Т.М. Бормотова, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России»
Влияние социальных предпосылок актуализации миграции на разработку эффективной миграционной политики и ее реализацию
Миграция является не только фактором экономического развития или решением демографической проблемы. Вопросы миграционной проблематики обычно рассматриваются в различных ракурсах – государственной политики регулирования миграцией, межэтнических и межконфессиональных отношений, социальной психологии, проблем «конфликта цивилизаций», идеологии экстремизма и национализма, т.д. Иначе говоря, в любом случае речь идет о сложнейшей научной проблеме, требующей для своего осмысления комплексного, междисциплинарного подхода.
Вопрос миграции связан с экономическими, интеллектуальными, региональными, культурными, национальными, религиозными, политическими и другими аспектами развития общества.
Современная ситуация в России обусловлена сложным переплетением миграционных процессов и связанных с этим явлением множества проблем. В современных российских социально-экономических условиях, под влиянием мирового финансово-экономического кризиса миграции стали присущи следующие признаки: ярко выраженный национальный и этнический характер; широкомасштабность и интенсивность; трансформация направлений ее потоков.
Существующая миграционная политика и практика ее реализации создала ряд серьезных проблем. К наиболее серьезным можно отнести следующие:
- наплыв нелегальных мигрантов, неконтролирумый их приток в Сибирь и на Дальний Восток, в Москву и Подмосковье, в Санкт-Петербург и другие крупные города;
- обострение криминогенной обстановки;
- усложнение эпидемиологического обстановки;
- в условиях современной России речь идет только о трудовой миграции, которая не может решить проблемы демографии, практически отсутствуют разговоры о привлечении трудоспособного и высококвалифицированного иностранного населения переезжать в Россию, получать здесь гражданство и становиться полноправными гражданами нашей страны;
- отсутствие регулирования внутренней миграции, что приводит к упадку деревень и сельского хозяйства, массовые переселение селян в города;
- маргинализация социально-культурных ценностей российского общества под воздействием миграции;
- приток в страну неквалифицированной рабочей силы, которая не способна адекватно компенсировать отток специалистов, «утечку мозгов»;
- приток дешевой рабочей силы тормозит процесс подготовки своих собственных трудовых кадров, который требует капиталовложений;
- приток в страну людей, рассматривающих свою трудовую деятельность в России исключительно с точки зрения заработка и перевода денежных средств на свою родину;
- отсутствия желания и необходимости со стороны приезжих встраиваться в российское общество, что приводит к возникновению стихийных поселений и замкнутых социальных групп иммигрантов, зачастую маргинальных;
- обострение межнациональных и межконфессиональных отношений.
Складывающаяся миграционная обстановка оказала и продолжает оказывать неоднозначное воздействие на социально-экономическую ситуацию в стране, требует в гораздо большей мере сконцентрировать внимание на решении тех назревших задач, которые вплотную связаны с дальнейшим развитием государственных и негосударственных институтов современного российского социума, с поисками новых, оптимальных средств и методов их взаимодействия.
По мере развития рыночной экономики назрела объективная необходимость эффективного регулирования миграционных процессов. Однако, практика показала, что эффективных инструментов, соответствующих сложившимся условиям не было. Использовались и продолжают использоваться проверенные административные методы и показатели, которые достаточно наглядны, понятны и привычны. Вместе с тем, их эффективность в нынешних условиях весьма низкая. Тем самым актуализировалась проблема перехода на иные, качественные показатели и новые методы регулирования миграционных процессов.
В решениях Совета Безопасности Российской Федерации приоритеты миграционной политики государства связываются с обеспечением устойчивого социально-экономического развития страны. Основные направления ее реализации ориентированы на привлечение в экономику России квалифицированных трудовых ресурсов, содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, формирование гармоничной системы расселения, а также эффективное противодействие преступлениям и правонарушениям в сфере миграции.
В связи с этим перспективы социально-экономического и демографического развития Российской Федерации, обеспечение ее национальной безопасности и геополитических интересов требуют качественно новых подходов к формированию миграционной политики, к организации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, касающейся миграционной проблемы.
Социальные предпосылки актуализации миграции в теории и практике государственного управления сегодня обретают все большее значение, поскольку в последнее время возрастает роль социальных отношений между группами мигрантов и принимающего общества, все более заметным становится социальный эффект миграционных процессов. В миграционных процессах существенно возросла роль межличностных и межгрупповых связей, референтных групп и личностей.
Основой миграционной политики должно стать жесткое регулирование миграции, выработка эффективных механизмов воздействия на миграционные процессы, снижение их негативных факторов как для коренного населения, так и для въезжающих в страну, для общества и государства.
Таким образом, тема разработки миграционной политики и ее реализации приобретает в условиях современного российского общества особую значимость и актуальность.
Разработка и реализация миграционной политики только частично является и относится к сфере государственного управления. Несомненно, что государственное управление является единственной легальной и легитимной силой, которая наделена властью, способна выступать на международной арене от лица всей страны и обладает соответствующей организационной структурой. Однако в наличии эффективной миграционной политики заинтересованы также и общество как таковое, также и бизнес-сообщество, работодатели. Кроме того имеется и еще одна заинтересованная сторона – сами мигранты, их объединения. Естественно, что каждая из сторон имеет свои интересы и преследует свои цели, которые не всегда совпадают друг с другом. Для разработки действенной миграционной политики необходимо учитывать эти цели, вырабатывать компромиссные решения и вовлекать в их реализацию все стороны.
Институты гражданского общества, будучи системой самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей как отдельных граждан, так и их различных объединений. Совокупность этих институтов, разнородных социальных сил, организации образует единство, объединенное общим стремлением к совместной жизни. Охватывая совокупность моральных, духовных, правовых, экономических и политических отношений гражданское общество представляет собой не только значимого, но весьма действенного участника процесса формирования и реализации миграционной политики.
В социальном механизме формирования и реализации государственного управления миграционными потоками значительную роль играют институты гражданского общества. Различные общественные организации, союзы, партии и церковь представляют собой организованную часть общества, которая способна формулировать вытекающие из потребностей и интересов общества цели, но и участвовать в механизме взаимодействия с органами государственной власти и государственного управления по выработке миграционной политики, методов и средств ее реализации.
Список использованной литературы
- Дилигенский Г. Существует ли в России гражданское общество? Поговорим о гражданском обществе. – М., 2001.
- Мамут Л.С. Гражданское общество и государство: проблемы соотношения // Общественные науки и современность. – 2002. - № 5.
- Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. – М., 1993.
- Сергеева Т.Б. Ценности образования и воспитания в контексте теории социокультурной динамики. – Ростов – Ставрополь, 2000.
- Рыбаковский Л.Л. Региональный анализ миграций. -М., 1973; Народонаселение Дальнего Востока за 100 лет. - М., 1969; Проблемы формирования народонаселения Дальнего Востока. - Хабаровск, 1969; Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. - М., 1987.
- Топилин А.В. Территориальное перераспределение трудовых ресурсов в СССР. - М., 1975; СНГ: демографический потенциал, рынок труда. - М., 2002; Фактор миграции и демографический кризис в России // Экономист. 2000. №11.