Россия – Италия: диалог культур как пример антикризисного управления
2014 год – Год перекрестного туризма Италии и России показал миру яркий пример как такого рода программы не только обогащают межкультурные коммуникации, активизируют туристический поток, но и являются вектором стабилизации в период экономических турбуленций.
На одной из пресс-конференций, проводимой Посольством Италии в Москве совместно с Министерством культуры Российской Федерации, Заместитель министра
Манилова Алла Юрьевна, объяснила успех Года туризма России-Италии во многом тем, что влияние Итальянской культуры было особенно велико на жителей Петербурга, представителем которого она и является, и влияние было столь велико, что оно воплотилось в созидательной деятельности и в желании приблизить итальянскую культуры ко всему российскому народу. Усилиями всё той же, очарованной Италией Аллой Юрьевны Маниловой, осенью 2014 года в Милане прошел Первый российско-итальянский культурно-туристский форум - результат сотрудничества министерств культуры и туризма России и Италии, Посольства Италии в Москве и Мэрии г. Милана. Форум – центральное мероприятие официальной программы российско-итальянского перекрестного Года туризма 2013-2014.
Состоялись тематические сессии и «круглые столы», посвященные преставлению территорий России и Италии, охране и использованию культурного наследия, презентации возможностей инвестиций в области туризма и сотрудничеству в рамках перекрестного Года туризма.
Форум в Милане, таким образом, предоставил возможность усилить взаимоотношения двух стран благодаря встречам губернаторов регионов, проявляющих наибольшую туристическую и культурную активность, между крупнейшими туроператорами двух стран, профильными ассоциациями и гостиничными операторами.
Посол Ч.М.Рагальини рассказал об инициативах, реализованных в течение «перекрестного» Года туризма: сайт www.italiagodturisma.com, первый и единственный официальный сайт об Италии на русском языке. Материалы этих проектов предоставлены итальянским регионам и всем российским туроператорам.
В последние 5 лет количество российских туристов в Италии почти утроилось, увеличившись с 461 тысячи в 2009 г. до почти 1,2 миллионов в прошлом году. Первый семестр 2014 года действительно показал стабильность приезда туристов из России и даже увеличение количества запрашиваемых виз в Италию.
На протяжении ряда последних лет, Посольство Италии в Москве проводит достойные подражания культурные акции – встречи: показ одного шедевра в стенах Посольства (особняка Берга). Вслед за работами Рафаэлло, Бернини, Боттичелли, Лотто, Караваджо, Брондзино, Мантеньи уже во второй раз «гостем» Посольства была картина Джованни Беллини «Мадонна с красными херувимами» (в прошлый раз здесь был показан «Портрет юноши»). Этот показ был приурочен к началу экспозиции выставки, которая проходит в ГМИИ Пушкина с 18 декабря 2014 г. по 22 февраля 2015 г. В экспозиции выставки показаны четыре работы выдающихся итальянских мастеров второй половины XV века, объединенных одним сюжетом – Мадонна с Младенцем. Это один из центральных образов как в византийской иконописи, так и в живописи итальянского Возрождения. Детали в изображении «Мадонн» никогда не были случайными. В частности, элементы пейзажа – холмы, река, укрепленный город, - являлись знаками Девы Марии, отсылающими к атрибутам, которые ей приписывали письменные источники. Позы фигур, детали их окружения и одежд, множество оттенков – все имело значение, все являлось метафорами и давало возможности для импровизаций в рамках этой темы.
Беллини за свою долгую жизнь написал множество «Мадонн с младенцем» и был одним из самых тонких и глубоких мастеров этих композиций. «Мадонна с красными херувимами», созданная около 1490 г., относится к периоду зрелого творчества Мастера. Здесь использована композиция, развитая в многочисленных вариантах в предыдущие годы, – Мадонна поддерживает Младенца, сидящего на колене. Однако изображение ангелов, исполненное киноварью, ангелов, пылающих любовью, становится и важным композиционным приемом – херувимы образуют полукруг над головой Марии и Младенца, придавая сцене пространственную глубину и погружая главных героев в некоторое уединение.
В этом произведении неуловимый, нежный трепет достигается и благодаря технике исполнения и мастерству Беллини – живописца, который добивался особенных цветовых переходов, оттенков, эффекта «рукотворности», распределяя краску подушечками пальцев, буквально вылепливая форму.
Предваряя показ шедевра кураторы и организаторы выставки подчеркнули важность работы искусствоведов, политиков, общественных деятелей, благодаря которым стало возможно приобщение россиян к очередному экспонату великой итальянской культуры. Среди организаторов необходимо особенно поблагодарить не только Посольство италии вМоскве и лично Посла Ч.М.Рагальини, но и Лоренца Моки Онори, профессора, Руководителя управления по охране исторического, художественного и этноантропологического наследия и музейного комплекса города Неаполя, Викторию Эммануиловну Маркову, ведущего научного сотрудника ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Перед открытием показа выступила Ири́на Алекса́ндровна Анто́нова, Президент Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина , Академик РАХ .Ирина Александровна очень интересно раскрыла не только глубокие мотивы творчества художников, не только исторические коллизии сохранения шедевров, но и рассказала о тех колоссальных усилиях Итальянской и Российской сторон в организации проведения показа этих шедевров в России, что, несомненно вносит весомый вклад в развитие межкультурных коммуникаций и стабилизацию геополитической турбулентности.