики, несмотря на материально-бытовые трудности, была проделана огромная работа по мобилизации финансовых средств и ресурсов на борьбу против врага, превратившегося в норму жизни граждан в условиях военной действительности.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, Дагестан, Фонд Обороны, помощь фронту, оборонно-массовая работа, повседневность.
 
 
 
Авторы
Амирханян В.Г. - преподаватель кафедры физической подготовки. Воронежский институт Министерства Внутренних Дел России.
Бородин М.П. - кандидат исторических наук, доцент кафедры переподготовки и повышения квалификации специалистов, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России имени Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева (Санкт-Петербург).
Бордученко Ю.Л. - кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник, Институт проблем транспорта имени Н.С. Соломенко Российской Академии наук (Санкт-Петербург).
Горлов М.И. - оценка внешнеполитического курса Александра III в советской историографией.
Гусев К.Д. - старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и востоковедения. ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет».
Джазаева И.А.-А. - кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, Северо-Кавказская государственная академия.
Зуев А.В. - кандидат исторических наук, доцент кафедры частного права, Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова (Санкт-Петербург), доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин Ленинградского областного филиала Санкт-Петербургского университета МВД России.
Калабекова С.В. - кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин. Северо-Кавказская государственная академия.
Куначева Ф.Г. - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева.
Кухтарева О.А. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, филиал в г. Пятигорске.
Матсон О.О. - ассистент кафедры иностранных языков, ФГБОУ ВПО «Брянский Государственный Университет имени И.Г. Петровского».
Напсо М.Д. - доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин. Северо-Кавказская государственная академия.
Пономарев М.Б. - аспирант кафедры всемирной истории и этнологии Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск.
Пономарева Т.Н. - кандидат педагогических наук, доцент, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск.
Эмирханов И.А. - кандидат исторических наук, доцент, Дагестанский государственный университет, Махачкала.
Ямщикова Н.Ю. - ассистент кафедры иностранных языков, ФГБОУ ВПО «Брянский Государственный Университет имени И.Г. Петровского».
Ячменёва В.Д. - аспирант факультета исторических наук и археологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.