В.В. Янускина,
студентка 4 курса Юридического Факультета им. М.М. Сперанского Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХ и ГС)
К вопросу о Стратегии государственной национальной политики (в контексте участия в дискуссии, открытой профессором Л.Ф. Болтенковой)
В последнее время мы наблюдаем возрастающую активность государства в сфере регулирования межнациональных отношений: национальному вопросу посвящена предвыборная статья В.В. Путина; 7 мая 2012 года был подписан Указ Президента РФ Путина В.В. «Об обеспечении межнационального согласия» № 6021, в котором он постановил разработать Стратегию государственной национальной политики; 7 июня 2012 года Владимир Путин подписал Указ «О Совете при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям», и 24 августа 2012 года в Саранске прошло первое заседание Совета. Я не могла оставить без внимания инициативы Президента Российской Федерации В.В. Путина и посчитала своим долгом принять участие в дискуссии по содержанию будущей Стратегии. Тема межнациональных отношений мне знакома и близка, потому что семнадцать лет я прожила в городе Норильске, который по праву признан многонациональным городом, а сейчас я учусь в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, профессорский состав и студенты которой принадлежат к различным этносам нашей необъятной страны. Также я считаю, что такой документ, как Стратегия подразумевает нацеленность на будущее, а будущее нашей страны – это как раз молодежь, студенты, и наше мнение может сыграть решающую роль в выборе направлений Стратегии.
Прежде чем начать рассуждение о возможном содержании Стратегии, я считаю необходимым разъяснить основные понятия и термины, которые будут употребляться в статье.
Начиная с основ, следует дать определение термину «национальное равноправие». Национальное равноправие – конституционный принцип, означающий: 1) равноправие граждан одного государства независимо от их национальности, а также равенство прав человека независимо от национальности; 2) равенство прав национальных общностей в конкретном государстве2. Этот принцип закреплен в ст. 17 Конституции Российской Федерации соответственно3.
Одним из ключевых является также термин «межнациональный конфликт». Межнациональный конфликт, согласно Большой юридической энциклопедии, - это столкновение различных этнополитических интересов народностей в многонациональных государствах4.
В данной статье я буду использовать понятие «диаспора» в следующем значении: «Диаспора – часть народа (этнической общности), проживающая вне страны или региона своего происхождения»5.
То, что В.В. Путин решил дать документу такое «внушительное» название, как «Стратегия», подчеркивает значимость национального вопроса в нашей стране. Помимо исторически сложившегося «военного» определения, термин «Стратегия» имеет и переносное значение: «Стратегия – это искусство руководства общественной, политической борьбой, а также вообще искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах»6; «Стратегия – искусство руководить действиями какого-н. коллектива для достижения общих, главных целей в его борьбе с противником»7. В свою очередь «руководство» – это средство обучения чему-либо, в котором содержатся указания по использованию какого-либо механизма, устройства и т.п.8 Таким образом, Стратегия в идеале должна содержать в себе руководство по регулированию, развитию и гармонизации межнациональных отношений.
Развитие предполагает знание истории вопроса. Обращаясь к новейшей истории, необходимо отметить, что Указом Президента РФ от 15 июня 1996 г.9 был принят важнейший программно-политический документ – Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, чем были заложены политико-правовые основы государственной национальной политики. Так, Концепция государственной национальной политики Российской Федерации — это система современных взглядов, принципов и приоритетов в деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере национальных отношений. Концепция была ориентирована на решение проблем, соответствующих политической реальности 90-х гг., и была направлена на «согласование общегосударственных интересов и интересов всех населяющих ее народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, развития национальных языков и культур»10. В развитие Концепции Правительством Российской Федерации было принято Положение «О мерах реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» от 22 февраля 1997 г. № 217. Образована также Правительственная комиссия по реализации Концепции11. Однако в течение нескольких лет действительность показала, что увлечение делами малых этносов отодвигает на второй план проблемы русского народа в целом: было осознано недостаточное финансирование федеральной целевой программы «Русский язык», проводились парламентские слушания на тему «О концепции и разработке государственной программы национально-культурного развития русского народа» и т.д.12 Это продемонстрировало «однобокость» принятых документов.
Очевидно, что положения Концепции и сопутствующих ей нормативных правовых актов уже давно утратили свою актуальность, и законодательная база государственной национальной политики требует не только обновления, но заложения новых основ, создания единого правового механизма в сфере регулирования межэтнических отношений. Этим, полагаю, также объясняется и изменение названия с «Концепции» на «Стратегию».
Из вышеупомянутого следует, что термин «государственная национальная политика» - устойчивая правовая единица, закрепленная не в одном нормативно правовом акте. Тем не менее, в законодательстве присутствует только определение Концепции государственной национальной политики, а исследуемому термину не было дано легального определения, поэтому о его значении приходится только рассуждать. Важен и тот факт, что на современном этапе идет дискуссия о соотношении терминов «государственный» и «национальный». Например, в случае «безопасности», «национальная безопасность» - понятие более широкое, чем понятие «государственная безопасность», так как национальная безопасность включает также в себя и безопасность личности, и безопасность общества. Аналогично этому примеру, в словосочетаниях «национальные интересы», «национальный суверенитет» понятие «национальный» вбирает в себя понятие «государственный», так как речь идет не о конкретном этносе, а о государстве в целом, то есть понятия «национальный» и «государственный» вообще отождествляются13. Логично предположить, что если разрабатываемая Стратегия направлена на гармонизацию межнациональных отношений и укрепление единства многонационального народа Российской Федерации14, то термин «национальная политика» подразумевает только обозначенную сферу отношений, в то время как «государственная политика» содержит и внутреннюю, и внешнюю политику. Так каково же реальное соотношение рассматриваемых терминов: что шире, что ̀уже, либо они признаются синонимичными понятиями? Вывод может быть только один: им необходимо дать однозначное и четкое легальное определение, потому что подобная многозначность терминов напрямую ведет к коллизиям в праве.
В социологической научной литературе встречается употребление такого термина, как «этнонациональная политика». В соответствии со словарем «Социология: Энциклопедический словарь», этнонациональная политика – это совокупность мер, направленных на обеспечение реального равноправия этносов, проживающих на территории данного государства, во всех сферах жизнедеятельности – экономической, социальной, политической, культурной, бытовой, реализацию и защиту равноправного правового статуса национальных меньшинств, необходимого для их социального, экономического и социокультурного благополучия. Этнонациональная политика включает в себя несколько взаимосвязанных направлений: обеспечение государством гарантированной конституционной защиты права каждой этнической группы на беспрепятственное развитие национального языка и культуры, формирование национальной гордости при одновременном воспитании глубокого уважения к культуре, языку и традициям других народов, реализация обоснованной миграционной политики15. Выработка конструктивной государственной этнонациональной политики - основополагающий фактор оптимизации межнациональных взаимодействий в рамках российской полиэтнической нации. Главными структурными элементами этнонациональной политики в социологии считаются: идеологический, юридический (официальное закрепление основных положений этого направления политики в законах и иных нормативных правовых актах) и административно-практический16. Не схожие ли идеи согласно Указу «Об обеспечении межнационального согласия» от 7 мая 2012 г. № 60217 вкладывает В.В. Путин в разрабатываемую Стратегию? Так, возможно, в сложившейся ситуации с терминами «государственный» и «национальный», которые стали во многих случаях взаимозаменяемыми, во избежание тавтологии и непонимания выходом станет замена термина «национальный» на «этнонациональный»? Или такое название, как «Стратегия государственной этнонациональной политики» будет содержать смешение юридических и социологических терминов? Допустимо ли это? Дискуссионные вопросы.
С категорией «национальной политики» неразрывно связана «национальная безопасность» - стратегически важная сфера государственной политики. Н.Д. Караков определяет безопасность как «динамически устойчивое состояние по отношению к неблагоприятным воздействиям и деятельности по защите от внутренних и внешних угроз, по обеспечению таких внутренних и внешних условий существования государства, которые гарантируют возможность стабильного всестороннего прогресса»18. Таким образом, национальная безопасность подразумевает деятельность по защите государства от внутренних угроз, коими могут стать межнациональные конфликты. Так, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года закрепляет то, что сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе – одна из стратегических целей обеспечения национальной безопасности19. Также в Стратегии содержатся положения о том, что способами противодействия угрозам национальной безопасности являются государственно-правовое регулирование поддержки и развития разнообразия национальных культур, толерантности и самоуважения, развития межнациональных и межрегиональных культурных связей, а именно сохранение и развитие самобытных культур многонационального народа Российской Федерации, духовных ценностей граждан, улучшение материально-технической базы учреждений культуры и досуга и т.д.20 То есть Стратегия национальной безопасности содержит положения, прямо связанные с государственной национальной политикой государства, и это необходимо учитывать в разработке Стратегии в сфере межнациональных отношений.
Далее, переходя от общего к частному, я продолжу рассуждение на тему национального вопроса на примере города Норильска.
В Норильске, как в известном промышленном гиганте, всегда проживало множество народностей, этнических групп, и его по праву можно было назвать не только многонациональным, но и интернациональным.
В советское время проводились различные мероприятия по укреплению дружбы народов СССР: организовывались кружки по изучению языков народов СССР, создавались клубы интернационального общения, где все желающие смогли бы познакомиться с историей, традициями, фольклором разных народов; в библиотеках проводились диспуты, дискуссии по вопросам национальной политики, беседы о культуре межнационального общения; представители разных национальностей, проживающие в общежитиях города Норильска вместе отмечали свои национальные праздники, обменивались газетами и журналами на родном языке (сумма ежегодной подписки в общежитиях достигала 40000 рублей!), в общежитии Кайеркана организовывали вечера дружбы; для детей организовывались устные журналы, утренники, где они встречались с людьми разных национальностей, туристами, побывавшими в других странах. Опыт и идеи в этой сфере не потеряли своей актуальности, многое можно перенять и эффективно использовать и сейчас.
Феномен этнической диаспоры в Норильске – «почва» для различных научных исследований, потому что процесс образования диаспор был одним из важных факторов в формировании социальной и культурно-языковой природы современного города. Диаспоры играют немалую роль в жизни Норильска. Тема норильских диаспор напрямую связана с проблемой межкультурных отношений: в условиях замкнутости города межнациональный конфликт и непонимание продолжают существовать, несмотря на попытки членов диаспор популяризировать их культуру и приобщить массы к ней. Более того, проблема состоит не только в сложностях жизни «иностранцев», но и в социализации детей и взрослых, успешной интеграции их в русском обществе без потери национальных ценностей. Наиболее крупными считаются украинская диаспора, азербайджанская диаспора, греческая диаспора, еврейская диаспора, осетинская диаспора и чувашская диаспора.
И в советское время, и сейчас Норильск носит статус «закрытого города». Во время СССР в город не могли попасть и жители союза без пропуска по месту жительства, а сейчас он закрыт только для иностранных граждан: граждане иностранных государств могут въехать туда при наличии приглашения, выданного УВД г. Норильска и по визе РФ. Этим обуславливается рост нелегальной миграции в городе, влияющий на резкий рост криминогенной обставновки. Ситуация в городе сама определяет характер миграции: «Сюда едут готовые работать там, куда «местного» калачом не заманишь» (ЗП №106 от 31.07.2008, «ДиаСПОРный вопрос»).
Норильск всегда славился своим подходом к проблеме межнациональных отношений, и конфликты на этой почве были редки и носили единичный характер. Однако последние годы обстановка в силу обозначенных причин существенно изменилась: в мае 2010 г., в Талнахе было совершено нападение на двух младших школьников, сопровожденные угрозами националистического толка, декабрь 2010 г. ознаменовался нападением большой группы лиц «кавказской национальности» на участников рок-фестиваля, в июле 2011 г. произошло нападение конкурентов «кавказцев» на норильских таксистов с требованием покинуть сферу перевозок, и это несколько случаев, получивших широкую огласку. 17.09.11 инициативная группа жителей города Норильска опубликовала в СМИ и на страницах Интернет21 открытое письмо—обращение к Главе города Норильска, депутатам Норильского горсовета, начальнику УВД г. Норильска и т.д. под названием «Национальный вопрос в Норильске» с просьбой разобраться в сложившейся ситуации и принять законные меры по этнической безопасности населения НПР. В своем письме они подкрепляют свои доводы фактами из жизни современного Норильска: несмотря на очевидные нарушения закона, Прокуратура г. Норильска либо не возбуждает уголовные дела вообще, либо эти дела «уходят в небытие»; на зданиях и жилых домах по улице Красноярской, Ленинском проспекте появляются надписи экстремистского толка, наблюдается повсеместная грубость и националистические высказывания в адрес русских, упомянутые в письме и услышанные мною лично («Скоро в школах будут преподавать азербайджанский язык вместо русского», «Много вас, русских, здесь развелось» и т.д.). Это письмо получило широкую огласку, но информация об ответе на него и конкретных действиях не известна.
Конечно, нельзя не отметить деятельность властей и диаспор города Норильска по популяризации культур народов, населяющих Норильск, и укреплению межнациональных связей: уже давно плодотворно работает дом Дружбы народов, где проводятся традиционные национальные праздники украинцев, русских, азербайджанцев, адыгейцев, осетин, евреев и других; 24 марта 2012 года в 14.00 в КГБОУ НПО «Профессиональное училище №105» состоялся Форум по толерантности «Мир единства молодежи»22; в июне 2012 года состоялся VIII фестиваль национальных культур «Край — наш общий дом»; начала действовать муниципальная программа «Развитие межнационального согласия в муниципальном образовании город Норильск на 2012–2015 годы»23, 22 июня в Музее истории НПР отмечался День дружбы и единения славян24, в августе столица Таймыра отмечала Международный день коренных народов мира25, в школах города проходят мастер-классы, фестивали национальных культур, разрабатываются проекты, направленные на обеспечение становление юных жителей города в поликультурной среде.
Тем не менее, подобная политика поддержки культурного многообразия на практике не отличается особой эффективностью в силу ряда причин. Политика, основой деятельности которой служит право на отличие, «превращается нередко в политику конструирования культурных границ, политику этнизации всех сфер общественной жизни, даже тех, которые по самому своему предназначению призваны преодолевать различия и объединять людей»26. Проводимые раз в год культурные мероприятия, фестивали и чтения, безусловно, важны и необходимы, но в реальности не оказывают существенного влияния на интеграцию народов.
Смысл Стратегии должен лежать гораздо глубже мероприятий этнокультурной направленности, иначе вместо межнационального мира и согласия мы получим дальнейшую сегментацию политического и культурного пространства России. Как высказывается ряд российских ученых, России необходимо гражданское единство, цельный образ России и нашего народа как гражданского сообщества27. Такой образ, концепт требуется для выработки политической и культурной Стратегии.
Вновь обращаясь к социологии, следует отметить, что Российская Федерация не следует какому-либо конкретному типу государственной этнонациональной политики. Как отметил В.В. Путин в своей статье «Россия: национальный вопрос», «историческая Россия – не этническое государство и не американский «плавильный котел». «Россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство»28, то есть с нашим историческим опытом и знанием отличительных черт России необходимо найти уникальный путь развития национальной политики, подходящий только нам. Исторически сложилось, что российская нация всегда выступала (и должна выступать) своеобразным стержнем в развитии межнациональных отношений, и этот стержень необходимо укреплять, а не позволять его рушить националистическими идеями. Как отмечает известный российский ученый В.А. Тишков, «Чуваши, русские, евреи, татары, якуты – уже давно многонародная российская нация! Для них принадлежность к стране намного важнее, чем принадлежность к этнической группе. Кроме тех, кто болен этническим национализмом и отвергает российскость»29.
Укрепление единой российской нации – вот основная задача Стратегии. Необходимо сформировать общегражданскую идентичность, основанную на единой гражданской позиции и патриотизме, на общей исторической памяти и уважении к культурным традициям, потому что это консолидирует общество, не затрагивая прав на национальную идентичность. И главное, чтобы «каждый гражданин России чувствовал себя, прежде всего, россиянином»30.
В своей статье-рассуждении я сделала попытку продемонстрировать состояние национального вопроса в Российской Федерации на примере города Норильска, рассказав, какие направления национальной политики реализуются успешно, какие проблемы требуют решения. Как мы видим из общественно-политической практики в регионах Федерации, российская нетрадиционная модель (этно)национальной политики неимоверно сложная, требующая комплексного подхода и особого внимания к тонкостям и особенностям национального вопроса в России. Из всего вышесказанного я хочу сделать вывод о том, что принятие такого фундаментального акта, как Стратегия, в этой сфере просто необходимо, чтобы заложить основы, по которым будут жить и развиваться не только регионы нашей многонациональной страны, но и все (каждый) этносы этой Великой цивилизации!
1 Российская газета. 2012. 9 мая.
2 Большая юридическая энциклопедия. – М.: Книжный мир. 2010. С. 483.
3 Конституция Российской Федерации 1993 года. http://www.constitution.ru/
4 Большая юридическая энциклопедия. – М.: Книжный мир. 2010. С. 440.
5 Яценко Н.Е. Обществоведческий словарь. – СПб. 2007. С. 158.
6 С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.
7 Большой толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. – М., 2008. С.1068.
8 Большой толковый словарь русских существительных: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы / Под ред. Л.Г. Бабенко. – М., 2005. С. 580.
9 СЗ РФ. – 1996. - № 25. – Ст. 6162-6172.
10 Концепция государственной национальной политики. / СЗ РФ. – 1996. - № 25. – Ст. 6162-6172.
11 СЗ РФ. 1997. №10. Ст. 1171.
12 Е.Н. Трофимов. Национальная политика России. – М., 2007. С.37.
13 Стратегия государственной национальной политики: какой ей быть? (Размышление) / Болтенкова Л.Ф. // Этносоциум. № 5. 2012. http://etnosocium.ru/lf-boltenkova-strategiya-gosudarstvennoi-natsionalnoi-politiki-kakoi-ei-byt-razmyshlenie.
14 Указ Президента РФ Путина В.В. «Об обеспечении межнационального согласия» от 7 мая 2012 г. № 602 (Российская газета. 2012. 9 мая).
15 Е.М. Бабосов. Социология: Энциклопедический словарь. – М., 2009. С.468.
16 Этнонациональная политика государства в полиэтническом социуме / Южанин М.А. // Социология власти. - № 6. 2011. С. 176.
17 Российская газета. 2012. 9 мая.
18 Н.Д. Караков Безопасность и синергетика. (Опыт философского осмысления). – М., 1994. С. 62-63.
19 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Безопасность Евразии. - № 2. 2009. С. 291.
20 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Безопасность Евразии. - № 2. 2009. С. 297.
21 Открытое письмо «Национальный вопрос в городе Норильске». http://shturmnovosti.com/view.php?id=29027
22 В едином порыве / Н. Петрова // Заполярная правда - № 42 — 27.03.2012. http://gazetazp.ru/2012/42/7/
23 Нация — норильчане / И. Сережина // Заполярная правда - № 76 — 01.06.2012. http://gazetazp.ru/2012/76/7/
24 Заполряная правда, лента новостей. 21 Июня 2012. http://gazetazp.ru/lenta/24701.
25 Увидим и в Норильске / И. Даниленко // Заполярная правда - № 115 — 14.08.2012. http://gazetazp.ru/2012/115/7/
26 Этническое разнообразие и гражданское единство / Ю. Шабаев, А. Садохин. // Свободная мысль. - №9. – 2011. С.71.
27 См.: Этническое разнообразие и гражданское единство / Ю. Шабаев, А. Садохин. // Свободная мысль. - №9. – 2011., Е.Н. Трофимов. Государственная национальная политика. – М., 2008., О парадигме российской национальной политики / И. Фалалеева // Власть. № 10. 2011.
28 В.В. Путин. «Россия: национальный вопрос» («Независимая газета» 23.01.2012 г.)
29 Российская газета. 2005. 6 июля.
30 Е.Н. Трофимов. Государственная национальная политика. – М., 2008. С. 304.