КОНКУРС
на лучшую научную и научно-публицистическую работу по теме: Молодежная политика. 
Цифровая экономика.

Текущий номер

Маслова Е.А., Шебалин Д.Д., Шебалина Е.О. Святой год 2016 – еще одно достижение Папы Франциска

Маслова Е.А., Шебалин Д.Д., Шебалина Е.О. Святой год 2016 – еще одно достижение Папы Франциска // Журнал "Миссия конфессий". 2016. № 18. С. 64-54.

Маслова Е.А.

Кандидат политических наук, старший преподаватель Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел (МГИМО МИД) России.

Шебалин Д.Д.

Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел (МГИМО МИД) России.

Шебалина Е.О.

Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел (МГИМО МИД) России.

 

Святой год 2016 – еще одно достижение Папы Франциска

 

Уходящий 2016 год для католиков стал особенным: почти весь он прошел под эгидой Года Милосердия – одним из внеочередных Юбилейных (Святых) годов, отмечаемых Римской Католической Церковью и объявленный Папой Римским Франциском в марте 2015 года. Период, в течение которого допускается возможность особого отпущения грехов, продлился с декабря 2015 года по ноябрь 2016 года.

Традиция Юбилейного года восходит предположительно к V веку до н.э., в частности, к Книге Левит Ветхого Завета, где содержится упоминание о необходимости «освятить пятидесятый год и объявить свободу на земле всем жителям её». Концепция Юбилейного года четко обозначена в Библейском писании: в центре внимания находятся отношения Человека с природой и Богом, целью которых являются примирение и умиротворение. В целом, Святой год– это период духовного возрождения, встречи с Христом, время щедрой любви Бога и к Богу, а также любви братьев друг к другу. Юбилейный год в древнеиудейской традиции представляет собой подобие шаббата: подобно тому, как в недельном цикле есть день, предназначенный для отдыха, в полувековом есть год, посвященный примирению. Именно поэтому Юбилейный год воспринимается иудеями в качестве «нулевого», года «нового» начала. Праздник, с которого начинался Юбилейный год, носил название «День всепрощения» (Йом-Киппур). По традиции, в этот день в пустыню выпускали козла, который, как считается, принимал на себя все грехи каждого человека в отдельности и народа в целом. Впоследствии, и в Новом Завете содержится упоминание о Юбилейном годе. Наступление Юбилейного года оглашается звучанием йовеля, музыкального инструмента, представляющего собой бараний рог. Именно от слова «йовель» впоследствии произошли итальянские слова «юбилей» (giubileo) и «ликование» (giubilo).

Впервые Римской Католической Церковью Юбилейный год был учрежден 12 февраля 1300 года по постановлению папы Бонифация VIII. В соответствии с его указанием, Юбилейный год должен был отмечаться каждые сто лет. Булла Бонифация VIII «Antiquorum habet fida relatio» о проведении первого Юбилея высечена на мраморной плите, которая в течение более семисот лет находится в атриуме Базилики Св. Петра. К причинам, подтолкнувшим Папу Бонифация VIII к проведению Святого года, относятся: обогащение церковной казны, придание особого значения собственному понтификату, а также упорядочение и контроль над традицией, отмечавшейся народом самостоятельно. Кроме того, упоминание о Юбилее 1300 года содержится в «Божественной комедии» Данте Алигьери.

Несмотря на распоряжение Понтифика отмечать Юбилейный год каждые сто лет, уже следующий объявлен Папой Климентом VI в 1350 году, то есть, спустя пятьдесят лет, в соответствии с библейской традицией. В свою очередь Папа Урбан, желая сделать праздник более «христианским», обозначил интервал в тридцать три года.Таким образом, отмечены два Юбилейных года: в 1390 году (так как на момент объявления тридцати трех летнего интервала 1383 год уже прошел) и в 1423 году. Позже, указом Папы Павла V, установлен порядок, сохранившийся до сих пор: Юбилейный год отмечается каждые двадцать пять лет. Причиной стало желание Папы предоставить каждому поколению возможность стать свидетелями этого знаменательного события религиозной жизни.

Известны случаи внеочередных Юбилейных годов, учреждавшихся в связи с особыми обстоятельствами. В 1560 году Папа Пий VI объявил Юбилейный год с целью способствовать благоприятному проведению Тридентского Собора, в 1585 году,

1605 году, 1621 году, 1829 году Папы Сикст V, Павл V, Григорий XV, Лев XIII соответственно провозглашали Юбилейные годы в честь начала понтификата, однако официально признается три внеочередных Юбилейных года (учреждение которых связано исключительно с евангелической тематикой). Первый из них провозгласил Папа Урбан VI в 1383 (был отмечен в 1390 году) в честь Годовщины Искупления, в 1933 году в связи с 900-й годовщиной Искупления и в 1983 году – по случаю 1950-летия Искупления.

Среди «юбилейных» обычаев на протяжении истории выделилось три главных: паломничество, прохождение через Святые врата, индульгенция. С 1962 года паломничество стало популярно среди Римских первоиерархов, когда Папа Иоанн XXIII отправился для совершения «юбилейных» церемоний в Лорето и Ассизи. Во время понтификата Иоанна Павла II паломничество приобрело регулярный характер. Данный шаг позволил Папе войти в непосредственное общение с местными Церквями на различных континентах, при этом большое внимание уделялось развитию экуменизма и межрелигиозного диалога. Обычай прохождения через Святые врата был введен Папой Александром VI в 1500 году, когда он торжественно отворил врата базилики Св. Петра, символизируя начало Юбилейного года. С тех пор каждый Юбилейный год начинается с этой церемонии. Индульгенция– особый знак юбилейных торжеств – в католической традиции понимается как дар Милосердия Божия, посредством которого кающийся грешник получает отпущение временной кары за грехи, уже отпущенные священником во время исповеди.

Истории известны случаи, когда Юбилейный год проходил при незаурядных обстоятельствах: в 1350 году – в отсутствии самого Понтифика; святое «событие» 1423 года проводилось в условиях войны и разорения, поэтому источников, свидетельствующих о проведении Юбилейного года, практически не сохранилось; в ходе «Юбилея» 1625 года издан ранее не существовавший указ о запрещении священникам курить табак в церквях. В 1875 году состоялся первый «светский» Юбилейный год (ввиду того, что на момент 1875 года Рим уже не принадлежал Папе); в 1933 году церемония открытия Святых врат впервые транслировалась по радио. Проведение Святого года 1975 стояло под угрозой из-за итогов Второго Ватиканского Собора, а Папа Войтыла в период своего понтификата стал свидетелем двух Юбилейных годов (в 1983 и 2000 гг.).

Внеочередной Юбилейный год, учрежденный Франциском 13 марта 2015 года и приуроченный к пятидесятилетию закрытия Второго Ватиканского Собора, начался 8 декабря 2015 года, в праздник Непорочного Зачатия Девы Марии, и завершился 20 ноября 2016 года, в праздник Христа Царя Вселенной. В булле “Misericordiae vultus” («Лик милосердия»), опубликованной 11 апреля 2016 года и провозглашающей Год милосердия, Понтифик называет две цели предстоящего Года: первая — «созерцать тайну милосердия», являющуюся «источником радости, душевной ясности и мира, условием нашего спасения». Вторая цель — «самим стать убедительным знаком Отчего действия», чтобы «сильнее и действеннее становилось свидетельство верующих». Милосердие является одной из излюбленных тем пасторского служения Папы Франциска. В итальянском тексте апостольского увещания “Evangelii gaudium” («Радость Евангелия») слово «милосердие» встречается 31 раз. 1 сентября 2015 года в своей речи Понтифик обозначил новые ориентиры Юбилейного 2016 года: особое внимание к вопросу о заключенных в тюрьмах; новый подход к проблеме абортов; развитие отношений с Священническим братством Святого Пия X. Касательно вопроса о заключенных, Епископом Рима была выражена надежда на продолжение борьбы за отмену смертной казни. Накануне международной встречи по данной проблеме Понтифик сказал, что заповедь «не убий» имеет абсолютное значение и касается как невинного, так и преступника. В послании Святейший Отец подчеркивает, что и заключенные могут получить прощение грехов, проходя через дверь своей камеры и произнося молитву. Второй акцент политики Франциска, касающийся абортов, стоит особенно остро. Вопреки классическому учению Католической церкви, Папа, определяя аборты в качестве одной из серьезнейших проблем современного времени, принял решение уполномочить всех священников отпускать грех аборта тем, кто раскаялся в этом и просит о прощении. Кроме того, Епископ Рима использует внеочередной Юбилейный год для дальнейшего налаживания отношений с братством Пия Х. В отличие от предыдущих Понтификов, Папа Франциск постановил, что во время Года Милосердия верующие, исповедующиеся у священников из Братства святого Пия X, получат законное и действительное отпущение грехов. Братство святого Пия Х откликнулось на постановление заявлением, в котором выражает признательность Святейшему Отцу и готовность «осуществлять с обновленной щедростью служение исповеди», в отношении которого, благодаря распоряжению Папы Франциска, «никто не сможет допускать никаких возражений».

Примечательно, что, вопреки традиции, первые Святые врата были открыты перед официальным началом внеочередного Юбилейного года. 29 ноября 2015 года, во время Апостольского визита в Центральноафриканскую республику, Понтифик открыл врата Милосердия в кафедральном соборе столицы государства – городе Банги, что подтверждает идею Папы Римского о необходимости милосердия на всех континентах. Святая дверь базилики Св. Петра была открыта, в соответствии с буллой, 8 декабря 2015года. Святые врата есть в четырех главных базиликах Рима: Святого Петра, Святого Иоанна, Святого Павла вне Стен и в базилике Санта Мария Маджоре. Открытие Святых врат символизирует «особый путь», ведущий к спасению.13 ноября 2016 года в епархиальных соборах и базиликах Рима были заперты Святые двери, в то время как Святые врата базилики Св.Петра Папа закрыл 20 ноября 2016 года, что ознаменовало окончание Юбилея Милосердия.

Большое внимание Святой Престол уделяет вопросу индульгенций–одной из центральных тем Юбилейного Года. В этой связи Понтифик направил послание Председателю Папского совета по содействию новой евангелизации монсеньору Рино Физикелле о предоставлении индульгенций во время Года Милосердия. Папа подчеркивает, что индульгенцию можно получить не только совершив паломничество в Рим, но также и пройдя через Святые врата любой католической епархии во всем мире. Более того, отпущение грехов может быть заслужено посредством актов милосердия, как духовных, так и материальных. Среди них призыв накормить голодающих, предоставить временное проживание паломникам, навестить заключенных и тяжело больных, а также дать совет сомневающимся, простить обидчиков, научить невежественных, утешить плачущих, совершать молитвы и т.д.

Неотъемлемыми составляющими Юбилейного года являются девиз и логотип, к созданию которых Святым Престолом был проявлен новаторский и политически продуманный подход. Символ и девиз Года Милосердия наглядно демонстрируют его смысл. Девиз «Будьте милосердны, как Отец ваш» призывает не судить или осуждать, а дарить любовь и прощение, в то время как логотип Года, созданный одним из самых известных мастеров христианского искусства, отцом Марко Рупником, представляет собой богословский синтез темы милосердия. На изображении Иисус принимает на плечи потерянного человека и, как следствие, все человечество. Новизна состоит в том, что глаз Иисуса как бы соединен с глазом человека. Таким образом, Христос видит глазами Адама, а Адам — глазами Христа.

Организационный порядок проведения внеочередного Года Милосердия был построен таким образом, что с целью оптимизации времени и потоков людей, на протяжении девяти месяцев с определенной периодичностью происходили «празднования», определенных групп паломников. Например, январь 2016 года отводился персоналу паломнических и туристических агентств; февраль – монашествующим и учреждениям Римской Курии. В марте–мае прошли юбилейные паломничества последователей духовности Божьего Милосердия для подростков, диаконов, священников, больных и паломников-инвалидов. Осенью 2016 года состоялся Юбилей благотворительных работников.

В связи с угрозами террористов в отношении Святого Престола, особое внимание уделялось безопасности. На период мероприятий правопорядок обеспечивали более двух с половиной тысяч сотрудников правоохранительных органов Италии и Ватикана. В ноябре в Рим были переброшены около 1200 стражей порядка (640 полицейских, 388 карабинеров и 169 финансовых гвардейцев). К участию в антитеррористических мероприятиях были привлечены итальянские военнослужащие. Служба жандармерии Ватикана находилась в постоянном сотрудничестве с итальянской полицией.

В течение Года Милосердия Рим посетили 21.292.926 паломников из 156 государств. Наиболее многочисленная группа паломников – из самой Италии, затем из Германии, США и других стран.

Проведение Юбилейного Года оказало положительное влияние на экономику Рима. Было зафиксировано повышение ВВП города на 2,1% -2,4%. В денежном эквиваленте ВВП составил 11-11,5 млрд. евро. Также Святой год оказал положительное влияние на рынок труда. В 2016 году были созданы 4,300-5,500 новых рабочих места на полную ставку, что говорит о снижении безработицы в итальянской столице на 2,9%. Повышение ценового порога колебалось на уровне 0,3-0,5% и свидетельствует о низкой инфляции. Прирост дохода от налоговых поступлений, по сравнению с исходным предполагаемым показателем, составил 37%, что соответствует 832 млн. евро, в то время как излишек увеличился на 244 млн. евро. В целом на проведение мероприятия было затрачено около 400 млн. евро.

Как известно, первый раз за время проведения Юбилейных годов, этот год стал событием вселенского масштаба. По всему миру были открыты Святые врата во свидетельство того, что любовь Господа не знает границ. По данным, озвученным кардиналом Рино Физикеллой, в католических странах более 80% верующих прошли через Святые врата. Этот результат был достигнут благодаря тому, что из почти 3000 приходов по всему миру 50% расположено в Европе, а также в Центральной и Южной Америке. Кроме того, растущее количество приходов в Африке и частично в Азии способствовало увеличению паломников до миллионов человек в разных точках земного шара. Таким образом, речь идет о 900-950 миллионов верующих, прошедших через Святую дверь в разных приходах.

Юбилейный год милосердия получил широкое распространение в интернете. Сайт на семи языках, посвященный событию, посетило 8 млн человек. Событие вызвало большой интерес со стороны общественности. Например, видео, на котором в рамках Юбилейного года Папа Франциск исповедует молодых людей, меньше чем за 24 часа достигло около 2,5 млн просмотров и 42 тыс «лайков».

Духовный посыл, который был направлен Папой Франциском и стал определяющим в Юбилейный год 2016, был отражен в Апостольском письме “Misericordia et misera”, в котором изложены основные размышления Понтифика на тему милосердия. Более того, в нем зафиксирована инициатива Римского первоиерарха об учреждении «Всемирного дня бедных», назначенного на тридцать третье воскресенье года. Таким образом, Юбилейный год закончился, но его устремления и идеи остались живыми и актуальными для миллионов верующих.

 

Bibliography

1. Benazzi N. (a cura di). L’anno Santo con Papa Francesco. Guida al Giubileo della Misericordia. Milano, Edizioni PIEMME, 2015.

2. Conferenza Stampa a conclusione del Giubileo Straordinario della Misericordia e per la presentazione della Lettera Apostolica del Santo Padre Francesco “Misericordia et Misera”, 21.11.2016.

3. Franco M. Vaticano secondo Francesco. Roma, Libreria Editrice Vaticana, 2013.

4. Giubileo. Piano sicurezza: previste assunzioni di 2.500 agenti -/ RaiNews. (22.12.2016): http://www.rainews.it/dl/rainews/articoli/giubileo-piano-sicurezza-previste-assunzioni-di-2500-agenti-5275e432-1264-4ecf-8a45-02ec717fef4b.html

5. Il logo ufficiale del Giubileo / Access mode: http://www.iubilaeummisericordiae.va/

6. L’indotto del Giubileo Straordinario della Misericordia. Analisi di impatto economico /Roma, Sapienza Università di Roma, Facoltà di Economia. 13 luglio 2015.

7. Lettera Apostolica «Misericordia et misera» del Santo Padre Francesco a conclusione del Giubileo straordinario della misericordia. 20.11.2016.

8. Messaggio di Sua Santità Papa Francesco per la Celebrazione della Giornata Mondiale di Preghiera per la Cura del Creato. / The official website of the Vatican. Access mode (22.12.2016): http://w2.vatican.va/content/francesco/it/messages/pont-messages/2016/documents/papa-francesco_20160901_messaggio-giornata-cura-creato.html

9. Misericordiae Vultus. Bolla di Indizione del Giubileo Straordinario della Misericordia, 2 p. / The official website of the Vatican. Access mode (22.12.2016): https://w2.vatican.va/content/francesco/it/bulls/documents/papa-francesco_bolla_20150411_misericordiae-vultus.html

10. Papa Francesco istituisce la “Giornata mondiale dei poveri”/ Catania, Giornale Caritas Catania, 2016. Режим доступа (22.12.2016): http://www.caritascatania.it/node/435

11. Ravaglioli, S. Dante a Roma per il Giubileo del 1300 / 30Giorni, N°8, 1998.

12. Apostolic Exhortation Evangelii gaudium Holy Father Francis bishops, priests and deacons, the people dedicated to God, and the lay faithful to proclaim the Gospel in today’s world. / The official website of the Vatican. Access mode (22.12.2016): https://w2.vatican.va/content/francesco/ru/apost_exhortations/documents/papa-francesco_esortazione-ap_20131124_evangelii-gaudium.html

13. Евангелие от Луки. (The Gospel of Luke)

14. Zonova T. Pope in Africa - it is necessary to return peace to the world / INF, 04.12.2015. (22.12.2016): http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=6968#top-content

15. Kasatkin P.I. On the role of religious actors in the current global political processes // Herald of the MGIMO-University. №1, 2010. p. 257-261.

16. Книга Левит Ветхового Завета (Leviticus Vethovogo Testament).

17. Riccardi, A Surprising Pope Francis. The crisis and the future of the Church. Moscow, St. Andrew, 2016.

18. Suleymanov S.S., Ryabova E.L. Migration processes and ethnic-confessional relations in Russia: interaction and the role of the media // Etnosotsium and international culture. 2016. № 2 (92). P. 9-20.

19. Kolesnikova N.A., Ryabova E.L. Civil society in modern Russia: Monograph. – М.: Etnosotsium, 2016. 266 p.

20. Ryabova E.L. (Review) Abdullatipov R.G., Mikhailov V.A. Russia In XXI century: a national response to the national question. М.: Etnosotsium, 2015. // Etnosotsium and international culture. 2015. №10 (88). – p. 175-179.

21. Ryabova E.L. Interethnic conflicts: the question about the causes and ways to overcome // Etnosotsium and international culture. 2012. №1 (43). – p. 10-15.

22. Ryabova E.L. The discussion on the strategy of international relations (editorial) // Etnosotsium and international culture. 2012. №5 (47). – p. 7-8.

23. Bormotova T.M. The impact of uncontrolled migration to the growth of cross-border crime in Europe // Etnosotsium and international culture. 2016. № 8 (98). p. 169 - 173.

24. Bormotova T.M. Nikitina I.E. Problems of convergence of national laws of European Union member states in matters of migration policy // Etnosotsium and international culture. 2016. № 1 (91). p. 51-54.

25. The Council on International Relations of the President of the Russian Federation, Volume 3. / International Publishing Center “Etnosotsium”, Moscow. 2015.

26. Abdullatipov R.G., Mikhailov V.A. Russia in the XXI century: a national response to the national question: Monograph. - M.: International Publishing Center “Etnosotsium”, Moscow. 2009.

27. Ryabova E.L., Shuplenkov O.V. Cossacks of South Russia: Past and Present: schoolbook. - M.: International Publishing Center “Etnosotsium”, Moscow. 2011.