- Анонсы журнала "Этносоциум"
- Журнал Межконфессиональная миссия
- Альманах Крым. Экономика, инновации
- Журнал Культура мира (Cultural World)
- Анонсы книг
- Италия
- Статьи
- Альманах Казачество
- Власть истории – История власти
- Том 10. Часть 3. (№53)
- Том 10. Часть 4. (№54)
- Том 10. Часть 5. (№55)
- Том 10. Часть 2. (№52)
- Том 10. Часть 1. (№51)
- Том 9. Часть 8. (№50)
- Том 9. Часть 7. (№49)
- Том 9. Часть 6. (№48)
- Том 9. Часть 5. (№47)
- Том 9. Часть 4. (№46)
- Том 9. Часть 3. (№45)
- Том 9. Часть 2. (№44)
- Том 9. Часть 1. (№43)
- Том 8. Часть 8. (№42)
- Том 8. Часть 8. (№42)
- Том 8. Часть 7. (№41)
- Том 8. Часть 6. (№40)
- Том 8. Часть 5. (№39)
- Том 8. Часть 4. (№38)
- Том 8. Часть 3. (№37)
- Том 8. Часть 2. (№36)
- Том 8. Часть 1. (№35)
- Том 7. Часть 8. (№34)
- Том 7. Часть 7. (№33)
- Том 7. Часть 6. (№32)
- Том 7. Часть 5. (№31)
- Том 7. Часть 4. (№30)
- Том 7. Часть 3. (№29)
- Том 7. Часть 2. (№28)
- Том 7. Часть 1. (№27)
- Том 6. Часть 8. (№26)
- Том 6. Часть 7. (№25)
- Том 6. Часть 6. (№24)
- Том 6. Часть 5. (№23)
- Том 6. Часть 4. (№22)
- Том 6. Часть 3. (№21)
- Том 6. Часть 2. (№20)
- Том 6. Часть 1. (№19)
- Том 5. Часть 4. (№18)
- Том 5. Часть 3. (№17)
- Том 5. Часть 2. (№16)
- Том 5. Часть 1. (№15)
- Том 4. Часть 4. (№14)
- Том 4. Часть 3. (№13)
- Том 4. Часть 2. (№12)
- Том 4. Часть 1. (№11)
- Том 3. Часть 4. (№10)
- Том 3. Часть 3. (№9)
- Том 3. Часть 2. (№8)
- Том 3. Часть 1. (№7)
Содержание электронного номера в формате PDF
Содержание
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
|
|
Касатикова А.А., Мурашко С.Ф., Долгенко А.Н. Пуристическая концепция И.Г. Кампе и проблемы германизации иноязычной лексики
|
12
|
Ли Ино Модель человека в русской и китайской языковых картинах мира
|
20 |
Лин Яньюй Словообразовательный потенциал русского антропонима в диахроническом и синхроническом аспектах
|
27 |
Орлова Т.А., Чубарова Ю.Е., Резепова Н.В. Корреляция невербальных и вербальных коммуникативных кодов в англоязычном прозаическом тексте
|
33 |
Снегирев И.А., Непомнящих Н.М. «Скальд» и «бард» в русской поэзии. Опыт корпусного анализа
|
41 |
Кобзева О.В., Федорова Е.Л. Вербальная репрезентации кинемы в художественной литературе в разносистемных лингвокультурах (на материале русского и английского языков)
|
50 |
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК
|
|
Филимонов С.Б. А.Л. Бертье-Делагард — член Таврической ученой архивной комиссии (Из опыта разысканий в области источниковедения историографии истории Крыма)
|
61 |
Напсо М.Д. Влияние цифровизации на образовательные процессы
|
69 |
Моисеев А.Н. Организационная и мобилизационная деятельность Комиссариатов по военным делам Пензенской губернии в годы Гражданской войны (1918-1920 гг.)
|
77 |
Соколов А.В. К вопросу об эффективности исповеди как инструмента выявления «раскола»
|
87 |
Суслова Р.А. Синайская икона «Богоматерь с пророками» (Киккская): к вопросу о композиционном построении
|
92 |
Тянь Фаньюй Инновационные технологии обучения китайских студентов в российских вузах
|
100 |
Цуй Линь Особенности преподавания учебных дисциплин китайским студентам в российских вузах
|
105 |
Чжан Юньси Эволюция журналистики Китая в исторической ретроспективе
|
110 |
Южакова Т.Л. Организация деятельности завода № 222 в Кустанайской области в период великой отечественной войны
|
115 |
ИСТОРИЯ ГЕОПОЛИТИКИ, МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ
|
|
Золхоев Б.В. Происхождение и официальные имена (апеллятивы) шаньюев южных Хунну периода Восточная Хань (по материалам китайских летописных источников и исследованиям зарубежных авторов)
|
123 |
Лань Ян Дидактика Ушинского К.Д. и её приложение в новом мире
|
132 |
Чжан Шугэ Концепция Мао Цзэдуна о физическом воспитании личности и нации
|
136 |
Чжоу Мяоцзин Историография взаимного влияния в сфере искусства России и Китая
|
140 |
Телицина Е.А., Мельникова О.К. Роль Италии в интеграции Европы
|
145
|
Урюмцев Е.Р. «Кипевшие отвагой войны-франки из рода тех, кто издавна во всех боях громил врагов своих»: проблема восприятия национальных мотивов в битве при Бувине (28 июля 1214 г.)
|
152
|
Аннотации
|
160
|
Авторы
|
174
|
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Зам. Главного Редактора, руководитель проекта:
Рыбаков С.В., доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Уральского федерального университета.
Михайлов В.А., доктор исторических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой национальных и федеративных отношений Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Долгенко А.Н., доктор филологических наук. Заведующий кафедрой русского и иностранных языков. Московская академия Следственного комитета Российской Федерации.
Ковалева Н.А., доктор филологических наук, доцент. Профессор кафедры русского языка и литературы Института иностранных языков Нанкинского университета (КНР).
Ненарокова М.Р., доктор филологических наук, профессор кафедры теории и практики иностранных языков ИИЯ РУДН, ведущий научный сотрудник, отдел Классических литератур Запада и сравнительного литературоведения. Институт мировой литературы им. А.М. Горького (ИМЛИ) РАН. Переводчик.
Нагорнова Е.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков Института иностранных языков Российского университета дружбы народов.
Никашина Н.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков Института иностранных языков Российского университета дружбы народов.
Клименко Д.А., кандидат филологических наук, специалист по Италии.
Мурашко С.Ф., кандидат психологических наук, профессор кафедры русского и иностранных языков. Московская академия Следственного комитета Российской Федерации.
Терновая Л.О., доктор исторических наук, профессор МАДИ (Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет).
Ивакин Г.А., доктор исторических наук, профессор, эксперт. Заместитель директора ФГБНУ «Психологический институт РАО».
Наумова Г.Р., доктор исторических наук, профессор, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ).
Никонов А.В., доктор исторических наук, профессор, Государственный советник РФ 1 класса, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Нечипоренко В.С., доктор исторических наук, профессор Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Пономаренко Б.Т., доктор исторических наук, Заслуженный работник высшей школы РФ, профессор Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Летуновский П.В., кандидат исторических наук, доктор политических наук, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-кономических дисциплин Военной академии войсковой ПВО Вооруженных Сил РФ имени маршала Советского Союза А.М. Василевского.
Варсонофьев В.В., кандидат политических наук, военный эксперт.
Чапкин С.В., почетный академик, президент «Академии экологии и права».
Болтенкова Л.Ф., доктор юридических наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Игнатов И.С., кандидат политических наук, старший советник юстиции.
Вражнова М.Н., доктор педагогических наук, профессор, МАДИ (Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет).
Курбонзода Хонали, доктор исторических наук, Ректор Республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников сферы образования, Республика Таджикистан, г. Душанбе.
Платонова Н.М., доктор исторических наук. Доцент кафедры «Теория и история государства и права» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» (г. Хабаровск).
Рыбаков С.В., доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Уральского федерального университета.
Михайлов В.А., доктор исторических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой национальных и федеративных отношений Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Долгенко А.Н., доктор филологических наук. Заведующий кафедрой русского и иностранных языков. Московская академия Следственного комитета Российской Федерации.
Ковалева Н.А., доктор филологических наук, доцент. Профессор кафедры русского языка и литературы Института иностранных языков Нанкинского университета (КНР).
Ненарокова М.Р., доктор филологических наук, профессор кафедры теории и практики иностранных языков ИИЯ РУДН, ведущий научный сотрудник, отдел Классических литератур Запада и сравнительного литературоведения. Институт мировой литературы им. А.М. Горького (ИМЛИ) РАН. Переводчик.
Нагорнова Е.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков Института иностранных языков Российского университета дружбы народов.
Никашина Н.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков Института иностранных языков Российского университета дружбы народов.
Клименко Д.А., кандидат филологических наук, специалист по Италии.
Мурашко С.Ф., кандидат психологических наук, профессор кафедры русского и иностранных языков. Московская академия Следственного комитета Российской Федерации.
Терновая Л.О., доктор исторических наук, профессор МАДИ (Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет).
Ивакин Г.А., доктор исторических наук, профессор, эксперт. Заместитель директора ФГБНУ «Психологический институт РАО».
Наумова Г.Р., доктор исторических наук, профессор, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ).
Никонов А.В., доктор исторических наук, профессор, Государственный советник РФ 1 класса, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Нечипоренко В.С., доктор исторических наук, профессор Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Пономаренко Б.Т., доктор исторических наук, Заслуженный работник высшей школы РФ, профессор Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Летуновский П.В., кандидат исторических наук, доктор политических наук, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-кономических дисциплин Военной академии войсковой ПВО Вооруженных Сил РФ имени маршала Советского Союза А.М. Василевского.
Варсонофьев В.В., кандидат политических наук, военный эксперт.
Чапкин С.В., почетный академик, президент «Академии экологии и права».
Болтенкова Л.Ф., доктор юридических наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Игнатов И.С., кандидат политических наук, старший советник юстиции.
Вражнова М.Н., доктор педагогических наук, профессор, МАДИ (Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет).
Курбонзода Хонали, доктор исторических наук, Ректор Республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников сферы образования, Республика Таджикистан, г. Душанбе.
Платонова Н.М., доктор исторических наук. Доцент кафедры «Теория и история государства и права» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» (г. Хабаровск).
Аннотации
Касатикова А.А.
Мурашко С.Ф.
Долгенко А.Н.
Пуристическая концепция И.Г. Кампе и проблемы германизации иноязычной лексики
Статья посвящена анализу специфики языкового пуризма И.Г. Кампе как воплощения идей эпохи Просвещения. Последовательно описываются конкретные принципы пуристической доктрины И.Г. Кампе и их апробация в его лексикографической практике. Авторы делают вывод о том, что предложенная и широко апробированная И.Г. Кампе германизация иноязычной лексики оказалась малоперспективным способом очищения немецкого языка и носит скорее характер интеллектуальной игры, нежели четкой ортологической стратегии.
Ключевые слова: языковой пуризм, история немецкого языка.
Ли Ино
Модель человека в русской и китайской языковых картинах мира
Языковой образ человека давно интересует лингвистов, которые пытаются раскрыть семантические особенности его описания в рамках языковой картины мира. Цель данной статьи – предоставить интерпретацию языковой модели человека в китайской и русской модели мира. Автор статьи, обращая внимание на физическую структуру человеческого тела, пытается раскрыть внутреннюю жизнь органов в китайском и русском языках.
Ключевые слова: языковая картина мира, человек, модель человека, тело, орган.
Лин Яньюй
Словообразовательный потенциал русского антропонима в диахроническом и синхроническом аспектах
В русской лингвистике проблема семантики и функционирования личных имен собственных исследована довольно широко, чего нельзя сказать о словообразовательных возможностях русских антропонимов. В данной статье предпринята попытка показать роль словообразования в происхождении и развитии русского именника. Автор статьи рассматривает особенности использования словообразовательных формантов в создании русского имени с древности и до наших дней.
Ключевые слова: имя собственное, антропоним, словообразовательный формант, суффикс, эмоциональная оценка.
Орлова Т.А.
Чубарова Ю.Е.
Резепова Н.В.
Корреляция невербальных и вербальных коммуникативных кодов в англоязычном прозаическом тексте
Статья ставит своей целью рассмотрение основных особенностей семантизации невербальных кодов, характеризующих поведение персонажей литературной коммуникации. Невербальная коммуникация является неотъемлемой частью человеческого общения, так как адекватная интерпретация любого речевого произведения с наличием невербальных компонентов коммуникации невозможна без их учёта, тем более что иногда они не просто дополняют вербальные акты, а выполняют основную функцию реализации интенции говорящего. Пренебрежение невербальным сопровождением речи может привести к искажению картины реальной коммуникации.
Ключевые слова: невербальная семиотика, антропоцентричность, языковой код, коммуникативная ситуация, невербальный знак, причинно-следственные связи.
Снегирев И.А.
Непомнящих Н.М.
«Скальд» и «бард» в русской поэзии. Опыт корпусного анализа
Статья отражает результаты исследования, посвященного анализу образов «скальда» и «барда» в русской поэзии. В качестве методологии используются методы корпусной лингвистики в сочетании с традиционным литературоведческим подходом. В рамках полученных результатов проводится дифференциация между способами бытования двух этих образов в русской литературе.
Ключевые слова: северный текст, Северный миф, образ, сравнительное литературоведение, корпусная лингвистика.
Кобзева О.В.
Федорова Е.Л.
Вербальная репрезентации кинемы в художественной литературе в разносистемных лингвокультурах (на материале русского и английского языков)
Цель исследования - сравнить вербальную репрезентацию кинемы на примере художественной литературы в английской и русской лингвокультурах. Кинесика является одной из основных частей художественных текстов разных жанров и стилей. Жесты, мимика, позы, выражения лица играют важную роль в изучении иностранного языка и развитии межкультурной компетенции.
Новизна исследования заключается в привлечении достаточно большого текстового материала на русском и английском языках, обработанного с помощью формулы математической статистики. Это позволило получить достоверные результаты, которые показали зачастую неверную интерпретацию вербальных репрезентаций кинем в художественном тексте из-за незнания или поверхностного переноса семантических и стилистических значений. Таким образом, из произведения «исчезают» и не прочитываются скрытые смыслы, неоднозначность поведения героев, выраженных экстралингвистическими свойствами текста. В подтверждение гипотезы, выдвинутой исследованием, было проведено изучение и анализ большого объема выборки текстов, обеспечивших достоверность выводов, сделанных в настоящей работе. Наблюдение проводилось с целью получения относительной частоты f употребления кинем, анализу подвергались тексты русской литературы, М. Булгаков «Мастер и Маргарита» (112789 словоупотреблений – 443 страницы) и тексты английской литературы, И. Шоу «Lucy Crown» (35955 словоупотреблений – 141 страница). А также были использованы контексты-описания, извлеченные из современной и классической художественной русской и английской литературы XIX-XX веков разных жанров: драматические, эпические (роман), рассказ и повесть.
Ключевые слова: кинема, полисемантичность кинемы, контекст употребления, интерпретация значений, вербальная репрезентация кинемы.
Филимонов С.Б.
А.Л. Бертье-Делагард — член Таврической ученой архивной комиссии (Из опыта разысканий в области источниковедения историографии истории Крыма)
В статье, основанной на исторических источниках, содержится информация об участии классика крымоведения А.Л. Бертье-Делагарда (1842-1920) в деятельности старейшей и авторитетнейшей в Крыму историко-краеведческой организации – Таврической ученой архивной комиссии (ТУАК), а также о материалах ТУАК и сменившего ее Таврического общества истории, археологии и этнографии, посвященных памяти А.Л. Бертье-Делагарда.
Ключевые слова: Крым, А.Л. Бертье-Делагард, Таврическая ученая архивная комиссия, Таврическое общество истории, археологии и этнографии, крымоведение, источниковедение, историография.
Напсо М.Д.
Влияние цифровизации на образовательные процессы
В статье исследуются изменения, происходящие в системе образования под воздействием цифровых трендов. Раскрываются плюсы диджитализации для сферы образования, показывается актуальность применения соответствующих ей методик обучения. Выявляется значение цифровых технологий в формировании инновационного знания, соответствующего технологическим требованиям. Прослеживается трансформирующее воздействие цифровизации на характер протекания процессов в образовательной среде, на формы сотрудничеств и кооперации, на взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровая экономика, цифровизация образования, виртуальная реальность, онлайн-образование, цифровая грамотность, цифровые компетенции.
Моисеев А.Н.
Организационная и мобилизационная деятельность Комиссариатов по военным делам Пензенской губернии в годы Гражданской войны (1918-1920 гг.)
В статье проводиться анализ состояния и деятельности Рузаевского, Инсарского, Наровчатского, Мокшанского, Керенского уездных Военных комиссариатов Пензенской губернии на основании отчетов Пензенской губернской Военной инспекции.
Целью научного исследования является детальное освещение проблемных вопросов в работе местных органов военного управления в самый сложный и критичный для советской власти период Гражданской войны, конец 1918 г. ‒ 1919 г.
Научная составляющая статьи базируется на архивных материалах, ранее не использовавшихся для публикации.
При отборе и анализе фактического материала автор руководствовался основными принципами исторической науки: объективности, научности и историзма, а также использовал общенаучные и специально-исторические методы исследования.
Содержание статьи раскрывает состояние дел уездных военкоматов Пензенской губернии, недостатки и упущения в их работе, существенно повлиявших на эффективность военного строительства. Показан механизм реагирования на поступающую с мест проблемную информацию.
Ценность исследования состоит во ведении в научный оборот новых архивных первоисточников, освещающих сложности в деятельности местных органов военного управления по формированию частей и подразделений, материально-техническому и тыловому обеспечению как создаваемых войск так и самих военкоматов.
Материалы статьи позволяют сформировать объективную картину создания учетно-мобилизационной системы молодой Советской республики и могут быть использованы при чтении лекций студентам военных кафедр и курсантам высших учебных заведений, а также в историко-патриотической работе учебных заведений различного профиля.
Ключевые слова: Пензенская Губернская Военная инспекция, Губвоенком, Уездвоенком, военрук, военнообязанные, учётно-мобилизационная работа.
Соколов А.В.
К вопросу об эффективности исповеди как инструмента выявления «раскола»
Статья посвящена проблеме инструмента фиксации «уклоняющихся в раскол» – исповеди. Автор считает, что накладывание на исповедь функции индикатора «раскола» произошло при Петре I. В работе отмечено, что исповедь была не самодостаточным, но единственным инструментом фиксации трансформации религиозной жизни. Автор считает, что ключевой причиной неэффективности исповеди как индикатора раскола был комплекс не решаемых проблем в организации религиозной жизни: нехватка, чрезмерная административная нагрузка и бедность клира; формализованное отношение к религиозной жизни; не все отпадающие от церкви порывали с ней, а напротив продолжали формально участвовать в приходской жизни; безразличное отношение к исповеданию части населения.
Ключевые слова: старообрядцы, раскольники, исповедь, церковь, государственный контроль, духовенство.
Суслова Р.А.
Синайская икона «Богоматерь с пророками» (Киккская): к вопросу о композиционном построении
Работа посвящена Синайской иконе XII в. «Богоматерь с пророками» (Киккская). Цель работы - анализ архитектоники произведения на основе предположения, что композиция основывается на строгом применении математических методов (построение спирали Золотого сечения или спирали Фибоначчи, квадратуры круга и др.). В результате анализа композиционного построения иконы, делается вывод о преемственности некоторых математических и художественных приемов, которые христианское искусство перенимает от Античности, но переосмысляет и делает свидетельством христианской догматики. Технология математического построения композиции становится общеупотребительной в Византии и странах Византийского круга, свидетельством чего является Синайская икона «Богоматерь с пророками». Актуальность исследования обусловлена междисциплинарным подходом к анализу произведения. Делается вывод о необходимости учитывать синтез богословского и художественного опыта Византии.
Ключевые слова: искусство Византии, иконопись, Синайская икона «Богоматерь с пророками» (Киккская), математические методы в искусстве, спираль Золотого сечения, квадратура круга.
Тянь Фаньюй
Инновационные технологии обучения китайских студентов в российских вузах
В статье представлена проблема использования инновационных технологий обучения китайских студентов в российских вузах. Показано, что современные педагогические технологии обучения китайских студентов в российских вузах должны опираться на социокультурный подход и создание поликультурного образовательного пространства вуза. Раскрыты сущность понятия «педагогические инновации», которая определяется как целенаправленное введение новшеств в педагогическую систему с целью повышения качества образования. Описана специфика инновационных педагогических технологий в поликультурном образовательном пространстве вуза. Показана их интерактивная и коммуникативная направленность, которая может вызывать барьеры межкультурной коммуникации в китайской аудитории.
Ключевые слова: китайские студенты, инновация, педагогические инновации, педагогические технологии, социокультурный подход, поликультурное образование.
Цуй Линь
Особенности преподавания учебных дисциплин китайским студентам в российских вузах
В статье раскрыта специфика преподавания учебных дисциплин китайским студентам в российских вузах. Показано, что рост образовательной миграции китайских студентов актуализировало вопросы преподавания учебных дисциплин китайским студентам в российских вузах. Описаны межкультурные различия в моделях поведения и общения китайских и российских студентов, которые оказывают влияние на процесс обучения. Раскрыты особенности учебной деятельности и когнитивных установок китайских студентов в процессе обучения, которые необходимо учитывать преподавателю российского вуза. Показано, что учет опыта обучения в китайской системе образования, межкультурных различий в моделях поведения, общения, познавательной деятельности, уровня языковой подготовки и межкультурной адаптации у китайских студентов, обеспечивает высокое качество преподавания учебных дисциплин в китайской аудитории.
Ключевые слова: китайские студенты, российские вузы, педагогическая деятельность, межкультурное взаимодействие, межкультурная адаптация, поликультурная среда учебного заведения.
Чжан Юньси
Эволюция журналистики Китая в исторической ретроспективе
За последние несколько лет большая часть опыта, накопленного журналистской профессией выхолащивается сдвигами в медиа-индустрии. Многие факторы привели к исходу опытных журналистов из китайских СМИ. Конечным результатом этого сдвига является прогрессирующая потеря профессионального журналистского потенциала в китайских СМИ.
Ключевые слова: СМИ, Китай, журналисты, пресса, электронные медиа.
Южакова Т.Л.
Организация деятельности завода № 222 в Кустанайской области в период Великой Отечественной войны
В статье рассматривается организация деятельности завода № 222, эвакуированного в Кустанайскую область в годы Великой Отечественной войны и наладившего производство танковых огнеметов для фронта. Это был единственный завод, который выпускал для фронта такое оружие. В настоящей работе дана периодизация деятельности завода в годы войны. Показаны сложности в организации работы предприятия. Привлечены источники официального и личного происхождения, ряд из которых не введен в научный оборот. Делается вывод о том, что создание важнейшего оборонного предприятия в объективно сложных условиях стало возможным благодаря самоотверженному труду работников завода и умелому руководству.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, эвакуация, оборонная промышленность, завод, труженики тыла, производство танковых огнеметов, труд.
Золхоев Б.В.
Происхождение и официальные имена (апеллятивы) шаньюев южных Хунну периода Восточная Хань (по материалам китайских летописных источников и исследованиям зарубежных авторов)
В статье затрагиваются вопросы происхождения и титулования шаньюев Южных хунну периода китайской династии Восточная Хань. Рассмотрен исторический контекст и результаты ее влияния на систему титулатуры правителей Южных хунну. Кроме того, предпринята попытка восстановить первоначальные особенности и характерные черты официальных тронных имен хуннских шаньюев периода правления китайской династии Восточная Хань.
Ключевые слова: Хунну, шаньюй, период Восточная Хань, система титулатуры, официальные тронные имена, апеллятивы, китайские исторические источники, зарубежные исследователи.
Лань Ян
Дидактика Ушинского К.Д. и её приложение в новом мире
Проблемы обучения и споры о том, как должно быть организовано обучение, это общественно значимый вопрос, актуальность которого только возрастает при ускорении изменения общественной формации [5]. Творческое и научное наследие К.Д. Ушинского несомненно представляет собой, актуальнейший источник идей, методов, способов обучения, которые требует глубоко научного осмысления. Объектом исследования является педагогика. Предметом исследования выступает дидактика, как раздел педагогики и теории образования. Цель исследования теоретически осмыслить содержание дидактики Ушинского К.Д. в приложении к современной общественной формации. Выявлено, что содержание дидактики Ушинского К.Д. базируется на нескольких принципах, основным из которых является – научность. Представлена графическая иллюстрация принципов дидактики Ушинского К.Д. и теоретическое описание этих принципов.
Ключевые слова: обучение, мышление, развитие, воспитание, научность, наглядность обучения.
Чжан Шугэ
Концепция Мао Цзэдуна о физическом воспитании личности и нации
Мао Цзэдун которого в Китае называют Великий Кормчий является крупнейшей исторической фигурой своих лет, является главным теоретиком маоизма в котором концепция воспитания человека и личности является центральным звеном. Объект исследования – маоизм, как идеологическая концепция политической теории и практики. Предмет исследования – физическое воспитание в рамках концепции маоизма. Цель исследования – раскрыть содержание и основные принципы теории маоизма в области физического воспитания и педагогики. В статье представлены основные положения маоизма в области физического воспитания, представляющие собой триаду: физическое воспитание, умственное воспитание, нравственное воспитание. Представлены первичные качественные характеристики воспитания: питание и забота, объясняется как из первичных качеств происходит рождение вторичных качеств: преподавание и обучение.
Ключевые слова: маоизм, физическое воспитание, умственное воспитание, нравственное воспитание, личность, нация.
Чжоу Мяоцзин
Историография взаимного влияния в сфере искусства России и Китая
В данной статье проведен анализ этапов, направлений и основных результатов развития отношений в сфере культуры и искусства между Россией и Китаем. Авто убежден, что культурной интеграции России и Китая способствует литература, имеющая функцию, отражающую традиционные ценности в современном мире. Существующий в Китае запрос на переводы произведений традиционной русской литературы остается на высоком уровне, что нельзя сказать о новых российских литературных произведениях. Особое внимание в статье уделяется спорту, как одному из элементов китайского искусства. Автор заключает, что проведение перекрестных годов культуры Китая и России способствуют более глубокому чувству взаимопонимания и симпатии между народами.
Ключевые слова: историография, культура, театральная деятельность, международные отношения.
Телицина Е.А.
Мельникова О.К.
Роль Италии в интеграции Европы
В статье определена роль Италии в интеграции Европы. В российской научной литературе очень мало внимания уделяется тому, какой вклад внесла Италия в объединении Европы, уделяя в основном внимание на вклад Франции и Германии. В данной статье авторами показано, что Италия сыграла немаловажную роль в интеграции Европы и внесла ряд ключевых идей, затронув центральные аспекты формировавшегося союза. Показаны этапы построения единой Европы и влияние итальянских политических деятелей на этот процесс. Освещены слабые и сильные стороны Италии. Проведён анализ влияния Италии на процесс формирования Единой Европы.
Ключевые слова: европейская интеграция, вклад Италии, роль Италии, объединение Европы, федералистское движение, наднациональная организация, прямые выборы, европейская федеративная система, Европейский союз, европейские политические деятели.
Урюмцев Е.Р.
«Кипевшие отвагой войны-франки из рода тех, кто издавна во всех боях громил врагов своих»: проблема восприятия национальных мотивов в битве при Бувине (28 июля 1214 г.)
В статье рассматривается мифологизация битвы при Бувине на основе данных официальных хроникеров короля Филиппа II Августа. Исследуется образ воюющих противников, их мифология и сакральный облик, представленный в изложении французской стороны. Предлагается альтернативный вывод о несоответствии с реальностью тезиса, характеризующего Бувинскую битву как первое французское национальное событие.
Ключевые слова: Битва при Бувине, Филипп II Август, нация, мифология, неравенство, Высокое Средневековье.
Авторы
Долгенко А.Н. - заведующий кафедрой русского и иностранных языков, доктор филологических наук, доцент. Московская академия Следственного комитета Российской Федерации.
Золхоев Б.В. - кандидат исторических наук, доцент кафедры туризма и сервиса ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова».
Касатикова А.А. - старший преподаватель кафедры русского и иностранных языков. Московская академия Следственного комитета Российской Федерации.
Кобзева О.В. - кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации, Национальный исследовательский университет «Московский государственный строительный университет».
Лань Ян - аспирант, Московский государственный институт культуры.
Ли Ино - бакалавр, Китайский нефтяной университет (Пекин).
Лин Яньюй - бакалавр, Московский педагогический государственный университет.
Мельникова О.К. - старший преподаватель кафедры иностранных языков в сфере международных отношений Институт международных отношений Казанского федерального университета.
Моисеев А.Н. - кандидат военных наук, доцент, филиал ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани.
Мурашко С.Ф. - профессор кафедры русского и иностранных языков, кандидат психологических наук, доцент. Московская академия Следственного комитета Российской Федерации.
Напсо М.Д. - доктор социологических наук, профессор кафедры философии и гуманитарных дисциплин, Северо-Кавказская государственная академия.
Непомнящих Н.М. - кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков ИИЯ (Институт иностранных языков) РУДН (Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы).
Орлова Т.А. - ФГБОУ ВО Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева.
Резепова Н.В. - ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова».
Снегирев И.А. - кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры теории и практики иностранных языков ИИЯ (Институт иностранных языков) РУДН (Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы).
Соколов А.В. - аспирант, ФГБОУ ВО Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого.
Суслова Р.А. - кандидат исторических наук, доцент, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казанская православная духовная семинария.
Телицина Е.А. - преподаватель кафедры иностранных языков в сфере международных отношений, Институт международных отношений Казанского федерального университета.
Тянь Фаньюй - Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы.
Урюмцев Е.Р. - магистрант кафедры Всеобщей истории, Новосибирский государственный университет.
Федорова Е.Л. - кандидат филологических наук, доцент кафедры отечественной и зарубежной литературы, Московский финансово-промышленный университет «Синергия».
Филимонов С.Б. - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России Института «Таврическая академия» (СП) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь.
Цуй Линь - магистр, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Чжан Шугэ - аспирант, Московский государственный институт культуры.
Чжан Юньси - бакалавр, Евразийская международная академия, Хэнаньский университет.
Чжоу Мяоцзин - магистр, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Чубарова Ю.Е. - ФГБОУ ВО Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева.
Южакова Т.Л. - кандидат исторических наук, кандидат юридических наук, доцент кафедры истории, обществознания и педагогических технологий филиала ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани.