Рецензенты:
Михайлов В.А. - доктор исторических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой национальных и федеративных отношений Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Никонов А.В. - доктор исторических наук, профессор, Государственный советник РФ 1 класса, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Зорин В.Ю. - доктор политических наук, профессор, Член Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ, заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН, Член Общественного Совета при Федеральной миграционной службе России.
Коллективная монография избранных статей для Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ, (Том 11) включает в себя статьи ведущих специалистов в сфере межнациональных отношений, представителей молодого поколения научных исследователей и практиков, участников конкурсов на лучшие научные и научно-публицистические работы по темам: «Региональная экономика», «Национальный вопрос», «Цифровая экономика и регионоведение» и другие, (опубликованных в предыдущих номерах журнала «Этносоциум» в 2019 г.).
Монография состоит из трех блоков: «Национальная политика в России: проблемы и пути решения» и «Опыт взаимодействия наций: отечественный и мировой опыт» и «Цифровая экономика и регионоведение». Статьи проходили аппробации, экспертные дебаты и лучшие работы вошли в коллективную монографию, названную объединяющим всех словосочетанием «Совет по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации» Том 11.
http://kremlin.ru
Содержание
Рябова Е.Л. Межнациональные отношения и бюрократия. Редакционная статья
|
5
|
Национальная политика в России: проблемы и пути решения
|
|
Михайлов В.А., Дворецкий А.А., Назаров И.И. К вопросу о соотношении государственной идеологии и национальной идеи в Российской Федерации
|
8
|
Шовканов Д.А. Эффективность государственного управления в сфере межнациональных (межэтнических) отношений
|
21
|
Попов А.В. Общественное мнение как фактор влияния гражданского общества на институты власти и управления
|
32
|
Гайдук В.В., Лукъянцев А.С. Горизонты современной российской модернизации: стратегическое планирование в системе государственной экономической политики
|
41
|
Шульга Е.П., Медведев В.В. Студенчество полиэтничного города: адаптация, идентичность, самоопределение
|
52
|
Опыт взаимодействия наций: отечественный и мировой опыт
|
|
Михайленко А.Н. Фактор безопасности в современном мировом развитии
|
60
|
Гайдук В.В. Модернизация состояния клиентелизма в организации элит стран постсоветского пространства
|
85
|
Миграционология
|
|
Михайлова Н.В., Абдель Джалиль Н.А. Влияние миграционных процессов приграничных регионов Центральной России на национальную безопасность Российской Федерации
|
94
|
Бормотова Т.М., Колчевский И.Б., Ходжич М.В. Об особенностях стратегического анализа в системе государственного управления миграционными процессами в Российской Федерации
|
102
|
Летуновский П.В., Востриков С.В. Россия на фоне миграционных трансформаций
|
114 |
Аннотации
|
124
|
Авторы
|
131
|
В данной статье рассматриваются актуальные проблемы соотношения государственной идеологии и национальной идеи, устанавливается их практическая значимость и роль в отечественной системе общественно государственных отношений, анализируются особенности эволюции этих явлений. Авторы приходят к выводу, что сегодня сердцевиной идеологической сферы российского государства выступает именно национальная идея, которая в отличие от государственной идеологии способствует подлинной консолидации общества и его стабильному развитию.
Ключевые слова: идеологическая сфера, идеология, государственная идеология, национальная идея, «Русская идея», национальные интересы, конституционно правовые ценности, общество, нация, государство, политика.
В статье рассмотрены структурные элементы (подсистемы) системы государственного управления в сфере национальной политики, такие как: институциональная, нормативно-правовая (в том числе моральная (нравственная), информационно-коммуникативная, кадровая, социокультурная подсистемы.
В статье исследованы вышеуказанные элементы государственного управления как объекты, влияющие на эффективную реализацию государственной политики в данной сфере общественных отношений.
Будут раскрыты государственные институты, осуществляющие государственное регулирование в сфере межнациональных отношений. Будет проведен анализ кадрового потенциала органов государственной власти, реализующих государственную национальную политику, необходимости профессионального развития госслужащего, надлежащей культуры поведения, межэтнической субординации как внутри коллектива, так и в общении среди различных этнических групп.
Ключевые слова: государственная национальная политика, государственное управление в сфере межнациональных отношений, межнациональные отношения, межэтнические и этнополитические конфликты, межнациональные напряжения, межэтническая толерантность, гармонизация межэтнических отношений.
Общественное мнение рассматривается как фактор воздействия институтов гражданского общества на органы власти и управления. Гражданское общество в авторской позиции предстает как особый общественно-политический феномен, возникающий на определенном этапе развития государства и социума, понимаемый как социальное пространство, система обеспечения жизнедеятельности, система общественных институтов, которые обеспечивают условия для самореализации индивидуальных и групповых субъектов, реализации общих и частных интересов и потребностей. Гражданскому обществу, помимо прочего, присущи самоорганизация, экономическая свобода, свобода слова, взаимодействие государства и власти, плюрализм мнений, социальное и национальное согласие.
Российское общество проделало значительный путь к построению гражданского общества. Одним из его важных признаков выступает способность формировать, выражать и ретранслировать позицию большинства по конкретным аспектам общественных отношений, включая государственное устройство, при одновременном диалоге с меньшинством по этому поводу. Общественное мнение, способное оказать комплексное и разнонаправленное влияние на деятельность органов власти и управления, может выступать чрезвычайно мощным инструментом влияния на политические решения и функционирование органов управления и власти, что, безусловно, не может не находить отражение в деятельности последних.
В публикации проанализированы возможности влияния гражданского общества на органы власти и управления через общественное мнение. Общество, которое такую возможностью не использует, не достаточно соответствует характеристике - гражданское.
Положительно оцениваются такие практики взаимодействия российских властей и общественности, как мониторинг общественного мнения, формирование в органах власти специальных подразделений по взаимодействию с общественными объединениями; функционирование системы общественных палат, общественных советов при органах власти, публичных обсуждений и др.
Негативно отмечены инертность российского социума в выражении и отстаивании своего мнения, а также некомпетентность чиновников, не способных адекватно выстраивать работу с институтами гражданского общества. Для решения выявленных проблем необходимы активизация институтов гражданского общества в сочетании с профессионализацией сферы государственного управления, активизация и оптимизация деятельности PR-подразделений, служб и работников органов государственной власти и местного самоуправления.
Ключевые слова: общественное мнение, гражданское общество, взаимодействие органов власти и управления с институтами гражданского общества, общественные объединения.
Российская политическая действительность сегодня совершает по сути первые шаги по пути тотального реформирования общественной системы: от внешней политики до изменений в системе местного самоуправления. От того, насколько эффективно выстроен мост перехода от патримониальных отношений властного корпуса с гражданским обществом, рядовыми гражданами (потребителями государственных и муниципальных услуг)? зависит общее состояние лояльности реформирования общественно-политических отношений в государстве, восприятие кардинальных перемен, а также смены парадигм развития в экономике, политике, социальной структуре.
В данной статье предстоит ответить на вопрос: насколько Российская Федерация в современных реалиях государственная экономическая политика в области стратегического планирования соответствует модернизационным устремлениям? Для того чтобы выявить особенности формирования модернизационного дискурса, обратимся к решениям, принимаемым в России по поводу трансформации общественно-политических отношений. Хронологические рамки исследования определяются с 1995 по 2014 гг. Более поздний период не рассматривается в данной статье в связи с необходимостью дополнительного политико-экономического анализа процессов, возникающих вокруг модернизационной повестки с 2015 г. и по сей день.
Ключевые слова: модернизация, государственная политика, стратегическое планирование, экономическая политика, социально-экономическое развитие, социально-политическое прогнозирование.
Актуальность статьи определяют потребности и состояние современного российского общества, характеризуемого этнической, культурной, конфессиональной и лингвистической мозаичностью. Осознание и понимание существующей полиэтничной и поликультурной среды студенческой молодёжью во многом способствуют определению собственной этнической идентичности.
Ключевые слова: идентичность, студенчество, университет, адаптация, молодёжь.
Становление полицентричного мира сопровождается ростом неопределенности и конфликтности на мировой арене. В мире увеличилось количество вооруженных конфликтов, растут военные бюджеты различных стран, закупается больше оружия, расцвели частные военные и охранные компании. Такое развитие событий приводит к росту значимости фактора безопасности в обществе и международных отношениях. Гипертрофированный рост этого фактора может привести к отрицательным результатам. Лидерская роль фактора безопасности могла бы состоять в обеспечении гармонизации факторов общественного развития и международного сотрудничества. В статье предлагается ряд направлений управленческой деятельности, предусматривающих гармоничное развитие этих факторов. Среди них упорядочение, пропорциональность, симметричность, комплексность и другие.
Ключевые слова: неопределенность, полицентричный мир, гармонизация, НАТО, евразийская интеграция, Китай, США, Турция, Пакистан, Дж. Ставридис, Израиль, Австралия, ШОС, Иран.
Постсоветское пространство – территория сложных и многогранных политико-экономических трансформаций. Соответственно изменения в странах бывшего Советского Союза нельзя рассматривать однобоко только лишь через призму теорий демократического транзита. В данном случае исследовательский интерес сосредотачивается на элитообразовании в бывших союзных республиках, а точнее на принципах модернизации оснований рекрутирования элит.
Политико-экономические основы устойчивости государств в современном мире выступают магистральными тенденциями, ориентированными на стабильность не просто в одномерном пространстве, а на многогранные стороны жизнедеятельности общества. В данной статье рассматриваются теоретические основы модернизации состояния клиентелизма в организации элит стран бывшего СССР.
Ключевые слова: модернизация, политическое планирование, клиентелизм, элиты, демократический транзит.
В статье анализируются региональные миграционные процессы приграничных областей России. Акцентируется внимание на формирование грамотной миграционной политики, проводимой на региональном уровне, от которой зависит социально-экономическое развитие общества и безопасность региона. Отмечается, что для разработки адекватной государственной миграционной политики, необходима качественная оценка миграционной ситуации на региональном уровне. Определено, что региональные миграционные процессы и региональная безопасность оказывают непосредственное влияние на национальную безопасность государства.
Ключевые слова: миграционная политика, региональные миграционные процессы, миграционная безопасность, национальная безопасность.
Авторами статьи рассматривается существующая система планирования в органах внутренних дел Российской Федерации, позволяющая организационно обеспечивать основные направления оперативно-служебной деятельности, в которой присутствуют элементы стратегического планирования, организация которого заключается в выработке управленческого решения путем обобщения, систематизации и анализа информации, необходимой для разработки стратегического плана; сборе предложений заинтересованных органов, организаций и подразделений, их структурных подразделений; подготовке и последующем согласовании с ними проекта плана; утверждении его руководителем и доведении до заинтересованных органов (подразделений).
Поиск в исследуемых процессах наиболее устойчивых закономерностей и тенденций, играющих важную роль в обеспечении безопасности общества от вызовов и угроз преступности, является основной целью стратегического анализа. Это позволяет процессу планирования определять стратегические цели и задачи МВД России, в том числе в миграционной сфере.
Ключевые слова: стратегическое планирование, стратегический анализ, информационно-аналитическое обеспечение в управлении миграционными процессами, стратегический анализ миграционной сферы.
В статье особое внимание уделяется актуальным проблемам трансформации миграционных процессов как в России, так и вне её; анализу рисков и угроз, связанных с миграционным кризисом; разработке возможных мер и действий по обеспечению национальной безопасности в складывающихся условиях.
Ключевые слова: миграция, беженцы, переселение, нелегальные мигранты, анклавы, визы, национальная безопасность.