Терновая Людмила Олеговна, Лоло Марк Мерденович
Государство в современном мире (опыт трансдисциплинарного изучения и преподавания)
Учебное пособие

УДК 316, ББК 60
Рекомендовано к изданию кафедрой национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Рецензенты:
Михайлов В.А., доктор исторических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации
Гольдин Г.Г., доктор политических наук, профессор
Терновая Людмила Олеговна, Лоло Марк Мерденович. Государство в современном мире (опыт трансдисциплинарного изучения и преподавания): Учебное пособие. – М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2013. – 474 с.
Учебное пособие продолжает представление преподавателям и студентам материалов по актуальным проблемам общественного развития, начатое изданием «Современные образовательные технологии изучения социологических дисциплин». В данном издании основное внимание уделяется междисциплинарным и трасдисциплинарным связям курсов, освещающих особенности поведения государства как важнейшего социального института современности и ведущего актора международных отношений.
Пособие включает программы курсов «Теория государственного управления», «Основы социального государства», «Государство в международных отношениях», «Государственное управление в сфере культуры» и «Опыт сравнительных исследований современных государств». Предлагаются методические рекомендации по активизации аудиторной и внеаудиторной работы студентов, а также вспомогательные материалы для изучения курсов.
Издание рассчитано на преподавателей, аспирантов и студентов, связанных с преподаванием и изучением проблем современного государства.
© Терновая Л.О., 2013.
© Лоло М.М., 2013.
© Международный издательский центр «Этносоциум», 2013.
СОДЕРЖАНИЕ
| Часть первая. Возможности трансдисциплинарного подхода к преподаванию проблем государственного развития | 5 |
| I. От дисциплинарного и междисциплинарного подходов к трасдисциплинарному | 5 |
| II. Трансдисциплинарный подход как фактор активизации международных интеллектуальных обменов | 19 |
| III. Государство – население, территория, власть – в ракурсе трансдисциплинарного анализа | 33 |
| IV. Государственная граница: реалии и мифологемы | 43 |
| V. Эволюция идей и практики федерализма | 49 |
| VI. Политические партии в современном государстве | 62 |
| VII. Пути и сложности создания социального государства | 69 |
| VIII. Государственные символы | 77 |
| XI. Право и мораль как основы самоидентификации государства и гражданского общества | 91 |
| X. Положение государств в глобальном информационном пространстве | 95 |
| XI. Источники изучения истории и современной политики государства | 104 |
| XII. Теория государственного управления: методы анализа | 114 |
| XIII. Проблемы сравнительного анализа места и роли государств в отдельных секторах мирового развития | 124 |
| XIV. Анализ проблем государства в ракурсе истории повседневности | 138 |
| XV. Изучение проблем государственного управления посредством визуализации учебного процесса | 148 |
| XVI. Методические рекомендации по внедрению трансдисциплинарного подхода в преподавание | 167 |
| Часть вторая. Рабочие программы учебных дисциплин | 181 |
| I. Теория государственного управления | 181 |
| II. Основы социального государства | 217 |
| III. Государство в международных отношениях | 242 |
| IV. Государственное управление в сфере культуры | 256 |
| V. Опыт сравнительных исследований современных государств | 274 |
| Часть третья. Учебно-вспомогательные материалы | 287 |
| I. Тезаурус | 287 |
| II. Персоналии | 348 |
| III. Афоризмы | 367 |
| IV. Государства - члены Организации Объединенных Наций и Ватикан | 380 |
| V. Национальные девизы | 390 |
| VI. Резиденции глав государств, правительств и парламентов | 396 |
| VII. Органы государственного управления культурой и массовыми коммуникациями в России | 407 |
| VIII. Схемы | 411 |
| IX. Отрывок из лекции Питера Гринуэя, посвященной новой мультимедийной инсталляции Leonardo’s Last Supper: A Vision by Peter Greenaway / «Тайная вечеря: видение Питера Гринуэя» (Нью-Йорк, 2010–2011) | 422 |
| X. Картинная галерея | 425 |
| XI. Список кинофильмов, которые необходимо донести до будущих поколений | 456 |
| XII. 100 романов, которые потрясли литературный мир и оказали влияние на мировую культуру | 458 |
| XIII. Международные праздники и памятные даты, имеющие общекультурное значение | 467 |
