Черемных Л.Г., Губанов Н.Н.
Социально-культурный потенциал трансгуманизма

В монографии описываются различные трансгуманистические концепции и раскрываются возможные социокультурные последствия их реализации. В ходе проведенного философского анализа авторы выделили две группы: группу умеренных и группу радикальных трансгуманистических учений. Обе группы содержат идею усовершенствования природы человека, однако результаты этого усовершенствования различны. Сторонники умеренного трансгуманизма полагают, что в процессе изменения природы человеа должен возникнуть неочеловек, который сохранит и разовьет человеческую сущность, но модифицирует ее материальный носитель. Сторонники радикального трансгуманизма утверждают, что результатом трансгуманистического преобразования должен стать постчеловек, который не только изменит свою природу, но утратит человеческую сущность. Реализация этих концепций уже осуществлется и ведет к изменению религиозных и светских социальных институтов. Изучив характер этих изменений, авторы приходят к выводу, что в западном обществе наибольшую поддержку получили идеи радикального трансгуманизма, тогда как российское общество тяготеет к идеям умеренного трансгуманизма. Обозначенные трансгуманистические предпочтения не являются случайностью. Они представляют собой ответ конкретной общности на вызов истории. Этот вызов характеризуется авторами с помощью нового концепта «вызов Прометея», который берет название от имени мифического героя, давшего людям огонь для улучшения жизни. В современном мире аналогом этого огня служат НБИКC-конвергентные технологии. По мнению авторов, адекватным и сильным ответом на «вызов Прометея» выступает концепция умеренного трансгуманизма. Необходимым условием ее реализации является становление глобалистского (ноосферного) менталитета. Глобалистский менталитет позволит мегасоциуму создать оптимальный сценарий трансгуманистических улучшений и сохранить человеческую цивилизацию.
Исследование может быть интересно широкому кругу читателей интересующихся данной проблемой, а также студентам высших учебных заведений.
