КОНКУРС
на лучшую научную и научно-публицистическую работу по теме: Молодежная политика. 
Цифровая экономика и регионоведение.

Текущий номер

Ворошилин И.А., Рябова Е.И. Правоохранная функция государства в сфере тайн

Ворошилин И.А.
аспирант РАНХиГС при Президенте РФ
Рябова Е.И.
кандидат политических наук

 

Правоохранная функция государства в сфере тайн

 

Государство, как политическая организация общества, занимающаяся управлением посредством созданных им государственных органов, призвано охранять, защищать личность, общество от различного рода посягательств, обеспечивать безопасные условия жизни. Государство также вправе и обязано сохранять, защищать себя от посягательств на конституционный строй, обеспечивать свое безопасное функционирование.

Защита интересов личности, общества, государства происходит в процессе правоохранной его деятельности в лице соответствующих государственных органов.

Прежде чем раскрыть вопрос, обозначенный в названии темы статьи, остановимся на вопросе об определении используемых понятий: охрана, правоохранная деятельность, функция, тайна, безопасность.

Что касается слова «охрана», то оно зачастую используется в нескольких смыслах. Одно из значений этого слова состоит в том, что под охраной имеют в виду группу людей, корабль, части Вооруженных Сил и т. д., охраняющих кого-либо, что-либо. Второе значение – это когда слово «охрана» используется в смысле: охранять, стеречь. Данное значение (понимание) слова «охрана» оптимально подходит для раскрытия обозначенной темы. Можно сказать и действительно так говорят и пишут: охрана труда, охрана материнства и детства, охрана природы (природоохранное законодательство) и т. д. В целях нашей статьи мы пишем – «охрана тайны», или «охрана права на тайну». К примеру, в литературе, посвященной охране природной среды, под охраной природной среды понимается система государственных, общественных, муниципальных мероприятий, имеющих целью сохранение, восстанов-ление, улучшение благоприятных экологических условий, направленных на снижение опасного антропогенного воздействия на климатические системы. В доказательство приводятся нормы Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ. В «Советском энциклопедическом словаре» пишется об охране недр в СССР, охране природы, охране материнства и детства, охране труда. Более новое издание раскрывает вопрос об охране авторских прав, охране атмосферного воздуха, охране государственной, охране наследственного имущества. Под государственной охраной понимается авторами энциклопедии функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер (с. 193). В качестве источника, на основе которого сделано это определе-ние, указываются Конституция РФ, Федеральные конституционные законы и Федеральный закон «О государственной охране» от 27 мая 1996 г.

Прежде, чем дать определение правоохранной функции государства в сфере тайны, мы продолжим характеристику слова «охрана» и раскроем другие, обозначенные выше термины (понятия).

Отталкиваясь от вышеизложенного понятия государственной охраны, отметим, что объектом этой охраны является тайна: личная тайна, тайна исповеди, коммерческая тайна, банковская тайна, тайна судопроизводства и т. д. У субъектов различного рода тайн (обладателей, носителей тайн) имеется право на охрану этих тайн со стороны государства. То есть, с одной стороны – право, с другой стороны – обязанность. Но обязанность хранить тайну может быть и у носителей тайны. К примеру, военная тайна, государственная тайна, служебная тайна, тайна исповеди и т. д. Возникают отношения взаимной обязанности, когда носитель, к примеру, государственной тайны раскрыл ее, то государство в лице своих органов обязано отреагировать. Такое реаги-рование происходит (должно происходить) на основе нормативных актов (законов), которые опять-таки принимает, издает государство. Следовательно, государство, вводя институт охраны тайны, создает правовую основу, а затем оно охраняет эту правовую основу на ее же собственной базе. Одним словом, государство осуществляет правоохранную деятельность в сфере тайны. Иначе можно сказать – правоохранительную функцию, ибо функция – это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых конкретизируются и выражаются его классово-групповая, национально-этническая и общечеловеческая сущность и социальное значение. Функцию охраны тайны можно отнести как к направлению внутренней деятельности, так и к направлению внешней деятельности. Примером внутреннего направления деятельности может быть охрана адвокатской тайны, тайны исповеди, а внешнего направления – обеспечение национальной безопасности. Хотя, в сфере охраны тайны (тайн) внутреннее и внешнее направления могут «плавно» перетекать друг в друга, в зависимости от классификации тайны.

Что касается определения тайны, то данный вопрос в литературе рас-крыт. В целях нашей статьи тайна понимается как что-то скрываемое, секрет, скрытая причина, скрываемый поступок, скрываемое открытие, изобретение и т. д. Существует более широкое толкование тайны.

Тайны существуют в разных видах: личная и семейная тайны, военная и государственная тайны, коммерческая и банковская тайны, служебная, врачебная, профессиональная, тайна нотариальная, адвокатская, тайна исповеди и т. д.

К примеру, под государственной тайной имеются в виду сведения во-енного, экономического и политического характера, имеющие важное государственное значение и специально охраняемые государством.

Термин «безопасность» также раскрыт и в научной литературе, и в законодательстве. Под безопасностью имеется в виду состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экономического, информационного и иного характера, предполагающее установление политической, экономической и социальной стабильности в государстве, безусловное исполнение законов и поддержание правопорядка, развитие международного сотрудничества на основе партнерства. Из этого определения можно сделать вывод, что основными объектами безопасности являются как интересы личности, так и государства. Среди интересов личности назовем, к примеру, личную тайну, тайну переписки, тайну исповеди. О государственных интересах уже говорилось в контексте государственной тайны. Поскольку безопасность – это состояние защищенности, то относительно тайны защищенность означает наличие гарантий сохранности какой-либо информации, не предназначенной к распространению, обнародованию, раскрытию, огласке.

Например, человек идет на почту и отправляет письмо конкретному адресату с изложением секретов своей личной жизни в надежде получить совет. Отправитель имеет право на гарантию невскрытия письма (и если это произошло на законных основаниях), то на неразглашение без его согласия скрываемых (тайных) от других фактов частной жизни. Вот это состояние и называется состоянием защищенности, то есть государство защищая, охраняет; охраняя, защищает. Из этого вытекает еще один вывод, что говоря об охране, можно иметь в виду защиту, и – наоборот. Это наглядно подтверждается анализом правовых норм, что будет сделано ниже.

Сейчас необходимо дать определение правоохранной функции госу-дарства в сфере тайны. На наш взгляд, правоохранная функция государства в сфере тайны – это такое направление деятельности органов публичной власти, реализация которого создает правовую гарантию защиты информации, не подлежащей распространению, от каких-либо посягательств на ее неприкосновенность, сохранность в состоянии тайны.

Дав вышеизложенное определение, раскроем его содержание. Что конкретно делает государство в лице своих органов, осуществляя правоохранную деятельность в сфере тайны?

Во-первых, создает нормативно-правовую базу по вопросам тайны.

Во-вторых, применяет нормы права, в том числе, когда нарушены права субъекта – носителя тайны или субъекта – источника тайны.

Касательно первого. Определенные аспекты отношений по поводу тайны содержатся в Конституции РФ, которые создают основу для создания законодательства. В ней мы находим положения, косвенно или непосредственно касающиеся вопросов тайны. К примеру, в Конституции нет прямого указания на тайну связи. Но положения ч. 2 ст. 23 Конституции РФ, где речь идет о тайне переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, дают основания говорить о тайне связи. На основе Конституции отраслевые законы регулируют эти вопросы.

Таким же образом, на наш взгляд, обстоят дела с тайной переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Это – разновидность (подвиды) тайны связи, являющейся в данном случае наиболее общим понятием.

Личная и семейная тайна прямо предусмотрена Конституцией Рос-сийской Федерации (ч. 1 ст. 23). Эти вопросы также регламентируются законодательством.

Непосредственно конституционной нормой предусмотрен такой вид тайны, как государственная тайна (ч. 4 ст. 29).

Государственная тайна распространяется на сведения военного, экономического и политического характера, имеющие важное государственное значение. Эти сведения специально охраняются государством. Отношения, связанные с государственной тайной, регулируются не только Законом Российской Федерации «О государственной тайне», но и другими нормативными правовыми актами. К примеру, Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. Утвержден Распоряжением Президента РФ от 30 мая 1997 г. № 226-рп; Перечень сведений конфиденциального характера. Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188; Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 января 1998 г. № 61. Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, ставится в зависимость от степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности России вследствие их распространения.

Военная тайна. Конституция ее не выделяет, но по факту она существует, как подвид государственной тайны. Ведь военная тайна – это сведения военного и военно-промышленного характера, имеющие важное государственное значение, не подлежащие разглашению, опубликованию в открытой печати и специально охраняемые государством. Поэтому военная тайна является как бы подвидом государственной тайны и регулируется она законодательством о государственной тайне.

Конституция РФ не содержит специальной нормы о коммерческой тайне. Но такой вид тайны существует.

Коммерческая тайна существует для охраны интересов предприятий в сфере производства, технологий, торговли, финансов. Право на коммерческую тайну предоставляется (предусмотрено) Законом, в частности, гражданским законодательством, Федеральным законом «Об информации», Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Следует еще раз отметить, что все законодательство по вопросам тайны вытекает из Конституции РФ, даже если в ней тем или иным образом не урегулирована эта проблема. Прежде всего, охрана тайны, обязанность государства осуществлять эту функцию, выводятся из положений главы второй Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина». Нормы Конституции, прямо предусматривающие право на тайну, нами уже названы. К числу тех, из которых выводят право на тайну, можно назвать ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 24, ст. 28, ч. 1 ст. 29, ч. 1 ст. 34, ч. 3 ст. 41, ч. 1 ст. 42, ч. 1 ст. 44, ст. 45, ч. 2 ст. 48, ст. 51. И это не все нормы Конституции РФ, на основании которых можно развивать отраслевое законодательство по вопросам тайны. В данном случае нет смысла перечислять все нормы Конституции РФ, ибо названные дают возможность констатировать вывод, что Конституция РФ открывает простор правотворческой деятельности по видовым аспектам тайны. Главное в этом вопросе – чтобы не нарушалось конституционное правило: осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17); свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской деятельности, если она не запрещена законом (ч. 1 ст. 34); защищать свои права и свободы всеми способами, но чтобы они не были запрещены законом (ч. 2 ст. 45).

Следуя, с одной стороны, правовым возможностям охраны прав, интересов личности, предприятий, учреждений, коллективов и т. д., соблюдая, с другой стороны, ограничительные принципы, законодатель, улавливая тенденцию развития всех сфер жизнедеятельности, совершенствует законодательство по вопросам тайны, «изобретая» все новые ее виды. Мы не занимались сравнительным исследованием состояния законодательства в России и за рубежом, полагаем, что там, особенно в развитых капиталистических странах, законодательная классификация тайн более совершенна. Необходимо учитывать, что и в области демократических прав, и в сфере экономической деятельности, Россия – пока «молодое» государство.

Тем не менее, и в России к настоящему времени накоплен определен-ный опыт по формированию законодательной базы по регулированию отношений в сфере тайны. К уже названным нормативно-правовым актам можно добавить такие: Уголовный кодекс РФ ((ст. 284, 283); Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ; Гражданский процессуальный кодекс РФ, принятый 14 ноября 2002 г. № 137-ФЗ; «О некоммерческих организациях» – Федеральный закон от 12 января 1996 г.; «О свободе совести и о религиозных объединениях» – Федеральный закон от 26 сентября 1997 г.; «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» – Федеральный закон от 31 мая 2002 г.; Основы законодательство Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г.; «О ломбардах» – Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 196; «Об аудиторской деятельности» – Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307. Приведенный перечень дает лишь краткое представление о правовой базе, регулирующей отношения в сфере тайны. Правовых документов имеется много, в том числе, Указов Президента РФ, Постановлений Правительства.

В рамках одной статьи их невозможно проанализировать, но вывод о том, что правоохранную функцию в сфере тайны государство осуществляет, выполняет, – сделать можно, особенно, что касается создания правовой базы.

Относительно правоприменительной деятельности необходимо отме-тить следующее. Применение правоохранной нормы относительно отношений в сфере тайны начинается, как правило, в связи с нарушением требований соблюдения тайны. К примеру, военнослужащий раскрыл известные ему засекреченные сведения, будучи предупрежденным о их неразглашении. То же – государственный служащий. Адвокат раскрыл информацию, доверенную ему подзащитным в уверенности ее сохранности в тайне. Одним словом, когда носитель тайны нарушает обязанность ее сохранности, наступает момент вступления в действие правоохранной нормы. Факты такие встречаются нередко, особенно в отношении частной (личной) жизни людей. Имеются случаи незаконного разглашения сведений военного, государственного, научного характера, следствием чего является причинение ущерба государственным интересам. К примеру, Свердловский областной суд вынес приговор сотруднику одного из уральских предприятий ОПК А. Гнитееву в связи с шпионажем: он собирал и передавал сведения о разработках в области ракетостроения, составляющие государственную тайну.

В марте 2010 г. были арестованы за государственную измену два профессора Балтийского государственного университета «Военмех» им. Устинова – С. Бобышев и Е. Афанасьев. Позже они были осуждены. Их признали виновными в шпионаже в пользу Китая.

3 декабря 2007 г. Лефортовский суд Москвы приговорил академика И. Решетина к 11 годам 6 месяцам лишения свободы. Решением суда остальные фигуранты дела были признаны виновными в инкриминируемых им преступлениях и были приговорены к срокам наказания: Сергей Визир – к 11 годам лишения свободы с отбыванием в колонии строго режима, Михаил Иванов и Александр Рожкин – к 5 годам лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима. А. Рожкину и М. Иванову была изменена мера пресечения с подписки о невыезде, они были взяты под стражу в зале суда.

Генеральный директор «ЦНИИМАШ-Экспорта» И. Решетин обвинялся в передаче технологий двойного назначения китайской стороне. 25 октября 2005 г. он был заключен под стражу по обвинению по ст. 189 (незаконный экспорт технологий) Уголовного кодекса РФ. Его обвиняли в незаконной передаче Всекитайской экспортно-импортной корпорации «Точма» технологий, экспорт которых контролируется государством.

Кроме того, И. Решетина обвиняли в организации хищения в составе организованной группы с использованием фиктивных фирм, зарегистрированных на утерянные паспорта, денежных средств в размере 30 млн руб. – ст. 33 (соучастие) и ст. 160 (присвоение или растрата) УК РФ.

Адвокаты И. Решетина обжаловали приговор Лефортовского суда, однако Мосгорсуд оставил приговор в силе.

В мае 2010 г. был приговорен к 4 годам лишения свободы Г. Сипачев за передачу топографических карт В. Лазарю. Последний передал их агенту Пентагона, за что был приговорен судом к 12 годам лишения свободы в колонии строгого режима.

Одним словом, правоохранная функция государства в современный период находится в действии не только в контексте создания правовой базы, но и в контексте ее применения.