Туманян Т.Г.,
профессор кафедры Философии и культурологии Востока Философского факультета СПбГУ Средневековый мусульманский законовед Абу-л-Хасан ал-Маварди и его теоретическое наследие
Несмотря на обширную исследовательскую литературу, посвященную изучению арабо-мусульманского научного и культурного наследия, интерес к нему продолжает сохранять свою актуальность и едва ли нуждается сегодня в развернутом обосновании. Многочисленные события последних десятилетий наглядно демонстрируют степень влияния ислама, прежде всего, его юридических и культурных норм на общественно-политическое и правовое развитие стран современного Востока. Более того, многие базовые положения построения политической и социальной систем (насколько, конечно, в контексте исламского миропонимания о них можно говорить в таком разделенном значении), заложенные еще в эпоху средневековья, не только не потеряли своей значимости, но не редко находят институциональное и политико-правовое применение. В свете этого представляется исключительно полезным изучать труды средневековых мусульманских мыслителей, которые составляют основу многих рассуждений о роли ислама в современном обществе. Для ислама это тем более актуально в свете борьбы за «чистую религию» и «истинную веру», пропагандирующей возвращение к ее неискаженным принципам. Очевидно, что такая ясность при попытках разобраться в борьбе современных течений и идей не может быть достигнута без знания основ. Этим и объясняется потребность изучения научно-теоретического наследия знаменитых мыслителей прошлого, их трудов в качестве источников мусульманской идеологии. Одним из примеров подобного наследия, вне всякого сомнения, могут быть работы известного арабского законоведа, теолога и политика Абу-л-Хасана ал-Маварди (974-1058).
Абу-л-Хасан ‘Али б. Мухаммад б. Хабиб ал-Басри ал-Багдади ал-Маварди слыл одним из наиболее авторитетных представителей «религиозного знания» своего времени. Его профессиональная деятельность состояла не только в изучении правовой системы ислама и написании трудов по общим и отдельным вопросам теологии и юриспруденции, но и в практическом применении своего опыта и знаний на службе у Аббасидских халифов. На протяжении ряда лет успешная государственная и научная деятельность ал-Маварди тесно переплетались: так, являясь советником халифов, он одновременно публиковал труды по теории государственного устройства и управления, главной задачей которых было представить правителям целостную картину системы власти, предписанную нормами шариата. Таким образом, будучи практиком политики, он привносил в нее корректирующие ее нормативные принципы и идеалы, как теоретик же политики, он обогащал политико-правовую мысль недостающей ей порой реалистичностью.
Жизнь и творчество Абу-л-Хасана ал-Маварди в значительной степени нашли свое отражение в научной литературе. Изучению его наследия посвящены как специальные исследования (в том числе и диссертационные), так и работы общего характера, затрагивающие те или иные аспекты исламской политической и правовой теории. Логика нашего обзора, да и сами рамки предлагаемой работы не позволяют глубоко и всесторонне исследовать деятельность и научное наследие этого средневекового интеллектуала, и в силу поставленной задачи в настоящей статье основные труды Абу-л-Хасана ал-Маварди, равно как и степень их изученности, будут освещены лишь в общем виде, без претензий на необходимую скрупулезность.
Абу-л-Хасан ал-Маварди, прожив достаточно долгую и насыщенную жизнь, оставил после себя теоретическое наследие 1 в области фикха, теологии, филологии, этики и политики.
Средневековые арабские источники, а также более поздние научные исследования свидетельствуют о ряде сочинений, авторство которых приписывается ал-Маварди 2 . Одним из наиболее известных произведений ученого является трактат «Адаб ад-дунйа ва-д-дин» 3 («Этические нормы мирской жизни и религии»). В этой работе ал-Маварди представляет свои основные аргументы относительно принципов и учений формирования человека и общества с точки зрения ислама, рассматривает социальные и этические основы и нормы государства, определяет значение и функции правителя в нем. Кроме того, в сочинении отражены некотрые аспекты, характеризующие роль и статус улемов, авторитетных знатоков ислама, в политической жизни. В наше время трактат «Адаб ад-дунья ва-д-дин»неоднократно публиковался в различных издательствах арабских государств. В 1930-е гг. сочинение было впервые переведено и опубликовано в Европе 4 . В фондах Санкт-Петербургского филиала Института Востоковедения Российской Академии Наук хранится рукопись этого памятника 5 .
Содержание другого произведения Абу-л-Хасан ал-Маварди, известного нам под названием, «Тафсир ал-Кур’ан» 6 («Толкование Корана»), как не трудно догадаться, посвящено коранической экзегетике. Несмотря на то, что эта книга в четырехтомном издании была опубликована в начале 80-х. гг. прошлого века 7 , существуют некоторые различия в точности названия и композиции этого сочинения. Так средневековый арабский ученый Ибн Халликан, полагал, что «Тафсир ал-Кур’ан», является самостоятельным произведением , несмотря на его тематическую схожесть с другим трактатом ал-Маварди, известным под названием «Ан-нукат ва-л-‘уйун» 8 . По мнению же Ханы Михаила «Тафсир ал-Кур’ан» и «Ан-нукат ва-л-‘уйун» являются двумя фрагментами одного объемного труда, корректное название которого звучит как «Ан-Нукат ва-л-‘уйун фи Тафсир ал-Кур’ан» 9 . Вместе с тем в исследованиях некоторых современных специалистов этот памятник нередко упоминается иначе 10 . Коранической проблематике посвящена еще одна работа ал-Маварди, о которой упоминает Хана Михаил, ее название — « Амсал ал-Кур’ан» 11 («Образцы Корана»).
Наиболее значимым трудом ал-Маварди в вопросах юриспруденции по праву считается многотомный трактат известный под названием «Китаб ал-Хави фи фуру’ ал-фикх» («<Большая книга> в области фикха») . Ханна Михаил сообщает, что отдельные части этого памятника в настоящее время хранятся в Каире 12 , в коллекции манускриптов Принстонского и Йельского университетов 13 , а также под названием «Адаб ал-кади» в рукописных фондах Стамбула 14 . Ученый высказал предположение, что содержание «Адаб ал-кади» 15 имеет очевидную схожесть с «Ал-Хави фи фуру ‘ ал-фикх»и является, скорее всего, частью последней 16 .
Вопросам соотношения религии и права посвящен труд Абу-л-Хасана ал-Маварди именуемый «А’лам ан-нубувва» 17 («Знамения пророчества»). По мнению Ханы Михаила, это сочининие известно также под названием «Дала ‘ ил ан-нубувва» 18 («Доводы пророчества»).
«Тасхил ан-назар ва та ‘ джил аз-зафар фи ахлак ал-малик ва сийасат ал-мулк» 19 так называется еще один трактат ал-Маварди. В этом произведении рассматриваются не только политические аспекты теории государства, автор уделяет значительное место этико-философским аспектам, связанным с поведенческими нормами правителя. Принято считать, что эта работа, как и некоторые другие, написаны ал-Маварди под влиянием персидской средневековой традиции, в литературном жанре, так называемых, «княжьих зерцал» или «поучений владыкам».
В относительно небольшом по объему сочинение под названием «ал-Визара» 20 или «Каванин ал-визара» («Законы визарата») , рассматриваются вопросы статуса и административных функций вазиров, их служебным отношениям с правителями и подчиненными. Несмотря на то, что работа неоднократно публиковалась арабскими издательствами, специалисты, исследовавшие это сочинение, расходятся во мнении относительно того, является ли «ал-Визара» законченным произведением или это часть иного более объемного трактата 21 .
Еще одно сочинение ал-Маварди известно под названием «Насихат ал-Мулюк» 22 («Поучения владыкам»). Работа, в значиельной степени посвящена наставлениям правителям в вопросах государственной власти, командования армией, борьбы с врагами, изменниками и преступниками. Можно предположить, что этот труд, скорее всего, был адресован эмирам иранской шиитской династии Буидов, правившим в Багдаде. Рукопись этого памятника находится в Париже, в Национальной библиотеке 23 .
Даже самый беглый обзор трудов Абу-л-Хасана ал-Маварди позволяет заключить, что диапазон интересов ученого был разнообразен. Его плодотворная научно-педагогическая деятельность состояла не только в изучении богословско-правовых вопросов ислама. Законоведу приписывают авторство работ и в других областях знания. В частности Ибн ал-Джавзи 24 сообщает о трактате ал-Маварди, который называется «Ал-Амсал ва-л-хикам» («Притчи и пословицы»). Этот манускрипт в настоящее время хранится в рукописных фондах голландского Лейдена 25 . Другое сочинение ал-Маварди «Китаб фи-н-нахв» 26 , посвящено вопросам филологии, а точнее грамматике. Впрочем, исследователи творчества ученого располагают лишь очень незначительной информацией об этом произведении.
«Ал-Икна ‘ » («Убеждение») еще одна работа средневекового законоведа получила известность и имела успех еще при жизни автора и, вероятно, сыграла существенную роль в карьере ал-Маварди. Ибн ‘Абдалла Йакут 27 пишет о примечательном событии тех лет, связанном с этим произведением. Аббасидский халиф ал-Кадир (991-1031гг.), желая упорядочить громоздкую и во многом противоречивую систему фикха, призвал наиболее авторитетных факихов своего времени – представителей основных суннитских мазхабов (богословско-правовых школ) — систематизировать и подготовить юридические кодексы по каждому из четырех главных правовых толков. Среди участников был Абу-л-Хасан ал-Маварди, представлявший шафиитский мазхаб, ханафитская правовая школа выдвинула ал-Кудури, автора трактата « ал-Мухтасар », маликитский и ханбалитский мазхабы были представлены менее известными факихам. Для этого события ал-Маварди пишет «ал-Икна ‘». Именно эта небольшая работа, где в сжатом виде были представлены основные положения шафиитского учения, признается лучшей, а ее автор получает самую высокую оценку халифа ал-Кадира и неоспоримое профессиональное признание.
Однако самой известной работой ал-Маварди является книга «Ал-Ахкам ас-султанийа ва-л-вилайа ад-динийа» («Законы власти и религиозное правление»). Этому сочинению в области политики и права, безусловно, следует уделить особое внимание. Трактат «Ал-Ахкам ас-султанийа» обычно рассматривается как «<…> первая попытка развернутого изложения теории исламского государства, оказывавшая неизменное влияние на мусульманскую политическую мысль вплоть до нашего времени » 28 ; его называют «<…самым авторитетным трудом по суннитскому государственному праву, где <…> теория халифата изложена в наиболее законченном виде…>» 29 . Следует отметить, что труды в области политико-правовой теории ислама разрабатывались еще его предшественниками. Значение же трактата «Ал-Ахкам ас-султанийа» состоит, прежде всего, в том, что в нем ал-Маварди, пожалуй, первым из мусульманских ученых собрал и последовательно изложил в одной книге наиболее важные положения того, что в западной традиции принято называть публичным или государственным правом.
Этот труд Абу-л-Хасана ал-Маварди является наиболее исследованным произведением средневекового факиха как мусульманскими, так и западными учеными. Трактат неоднократно издавался и переведен на основные европейские языки 30 . Активное изучение творчества Абу-л-Хасан ал-Мавардиначалось более чем полтора века назад. В 1853г. в Бонне Максимилиан Энгер первым из западных исследователей опубликовал «Ал-Ахкам ас-султанийа», 31 чем, безусловно, способствовал росту научного интереса европейских ориенталистов к изучению теоретического наследия этого мыслителя. Именно с этого времени трактат «Ал-Ахкам ас-султанийа» стал рссматриватся как документ где наиболее полно и четко представлена теория государства и управления. В 1862 г. С. Кайзер посвятил свою работу изучению «Ал-Ахкам ас-султанийа» в контексте рассмотрения законодательства так называемой «Нидерландской Индии» в Юго-Восточной Азии 32 . Спустя несколько лет другой европейский ученый барон Алфред фон Кремер, работая над исследованием мусульманской средневековой культуры, также обратился к этому сочинению ал-Маварди в своих суждениях об особенностях государства в исламе 33 .
В самом начале ХХ века появился первый перевод «Ал-Ахкам ас-султанийа» на французском языке. Польский дипломат, знаток мусульманского Востока граф Леон Остророг опубликовал фрагменты знаменитого сочинения 34 , посвященные теории управления имамата (халифата) и вопросам джихада. Во многом благодаря этому изданию западные ученые смогли лучше познакомиться с основными положениями книги ал-Маварди. Несколькими годами позже были опубликованы переводы и других частей трактата, а в 1915г. вышла полная версия французского перевода «Ал-Ахкам ас-султанийа» 35 .
Начиная с 30-х годов, интерес европейского востоковедения к труду ал-Маварди становится более заметным, именно в это время появляются первые серьезные исследования его политической теории. Обратимся лишь к некоторым из них. В 1937-1939г.г. известнй британский ориенталист Хамилтон Гибб публикует две научные статьи 36 , в которых приводит достаточно подробный анализ теории ал-Маварди, впервые акцентируя внимание на композиции произведения и причинах побудивших автора к его созданию. С этого времени обращение к творчеству Абу-л-Хасана ал-Маварди и, прежде всего, исследование его «Ал-Ахкам ас-султанийа» приобретает характер систематического научного интереса. На протяжении последующих десятилетий в разных странах выходит ряд монографий, статей и диссертационных работ, посвященных политико-правовым воззрениям этого средневекового факиха.
Различным вопросам теории и практики государства в исламе посвятили свои труды ливанский профессор права Эмиль Тиан 37 и французский ученый Луи Гарде 38 . Критически проанализировав трактат «Ал-Ахкам ас-султанийа» , исследователи в своих работах акцентировали внимание, главным образом, на возможности соотношения власти халифа и султана. Несколько позже, в 1968г., другой, не менее известный французский востоковед, создатель многочисленных трудов и авторитетный специалист в области мусульманской политической мысли Анри Лаустпубликует работу под названием «La pensee et 1’action politiques d’al-Mawardi» 39 . В ней автор не только исследует сочинение ал-Маварди, но и достаточно обстоятельно обрисовывает важнейшие исторические события той эпохи.
Примерно в это же время выходит знаменитый труд британского ориенталиста Эрвина Роузентала «Political Тhought in Мedieval Islam» 40 , в котором ученый уделяет должное внимание концепции халифата ал-Маварди, отмечая ее роль и значение в развитии политической мысли ислама. Основные положения «Ал-Ахкам ас-султанийа» не менее детально охарактеризованы в книге другого английского профессора Энн Лэмбтон «State and Government in Medieval Islam. An introduction to the study of Islamic political theory: the jurists» 41 . Этот значительный труд по праву можно считать наиболее фундаментальным исследованием правовой теории государства и власти в средневековом исламе.
Специальному изучению «Ал-Ахкам ас-султанийа» посвящены работы американских востоковедов. В 1974г. Доналд Литл публикует небольшую статью под названием «A new look at al-Ahkam al-sultaniyya» 42 . В ней ученый, проанализировав «Ал-Ахкам ас-султанийа» , а также одноименный и схожий по содержанию трактат современника ал-Маварди, ханбалитского факиха Абу Йа’ла ибн ал-Фарра’, вновь поднял вопрос об авторстве этого произведения, чем, возможно, способствовал росту исследовательского интереса к знаменитому сочинению. Проблеме авторства «Ал-Ахкам ас-султанийа» уделяли внимание и другие специалисты, в том числе и в докторских диссертациях 43 . Несмотря на то, что наиболее известная работа ал-Маварди давно уже получила должное признание и оценку, научный интерес к ней не угасает. Подтверждением чему могут служить выполненные несколько лет назад переводы книги «Ал-Ахкам ас-султанийа» на английский язык 44 .
Не меньшую лепту в изучение средневековой политической теории ислама, где творчество Абу-л-Хасана ал-Маварди традиционно занимает исключительно важное место, внесли современные арабские и мусульманские исследователи: Камар-уд-Дин Хан 45 , Харун Хан Шервани 46 , Ахмад Мубарак ал-Багдади 47 , Ханна Михаил 48 , Мухаммад Йакуб Хан 49 , Аксар А.М. 50 , Исхак К. 51 , Саид Бенсаид 52 и др.
В отечественной науке труды ал-Маварди также привлекали внимание специалистов в области исламоведения, философии и прав 53 . Однако обращение к идеям этого средневевекового законоведа, за некоторым исключением 54 , не выходило за рамки исследования отдельных аспектов теории халифата, представленной в «Ал-Ахкам ас-султанийа» . Характерным свидетельством недостаточной изученности творчества ал-Маварди является и то, что до настоящего времени, по сути дела, отсутствуют 55 какие-либо переводы его трактатов на русский язык.
В научных трудах по истории мусульманской общественно-политической мысли Абу-л-Хасан ал-Маварди традиционно рассматривается как ученый, впервые достаточно полно сформулировавший концепцию исламского государства. Принято считать, что его книга «Ал-Ахкам ас-султанийа ва-л-вилайа ад-динийа» является «<…> наиболее компетентным изложением суннитской политической доктрины <…>» 56 , к которой неизменно обращались и на которую ссылались не только все последующие разработчики учения о халифате, но и специалисты в таких областях как финансовое, земельное, уголовное и судебное право. 57 Дав толчок этому процессу и заложив систематическое основание для всевозможных политических и правовых теорий, излагавшихся после него, ал-Маварди, вместе с тем, обозначил ряд проблем, вызывавших споры и неоднозначное к ним отношение его последователей. Интерес, поддерживаемый к его наследию представителями как мусульманского, так и западного научного сообщества, позволяет, в свою очередь, надеяться, что такого рода исследования помогут лучше понять особенности классического мировосприятия, лежащего в основе арабо-мусульманской культуры для более плодотворного и взаимоуважительного культурного диалога в будущем.
Summary
This article is devoted to some aspects of a theoretical legacy of Abu-l-Hasan al-Mawardi – one of the most prominent Muslim Faqih of Abbasid Khalifat’s epoch who lived in X-XI centuries in Baghdad. Hе is the author of a number of scientific works in Islamic law and socio-political field. His book “Al-Ahkam as-Syltaniya wa-l-wilaiya ad-diniya” has become classic and influenced the Muslim political and legal thought.