КОНКУРС
на лучшую научную и научно-публицистическую работу по теме: Молодежная политика. 
Цифровая экономика.

Текущий номер

Ульянова Н.Б. Россия и Италия искусство как созидание

Ульянова Н.Б.

Кандидат педагогических наук, доцент, художник – живописец, дизайнер, член Союза Художников МСХ.

Ульянова Н.Б. Россия и Италия искусство как созидание // Этносоциум и межнациональная культура. 2017. № 12 (114). С. 148-151.

 

Россия и Италия искусство как созидание

 

Исторические корни международных отношений Италии и России уходят в далекие времена. Влияние мастерства итальянских зодчих, создавших значимые памятники архитектуры на русской земле, имело и имеет большое значение. Вопрос состоит о мере влияния, которую оказывают взаимодействия деятелей культуры и искусства на социокультурные, а также международные отношения двух стран. Международные, экономические, культурные отношения России и Италии, развивались в историческом пространстве, сохраняя баланс национальных традиций, стилистических и академических норм и правил.

Говоря о роли личности в международных и культурных отношениях двух стран, невозможно не подчеркнуть влияние изобразительного искусства на многие процессы развития. Помимо эстетического значения, не стоит забывать о мощном, социальном, духовном и идеологическом воздействии художественных произведений. В настоящее время с «индустрией» искусства стали забывать о мировых художественных ценностях, о необычайном потенциале, сконцентрированном в произведениях искусства, отражающем социальные процессы и в целом состояние мировой, художественной культуры.

Особое место принадлежит художественному наследию искусства Италии, мастерски проявившего себя во всех его видах в культурной жизни двух стран.

Памятник архитектуры, усадьба «Архангельское» хранит в себе свидетельства культурных связей , воплощенных в судьбах выдающихся современников 19 столетия, князя Николая Борисовича Юсупова и итальянского художника Пьетро ди Готтардо Гонзага. Николаем Юсуповым была собрана уникальная коллекция графики Гонзага, проекты и живописные декорации прославленного итальянского художника, прекрасным образом дополнили собрание. Но интересным фактом остается создание театра в усадьбе, который был построен для демонстраций к представлениям театрально-декорационного искусства.

Из истории национального искусства России, известно, что Архангельское играло немалую роль в художественной жизни страны. В усадьбе работали известные московские архитекторы, И. Жуков, О. Бове,

С. Мельников, Е. Тюрин, скульптор М. Козловский. Архитектурно-парковый ансамбль его возник во времена правления Екатерины Великой, при поддержке князя Голицина Н.А. Архитектурный замысел Шарля Герна, стал центром паркового ансамбля. Дворец архитектора Джакомо Тромбаро, многочисленные скульптурные композиции, фонтаны, террасы, украшали территорию парка. Пейзажный парк располагал к прогулкам и созерцанию. Усадьба начала 19 века была одним из самых дорогих имений России. В этот период Архангельское было приобретено князем Н.Б. Юсуповым. В работе В.Н. Ивановой «Другой Юсупов.

Князь Н.Б. Юсупов и его владения на рубеже 18 – 19 столетий», из письма Юсупова к Щедрину: «О Архангельском дай мне знать, о церкви и сколько дворов во всяком селении, есть ли планы к саду, так и строениям…». (1, С, 99 ). Традиции Века Просвещения позволили Юсупову найти большие возможности в усадьбе. Этому выдающемуся деятелю удалось дать ансамблю окончательное архитектурно- художественное завершение. Одновременно архитектура и ландшафт усадьбы объединили несколько художественных стилей, а вместе с ними историю эпох. Вдохновением для создания ансамбля ее владельцу послужило наследие Италии. Лавры и лимоны, померанцы, финиковые пальмы, ананасы, украшали оранжереи усадьбы. Античные статуи, арки, подчеркивали достойное продолжение традиций. Дворец Юсупова был наполнен живописью, скульптурой, уникальной графикой европейских знаменитостей. Прославленная библиотека Архангельского была символом эпохи Просвещения. Создав цент романтического художественного мира , Юсупов тем самым воплотил в жизнь создания храма международных и культурных отношений того времени. Позже, в усадьбе будет организован музей выдающегося итальянского художника Джованни Баттиста Тьеполо. Публицистика и хроника мировой культуры и искусства современности, отмечают завершение реставрационных работ в музее, через два года он отметит столетний юбилей. В этом году стартует международный фестиваль «Тьеполо FEST», где будут экспонироваться знаменитые живописные полотна Джованни Баттиста Тьетоло.

Важную миссию светского искусства носил театр усадьбы. Князь Юсупов имел должность главы императорских театров. Будучи прекрасно образованным человеком, он был знаком с Руссо, Вольтером, Бомарше. Для организации театральных представлений, им был приглашен прославленный итальянский художник театра Пьетро ди Готтардо Гонзага. До приезда в Россию Гонзага имел репутацию одного из лучших сценографов Европы. Декорации к спектаклям в театрах Рима, Венеции, Монцы, Милане, создавались по эскизам и проектам художника.

Гонзага, новатору своего дела, на родине найти сторонников было весьма сложно. Он в творчестве опережал современников, о чем свидетельствует наследие художника. Воплотить идеи новаторства, создать новую концепцию в искусстве ему позволил приезд в Россию.

В Петербурге Гонзага пишет трактат о теории и практике сценографии. Являясь почетным членом Академии Св. Луки, в 1794 году он был принят в число почетных членов Императорской академии художеств. Работая в Петербурге, знаменитый художник создает большое число театрализованных представлений, в которых воплощает идею архитектурно-парковой декорации. Мастер живописи, работал над проектами, в которых архитектурные идеи соединялись с декоративным и живописным решением. Живопись, архитектура, декоративное искусство воплощались в сценографии спектаклей. Новый взгляд на задачи в создании декораций постановок, опережал время. Многочисленные наброски, эскизы, архитектурные зарисовки являли собой завершенное художественное произведение. Революционер в искусстве , Гонзага обрел поддержку князя Юсупова, страстью которого был театр. Вдохновленный работами итальянского художника Н.Б. Юсупов задумывает создание театра в Архангельском.

Работа над проектом театра была поручена Осипу Бове и Пьетро Гонзага. русскому и итальянскому архитекторам. Архитектоника театра сохранилась и в наше время. Ансамбль декораций к спектаклям, написанный итальянским художником, хранится в Архангельском и является единственным подлинником живописи знаменитого декоратора. Используя законы архитектурной перспективы на ограниченном пространстве сцены, мастер создавал монументальные декорации. Любовь к цветовым и световым контрастам, свойственная художникам Италии, покоряла и завораживала зрителей. В произведениях из Архангельского отражены живописные идеи итальянца, воплощенные в визуализацию подвижных форм, архитектуру сцены. Предшествие подвижной сцены и оживших картин, предвосхищало искусство современной сценографии. Своеобразное видение сцены, подготовило возникшую позже, панорамную живопись. Ожившие полотна новаторство времени Николая Юсупова, сегодня обычное явление в кинематографе, театре и искусстве нового времени.

Особую ценность в собраниях Архангельского представляют графические листы Гонзага. Это коллекция проектов праздничного оформления торжеств в Москве. Искусство нового времени, только через несколько столетий в полной мере современных технологий развернется в современной столице.

Графика П. Гонзага хранится в музеи паркового ансамбля усадьбы Архангельское, в собраниях Государственного музея имени А.В. Щусева, в собраниях Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина. Имена двух выдающихся личностей, князя Николая Борисовича Юсупова культурного деятеля своего времени и художника, архитектора, декоратора, Пьетро ди Готтардо Гонзага остались в истории искусства и культуры двух стран, Италии и России. Сила таланта, любовь к отечеству создают в истории наций и культур поистине вершины творческой мысли , являющийся частицами культуры мира. Основу которой составляют отдельные талантливые личности.

 

Список литературы:

1. Иванова В.И. Другой Юсупов. Князь Н.Б. Юсупов и его владения на рубеже 18-19 столетий. Исторический очерк. Москва, 2011.

2. Биографии и мемуары. Юсупов Феликс Феликсович. М. Захаров БиМ. 2016.

3. Васильева Е.В. Театральное начало в живописи Джованни Баттиста Тьеполо. Искусствознание, 2012.

4. Лазарев Н.В. Начало Раннего Возрождения в итальянском искусстве. Москва, Искусство, 1978.

5. Лазарев Н.В. Из цикла Происхождение итальянского Возрождения. Москва, Искусство, 1980.