КОНКУРС
на лучшую научную и научно-публицистическую работу по теме: Молодежная политика. 
Цифровая экономика и регионоведение.

Текущий номер

Этносоциум №8 (24) 2009 г.


СОДЕРЖАНИЕ


Редакционный совет

6

АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9

М. М. Зязиков. К вопросу о роли русского языка в условиях глобализации

10

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19

С. М. Миронов. «Сохранение и развитие языковой культуры: нормативно-правовой аспект»

20

Ю. Н. Солонин. Защита культуры — это защита русского языка

26

Е. Л. Рябова. Редакционная статья

34

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

37

В. П. Дурин. Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС) — ведущий научно-образовательный транспортный комплекс Дальневосточного федерального округа

38

В. П. Дурин, Н. Е. Кроча. Путешествие на о. Сахалин — 120 лет после А. П. Чехова (взгляд на Россию с восточной ее стороны)

53

Программа Всероссийской научно-практической конференции «Комплексное развитие юга Дальнего Востока России»

61

Д. А. Котов. Китайские мигранты в Магадане: межэтническая толерантность принимающего социума

65

В. Ю. Стадник. Коррупция — один из важнейших барьеров на пути нашего развития

69

Е. И. Ломоносова. Анализ взглядов Ф. Ф. Сидонского на философию античности

74

Е. А. Мироненко. Элитарное сознание и эпатажное поведение: конфликт должного и сущего в элитарном сознании

78

О. В. Бисовская. Конфликт как комплексная система социального взаимодействия

83

А. В. Плискина. Региональные вузы в Болонском процессе. К проблеме организации мониторинговых исследований внедрения новых систем управления

88

А. В. Поповкин, Г. С. Поповкина. Антропология научной и традиционной медицины: сравнительный анализ на основе материалов юга Дальнего Востока России

94

С. Ю. Пчелкина. Апории религиозного сознания в «русском буддизме».

107

Г. Г. Федорова. Священная коновязь: миф и реальность

115

Е. В. Хайрулина. Сетевые сообщества: новый социальный субъект в эпоху глобализации

121

О. Ф. Сидоренко. Управление персоналом на дальнем востоке россии с учетом территориального самосознания

125

Л. Е. Фадеева. Демонизм социального

130

О. В. Шурыгина. Феномен конфликта в русской и западной философии в рамках иррационалистического направления

134

А. А. Яковлева. Массовая культура как эффект нивелированных границ

139

А. В. Алейников. Генезис бизнеса в современной России: социально-философский аспект

145

Н. Л. Малинина. Синтез художественного образа и философского обобщения

154

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

163

Т. С. Иларионова. Дальневосточные исследования иностранных ученых.

164

АННОТАЦИИ

178

НАШИ АВТОРЫ

185

ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ, представляемым в международное издательство «Этносоциум и межнациональная культура».

187

АННОТАЦИИ


В. П. Дурин, Н. Е. Кроча
Путешествие на о. Сахалин — 120 лет после А. П. Чехова (взгляд на Россию с восточной ее стороны)
В статье рассказывается о современной поездке авторов в город Южно-Сахалинск и полученных впечатлениях о Сахалине, о встречах со студентами и аспирантами, с русским, корейцами и другими сахалинцами.

Д. А. Котов
Китайские мигранты в Магадане: межэтническая толерантность принимающего социума
В статье рассматриваются основные результаты социологического исследования по изучению состояния этнической толерантности населения одного из северных регионов России к китайским мигрантам. Особое внимание уделяется наличию скрытой ксенофобии у местного населения, а также особенности взаимодействия «коренных» и «пришлых» народов.
Ключевые слова: толерантность, китайская миграция, миграционная политика, социальная дистанция, принимающий социум, Дальневосточный регион, ксенофобия.
The summary: In article the basic results of sociological research on studying of a condition of ethnic tolerance of the population of one of northern regions of Russia to the Chinese migrants are considered. The special attention is given to presence of the latent xenophobia at local population, and also feature of interaction of the «radical» and «alien» people.
Keywords: tolerance, the Chinese migration, the migratory policy, the social distance, accepting society, Far East region, xenophobia.

В. Ю. Стадник
Коррупция — один из важнейших барьеров на пути нашего развития
В статье рассказывается о том, что взяточничество — сложное, многоаспектное явление, имеющее юридически-правовое, историческое, и социологическое измерение. Также рассмотрена история взятничества в России. Еще в статье раскрываются проблемы взятничества на Дальнем Востоке и методы борьбы с ними.
In article it is told that bribery — the difficult, multidimensional phenomenon having legally-legal, historical, and sociological measurement. Also the history bribery in Russia is considered. In article problems bribery in the Far East and methods of struggle against them reveal.

Е. И. Ломоносова
Анализ взглядов Ф. Ф. Сидонского на философию античности
В статье исследуется творчество известного русского религиозного мыслителя конца XIX в. Ф.Ф. Сидонского (1805-1873).
This article is a study of the works of Fedor. F. Sidonski (1805-1873), a well-known Russian religious thinker of the late 19th century.

Е. А. Мироненко
Элитарное сознание и эпатажное поведение: конфликт должного и сущего в элитарном сознании
В статье рассматривается роль элитарного сознания, в представлениях и образцах прошедших эпох и настоящего времени. По мнению автора, приоритет экономических, материальных ценностей, власть рыночных отношений и СМИ неминуемо влекут кардинальные изменения в деятельности субъектов, выполняющих культуротворческую функцию в обществе. На примере деятелей современного искусства показаны трансформации сознания духовной элиты и поставлен вопрос о ценности их деятельности и правомерности относить себя к духовной, интеллектуальной элите общества.
Ключевые слова: элитарное сознание, духовная элита, духовные ценности, творцы культуры, «миф художника».
In article the role of elite consciousness, in representations and samples of the last epoch and true time is considered. According to the author, a priority economic, material assets, the power of market relations and mass-media inevitably attract cardinal changes in activity of the subjects who are carrying out function of creators of culture in a society. On an example of figures of the modern art transformations of consciousness of spiritual elite are shown and the attention to the question on value of their activity and legitimacy is brought to carry itself to spiritual, intellectual elite of a society.
Keywords: elite consciousness, spiritual elite, cultural wealth, creators of culture, «a myth of the artist».

О. В. Бисовская
Конфликт как комплексная система социального взаимодействия
Конфликт, как один из видов социального взаимодействия, — системное явление, изучение которого и дальнейшее предполагаемое разрешение требует также системного подхода. Состояние конфликтности имманентно процессу общественного развития и присутствует в условиях любого социального образования. Анализ внешних социальных закономерностей и учет их влияния на внутренние, присущие конкретному взаимодействию, создает полноценную систему оптимизации конфликта.
Конфликт — вид социального взаимодействия, протекающий в общении, поведении или деятельности на фоне выраженных отрицательных эмоций. Человек, как субъект конфликта, являясь открытой системой, непрерывно испытывает воздействие самых разнообразных факторов, влияющих на его эмоциональную сферу, формирующих её. Эмоции, чувства, желания, мысли — это своеобразные энергоинформационные процессы с разными частотными характеристиками. Любое социальное взаимодействие — энергоинформационный обмен
Пронизывая все сферы человеческой жизни, конфликтология привлекает все больше отраслей знания, стимулирует создание новых междисциплинарных исследований, нацеленных на всестороннее изучение социального взаимодействия как системы.
A conflict is kind of social interaction taking place in communication, behavior and activities occurred on the background of expressed negative emotions. A person as a conflict subject, being the open system is influenced continuously by various factors affecting his emotional sphere and it is forming it simultaneously.
Emotions, feelings, desires and thoughts are peculiar energy-informational processes with various frequency characteristics. Any kind of social interaction is the energy— informational exchange.

А. В. Поповкин, Г. С. Поповкина
Антропология научной и традиционной медицины: сравнительный анализ на основе материалов юга Дальнего Востока России
На основе сопоставления различных уровней бытия современной медицины и знахарства делается вывод о качественном различии их природы. Примененный метод расслаивания позволил раскрыть содержание этого различия в характере процесса становления врача и знахаря, природе их знаний и практике применения ими лечебных навыков.
Ключевые слова: медицинская антропология, народная медицина
Basing on the comparative analysis of levels of being of modern medicine and folk-healing practices, the authors reach the conclusion about the distinction in nature of both phenomenae. The dissociation method applied has helped to draw the essence of this distinction in the manner of becoming a doctor and a healer, in the nature of their knowledge and practice of their skills.
Keywords: medical anthropology, folk medicine.

С. Ю. Пчелкина
Апории религиозного сознания в «русском буддизме»
Попытка жить в своей культуре с религиозными убеждениями, заимствованными из другой культуры, порождает апории в сознании человека, и приводит к проблемам социализации. Религиозные установки буддизма не релевантны нормам русской культуры. Буддизм противоречит имманентным структурам русского самосознания, которые имеют личностную природу.
An attempt to live in one’s culture with religion convictions are has borrowed from other cultures gives birth to apiaries in human being’s and leads to the problem of socializing. Religious values of Buddhism are not relevant to norms of Russian culture. Buddhism contradicts to emanative structures of Russian self-consciousness which is based on personality’s individual values.

Г. Г. Федорова
Священная коновязь: миф и реальность
В статье исследуются генезис и особенности строения якутской священной коновязи («Аар ба5ах сэргэ»). Прослежена эволюция коновязи как осязаемого символа Мирового Дерева, а также как вертикальное трехмерное строение пространства.
Ключевые слова: Мировое Дерево, священная коновязь, сэргэ, модель мира, якутская национальная культура.
The genesis and peculiarities of the Yakutian holy tethering post/horse standing are studied in this article. Here we observed/scanned the evolution of tethering post as a perceivable symbol of the World Tree and also as a vertical three-dimensional space construction.

Е. В. Хайрулина
Сетевые сообщества: новый социальный субъект в эпоху глобализации
В условиях глобализации и все возрастающих возможностях манипулирования массовым сознанием актуальным становится вопрос о возможностях социальной активности. В качестве новых социальных субъектов сегодня часто рассматриваются сетевые сообщества. Исследованию того, насколько оправданы возлагаемы на них надежны и являются ли сетевые сообщества принципиально новым типом социального субъекта, посвящена данная статья.

Г. С. Попова
Триединая картина мира саха
Картина мира представляет собой центральное понятие концепции человека: это целостный образ мира, складывающийся в голове человека в процессе познавательной деятельности в виде разного рода сведений о мире, которые в свою очередь принято делить на три вида: а) гетерогенные, б) гетерохронные, в) гетеросубстратные. Эти сведения человек воспринимает с помощью особого механизма, называемого в культуре саха Кут. Кут в триединстве представляет собой Ийэ кут, Буор кут, Салгын кут и можно сопоставить это понятие с психической субстанцией К.Г. Юнга. Фреймом картины мира саха выступает Триединый мир ¥с дойду, а гештальтом — Мировое Древо Аал Луук (Аар Лууп) Мас. Универсальные символы ¥с дойду и Аал Луук мас присутствуют как в культурах всех северных народов, так и других культурах мира и служат непреходящей основой для межкультурного диалога и одинакового восприятия общей космоцентрической картины мира.
The world depiction is a core concept for a human being: it is a complex image of the world created in the head of an individual during his/her cognitive activity. It is composed by various information which can be divided into three kinds: a) heterogenic, b) heterochronical, c) heterosubstructural. All this information is perceived with the help of a special mechanism, which in the Sakha culture is called as Kut. It is a three-parts entity: Iye Kut, Buor Kut and Salgyn Kut, and they can be compared to K. Jung’s psychical substance. The frame for the Sakha world image is a united three-layer world, Us Doidu, and gestalt is the World Tree, Aal Luuk (Aar Luup) Mas. These universal symbols Us Doidu and Aal Luuk Mas can be found in the cultures of all northern people, including non-northern as well. Thereas, they serve as the basis for cross-cultural dialogue and common perception of Cosmo-centric world image.

Л. Е. Фадеева
Демонизм социального
В статье делается попытка выявления параллелей демонологического опыта восточных славян с сакральным опытом современного россиянина.
Ключевые слова: Демонизм, язычество, сакральный опыт.
The article deals with the attempts to reveal the parallels between demonological experience of Eastern Slavs and sacral experience of present Russian man.
Кеуwords: Demonism, heathenism, sacral experience.

А. А. Яковлева
Массовая культура как эффект нивелированных границ
Анализ тенденций современной эпохи подтверждает устойчивость позиций массовой культуры. Являясь необходимым элементом интерсубъективного общения в повседневной жизни, массовая культура становится барьером в развитии культурных сред (национальных культур, междисциплинарных диалогов, ответственного личностного общения и др.) и нейтрализует творческий потенциал личности, отрефлексированный в состоянии метакультуры как необходимое условие развития.
Ключевые слова: массовая культура, личность, творчество, граница, метакультура.
The analysis of the tendencies of contemporary epoch confirms the stability of the positions of mass culture. Being the necessary element of intersubjective communication in everyday life, mass culture becomes a barrier in the development of culture media (national cultures, interdisciplinary dialogues, responsible interpersonal contact and other) and neutralizes the creative potential of personality, that is introspected in the state of metaculture as the necessary condition for development.
Keywords: mass culture, personality, creativity, border, metaculture.

А. В. Алейников
Генезис бизнеса в современной России: социально-философский аспект
В статье предпринята попытка социально-философского анализа институционализации взаимоотношений между бизнесом, обществом и властью в современной России и специфики исторических особенностей этого процесса в транзитивном российском обществе.
Ключевые слова: бизнес, власть, гражданское общество, философия хозяйства.
Attempt of the socially-philosophical analysis of institutionalization of mutual relations between business, society and authorities in modern Russia and specificity of historical features of this process in a transitive Russian society is undertaken in the article.
Keywords: business, authority, civil society, economy philosophy.

Н. Л. Малинина
Синтез художественного образа и философского обобщения
В статье показаны синтезы художественного образа и философского обобщения, которые встречаются в творчестве художников и философов. Искусство, опираясь на философию, вырабатывает новые принципы освоения бытия. Философия с помощью художественных образов воздействует не только на сознание, но и на подсознание. Когда художественный образ и философское понятие бессильны в объяснении реальности, тогда происходит попытка приблизиться к ней. Художественный образ и философия направляют движение рефлексии.
Ключевые слова: художественный образ, философское обобщение, типический образ, типологический образ, Ж.-П. Сартр.
Article shows synthesis of artistic image & philosophical summarizing which can be found in the works of artists & philosophers. Art based on philosophy creates new principles of being study. Philosophy with the help of artistic images influences both mind & subconsciosness. When artistic image & philosophical notion fail to describe reality they can come very close to it. Artistic image & philosophy drive reflection.
Keywords: artistic image, philosophic sammarizing, typical image, typological image, J.-P. Sartr.

НАШИ АВТОРЫ

1. М. М. Зязиков, Советник Президента Российской Федерации, доктор философских наук.
2. С. М. Миронов, председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ.
3. Ю. Н. Солонин, Первый заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества, Член Комитета Совета Федерации по образованию и науке, Член Комиссии Совета Федерации по информационной политике, Представитель от исполнительного органа государственной власти Хабаровского края, декан философского факультета СПбГУ, доктор философских наук, профессор.
4. Е. Л. Рябова, главный редактор издательства «Этносоциум и межнациональная культура», к. с. н., член Санкт-Петербургского философского общества E-mail: etnosocium@mail.ru
5. В. П. Дурин, профессор Дальневосточного университета путей сообщений. E-mail: durinvp@mail.ru
6. Д. А. Котов, заведующий лабораторией исследования социально-экономических процессов Магаданского института экономики Санкт-Петербургской академии управления и экономики. E-mail: sociolog_mie@mail.ru
7. В. Ю. Стадник, аспирант кафедры философии Дальневосточного государственного университета путей сообщения. E-mail: izdanie-k@list.ru
8. Е. И. Ломоносова, кандидат философских наук. E-mail: durinvp@mail.ru
9. Е. А. Мироненко, преподаватель Тихоокеанского государственного университета, г. Хабаровск. E-mail: durinvp@mail.ru
10. О. В. Бисовская, г. Хабаровск, аспирант ДВГУПС. E-mail: durinvp@mail.ru
11. А. С. Плискина, ассистент кафедры социологических наук Кемеровского государственного университета. E-mail: durinvp@mail.ru
12. А. В. Поповкин, кандидат философских наук, научный сотрудник ИИАЭ ДВО РАН. E-mail: andrey.popovkin@gmail.com
13. Г. С. Поповкина, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИИАЭ ДВО РАН. E-mail: angap@rambler.ru
14. С. Ю. Пчелкина. доцент кафедры философии Дальневосточного государственного технического университета (ДВПИ им. В. В. Куйбышева). E-mail: greet.svet@mail.ru
15. Г. Г. Федорова, старший преподаватель кафедры фольклора и культуры факультета якутской филологии и культуры ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М. К. Аммосова», аспирант ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М. К. Аммосова». E-mail: VTatyanaN@yandex.ru
16. Е. В. Хайрулина, преподаватель Дальневосточного Государственного университета путей сообщения. E-mail: durinvp@mail.ru
17. О. Ф. Сидоренко, ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» ФСПО «Хабаровский техникум железнодорожного транспорта», г. Хабаровск. E-mail: GSPopova@yandex.ru
18. Л. Е. Фадеева, старший преподаватель кафедры психологии и социальных технологий Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, аспирантка IV года обучения. E-mail: Tara2004@bk.ru
19. О. В. Шурыгина, БАмИЖТ — филиал ДВГУПС в г. Тынде Амурской области. E-mail: durinvp@mail.ru
20. А. А. Яковлева, аспирант кафедры философии факультета философии, теологии и религиоведения Дальневосточного государственного университета. E-mail: elvis4ever@yandex.ru
21. А. В. Алейников, кандидат философских наук, докторант кафедры конфликтологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. E-mail: AV-Aleynikov@yandex.ru
22. Н. Л. Малинина, канд. филос. н., доц, зав. кафедрой культурологии Дальневосточного государственного университета (г. Владивосток). E-mail: Malin57@mail.ru
23. Т. С. Иларионова, доктор философских наук, профессор РАГС, генеральный директор Института энергии знаний. E-mail: ilarionovat@mail.ru