- Анонсы журнала "Этносоциум"
- Журнал Межконфессиональная миссия
- Альманах Крым. Экономика, инновации
- Журнал Культура мира (Cultural World)
- Анонсы книг
- Италия
- Статьи
- Альманах Казачество
- Власть истории – История власти
СОДЕРЖАНИЕ
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
3 |
Михаил Маргелов встретился с советником по науке Государственного Совета Республики Куба Фиделем Диас-Баларт Кастро |
4 |
О. Толкачев. «Надо жестче спрашивать за сохранение культурно-исторического наследия» |
5 |
Подписано соглашение о сотрудничестве с Общероссийской общественной организацией «Ассамблея народов России» |
6 |
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ФИЛОСОВСКОЕ ОБЩЕСТВО |
7 |
Д. Н. Разеев. О конечной цели мира (критические размышления Канта о возможностях физической и моральной телеологии) |
8 |
И. Е. Гутман. Виртуальная реальность компьютерной игры как репрезентация мифической реальности |
26 |
Дни Петербургской философии — 2009. Всемирный день философии в Санкт-Петербурге 19—21 ноября 2009 г |
32 |
МИР БЕЗ НАРКОТИКОВ |
63 |
Александр Брод. О борьбе с наркоманией. Хроника МБПЧ |
64 |
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕНОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ |
67 |
Х. С. Киреев. Особенности современной национальной политики Российской Федерации на Северном Кавказе: достижения и просчеты |
68 |
Е. Л. Рябова. Работать и по службе и по душе |
76 |
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИСКОГО ОБЩЕСТВА |
79 |
А. Г. Караткевич. Реинтеграция как фактор социотрансформации и противовес глобализации |
80 |
Т. М. Бормотова. Факторы актуализации проблем прогнозирования миграционных процессов в современной России |
90 |
Н. С. Чусова. Межкультурная коммуникация как механизм регулирования межэтнического взаимодействия в современном российском обществе |
95 |
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ |
103 |
Ф. С. Галимбекова. Онтологическое обоснование проблемы ценности в философии |
104 |
Ф. С. Галимбекова. Динамика ценностей в современном обществе |
110 |
Ф. С. Галимбекова, Р. А. Тукаева. Генезис проблемы ценностей в истории западной философской мысли |
118 |
М. В. Верхутина. О гуманитарном сотрудничестве приграничных областей Российской Федерации, Украины и Республики Беларусь |
126 |
Г. С. Попова. Триединая картина мира Саха |
131 |
А. З. Баглиева. Ментальная сущность знаково-символического в самопознании народов Дагестана |
139 |
Д. В. Макаров. Ульяновский государственный технический университет — центр образования, науки, культуры и спорта |
150 |
И. А. Плохова. Ценность и доступность высшего образования в регионах россии |
156 |
В. В. Бахарев, А. В. Поймалов. Социально-экономические и аксиологические детерминанты репродуктивного поведения молодой семьи |
161 |
А. В. Поймалов. Организационно-технологические аспекты формирования условий ранней профилактики негативного репродуктивного поведения молодой семьи |
175 |
Т. В. Мельникова. К вопросу о методологическом значении философских моделей мира |
187 |
Л. Ю. Логунова. Влияние социокультурной травмы на историческое и политическое сознание сибиряков |
194 |
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ |
205 |
К. С. Пузырев. Каталонский сепаратизм: истоки, специфика, эволюция |
206 |
Жоффруа-Ириекс Блеттон. Трансатлантический рынок Европейского Союза — Соединенные Штаты и глобализация |
223 |
АННОТАЦИИ |
231 |
НАШИ АВТОРЫ |
241 |
ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫМ В МЕЖДУНАРОДНОЕ ИЗДАНИЕ «ЭТНОСОЦИУМ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА» |
243 |
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ |
244 |
АННОТАЦИИ
Д. Н. Разеев
кандидат философских наук, доцент, заместитель декана по научной работе Философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета
О конечной цели мира (критические размышления Канта о
возможностях физической и моральной телеологии)
В статье на основании реконструкции размышлений Канта, изложенных им в разделе «Учение о методе телеологической способности суждения» фундаментального сочинения «Критика способности суждения», излагается точка зрения Канта на конечную цель мира. Показывается, что единственной адекватной возможностью для рассуждений о конечной цели мира Кант считал моральную телеологию.
Ключевые слова: критика способности суждения, трансцендентальная философия, телеология.
The article is intended to demonstrate, through the critical reconstruction of the antinomy of judgment, discussed in the second part of Kant’s Critique of the power of judgment, that the notion of the highest end of the world, proposed by Immanuel Kant, can be successfully used only in moral teleology.
Keywords: critique of judgment, transcendental philosophy, teleology.
И. Е. Гутман
аспирант кафедры теоретической и прикладной культурологи факультета философии СПБГУ
Виртуальная реальность компьютерной игры как репрезентация мифической реальности
Автор сравнил виртуальные реальности компьютерных игр с пространством мифа. Он установил, что компьютерные игроки, абстрагируясь от самого факта сидения за компьютером во время игры, выстраивают в своей психике пространство, во многом идентичное мифическому пространству. Автор также установил, что во время эффекта погружения в виртуальное пространство оно воспринимается реальным, как и миф воспринимается реальным для мифического сознания, а следовательно, виртуальные компьютерные игры представляют собой неомифологию. Согласно автору, многие виртуальные игры репрезентируют мифическую реальность, используя мифические архетипы, такие как борьба с чудовищами и циклическая концепция времени. Также автор установил, что будучи интерактивной репрезентацией мифа, виртуальные компьютерные игры воссоздают обряд инициации.
А. Г. Караткевич
Зам. рук. Центра трудовых отношений и социального партнерства ИПД АТиСО, к. полит. н., доцент, докторант ИСПИ РАН
Реинтеграция как фактор социотрансформации и противовес
глобализации
Исследуется сущность, особенности и принципы интеграции. Обосновывается необходимость реинтеграции. Выделяются факторы определяющие развитие дезинтеграционных и интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Доказывается, что реинтеграция — это одна из эффективных форм взаимодействия суверенных государств (Россия, Белоруссия и др.) с целью укрепления стабильности и безопасности на постсоветском пространстве, преодоления негативных последствий глобализации и осуществление социоэкономической, политической и др. трансформаций.
Ключевые слова: интеграция; реинтеграция; дезинтеграция; глобализация; Союзное государство; социоэкономическая и социополитическая трансформация.
Ф. С. Галимбекова
кандидат философских наук, доцент кафедры философии и методологии науки Башкирского государственного университета
Онтологическое обоснование проблемы ценности в философии
Статья посвящена проблеме ценностей в философской мысли. В статье рассматривается роль смысла в проблеме ценностей. Данная проблема занимает важное место в период становления информационного общества.
The article is dedicated of the problem of values in of philosophical idea. In article is considered role of mening in problems of values. The given problem takes the important place in period of becoming information society.
Ключевые слова: онтология, постмодернизм, герменевтика, смысл, рефлексия, самоидентичность, аксиология.
Ф. С. Галимбекова
кандидат философских наук, доцент кафедры философии и методологии науки Башкирского государственного университета
Р. А. Тукаева
соискатель ученой степени кандидата философских наук, ассистент кафедры философии и методологии науки Башкирского государственного университета
Генезис проблемы ценностей в истории западной
философской мысли
В представленной статье авторы рассматривают философскую проблему ценностей в истории западной философской мысли. Авторы обозначают и анализируют ряд теоретических проблем западной философской мысли.
In the present article the authores contemplates of philosophical problem of values in history of western philosophical idea. The authores designate und analuze a number of theory problemes of western philosophical idea.
Ключевые слова: аксиология, ценность, трансцендентализм, проблема синтетического априори, экзистенциализм, трансцендентальный субъект, генерализирующий метод, индивидуализирующий метод, марбургская школа неокантианства, наукоучение, герменевтика.
А. З. Баглиева
заведующая кафедрой философии Дагестанского государственного педагогического университета
Ментальная сущность знаково-символического в самопознании народов Дагестана
В данной статье автор рассматривает роль и значение знаков, символов, языка, произведений устного народного творчества в духовной культуре народов Дагестана. При этом автор отмечает, что символ имеет непосредственное отношение к познанию человеком самого себя. Это одновременно и инструмент познания, и древнейший фундаментальный метод выражения реальности, способный вскрыть различные ее аспекты. Символы в культуре народов Дагестана выражают глубинно-сакральный смысл, они выражены в религиозном сознании народа. Язык и речевое поведение — ведущие компоненты формирования сознания и становления менталитета.
In given clause the author considers a role and value of signs, symbols, language, products of oral national creativity in spiritual culture of people of Dagestan. Thus the author marks, that the symbol has the direct attitude to knowledge the person itself. It simultaneously both the tool of knowledge, and the most ancient fundamental method of expression of the reality, capable to open its various aspects. Symbols in culture of people of Dagestan express sacral sense, they are expressed in religious consciousness of people. Language and speech behaviour. Leading components of formation of consciousness and becoming of mentality.
Н. С. Чусова
аспирант кафедры политологии и социологии факультета СЭП МПГУ, ведущий специалист Центра стратегических исследований СГА
Межкультурная коммуникация как механизм регулирования межэтнического взаимодействия в современном российском обществе
В статье рассматривается ситуация усиления межэтнической напряженности в российском обществе под воздействием факторов роста этнического плюрализма за счет представителей иных культур или субкультур — иммигрантов. Показано, что следствием является рост культурной дистанции между принимающим населением и иммигрантами в принимающем обществе. Доказывается необходимость поиска мер консолидации в обществе на основе межэтнического взаимодействия. Дан анализ возможностей и ограничений изучения феномена межкультурной коммуникации как механизма, способствующего налаживанию межкультурных контактов в современном трансформирующемся российском обществе, для получения новых знаний в процессе поиска эффективных решений.
The situation of ethnic tension growth under the influence of the ethnic plurality raise in Russian society is examined. The consequence of the factor is the growth of cultural distance between recipient society and immigrants is shown. The importance of searching consolidation measures on the base of interethnic interaction is pointed. The analysis of opportunities and limits of studying the intercultural communication phenomena as mechanism assisting in establishing intercultural contacts in modern transforming Russian society and getting new knowledge in the process of searching for effective solutions.
Т. В. Мельникова
заведующая кафедрой правоведения Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М. Ф. Решетнева, кандидат философских наук, доцент
К вопросу о методологическом значении философских моделей мира
Статья посвящена проблеме методологии познания.
The article is devoted to the problem of methodology of cognition.
Г. С. Попова
к. п. н., доцент, профессор кафедры культурологи ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М. К. Аммосова
Триединая картина мира саха
Картина мира представляет собой центральное понятие концепции человека: это целостный образ мира, складывающийся в голове человека в процессе познавательной деятельности в виде разного рода сведений о мире, которые в свою очередь принято делить на три вида: а) гетерогенные, б) гетерохронные, в) гетеросубстратные. Эти сведения человек воспринимает с помощью особого механизма, называемого в культуре саха Кут. Кут в триединстве представляет собой Ийэ кут, Буор кут, Салгын кут и можно сопоставить это понятие с психической субстанцией К. Г. Юнга. Фреймом картины мира саха выступает Триединый мир ¥ с дойду, а гештальтом — Мировое Древо Аал Луук (Аар Лууп) Мас. Универ- сальные символы ¥ с дойду и Аал Луук мас присутствуют как в культурах всех северных народов, так и других культурах мира и служат непреходящей основой для межкультурного диалога и одинакового восприятия общей космоцентрической картины мира. The world depiction is a core concept for a human being: it is a complex image of the world created in the head of an individual during his/her cognitive activity. It is composed by various information which can be divided into three kinds: a) heterogenic, b) heterochronical, c) heterosubstructural. All this information is perceived with the help of a special mechanism, which in the Sakha culture is called as Kut. It is a three-parts entity: Iye Kut, Buor Kut and Salgyn Kut, and they can be compared to K. Jung’s psychical substance. The frame for the Sakha world image is a united three-layer world, Us Doidu, and gestalt is the World Tree, Aal Luuk (Aar Luup) Mas. These universal symbols Us Doidu and Aal Luuk Mas can be found in the cultures of all northern people, including non-northern as well. Thereas, they serve as the basis for cross-cultural dialogue and common perception of Cosmo-centric world image.
Л. Ю. Логунова
Кемеровский государственный университет, канд. социол. наук, доцент, докторант кафедры социологических наук
Влияние социокультурной травмы на историческое и политическое сознание сибиряков
В статье автор на основе материала собранных и восстановленных историй сибирских семей рассматривает влияние разных уровней сознания территориальной сибирской общности в качестве взаимодействия уровней социальной памяти. Уровень семейно-родовой памяти понимается как составляющая социальной памяти общности. Будучи подверженной воздействиям социальной и культурной травмы, социальная память оказывает влияние на формирование сознания разных уровней: от индивидуального до коллективного. Семейно-родовая память – это способ сохранения потомками исторического наследия. Она сохраняет события, социально значимые для семейной общности, формирует ментальные характеристики. Травмирующие исторические события заставляют изменять образцы социального поведения, передавая их потомкам, формируют отношение общности к властным структурам. Изучение семейно-родовой памяти сибирской территориальной общности помогает понять причины отношения населения к действиям властных политических институтов.
Ключевые слова: историческая травма; культурная травма; сопротивление травме; посттравматическая адаптация; преодоление травмы; травматический цикл; социальная память; историческое наследие; семейно-родовая память; сибирская территориальная общность; историческое сознание; политическое сознание; духовная жизнь общности; нарративные интервью; семейные истории; поколение.
In clause the author on the basis of a material of the collected and restored histories of the Siberian families considers influence of different levels of consciousness of a territorial Siberian generality as interaction of levels of social memory. The level of family-patrimonial memory is understood as a component of social memory of a generality. Being a social influences social and cultural trauma, social memory influences formation of consciousness of different levels: from individual up to collective. Family-patrimonial memory is a way of preservation by descendants of a historical heritage. It keeps events, socially significant for a family generality, forms mental characteristics. Samples of social behaviour force to change injuring historical events, transferring their descendants, form the attitude of a generality to power structures. Studying of family-patrimonial memory of the Siberian territorial generality helps to understand the reasons of the attitude of the population to actions of imperious political institutes.
Keywords: Historical trauma; a cultural trauma; resistance to a trauma; posttraumatic adaptation; overcoming of a trauma; a traumatic cycle; social memory; a historical heritage; family-patrimonial memory; the Siberian territorial generality; historical consciousness; political consciousness; a spiritual life of a generality; нарративные interview; family histories; generation.
НАШИ АВТОРЫ
1. Д. Н. Разеев, кандидат философских наук, доцент, заместитель декана по научной работе Философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Почтовый адрес: 199155, г. Санкт-Петербург, ул. Одоевского, д. 28, кв. 18. E-mail: drazeev@yahoo.de
2. И. Е. Гутман, аспирант кафедры теоретической и прикладной культурологии факультета философии СПБГУ. E-mail: Ilyagutman@yandex.ru
3. А. Брод, директор Московского бюро по правам человека. E-mail: humanrights@list.ru
4. Х. С. Киреев, кандидат политических наук, докторант Российской академии государственной службы при Президенте РФ. E-mail: kireev-h@rambler.ru
5. А. Г. Караткевич, заместитель руководителя Центра трудовых отношений и социального партнерства ИПД АТиСО, к. полит. н., доцент, докторант ИСПИ РАН. E-mail: karatkevich1@mail.ru
6. Т. М. Бормотова, начальник отделения Информационного центра ФМС России, кандидат социологических наук. E-mail: tbormotova.68@mail.ru
7. Н. С. Чусова, аспирант кафедры политологии и социологии факультета СЭП МПГУ, ведущий специалист Центра стратегических исследований СГА. E-mail: nchusova@yandex.ru
8. Ф. С. Галимбекова, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и методологии науки Башкирского государственного университета. E-mail: Igor0602@yandex.ru
9. Р. А. Тукаева, соискатель ученой степени кандидата философских наук, ассистент кафедры философии и методологии науки Башкирского государственного университета. E-mail: Igor0602@yandex.ru
10. И. А. Плохова, аспирант кафедры «Политология, социология и связи с общественностью» Ульяновского государственного технического университета. E-mail: pir1970@mail.ru
11. М. В. Верхутина, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Брянского филиала Орловской региональной академии государственной службы. E-mail: info@bforags.brk.ru
12. Г. С. Попова, к. п. н., доцент, профессор кафедры культурологии ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М. К. Аммосова». e-mail: GSPopova@yandex.ru
13. А. З. Баглиева, заведующая кафедрой философии Дагестанского государственного педагогического университета. E-mail: bagliewa@mail.ru
14. Д. В . Макаров, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии, издательского дела и редактирования УлГТУ, г. Ульяновск. E-mail: denis.makarov@mail.ru
15. В. В. Бахарев, доктор социологических наук, профессор кафедры социальной работы Белгородского государственного университета. E-mail: socioecolog@mail.ru
16. А. В. Поймалов, аспирант кафедры социологии Ульяновского государственного университета. E-mail: poymaloff@bk.ru
17. Т. В. Мельникова, заведующая кафедрой правоведения Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М. Ф. Решетнева, кандидат философских наук, доцент. E-mail: mtv-10@mail.ru
18. Л. Ю. Логунова, докторант кафедры социологических наук Кемеровского государственного университета, кандидат социологических наук, доцент. E-mail: vinsky888@mail.ru.
19. К. С. Пузырев, соискатель кафедры политических наук Кемеровского государственного университета. E-mail: politologi@kemsu.ru
20. Жоффруа-Ириекс Блеттон, аспирант Университета Сорбонна-3 (Париж, Франция).