КОНКУРС
на лучшую научную и научно-публицистическую работу по теме: Молодежная политика. 
Цифровая экономика и регионоведение.

Текущий номер

Власть истории – История власти. Том 7. Часть 6. № 32. 2021

Содержание электронного номера в формате PDF

 

Содержание

 
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
 
Долгенко А.Н., Касатикова А.А., Мурашко С.Ф., Рудакова С.В. Грамматика в обучении иностранным языкам в неязыковых вузах
637
Баталов А.А., Киреева М.Д. Социальный и политический аспекты в репрезентации концепта «свобода» на материале песенных текстов англоязычных рок-исполнителей
650
Баталов А.А., Нечипас П.Ю. Структура и компоненты языковой личности Елизаветы II в возрастной период с 12 до 25 лет (на примере пьесы Питера Моргана «Аудиенция»)
661
 
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
 
Рябова Е.Л., Терновая Л.О. История ответов на эпидемические вызовы безопасности: горький опыт и его уроки
674
 
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
 
Гасанов М.Р., Магомедова Э.М. К вопросу о связях народов Кавказа
684
Македонский А.В. Деятельность культурно-просветительных учреждений Красной Армии в 30-е годы XX века
691
Решитов Н.М. Роль трудящихся-крымских татар в социально-экономическом развитии Крымской АССР в 1920-1930 гг.
703
Хубулова С.А., Сосранова З.В., Хубулова Э.В. Провинциальный малый город и его пространство в советской истории. 1930-1960-е гг. (К постановке вопроса)
714
 
ЭТНОГРАФИЯ, ЭТНОЛОГИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ
 
Долгенко А.Н. Власть языка: русский язык в координатах лингвистической глобалистики
725
Калабекова С.В., Кухтарева О.А., Логвиненко Л.В. Аффилиация обучающихся как способ достижения результата
736
 
Аннотации
 
743
Авторы
750
 

 

РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Зам. Главного Редактора, руководитель проекта:
Рыбаков С.В., доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Уральского федерального университета.

Михайлов В.А., доктор исторических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой политического анализа и управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Терновая Л.О., доктор исторических наук, профессор МАДИ (Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет).
Ивакин Г.А., доктор исторических наук, профессор, эксперт.
Добров П.В., доктор исторических наук, профессор, академик и член президиума Украинской академии исторических наук, декан исторического факультета Донецкого национального университета, Заслуженный работник образования Украины.
Долгенко А.Н., доктор филологических наук. Заведующий кафедрой русского и иностранных языков. Московская академия Следственного комитета Российской Федерации.
Наумова Г.Р., доктор исторических наук, профессор, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ).
Никонов А.В., доктор исторических наук, профессор, Государственный советник РФ 1 класса, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Нечипоренко В.С., доктор исторических наук, профессор Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Пономаренко Б.Т., доктор исторических наук, Заслуженный работник высшей школы РФ, профессор Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Летуновский П.В., кандидат исторических наук, доктор политических наук, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-кономических дисциплин Военной академии войсковой ПВО Вооруженных Сил РФ имени маршала Советского Союза А.М. Василевского.
Варсонофьев В.В., кандидат политических наук, военный эксперт.
Чапкин С.В., почетный академик, президент «Академии экологии и права».
Кондратьев В.В., доктор педагогических наук, профессор, начальник Центра переподготовки и повышения квалификации вузов ИДПО ФГБОУ «КНИТУ» (Казанский Национальный Исследовательский Технологический Университет).
Власов В.И., доктор юридических наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Государственный советник Российской Федерации 3 класса.
Болтенкова Л.Ф., доктор юридических наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Игнатов И.С., кандидат политических наук, старший советник юстиции.
Вражнова М.Н., доктор педагогических наук, профессор, МАДИ (Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет).
Тихонов А.К., доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории, археологии и краеведения Гуманитарного института Владимирского государственного университета имени братьев А.Г. и Н.Г. Столетовых, председатель Союза краеведов Владимирской области.
Конюченко А.И., доктор исторических наук, профессор кафедры истории России и зарубежных стран Челябинского государственного университета.
Курбонзода Хонали, доктор исторических наук, Ректор Республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников сферы образования, Республика Таджикистан, г. Душанбе.
Платонова Н.М., доктор исторических наук. Доцент кафедры «Теория и история государства и права» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» (г. Хабаровск).
Клименко Д.А., кандидат филологических наук, специалист по Италии.
Нагорнова Е.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков Института иностранных языков Российского университета дружбы народов.
Никашина Н.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков Института иностранных языков Российского университета дружбы народов.

 

 

Аннотации
Долгенко А.Н.
Касатикова А.А.
Мурашко С.Ф.
Рудакова С.В.
Грамматика в обучении иностранным языкам в неязыковых вузах
В данной статье рассматривается необходимость владения иностранным языком в современном мире, причины слабого владения грамматическими нормами английского языка. Текущее состояние уровня владения иностранным языков студентов не соответствует требованиям современного образовательного рынка. Студенты неязыковых вузов при изучении английского языка сталкиваются с некоторыми грамматическими трудностями, мешающими успешной коммуникации. Авторы выделяют наиболее часто встречающиеся трудности, преодоление которых способствует достижению должного уровня грамматической и коммуникативной языковой компетенции.
Ключевые слова: обучение иностранным языкам, высшее образование, грамматика и коммуникативная языковая компетенция, грамматические трудности.
 
Баталов А.А.
Киреева М.Д.
Социальный и политический аспекты в репрезентации концепта «свобода» на материале песенных текстов англоязычных рок-исполнителей
В данной статье представлены результаты исследования, цель которого заключалась в проведении многоаспектного анализа концепта «свобода» на материале текстов песен англоязычных рок исполнителей. В статье определяются основные синонимы базовой лексемы-репрезентанта «freedom», рассматриваются различные контексты концепта «свобода», выявляются особенности репрезентации концепта «свобода» на материале текстов песен англоязычных рок исполнителей. В статье затрагиваются некоторые средства художественной выразительности, к которым прибегают рок-поэты для создания многогранного образа свободы и повышения эмоционального фона текста.
Ключевые слова: концепт «свобода», рок-дискурс, репрезентация концепта, стилистические средства.
 
Баталов А.А.
Нечипас П.Ю.
Структура и компоненты языковой личности Елизаветы II в возрастной период с 12 до 25 лет (на примере пьесы Питера Моргана «Аудиенция»)
В данной статье рассматривается понятие «языковая личность» наряду со структурой и компонентами, входящими в данный термин. Выделяются особенности языковой личности Елизаветы II в возрастной период с 12 до 25 лет на материале пьесы Питера Моргана «Аудиенция». Делается вывод о том, что становление Елизаветы как монарха наиболее ярко проявляется благодаря использованию в ее речи определенных стилистических средств, грамматических и синтаксических конструкций. Анализ структуры и компонентов рассматриваемой личности представляет возможным утверждать, что в ходе взросления приоритеты Елизаветы II меняются в пользу английской короны и самореализации в роли могущественного монарха нежели жены и матери.
Ключевые слова: политическая драма, современная английская драматургия, Питер Морган, языковая личность, языковая картина мира.
 
Рябова Е.Л.
Терновая Л.О.
История ответов на эпидемические вызовы безопасности: горький опыт и его уроки
Почти с самого своего появления люди столкнулись с множеством болезней разной степени сложности. Достаточно давно среди них выявились инфекционные заболевания, которые все плотнее и жестче охватывали людские сообщества по мере роста их мирного или военного взаимодействия. Более того, эпидемии стали постоянным спутником войн. Подъему заболеваемости способствовали промышленное развитие и рост численности населения городов, который не успевал за обеспечением санитарных условий существования горожан. Вместе с тем люди учились сопротивляться заболеваниям. Они изобрели вакцинацию, разработали новые технологии лечения больных, оказавшихся в очагах эпидемий, и защиты тех, кто мог быть заражен. Все эти знания и навыки были востребованы в условиях борьбы с коронавирусной инфекцией, которая показала не только уровень эффективности государственных систем здравоохранения, но и степень социальной ответственности обычных граждан.
Ключевые слова: общество, человечество, пандемия, коронавирус, санитарный контроль, глобальное здоровье.
 
Гасанов М.Р.
Магомедова Э.М.
К вопросу о связях народов Кавказа
Освещение исторических связей дагестанских народов с народами Закавказья и Северного Кавказа важно в научном и практическом отношениях. Народы Кавказа в процессе длительного исторического развития жили не изолированно, наоборот, поддерживали тесные отношения, как между собой, так и с соседними народами.
Ключевые слова: Кавказ, история, культура, народы Дагестана, взаимоотношения, этнография, традиции.
 
Македонский А.В.
Деятельность культурно-просветительных учреждений Красной Армии в 30-е годы XX века
Статья посвящена анализу работы культурно-просветительных учреждений Рабоче-Крестьянской Красной Армии в 1930-е годы. На основе большого количества архивного материала показаны широта и многообразие этого вида идеологической деятельности в частях, подразделениях и гарнизонах РККА. Обозначены наиболее важные направления культурно-просветительной работы красноармейских клубов, ленинских уголков (комнат), Домов Красной Армии. Показано, что в 1930-е годы большое значение приобрела военно-техническая пропаганда, ставшая в условиях технического переоснащения армии одним из ключевых направлений данной работы. Рассмотрены средства и формы пропаганды военной техники, выявлены достижения и недостатки. Также проанализирована деятельность армейских библиотек, отмечены её позитивные и негативные моменты. В выводе сказано, что многое из опыта работы культпросветучреждений РККА в 30-е годы XX века положено в основу культурно-досуговой работы в клубах воинских частей, комнатах информирования и досуга подразделений, Домах офицеров и офицерских клубах, военных библиотеках современной Российской армии.
Ключевые слова: Рабоче-Крестьянская Красная Армия, культурно-просветительная работа, культурно-просветительные учреждения, красноармейские клубы, ленинские уголки, Дома Красной Армии, библиотеки РККА, политическое воспитание, антирелигиозная пропаганда, укрепление воинской дисциплины, обеспечение боевой подготовки, военно-техническая пропаганда.
 
Решитов Н.М.
Роль трудящихся-крымских татар в социально-экономическом развитии Крымской АССР в 1920-1930 гг.
18 октября 2021 года исполнится 100-летие со дня провозглашения Крымской АССР. На основе архивных материалов и опубликованных документов, воссоздается часть истории автономии. По материалам периодических изданий «Красный Крым», «Къызыл Кърым», «Красная Керчь» и центральных газет того периода воссоздается история трудовых достижений трудящихся крымских татар и представителей других народов в 20-30 годы ХХ столетия. В статье нашли отражение особенности развития промышленности и сельского хозяйства, решении национального вопроса, народного образования, культуры.
Ключевые слова: Крымские татары, Крымская АССР, коренизация, стахановцы, равноправие, передовик, социалистическое соревнование, предприятие, достижения.
 
Хубулова С.А.
Сосранова З.В.
Хубулова Э.В.
Провинциальный малый город и его пространство в советской истории. 1930-1960-е гг. (К постановке вопроса)
Данная статья является попыткой переосмыслить роль советского города в истории Северной Осетии 1930-1960-х гг., когда происходила модернизация экономики страны. Введенные в научный оборот материалы позволяют реконструировать процесс возникновения малых городов и последовавшие социально-культурные процессы, связанные с превращением сельских жителей в горожан. Установлено, что малые советские города имели в своем облике традиционные крестьянские черты, которые сочетались с городской культурой.
Ключевые слова: город, модернизация, население, экономика, культура.
 
Долгенко А.Н.
Власть языка: русский язык в координатах лингвистической глобалистики
В статье дается характеристика статуса русского языка в современном диалоге культур в контексте исследовательских координат и основных достижений российской и зарубежной лингвистической глобалистики. Особое внимание уделяется концепции глобальной языковой сети и анализу лингвистических и экстралингвистических факторов языковой глобализации. Оцениваются перспективы развития русского языка как субглобального.
Ключевые слова: диалог культур, языковая глобализация, современный русский язык, интернет-коммуникация.
 
Калабекова С.В.
Кухтарева О.А.
Логвиненко Л.В.
Аффилиация обучающихся как способ достижения результата
В настоящей статье предпринимается попытка теоретического осмысления аффилиации как способа повышения интереса к учебной деятельности обучающихся. Анализируется мотив деятельности и его осознание обучающимися учебного процесса с помощью работ отечественных и зарубежных психологов.
Методологию исследования составили онтологические принципы диалектики, которые позволили представить проблему как взаимосвязанное и единое целое.
Ключевые слова: обучающийся, аффилиация, учебная деятельность, мотивация, самоидентичность, индивидуальное сознание.
 
 
 
Авторы
Баталов А.А. - старший преподаватель, кафедра теории и практики иностранных языков, ИИЯ (Институт иностранных языков), РУДН (Российский университет дружбы народов).
Гасанов М.Р. - доктор исторических наук, профессор кафедры истории ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала.
Долгенко А.Н. - доктор филологических наук, заведующий кафедрой русского и иностранных языков. Московская академия Следственного комитета.
Калабекова С.В. - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и гуманитарных дисциплин Северо-Кавказской государственной академии.
Касатикова А.А. - старший преподаватель кафедры русского и иностранных языков. Московская академия Следственного комитета.
Киреева М.Д. - студентка магистратуры. Института иностранных языков РУДН (Российский университет дружбы народов).
Кухтарева О.А. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, филиал в г. Пятигорске.
Логвиненко Л.В. - старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин АНО ВО МГЭУ (Московский гуманитарно-экономический институт) Северо-Кавказского института (филиал в г. Мин-Воды).
Магомедова Э.М. - кандидат исторических наук, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала.
Македонский А.В. - кандидат исторических наук, доцент. Государственного университета по землеустройству.
Мурашко С.Ф. - кандидат психологических наук, профессор кафедры русского и иностранных языков. Московская академия Следственного комитета.
Нечипас П.Ю. - студентка магистратуры. Института иностранных языков РУДН (Российский университет дружбы народов).
Решитов Н.М. - аспирант кафедры истории Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова, преподаватель Муниципального общеобразовательного учреждения «Майская школа с крымскотатарским языком обучения», Джанкойского района Республики Крым.
Рудакова С.В. - кандидат психологических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков. Московская академия Следственного комитета.
Рябова Е.Л. - доктор политических наук, главный редактор журнала «Этносоциум и межнациональная культура».
Сосранова З.В. - кандидат исторических наук, доцент ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова».
Терновая Л.О. - доктор исторических наук, профессор, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).
Хубулова С.А. - доктор исторических наук, профессор ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова».
Хубулова Э.В. - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований имени В.И. Абаева – филиала ФГБУН ФНЦ «Владикавказский научный центр Российской академии наук».