КОНКУРС
на лучшую научную и научно-публицистическую работу по теме: Молодежная политика. 
Цифровая экономика и регионоведение.

Текущий номер

Смирнова М.И., Чапкин Н.С. Винопитие: от Евангелия до мировой поэзии

Смирнова М.И.
Кандидат политических наук, руководитель  информационно-просветительского проекта «Католицизм и Православие:  религиозно-культурное сотрудничество» журнала «Миссия конфессий».
 
Чапкин Н.С.
Преподаватель РЭУ имени Плеханова.
 
Винопитие: от Евангелия до мировой поэзии
 
«Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют».
(1Кор. 6, 10)
 Винопитие как историческое явление имеет древнее начало и многовековое непрерывное существование, что логично вызывает интерес к содержанию и сущности этого явления, его значению в жизни человечества и особо в христианской его части.

Винопитие -  слово сложное, первая его составная – «вино» означает алкогольный напиток, преимущественно виноградный; вторая половина – «питие» трактуется как проглатывание в каком-нибудь количестве жидкости, в данном случае вина. В целом винопитие следует понимать, как употребление, распитие вина. Но чтобы употреблять что-то, нужно это что-то либо иметь, либо уметь сделать.

Процесс производства виноградного, наиболее полезного вина известен с глубокой древности. В кратком изложении он таков.

Для начала необходим виноградник, то есть участок, засаженный виноградом, вьющимся южным кустарниковым растением со сладкими крупными ягодами, содержащими виноградный сахар (глюкозу), органические кислоты и витамины.

Вызревшие ягоды – виноградины собирают, отделяют от плодоножек и осуществляют так называемый процесс дробления, то есть толкут до изменения цельных виноградин в мезгу – смесь раздавленных ягод винограда, предназначенную для переработки в вино, либо сусло – отпрессованный сок винограда. Далее следует процесс брожение сусла или мезги, спиртование (при изготовлении крепких вин), выдержка вин – время в течение которого происходит окончательное становление вина.

В чём оно хранилось – видно из Евангелия (греч. evangelion – благая весть) от Марка: «Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвёт меха, и вино вытечет, и мехи пропадут: но вино молодое надобно вливать в мехи новые» (Мк. 2, 22).

И предпочитали пить вино старое, устоявшееся: «И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо старое вино лучше» (Евангелие от Луки. 5: 39).

В последующие века виноградарство как отрасль растениеводства развивалось, виноделие продолжало быть одной из наиболее востребованных сфер деятельности христианского мира, а с ним и винопитие неизменно сопровождало человеческую историю.

В XX веке особо развито виноградарство было в Италии, Испании, Франции, Аргентине, США. В 1978 году мировая площадь виноградников составила 10 миллионов гектар, валовой сбор ягод – около 56 млн. тонн.

В Советском Союзе площадь виноградников в этом же году составила 1,8 млн. га, валовой сбор ягод 5,5 млн. тонн, а урожайность 64 центнера с гектара.

Однако, во время правления М.С. Горбачева (1985-1991), затеявшего так называемую «перестройку», непьющий Генеральный Секретарь ЦК КПСС почти сразу допустил то ли ошибку, то ли проявил злостное намерение. А именно: он начал борьбу с алкоголизмом, частично имевшемся в обществе, и «нетрудовыми доходами». Первое ознаменовалось массовой вырубкой виноградников (если в 1990 году площади виноградников составляли порядка 212,2 тысячи гектаров, то по итогам 2015 года они не превышали 85,1 тысячи гектаров); безалкогольными свадьбами, и народным сопротивлением через самогоноварение. Второе – борьба с «нетрудовыми доходами», – выразилось в сокращении приусадебных участков, кормивших полстраны и количестве домашних животных.

Но это в государственной деятельности. В христианском и, в частности, в православном же вероисповедании незыблемы были и остаются Евангельские откровения.

Вино и Евхаристия

Пил ли вино Господь наш Иисус Христос? Евангелие от Луки сообщает об этом следующее: «И сказал Христос фарисеям: ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Лк. 7, 33-34).

Ничто человеческое Господу было не чуждо. Не исключено, что Господь употреблял вино не только потому, что вино оно целебно, о чём догадывались еще древние, но и в целях поучения. Но об этом чуть позже.

Известно, Иисус Христос -  человеколюбец и чудотворец. Об одном таком чуде, относящемся к винопитию, повествует Евангелие от Иоанна: «Был брак в Кане Галилейской и матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак и как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жéно? еще не пришел час Мой. Матерь его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполните их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовёт жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино оберег доселе. Так Иисус Христос обратил воду в хорошее вино, сотворив чудо и «явил славу свою: и уверовали в Него ученики Его» (Ин. 2, 1-11).

А теперь о том, что чуть ранее было отмечено, то есть о питии вина Христом в целях внушения учения своего, где усматриваются сущность и значение, для православного и вообще христианина, пития виноградного вина.

От Матфея святое благовествование гласит:

«Однажды Иисус, взяв чашу и благодарив учеников своих, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 27-28).

От Марка Евангелие гласит: «И когда они (ученики) ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Мк. 14, 22-24).

Традиционно сказанное понимается, как объявление Господом ученикам своим утверждения, что виноградное вино, употребляемое ими, есть жизненесущее и жизнерадостное средство, как кровь его божественная; а также в словах Христа усматривается наставление о необходимости участия в Евхаристии.

Таинство Причащения есть Святое Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает самого Тела и Крови Христовой во оставление грехов и для жизни вечной. Это Таинство совершается во время Божественной литургии – главном богослужении Православной Церкви, совершаемом утром, последование которой торжественно, традиционно и устоявшееся.

Существует распространенное мнение о том, что можно принадлежать к Церкви, избегая участия в церковных таинствах и Евхаристии. Подобные взгляды на церковную жизнь получили распространение после того, когда были сняты все запреты на веру и исповедание той или иной религии. Огромное количество людей потянулось к различным религиозным течениям, а главное, стали интересоваться православием.

Недостаточная катехизация, отсутствие самой малой богословской подготовки, а возможно, нежелание посвящать духовной стороне жизни слишком много времени и сил, привели к тому, что в обществе, которое считает себя православным и даже воцерковленным, сложилось неверное представление о сути и смысле жизни в Церкви.

Проблема жизни в Церкви для тех, кто не связывает всецело свою духовную жизнь с необходимостью причащаться Святых Христовых Таин, заключается в распространенной точке зрения, которая была, вероятно, навеяна многочисленными религиозными структурами протестантского толка. Воззрения протестантизма хорошо известны, если обобщить, то они предполагают наличие лишь единой веры (sola fidae) не только для полноценной жизни в Церкви, но и для спасения. Поэтому основываясь на протестантском богословском учении, многочисленные наши соотечественники желают стать полноправными членами воцерковленного сообщества, сами не понимая, что вся жизнь в Церкви зиждется на регулярном участии в Евхаристии.

И сказано в Евангелии от Луки: «И когда настал час, Он (Христос) возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока не совершится в Царствии Божием. И взяв чашу, и благодарив, сказал: примите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царство Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Так же и чашу, после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22, 14-20).

Известное определение апостола Иакова, что вера без дел мертва (Ик 2,17), как никогда применимо к нашему вопросу. Именно в регулярном и достойном участии в Евхаристии проявляется вера человека-грешника, стремящегося к обожению (теозису). Посредством регулярного причащения и веры в присутствие в святых дарах Самого Христа, реализуется вера, о которой апостол Павел говорит, что она «есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1).

Являться членом Церкви Христовой без регулярного участия в Евхаристии приблизительно так же невозможно, как быть членом того или иного светского сообщества, ни разу не посетив его собрание. Данное членство можно назвать лишь формальным и ничего не значащим. Так и человек, считающий себя христианином и желающий принадлежать к Церкви должен постоянно прибегать к Евхаристии.

Необходимость причащаться для христианина является главнейшей обязанностью, которую необходимо выполнять в первую очередь для себя. «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нём» (Ин. 6, 56). Причащение Святых Христовых Таин соединяет нас со Христом и обновляет наши духовные силы на пути духовно-нравственного совершенствования в христианских добродетелях и восхождения на мысленный Фавор. Только тот, кто регулярно причащается, имеет право называться членом церковного сообщества и иметь некий голос в Церкви.

Вся жизнь Церкви, всё её богослужение и устав построены и вращаются вокруг одного — литургии. Жизнь человека в Церкви настолько тесно связана с Евхаристией, так проникнута всецело евхаристическим содержанием, что её можно сравнить с телом, которое нераздельно с душой; с планетами, которые зависят от солнца, и даже со всем живым, что не может существовать без воды. Так и человек в Церкви не может вести духовную жизнь, не может иметь правильной веры без регулярного причащения Тела и Крови Христовой.

На заре Нового Завета были упразднены все кровные жертвоприношения, чтобы совершать лишь одну жертву, которая наиболее благоприятна Господу. Именно бескровная жертва, приносимая на литургии, а далее вкушение истинного Тела и Крови Господней, созидает в человеке обитель для Бога. Не имея ни малейшего сомнения, нисколько не сомневаясь в этих богооткровенных истинах, человек обретает Духа Святого в своем сердце. Святоотеческая мысль гласит, что «…наши молитвы не должны вызывать никакого сомнения или неуверенности, ибо принесённый в жертву и приемлемый Владыка заповедал нам: сие, — говорит Он, — творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19), и обещал дать Духа Святого всем молящимся Ему...».

Как видим, жизнь Церкви между верой и Евхаристией связана наитеснейшим образом, так что одно не может существовать без другого. Вера в Церковь как богочеловеческий организм и вера в то, что через Святые Дары подаётся всем верным чадам Церкви Тело и Кровь Спасителя, является краеугольным камнем первичной церковности человека. Далее, член Церкви призван себя совершенствовать в подвигах воздержания, но без веры в эти богооткровенные истины не может быть никакого продвижения на пути духовного становления.

Именно регулярное участие в Евхаристии делает человека полноценным членом церковного сообщества и задаёт верную парадигму его духовного развития. Подобное развитие возможно лишь в самом теснейшем соединении с Господом, подвигоположником христианского упования.  Для тех, кто предназначен к вечности, жизнь в Церкви построена на всегдашнем участии в Евхаристии, благодаря которой каждый верный член Церкви приобщается небесных благ, чтобы стать единым телом с Господом. Так, грешные сыны Адама имеют потенциальную возможность обрести статус богосыновства и стать сынами света по благодати.

Какое вино использует церковь для свершения таинств? Все знают, что это кагор. Но почему именно его? Дело в том, чтосуществует два вида кагора – французский и русский. Французский Cahors – это красное сухое вино. Как указывает исследователь В. Задворный, уже в Средние века это вино пользовалось большим успехом и называлось «vin noir» (черное вино). Французский поэт эпохи Возрождения Клеман Маро воспевал его, называя «огненным напитком» (liqueur de feu). Папа Римский Иоанн XXII, родом из Каора, сделал его не только главным вином застолий папского дворца, но и вином мессы.

В России кагор появился благодаря Петру I. Именно с периода его правления, это вино стало использоваться Православной церковью во время литургии. Согласно правилам, описанным в «Известии Учительном» (1699 г.) году, Церковь должна была использовать для причастия только некислое виноградное вино. Цвет напитка не уточнялся, однако считалось, что, поскольку во время Святого Причастия вино символизирует кровь Христа, насыщенный красный оттенок кагора больше подходит для этой цели.

Русское духовенство, которое с годами привыкло к сладким красным винам, ввозившимся из Византии, Италии и Испании, превратило сухое вино в сладкое крепленое. С XIX веке кагор стал производить в России. Но вернемся к сути таинства.

Конечно, Евхаристия является и одним из центральных таинств в католицизме. Католическое евхаристическое учение сформировалось в XVI веке, когда Тридентский собор Католической церкви принял соответствующий догмат: «Через благословение хлеба и вина сущность хлеба целиком изменяется в сущность плоти Христовой, а сущность вина - в сущность Его крови». В этом виде учение о пресуществлении проповедуется католической церковью и поныне. Обратимся к решениям Тридентского собора, процитировав некоторые из них, связанные  с  вином:

- Прежде всего, Святой Собор наставляет и открыто и прямо исповедует, что в почитаемом Таинстве Святой Евхаристии после освящения хлеба и вина Господь наш Иисус Христос, истинный Бог и истинный человек, истинно, реально и сущностно присутствует под видом ощутимых реальностей (Глава 1: Реальное Присутствие Господа нашего Иисуса Христа в Пресвятом Таинстве Евхаристии).

- Поскольку Христос, наш Искупитель, сказал, что то, что Он предложил под видом хлеба, есть подлинно Его Тело [Мф 26, 26; Ис 14, 22; Лк 22, 19; 1Кор 11, 24], в Божией Церкви всегда было это убеждение, которое вновь провозглашает Святой Собор: через освящение хлеба и вина совершается изменение всей субстанции хлеба в субстанцию Тела Христа Господа нашего и всей субстанции вина - в субстанцию Его Крови; это изменение Католическая Церковь справедливо и точно назвала пресуществлением (Глава 4. Пресуществление).

Катехизис Католической церкви гласит: «В самом сердце совершения Евхаристии находятся хлеб и вино, которые через слова Христа и через призывание Духа Святого становятся Телом и Кровью Христа» (Катехизис, 1333). Литургическое свершение Евхаристии у католиков происходит согласно основной структуре, сохранившейся на протяжении веков вплоть до наших дней. Она развивается в двух важнейших частях, составляющих органическое единство:

- собрание, Литургия Слова с чтениями, проповедью и всеобщей молитвой;

- Евхаристическая Литургия с приношением хлеба и вина, освящением во время благодарения и Причащением (Катехизис, 1346).

Но есть у католиков и свои особенности. Как отмечает в своем труде митрополит Илларион (Алфеев), «в Католической Церкви принято для Евхаристии употреблять белое вино. Употребление красного вина обычно объясняют его внешним сходством с человеческой кровью, однако такое сходство не требуется ни святоотеческой традицией, ни каноническими предписаниями. Более существенным фактором, чем цвет вина, является его качество: вино должно быть без примесей. Недопустимо поэтому употребление для Евхаристии тех сортов вина, в которых присутствуют спирт, сахар, ароматические добавки».

Символизм и аллегорическую сущность вина в католицизме прекрасно выразил Иоанн Павел II в своей энциклике «Ecclesia de Eucharistia»: «Под смиренным видом хлеба и вина, пресуществленными в Его Тело и Кровь, Христос странствует рядом с нами, даруя нам силу и пищу в пути, и делает нас свидетелями надежды для всего человечества».

Русская Святая Православная Апостольская Церковь, как и Католическая, приняла Евангельское напутствие как обязанность использования вкушения хлеба и испития вина в Таинстве Причащения. Тем не менее, и здесь у католиков есть свои особенности. В древней Церкви, следуя заповеди Спасителя (“пейте из нее все”), все христиане – и духовенство, и миряне – причащались под двумя видами, т.е. принимали и Тело и Кровь Христа. Однако в Средние века в Западной Церкви произошли существенные изменения в евхаристической практике: под двумя видами стали причащаться только служащие священники, а все остальные – под одним видом, только Тела Христова. Как отмечает Католическая энциклопедия, подобное положение вещей оставалось в Католической Церкви до последних десятилетий, а в наиболее консервативных общинах сохраняется поныне. 

С внешней стороны это таинство Евхаристии сочетанием особых священнодействий и молитв, с внутренней – это тайным образом священное воздействие на причащающегося спасительной силы Божией и благодати, изливающейся в сердце его.

Кровь Христова, которую пригубляют верующие при причащении, есть вино, освященное при богослужении Господним чудотворением; тело же Христово, вкушаемое причащающимися, представляет собой хлеб так же очудотворенный при Божественной литургии, где поётся: «Тело Христово приимите, Источника бессмертного вкусите».

Что здесь видно? То, что чудным образом при Таинстве Причащения одухотворяются хлеб и вино; то есть при Причащении человек питается духовно, укрепляется в вере послесмерного бессмертия; и что источником бессмертия являются Богом данные хлеб и вино человеком употребляемые. В этом сила хлеба и извечность винопития воспеваемого поэтами разных времён, стран и народов.

 

Вино в мировой поэзии

Вот некоторые такие строки поэтов из ряда государств христианского мира.

Италия. Франческо Реди (1626 – 1698)

 

Вакх в Тоскане
(Фрагменты)
 
Взял привычку
Пить водичку —
Нет тебе благословенья.
Будь вода свежа, прозрачна,
Будь из омута, черна,
Я смотрю на воду мрачно,
Не по вкусу мне она.
Я смотрю на воду хмуро:
Брызжет злобою вода,
И нередко эта дура
Небо путает и землю.
Воду сроду не приемлю!
Пить кандьеро? Пить алошу?
Ради них вино не брошу.
Нет, водичка не для пьяниц,
Объявляю всем открыто,
А для барышень-жеманниц
И людей без аппетита.
Бахус на своем стоит упорно:
Лишь вино прогонит всякую беду,
И нисколько не зазорно
Пьяным быть шесть раз в году…
 
 
Анонимные пародийные средневековые стихи
«Всепьянейшая литургия» (XIII в.) Отрывок.
 
Лишь аббат и приор, двое,
Пьют винцо, и недурное,
Но с прискорбием помои
Грустно тянет братия.
Славься сок вина блаженный,
Порожденный гроздью пенной.
Стол, тобой благословенный,
Полон благодатию.
Языку и чреву благо,
Где твоя излита влага,
Когда в глотку всю баклагу
Выльешь без изъятия.
Сколь во рту ты мне приятен,
Сколь горяч и ароматен,
Хоть глагол мой стал невнятен,
Сладким скован зелием.
Молим: лейся изобильно,
Чтоб поднялся гомон сильный,
И запели мы умильно
Всей толпой с веселием.
Мних давно забыл о млеке;
Все на свете человеки
Хлещут присно и вовеки
С ликованием великим.
 
Австрия. Райнер Мария Рильке (1875-1926)
Осенний день
Господь, пришла пора. Отходит лето.
Теперь на нивы отпусти ветра.
И солнечные скрой часы от света.
 
Плоды в саду налей тяжёлым соком
в последние подаренные дни.
И в тёмное вино перегони
всю сладость, влитую коротким сроком.
 
Стефан Цвейг (1881-1942)
 
Сумрак льнёт легко и сладко
К стариковской седине.
Выпьешь чашу без остатка –
Видишь золото на дне.
Но не мрак и не опасность
Ночь готовит для тебя,
А спасительную ясность
В постиженье бытия.
 
Теодор Крамер (1897-1958)
Надо чашу выпить без остатка,
До осадка, что лежит на дне,
Ибо то, что горько, с тем, что сладко,
непонятно смешано во мне.
Я рожден, чтоб жить на этом свете
И не рваться из его оков,
потому что все мы – божьи дети,
от начала до конца веков.
 
Англия. Джордж Гордон Байрон (1788-1824)
* * *
Наполняйте стаканы! Не правда ль, друзья,
Веселей никогда не кипела струя!
Пьем до дна – кто не пьет? Если сердце полно,
Без отравы веселье дарит лишь вино.
 
Ибо юность уходит подобно весне,
И прибежище только в пурпурном вине,
Только в нем – ведь недаром! – увидел мудрец
Вечной истины кладезь для смертных сердец.
 
Томас, Кэмпион (1567-1620)
Опять идет зима,
И ночи всё длинней.
Бураны и шторма
Приходят вместе с ней.
Так разожжем очаг,
Вином согреем кровь
И в пламенных речах
Благословим любовь!
Нам нынче не до сна:
От свеч бледнеет ночь,
Пирушки, шум, забавы допоздна
Прогонят дрёму прочь.
 
Болгария. Младен Исаев (1907-1991)
Дай нам, солнце, сок небесный,
Виноград взрастим чудесный,
Да наполним чаши новым
Молодым вином медовым,
Да заздравным грянем тостом
Мы от моря до Огосты!
Венгрия. Миклош Радноти (1909-1944)
Апрель, как сумасшедший,
И солнца не видать.
Неделю пил вино я,
Чтоб трезво рассуждать.
 
Исландия. Хадльгримур Пьетурссон (1614-1674)
* * *
Ныне я весел затем, что пью, –
Счастье в вине!
Господа славлю и благодарю
Того, кто чарку подносит мне.
 
Стефан Оулаффсон (ок. 1620-1688)
* * *
Разум в нас вложил Господь,
силу дал и здравье,
оттого-то нашу плоть
портить мы не в праве.
Худо поступает тот,
Кто, как сивый мерин, пьет, –
то неблагонравье!
 
Не таков сегодня наш
пир честной и славный:
льются водопады чаш,
с равным сидит равный.
Есть что пить и есть что есть –
воздадим же богу честь,
подымем тост заздравный!
 
Испания. Бальтасар де Алькасар (1530–1606).
* * *
Попробуем тот кувшин:
Небесный в нем, знаю, ликер;
Лучшим он даст отпор
Из самых отборных вин.
Нежен-то как, прозрачен!
Приятно как горьковат!
Пряный какой аромат!
Ну до чего ж удачен!
Из латиноамериканской поэзии
Иоланда Бедрегаль (1916-1999)
Жажда
Ни водой,
Ни вином,
Ни кровью
Мою жажду не утолить.
Я хочу и того, что было,
И того, чего не могло быть,
И того, что могло случиться,
Но не будет, как ты не жди.
И того, что не повторится,
И того, что еще впереди.
Я вечности жажду
в стеклянном бокале
мгновения.
 
Германия. Даниэль Георг Морхоф (1639-1691)
Он перепил вина и поглощен водою:
Такое плаванье кончается бедою.
Но он и трезвым бы отправился на дно:
О плут, с водой привык он смешивать вино!
 
Фридрих Логау (1605-1655)
Дружба и вино
Дружба возле винной бочки
Не длиннее пьяной ночки
 
Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832)
* * *
Север, Запад, Юг в развале,
Пали троны, царства пали.
На Восток отправься дальный
Воздух пить патриархальный,
В край вина, любви и песни,
К новой жизни там воскресни
 
Эрих Арендт (1903-1984)
* * *
Вовеки да здравствует
Хлеб и вино!
Пусть каждому многое
будет дано,
Чтоб спать безмятежно,
вставать без печали,
а днём – чтоб, работая,
не подкачали.
 
Польша. Ян Кохановский (1530-1584)
* * *
Уж кутить так кутить – в самом деле!
Пейте, братья, коль бражничать сели, –
Натощак и плясать не потянет,
А вино подурачиться манит.
 
Не люблю с мудрецами водиться,
Неспособными въявь убедиться
В том, что время бежит и никто ведь
Не способен ему прекословить.
 
Значит, нынче пируй, развлекайся,
О грядущем гадать не старайся:
Что давно уж решил царь небесный –
То для смертных вопрос неуместный!
 
Россия. А.С. Пушкин (1799-1837)
* * *
Я люблю вечерний пир,
Где веселье председатель,
А свобода, мой кумир,
За столом законодатель,
Где до утра слово пей!
Заглушает крики песен,
Где просторен круг гостей,
А кружок бутылок тесен.
 
Сергей Есенин (1895-1925)
* * *
Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?
 
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.
 
И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.
 
Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.
 
Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.
 
Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.
 
И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.
 
Скандинавия. Якоб Катс (1577-1660)
О вине
О властное вино! О сладость винограда!
Тебе, как ничему другому, сердце радо!
Ты гонишь страхи прочь, – и робкий, не стыдясь,
Беседует с любым – король то будь иль князь.
Тебя испивший – худ, себе же мнится – тучен,
Невиданно силён – хотя вконец измучен,
Премудрым станет тот, кто изопьет вина:
Хмельная голова империи равна.
Младая женщина прильнет к тебе однажды,
Чем больше будет пить – тем больше будет жажды,
Когда ж она тобой упьется допьяна –
О муже собственном забудет вмиг она.
Ты душу темную повергнуть в блеск способно,
И смутный ум возжечь поэмой бесподобной, –
Властитель не один, испив тебя, порой
Не в силах был собрать бродящих мыслей строй.
Воздействие твое стремительно и грозно,
Различных ты людей преображаешь розно:
Один, испив тебя, – ленивая овца,
Макаке стал другой подобен до конца.
Он будет пить – пускай ему брести далёко,
Затем болтать начнет, как скверная сорока,
Чтоб в образе свиньи позор принять сполна.
О юность нежная, взгляни на власть вина!
 
Франция. Шарль Бодлер (1821-1867)
Душа вина
В ночи душа вина играла соком пьяным
И пела: «Человек! Изведай власть мою!
Под красным сургучом, в узилище стеклянном,
Вам, обездоленным, я братства песнь пою.
 
Я знаю, на холме, иссохнувшем от зноя,
Так много нужно сил, терпенья и труда,
Чтоб родилось на свет и душу обрело я,
И, благодарное, я друг ваш навсегда.
 
Мне любо литься в рот и в горло всех усталых,
Я бурно радуюсь, пускаясь в этот путь.
Чем скучный век влачить в застуженных подвалах,
Не лучше ль умереть согрев живую грудь.
 
Когда в воскресный день звенит от песен город,
И, грудь твою тесня, щебечут в ней мечты,
И пред тобой стакан, и твой расстёгнут ворот,
И локти на столе, – недаром счастлив ты!
 
Глаза твоей жены зажгу я прежним светом
И сыну твоему верну я цвет лица.
Как масло мускулам, я нужен вам, атлетам,
Рождённым, чтоб с судьбой бороться до конца.
 
Я ниспаду в тебя амброзией растений,
Зерном, что сотворить лишь Зодчий мира мог,
Чтобы от наших встреч, от наших наслаждений
Взошла Поэзия, как редкостный цветок».
 
 

Из приведённых строк видно, что вино поэтами называется соком небесным, медовым, ароматным, счастье дающим, радостным, властным; а винопитие – спасительной ясностью, кладезью истины, веселье дающим, согревающим кровь, преображающим людей, возводящим поэзию как радостный цветок.

Из приведённого видно также, что культурное винопитие, то есть в меру, было, есть и будет потому что Евангелие показывает – это Богоданное явление.

Когда же кто «как сивый мерин пьёт», то в бескультурье этом может «в образе свиньи позор принять сполна». Как говорил святой Василий Великий, «пьянство - это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу». В свою очередь преподобный Исидор Пелусиот указывал: «Не бесчести благословения плодов, не простирай до пресыщения пития, не нарушай соразмерности несоблюдением меры; пия вино, не пропивай ума, но помни, что Дух Божий соделывает начаток его Кровью Христовою».

Русская православная церковь всегда боролась за культуру пития. В предписании Святейшего Синода от 1885 года говорилось: «Епархиальным архиереям не допускать продажи спиртного на церковных и монастырских землях». В Указе для духовенства Святейшего Синода 1858 г.: «...Живым примером собственной жизни и частым проповедованием в церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина». В 1889 г. Святейший Синод постановил: «Содействовать правительству в борьбе с пьянством, учреждать общества трезвости, приходские попечительства, братства и другие подобные учреждения, словом и проповедью утверждать в народе трезвый образ жизни». По Указам же Святейшего Синода начиная с 1909 года учение о трезвости преподавалось в духовных семинариях, а с 1910 года – в церковно-приходских школах.

Но и Католическая церковь еще со Средних веков выступала в том же духе. Вот что писал ведущий теолог католицизма Фома Аквинский в своем главном труде «Сумма теологии»: «Человек может иметь мудрость двумя способами. Во-первых, в общем виде, в зависимости от того, что является достаточным для спасения. И таким образом это требуется, для того, чтобы иметь мудрость, а не для того, чтобы человек воздерживался вообще от вина, но воздерживался от его неумеренного потребления. Во-вторых, это условие для некоторых лиц, чтобы они воздерживались вообще от вина, и это зависит от обстоятельств определенных лиц и мест».

Ежегодно 11 ноября в Европе Католическая церковь чтит память святого Мартина. В Австрии, Германии, Чехии, Франции, Германии Святого Мартина почитают, как покровителя бедняков, солдат, сукноделов, домашних животных и птиц, а также альпийских пастухов и гурманов. И именно этот же день официально считается днем вина нового урожая, а вино прошлого года с этого момента считается уже старым.

Таким образом, винопитие – процесс, не порицаемый церковью (не Православной, не Католической). Но с точки зрения христианства оно должно быть умеренным, так как неумеренное потребление вина ведет к пьянству, то есть к греху.

Вино всегда было центральной темой и мировой поэзии. Иногда оно трактовалось в стихах поэтов символично и аллегорично, а иногда фигурировало и в своем сущностном воплощении. Так или иначе – винопитие в поэзии – отдельная тема исследования, которая, безусловно, заслуживает внимания.

 
Bibliography
1. Ashmarin V., archpriest. Drinking wine drinking in the writings of the Holy Fathers. Siberian orthodox newspaper. 2013. №11.
2. Basil the Great, Archbishop of Caesarea in Cappadocia. Creation. Sergiev Posad, 1900. Part 2.
3. Zadvorny V. Christianity and wine. The official website of the Order of the Knights of the Holy Sepulchre of Jerusalem, Master delegatures in the Russian Federation - http://oessh.ru/christianity_and_wine.html.
4. Hilarion. Orthodoxy. Volume 2: The Eucharist (Communion) - M.: Publishing House of Sretensky Monastery, 2009. - 976 p.
5. Isidore Pelusiot. Creation Letters. Part 3. M., 1860.
6. Catholic Encyclopedia - http://catholic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=60.
7. The New Testament of our Lord Jesus Christ. - M.: Publishing house of the Moscow Patriarchate of the Russian Orthodox Church: Stavropegic Vvedensky Monastery. Optina 2012.
8. Afterword to the Holy Communion: thanksgiving after communion // Orthodox prayer book. Wedge. Publishing House “Christian life; 2012.
9. Poetic collections.
10. Tridentine Ecumenical Council. Decree on the Holy Eucharist. XIII Session (October 11, 1551) - http://www.unavoce.ru/docs_trent.html.
11. Encyclical of the Supreme Pontiff John Paul II on the Eucharist and its relationship with the Church, given the bishops, priests and deacons, religious and all the lay faithful. Ecclesia de Eucharistia ( «Encyclical on the Eucharist”). Encyclical on the Eucharist and its relationship with the Church. 17.04.2003.
12. Thomas Aquinas Second Part of the Second Part, Question 149, Article 3 - Whether the use of wine is altogether unlawful? Summa Theologica.