КОНКУРС
на лучшую научную и научно-публицистическую работу по теме: Молодежная политика. 
Цифровая экономика и регионоведение.

Текущий номер

Власть истории – История власти. Том 9. Часть 4. № 46. 2023

Содержание электронного номера в формате PDF

 

Содержание

 
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
 
Богословская В.Р., Долгенко А.Н., Мурашко С.Ф., Рудакова С.В. Диалектика развития русской лингвокультуры в начале XXI века
12
 
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК
 
Власов А.Е., Штепа А.В. Проблема выплаты пенсий и предоставления медицинской помощи нижним чинам общей полиции и железнодорожной жандармерии Калужской губернии в начале ХХ века (на примере биографии старшего городового С.А. Гречишникова и унтер-офицера Е.П. Козлова)
20
Шляхов А.В. Историческая память о первой мировой войне на страницах журнала «вопросы истории» (на примере 1951 года)
28
Ахметова А.Р., Галимзянова Л.Р. Особенности национального образования в культурно-историческом поле российской провинции (конец XIX - первая четверть XX вв.)
34
Белоглазов Р.Н., Рац А.Г. Неопубликованные мемуары В.И. Осокина как источник по истории деятельности подпольных организаций Севастополя в годы Великой Отечественной Войны
42
Синицын О.В. Характер и особенности среднешкольного и университетского преподавания истории в России
52
Кубанова А.К., Кравцов О.В. Эмоции в процессе их управления
62
Серенко М.Н. Первые шаги по восстановлению учреждений образования города Сталинграда в 1943 году
68
Шляхов А.В. Историческая память о первой мировой войне на страницах журнала «историк-марксист» в «юбилейные» годы (на примере 1928 и 1938 годов)
74
Щупленков Н.О., Щупленков О.В. Историографический обзор исторических исследований на страницах журнала «Власть истории и История власти»
90
 
ИСТОРИЯ ГЕОПОЛИТИКИ, МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
 
Зияев А.А. Особенности военного обучения личного состава в узбекских национальных соединениях на территории Узбекской ССР в годы Великой Отечественной войны
103
Чжин Сил Азиатские иммигранты Дальнего Востока в материалах первой переписи населения Российской Империи 1897 г.
118
 
Аннотации
 
125
Авторы
134
 

 

РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Зам. Главного Редактора, руководитель проекта:
Рыбаков С.В., доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Уральского федерального университета.

Михайлов В.А., доктор исторических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой национальных и федеративных отношений Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Долгенко А.Н., доктор филологических наук. Заведующий кафедрой русского и иностранных языков. Московская академия Следственного комитета Российской Федерации.
Ковалева Н.А., доктор филологических наук, доцент. Профессор кафедры русского языка и литературы Института иностранных языков Нанкинского университета (КНР).
Ненарокова М.Р., доктор филологических наук, профессор кафедры теории и практики иностранных языков ИИЯ РУДН, ведущий научный сотрудник, отдел Классических литератур Запада и сравнительного литературоведения. Институт мировой литературы им. А.М. Горького (ИМЛИ) РАН. Переводчик.
Нагорнова Е.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков Института иностранных языков Российского университета дружбы народов.
Никашина Н.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков Института иностранных языков Российского университета дружбы народов.
Клименко Д.А., кандидат филологических наук, специалист по Италии.
Мурашко С.Ф., кандидат психологических наук, профессор кафедры русского и иностранных языков. Московская академия Следственного комитета Российской Федерации.
Терновая Л.О., доктор исторических наук, профессор МАДИ (Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет).
Ивакин Г.А., доктор исторических наук, профессор, эксперт. Заместитель директора ФГБНУ «Психологический институт РАО».
Наумова Г.Р., доктор исторических наук, профессор, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ).
Никонов А.В., доктор исторических наук, профессор, Государственный советник РФ 1 класса, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Нечипоренко В.С., доктор исторических наук, профессор Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Пономаренко Б.Т., доктор исторических наук, Заслуженный работник высшей школы РФ, профессор Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Летуновский П.В., кандидат исторических наук, доктор политических наук, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-кономических дисциплин Военной академии войсковой ПВО Вооруженных Сил РФ имени маршала Советского Союза А.М. Василевского.
Варсонофьев В.В., кандидат политических наук, военный эксперт.
Чапкин С.В., почетный академик, президент «Академии экологии и права».
Болтенкова Л.Ф., доктор юридических наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Игнатов И.С., кандидат политических наук, старший советник юстиции.
Вражнова М.Н., доктор педагогических наук, профессор, МАДИ (Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет).
Курбонзода Хонали, доктор исторических наук, Ректор Республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников сферы образования, Республика Таджикистан, г. Душанбе.
Платонова Н.М., доктор исторических наук. Доцент кафедры «Теория и история государства и права» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» (г. Хабаровск).

 

 

Аннотации
Богословская В.Р.
Долгенко А.Н.
Мурашко С.Ф.
Рудакова С.В.
Диалектика развития русской лингвокультуры в начале XXI века
Статья посвящена анализу процессов, влияющих на динамику и специфику развития русской лингвокультуры в начале XXI в. Выявляются особенности развития культурных стереотипов, определяющих особенности современной лингвокультурной ситуации в контексте противодействия глобализационных и деглобализационных тенденций.
Ключевые слова: современная русская лингвокультура, стереотипы лингвокультуры, глобализация и деглобализация.
 
Власов А.Е.
Штепа А.В.
Проблема выплаты пенсий и предоставления медицинской помощи нижним чинам общей полиции и железнодорожной жандармерии Калужской губернии в начале ХХ века (на примере биографии старшего городового С.А. Гречишникова и унтер-офицера Е.П. Козлова)
В статье уделяется внимание трудностям, с которыми сталкиваются рядовые служащие железнодорожной жандармерии в Калужской губернии и общей полиции города Калуги в начале ХХ века: а именно с выплатой пенсии в случае частичной или полной утраты трудоспособности, а также с предоставлением медицинских услуг. Сделан вывод о недостаточном финансовом обеспечении низшего звена полицейского аппарата Российской империи.
Ключевые слова: городовой, медицинское обеспечение, пенсия, полицейский.
 
Шляхов А.В.
Историческая память о первой мировой войне на страницах журнала «вопросы истории» (на примере 1951 года)
В настоящей статье представлены отдельные результаты исследования, посвященного трансформации исторической памяти о Первой мировой войне в России. Объект исследования – Первая мировая война в России; предмет – публикации о Первой мировой войне на страницах 12 номеров журнала «Вопросы истории» за 1951 год; цель – рассмотрение взглядов на Первую мировую войну на страницах журнала в указанный период. Делается вывод о том, что в 1951 году сюжеты, связанные с Первой мировой войной, были представлены на страницах журнала «Вопросы истории» на постоянной основе. Рассматривается, как данные сюжеты были отражены с точки зрения используемой терминологии, содержания и политических аспектов.
Ключевые слова: историческая память, историография Первой мировой войны, трансформация исторической памяти.
 
Ахметова А.Р.
Галимзянова Л.Р.
Особенности национального образования в культурно-историческом поле российской провинции (конец XIX - первая четверть XX вв.)
В статье рассматриваются вопросы, связанные с реализацией государственной политики в области национального образования российской провинции в конце XIX - первой четверти XX вв. Выделены проблемы инкорпорации учительского корпуса в государственную образовательную систему, социальной адаптации учительства, культурной социализации учащихся в рамках классово-политизированной системы советского образования в Татарстане. Раскрываются идеологические и практические проблемы, связанные с переходным периодом от дореволюционной школы к советской. Привлечены новые архивные материалы из фондов республиканских, городских и кантональных отделов народного образования Республики Татарстан, которые позволяют показать действия татарстанского руководства в процессе формирования новых учительских кадров.
Ключевые слова: образование, политика, реформы, обновление, советская власть, реформирование, просвещение, религия, учитель, педагог, школа, учащиеся.
 
Белоглазов Р.Н.
Рац А.Г.
Неопубликованные мемуары В.И. Осокина как источник по истории деятельности подпольных организаций Севастополя в годы Великой Отечественной Войны
В статье рассматривается текст неопубликованных воспоминаний В.И. Осокина о подполье Севастополя в годы Великой Отечественной войны. Установлено, что данный источник имеет большое информационное значение для изучения истории движения сопротивления в городе в период оккупации.
Ключевые слова: Севастополь, оккупационный режим, подпольные организации, движение сопротивления, В.Д. Ревякин.
 
Синицын О.В.
Характер и особенности среднешкольного и университетского преподавания истории в России
В статье характеризуется тесная связь и отличие среднешкольного и университетского преподавания истории в России со стороны построения дисциплины, сообщения материала, содержания предмета, приспособления курсов истории к возрастным особенностям понимания учащихся. Различие между названными системами исторического образования существует и должно существовать, исходя из характера и особенностей целей и задач этих уровней образования и методическим приемам педагогического воздействия. Это также обусловлено требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного общего, среднего общего и высшего образования к результатам освоения основных образовательных программ и приобретения соответствующих ключевых компетенций школьниками и студентами в координатах обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации. При выявленных отличиях в построении и содержании среднешкольных и университетских курсов истории, межу ними должно быть полное единство в освещении и трактовке всех основных вопросов истории на основе Историко-культурного стандарта и Концепции преподавания истории России в образовательных организациях высшего образования.
Ключевые слова: история, средняя школа, высшая школа, образование, методология, методика истории, содержание, объем, учебная программа.
 
Кубанова А.К.
Кравцов О.В.
Эмоции в процессе их управления
Эмоциями называют процессы, которые отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Они могут влиять на наше поведение, мышление, межличностные отношения, профессиональную деятельность, наше общее состояние здоровья и восприятие мира в целом. Управление эмоциями понимается, как способность не только определять свои и чужие эмоции, но и справляться с ними, принимать ответственность за действия и ошибки.
Ключевые слова: эмоции, эмоциональная регуляция, управление эмоциями.
 
Серенко М.Н.
Первые шаги по восстановлению учреждений образования города Сталинграда в 1943 году
Представленная работа посвящена изучению вопросов, связанных с восстановлением разрушенного в ходе Великой Отечественной войны, народного хозяйства, в частности, учреждений образования. Проблема раскрывается на примере города Сталинграда. Названный город был почти до основания разрушен в ходе ожесточенных боев и восстановлен заново.
Ключевые слова: Сталинград, восстановительный период, учреждения образования, материально-техническая база учреждений, кадры.
 
Шляхов А.В.
Историческая память о первой мировой войне на страницах журнала «ис-торик-марксист» в «юбилейные» годы (на примере 1928 и 1938 годов)
В настоящей статье представлены отдельные результаты исследования, посвященного трансформации исторической памяти о Первой мировой войне в России на страницах отечественных исторических журналов в период с 1926 по 1953 годы. Объект исследования – Первая мировая война в России; предмет – публикации о Первой мировой войне на страницах 10 номеров журнала «Историк-марксист» за 1928 и 1938 годы; цель – рассмотрение взглядов на Первую мировую войну на страницах журнала в «юбилейные» годы окончания Первой мировой войны. Делается вывод о том, что сюжеты, связанные с Первой мировой войной, были весьма востребованы и имели общие характеристики с точки зрения содержания и методологии.
Ключевые слова: историческая память, историография Первой мировой войны, методология, трансформация исторической памяти.
 
Щупленков Н.О.
Щупленков О.В.
Историографический обзор исторических исследований на страницах журнала «Власть истории и История власти»
В статье дается комплексный обзор теоретических исторических исследований по отечественной истории в журнале «Власть истории и История власти». Предлагается рассмотреть проблему освещения исторических фактов в научном ракурсе, изначально не ставя своей задачей оспаривать существующие концепции истории, а лишь пытается структурировать их в системе научного знания. Если говорить более предметно, то используется системно-коммуникационный метод, который относится к числу формирующихся и работает преимущественно в парадигме социально-исторических систем.
Ключевые слова: историография, научный анализ, религия, отечественная история, регионоведение проблема.
 
Зияев А.А.
Особенности военного обучения личного состава в узбекских национальных соединениях на территории Узбекской ССР в годы Великой Отечественной войны
В данной статье рассмотрены вопросы подготовки личного состава формирования, обучения и сколачивания частей и соединений на территории Узбекской ССР в период Великой Отечественной войны, а также мероприятия проведенные Совнаркомом, ЦК КП(б) Узбекистана и всех органов власти в его обучении, подготовке и отправке на фронт.
Боевая и политическая подготовка в войсках Среднеазиатского военного округа и в Узбекской ССР организовалась и проводилась в соответствии с политикой Коммунистической партии и Советского правительства и опыта Великой Отечественной войны. Она была направлена на обеспечение постоянной боевой готовности частей и соединений к отправке на фронт.
С первых дней вооруженной борьбы Военный совет страны принял энергичные меры по перестройке боевой и политической подготовке войск в соответствии с требованиями войны. Руководство республики уделяло самое серьёзное внимание совершенствованию стиля своей деятельности и органов управления войсками. При этом большое значение придавалось изысканию наиболее эффективных форм и методов обучения личного состава в предельно сжатые сроки, подготовке частей и соединений по сокращённой программе, укреплению партийных организаций и воспитанию у воинов высоких морально-боевых качеств.
Ключевые слова: Военный совет, формирование, обучение, подготовка, занятие, Коммунистическая партия, комсомольская организация, соединение, подразделение.
 
Чжин Сил
Азиатские иммигранты Дальнего Востока в материалах первой переписи населения Российской Империи 1897 г.
В 1860 году был заключен Пекинский договор, в результате которого Приморская провинция, примыкающая к рекам Амур и Уссури, перешла под владение России. Однако на Дальний Восток иммигрировало лишь незначительное количество русских. В конце XIX – в начале XX века азиатские иммигранты, такие как китайцы, корейцы и японцы, сыграли важную роль в освоении и развитии Дальневосточного региона. Однако миграция азиатов на Дальний Восток не всегда приветствовалась российским правительством. Она была тесно связана с экономической и демографической ситуацией на Дальнем Востоке того времени, отношением местных властей к мигрантам, и внутренней политикой. В этой статье представлено научное исследование на основе статистики российской переписи населения 1897 года, было проанализировано изменение динамики населения региона, а также положение азиатских мигрантов.
Ключевые слова: Миграция, Азиатские иммигранты, Корейцы, Китайцы, Японцы, Дальний Восток.
 
 
 
Авторы
Ахметова А.Р. - кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирного культурного наследия Отделения Высшей школы международных отношении и мировой истории Института международных отношений, Казанский федеральный университет.
Белоглазов Р.Н. - кандидат исторических наук, доцент кафедры «Всеобщая история и мировая культура» Института общественных наук и международных отношений, Севастопольский государственный университет.
Богословская В.Р. - доцент кафедры общественных связей и медиаполитики, кандидат филологических наук, доцент. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Власов А.Е. - аспирант 3 курса кафедры истории Института истории и права Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского.
Галимзянова Л.Р. - кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирного культурного наследия Отделения Высшей школы международных отношении и мировой истории Института международных отношений, Казанский федеральный университет.
Долгенко А.Н. - заведующий кафедрой русского и иностранных языков, доктор филологических наук, доцент. Московская академия Следственного комитета Российской Федерации.
Зияев А.А. - адъюнкт, Научно-исследовательского института (военной истории), Военная академия Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации.
Кравцов О.В. - обучающийся 1 курса. Северо-Кавказская государственная академия.
Кубанова А.К. - кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин. Северо-Кавказская государственная академия.
Мурашко С.Ф. - профессор кафедры русского и иностранных языков, кандидат психологических наук, доцент. Московская академия Следственного комитета Российской Федерации.
Рац А.Г. - студентка 4 курса кафедры «Всеобщая история и мировая культура» Института общественных наук и международных отношений, Севастопольский государственный университет.
Рудакова С.В. - доцент кафедры русского и иностранных языков, кандидат психологических наук, доцент. Московская академия Следственного комитета Российской Федерации.
Серенко М.Н. - преподаватель. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (Волгоградский филиал).
Синицын О.В. - доктор исторических наук, профессор, Казанский (Приволжский) федеральный университет (Казань).
Чжин Сил - аспирантка Центра «Историческая наука России», Институт российской истории Российской академии наук.
Шляхов А.В. - соискатель. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева».
Штепа А.В. - кандидат исторических наук. Доцент кафедры истории Института истории и права Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского.
Щупленков Н.О. - доцент кафедры истории, права и общественных дисциплин, Ставропольский государственный педагогический институт.
Щупленков О.В. - доцент кафедры истории, права и общественных дисциплин, Ставропольский государственный педагогический институт.