Наука против террора
Научному сообществу и широкой общественности предложена монография Р. Н. Курбанова «Противодействие экстремизму в Республике Северная Осетия-Алания (вопросы теории и практики)». Издание осуществляется под общей редакцией В.И. Власова, профессора Российской Академии государственной службы при Президенте РФ, доктора юридических наук, являющегося одним из крупнейших специалистов России в этой области. На фронте борьбы с террором отмечается весьма тревожная ситуация. Носителями идеологии терроризма на юге России, как вытекает из всего содержания работы, являются, прежде всего, т.н. борцы за великий Халифат, разбросанные по Северном Кавказу в виде бандформирований и хорошо организованных преступных групп религиозных фанатиков-ваххабитов. Пытаясь противостоять распространению террора - «чумы XXI века» в одной из «горячих» точек страны, автор анализирует этнополитическую ситуацию в Республике Северная Осетия-Алания, рассматривает опыт, накопленный в Республике органами государственной власти по противодействию экстремистской деятельности, правоохранительными органами, институтами гражданского общества. Даются конкретные рекомендации по повышению эффективности противодействия экстремизму в названном субъекте Российской Федерации.
Активная фаза борьбы против мира и стабильности на Юге России началась с нападения боевиков-ваххабитов во главе с одним из наиболее оголтелых террористов Шамилем Басаевым на Дагестан. Оценивая обстановку 1990-х годов В.Путин отмечал, что: «…мы столкнулись с неприкрытым подстрекательством сепаратистов со стороны внешних сил, заинтересованных в ослаблении, а может быть, и в развале России». Под руководством эмиссаров «Аль-Каиды» действовали лагеря подготовки террористов. Самозваный Конгресс народов Ичкерии и Дагестана провозгласил своей целью создание радикального по своей сути так называемого халифата — от Черного до Каспийского моря. Подготовка агрессии против России с целью отторжения её исконных территорий велась абсолютно открыто. Затем, как и предвиделось, «запылал» весь Кавказ. Беда пришла и в Северную Осетию.
Для многонациональной и поликонфессиональной России «экстремизм, связанный с расовой, национальной, религиозной ненавистью и ксенофобией. В этом виде он особенно опасен». Эти слова, сказанные Председателем Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызловым в 2006 году, актуальны и сегодня. К сожалению, наблюдается тенденция усиления распространения экстремистской идеологии (идеологии крайних взглядов). Автор приводит статистику Министерства юстиции Российской Федерации: список материалов, признанных судами экстремистскими, как утверждает автор, составил по состоянию на 19 марта 2009 г. 327 наименований.
Автор монографии убедительно показывает, что террористы и их пособники прилагают усилия по идеологической обработке молодежи, пополнению своих рядов. В свою очередь, эмиссары зарубежных террористических и религиозно-экстремистских организаций пытаются вести вербовочную работу в регионах страны. Информационную поддержку им оказывают отдельные неправительственные иностранные организации, которые используют в этих целях социально-экономические проблемы, этнонациональные и религиозные противоречия.
Автор своей работой как бы мобилизует все государственные ресурсы на борьбу с терроризмом.
Р. Курбанов убедителен в своих доводах о том, что конфликт на Северном Кавказе обострился не сегодня. Он – следствие многих трудных, неразрешенных до сегодняшнего дня этнополитических проблем. Например, - проблема вынужденных переселенцев и беженцев ингушской национальности.
По мнению некоторых политологов, конфликт между осетинами и ингушами до сих пор нельзя считать разрешенным, ввиду того, что значительная часть вынужденных переселенцев-ингушей, не может вернуться к местам прежнего проживания. Автор аргументировано полемизирует с оппонентами, называя их утверждения по этому вопросу голословными и «идущими вразрез с существующей реальностью». Автор призывает все стороны относиться к процессу возвращения беженцев взвешено, учитывая мнение большей части населения тех населенных пунктов, куда предполагается возвращать вынужденных переселенцев. Осетинская сторона предпринимает серьезные шаги по снятию напряженности в отношениях двух народов.
Перспективы этнополитической стабилизации и сохранения единства и целостности России зависят от усилий власти в этнополитической сфере и достижения равновесия этносов, соединенных общей судьбой на своей земле.
Политика части региональных элит в 1990-е годы, как пишет Р. Курбанов, была ориентирована на национальное обособление, формирование и обоснование в некоторых регионах национальной исключительности титульных этносов, что привело к росту ксенофобии, этнической и религиозной нетерпимости, нарушению в некоторых субъектах Российской Федерации прав нетитульного, в т.ч. русского населения, национальных меньшинств, коренных малочисленных народов.
Это обусловило смену единой советской идентичности различными, часто конкурирующими формами региональных, этнических и религиозных идентичностей. Этнические, религиозные и культурные традиции, объединяемые в понятии этнокультурные традиции народов России, становились, подчас, не фундаментом многонационального единства, а причинами нестабильности государства и разобщенности общества.
Более того, ряд зарубежных государств и международных организаций, стали использовать этнический и религиозный факторы для реализации на территории России собственных геополитических и геокультурных сценариев, подрывающих национальную безопасность и традиционный социокультурный уклад нашего государства.
Значительным дестабилизирующим фактором развития внутриполитической ситуации в РСО-Алания является ситуация вокруг Республики Южная Осетия и последствия грузино-осетинского конфликта 1989-1992 г.г, а также грузинской агрессии, предпринятой режимом Саакашвили в ночь с седьмого на восьмое августа 2008 года.
Р.Курбанов с большой озабоченностью говорит о том, что в РСО-Алания очень болезненно воспринимают события в Южной Осетии, связанные с курсом грузинского руководства на восстановление любой ценой территориальной целостности Грузии, приведшие в итоге к военной агрессии режима Саакашвили в отношении народа Южной Осетии в августе 2008 года. Российской Федерацией, как и всем осетинским народом, данные события были восприняты ни чем иначе, как акт геноцида в отношении осетинского народа. Как отметил в своем заявлении Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, грузинским руководством был выбран самый бесчеловечный способ присоединить к Грузии Южную Осетию – «…ценою уничтожения целого народа».
Следует иметь в виду, что в ряде республик тон в национальных движениях задавали политические силы, считающие, что право титульной нации на самоопределение должно быть реализовано ею путем создания независимого государства, т.е. посредством выхода из состава России. Несомненно, некоторые из таких радикально настроенных участников национальных движений были искренне убеждены в том, что лишь создание независимого национального государства позволит в полной мере удовлетворить потребности конкретного народа в сфере языка, культуры, образования, традиционного образа жизни, обеспечит ускорение его экономического и социального прогресса. Однако главные интересы подлинных вдохновителей и организаторов национальных движений лежали в иной плоскости: обеспечение беспрепятственного, ничем не ограниченного доступа к власти и ресурсам.
Автор своей работой убеждает в том, что народы Северного Кавказ были и остаются с Россией навсегда.
Несомненно, напряженность в этнополитической обстановке в республике Северная Осетия-Алания усугубляется наличием в прилегающих к ней республиках, а также на ее территории – приверженцев радикального течения в исламе – ваххабизма.
Эффективность этнического федерализма как формы урегулирования этнополитических конфликтов определяется мерами легальной и легитимной нейтрализации этнополитических конфликтов в рамках существующих политических и правовых институтов. Ее отличительная черта заключается в отказе от применения вооруженного насилия участниками противоборства, проведении референдумов, приглашении к участию и сотрудничеству в диалоге с сепаратистами иных этнических групп, руководства других регионов. Факторами и условиями выбора этой политики служат выработанная многими годами культура мирного разрешения этнополитических конфликтов, ограниченность ресурсов самих сепаратистов, не идущих на вооруженную борьбу. Так, Канадский опыт урегулирования конфликта с Квебеком и политика бельгийского правительства в отношении фламандских сепаратистов демонстрируют ее достоинства и недостатки.
Неурегулированность межэтнических конфликтов по мнению многих экспертов определяется попытками решать проблемы силовым путем. Эти процессы характеризуются высокой степенью этнополитической мобилизации «восстающих» этнических групп, а также зачастую жесткой линией правительств на сохранение относительно централизованных форм государства. При этом властями недостаточно учитываются культурные и образовательные потребности этнических групп, их проблемы в сфере сохранения идентичности и национального образования. К сожалению, во многих странах, как и в России, оказываются малопродуктивными социально-экономические меры нейтрализации факторов конфликта. Имеет место поддержка сепаратизма со стороны этнической мафии и других преступных групп.
По мнению автора монографии, оправдало себя решение о сохранении министерства по делам национальностей в Северной Осетии. Это своего рода специальный политический инструмент, работающий на формирование безконфликтных межнациональных отношений, межконфессионального толерантного сотрудничества. При таком решении вопроса в Республике Северная Осетия-Алания на более высоком деловом и профессиональном уровне возможно выстраивание отношения органов власти с общественными организациями. Как жаль, что такого министерства сегодня нет на общенациональном, то есть федеральном уровне!
Отсутствие в многонациональной России органа, который мог бы проводить этнополитический мониторинг, в какой-то мере способствует сохранению угрозы совершения террористических актов, как на территории всего Южного федерального округа, так и на территории РСО-Алания. Эта угроза не формальна, а более чем реальна, о чем свидетельствует последний теракт во Владикавказе 6 ноября 2008 года. Ценой немалых усилий нам удалось предотвратить распад страны и остановить войну на Северном Кавказе. Сепаратизм отступил, а терроризму – при всей сохраняющейся остроте этой угрозы – нанесены решающие, сокрушительные удары.
Российская Федерация – одно из крупнейших многонациональных государств в мире, где проживает более ста шестидесяти народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры, что составляет человеческий потенциал страны и ее регионов.
Многообразие национального, религиозного состава населения и этнокультурного ландшафта, многовековой опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, высокая степень участия институтов гражданского общества в реализации региональной государственной национальной политики, определяют основные особенности российских регионов, потенциал их социально-экономического развития и конкурентоспособности.
Именно в этом заключается научная и гуманитарная ценность данной монографии, отнологически охватывающей все вышеперечисленные ценностные ориентиры, столь необходимые для многонационального сообщества россиян.