КОНКУРС
на лучшую научную и научно-публицистическую работу по теме: Молодежная политика. 
Цифровая экономика.

Текущий номер

Рябова Е.Л., Нечипоренко В.С. Лидерское наследие Фиделя Кастро: проблемы конфессионального сотрудничества, государственного управления, социальной революции

Рябова Е.Л.
Главный редактор международного издательства «Этносоциум», доктор политических наук, профессор.
 
Нечипоренко В.С.
Профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор исторических наук.
 
Лидерское наследие Фиделя Кастро: проблемы конфессионального сотрудничества, государственного управления, социальной революции
 
Гавана, мне не спится, а тебе?
Гавана ничего не отвечает
и, как цветок, звезду в окне качает
на царственном невидимом стебле.
Я выхожу. О, сколько тишины!
И, как нигде, на Кубе это странно.
Гавана спит. Гавана видит сны.
Какие сны, — ты расскажи, Гавана!......
Евгений Евтушенко
‘Нежность’, 1961 г.

 

Настоящее лидерство не умирает вместе с лидером, а живет в делах его последователей, в развитии идей и ценностей, которые он отстаивал. Это уместно рассмотреть на лидерском наследии Ф.Кастро, хотя после его кончины и прошло еще мало времени.

В первую очередь это касается конфессий, т.е. проблемы, казалось бы далекой от того, чем занимался Ф.Кастро. Но он «прикоснулся» к этой проблеме и наполнил ее своим видением. Так случилось, что в январе 1998 года Папа Римский Иоанн Павел II посетил Кубу и встретился с Фиделем, который был отлучен от церкви в 1962 году Папой Иоанном XXIII. Со времен революции власти Кубы подчеркивали атеистический характер своего государства, но в середине 1990-х годов началось сближение с католической церковью, учитывая потребности части населения страны. Папа отслужил в разных районах острова несколько месс, каждая из которых собирала по несколько сотен тысяч человек, причем в ходе последней и самой многочисленной з них, состоявшейся 25 января на площади революции в Гаване, Фидель Кастро присутствовал лично.

Пришлось Ф.Кастро решать и вопросы православной конфессии. До 1970-х годов в Гаване функционировал православный храм. Но затем его отдали под молодежный театр. При содействии Фиделя был решен вопрос о строительстве нового православного храма – храма Казанской иконы Божией Матери. В принятии этого решения принимал участие и митрополит Кирилл, ставший впоследствии Патриархом Русской православной церкви.

Поэтому вполне логично содействие Фиделя Кастро в выборе Кубы как места первой встречи (названной в прессе «встречей тысячелетия») руководителей ведущих мировых конфессий – Папы Римского Франциска и Патриарха Русской православной церкви Кирилла. Результаты этой встречи (12 февраля 2016 г.) имеют принципиально важное значение для укрепления моральных устоев жизни и мира на Земле.

В Совместной декларации, подписанной предстоятелями Церквей, осуждены гонения на христиан, их вытеснение из мест проживания во многих странах Ближнего Востока и Северной Африки, уничтожение целыми семьями, деревнями и городами, разрушение и разграбление храмов, осквернение святынь, уничтожение памятников.

В Декларации содержится призыв к мировому сообществу принять меры по защите преследуемых христиан. О важности этой проблемы свидетельствует то, что в Африке проживет 582 млн.христиан.

Значение Совместной декларации предстоятелей Церквей состоит и в том, что расширяется состав союзников в решении мировых проблем. В мире проживает 1317 млн.католиков, 539 млн.протестантов. Многие из них могут активизировать свою работу на основе Декларации.

Среди этих проблем в Декларации названо «разрушение традиционной семьи, которая основана на браке как акте свободной и верной любви между мужчиной и женщиной». Осуждены также аборты, биомедицинские репродуктивные технологии и эвтаназия. Совместные действия католиков и православных способствовали бы более успешной защите этих консервативных ценностей.

Франциск и Кирилл обратились также к проблеме имущественного неравенства. Они ориентировали католиков и православных к тому, чтобы совместно отстаивать требования справедливости, проявлять солидарность со всеми страждущими, уважать традиции народов.

Состоявшаяся на Кубе встреча Франциска и Кирилла уже дала ряд положительных результатов. Патриарх Кирилл встретился с Елизаветой II как главой Англиканской Церкви, посетил Париж для освящения нового кафедрального Троицкого Собора, где встретился с кардиналом А.Ван-Труа. В Третьяковской галерее состоялась выставка картин Средневековья, которые привезли из музеев Ватикана в соответствии с договоренностью В.Путина с Папой Римским Франциском. Священный Синод включил в месяцеслов более полутора десятков имен древних святых Европы до 1054 г, т.е. до раскола в христианстве.

В свою очередь Папа Римский Франциск побывал на постсоветском пространстве – в Грузии и Азербайджане, где встречался не только в католическими общинами, но и с руководством этих стран. Затрагивались проблемы института брака, культуры, мира, диалога, опасных отклонений, конфликтов, прав слабых, насильственных идеологий. На встрече с католической общиной Грузии Понтифик заявил, что «сегодня идет мировая война против института брака… Его разрушают не оружием, а идеями, точнее, идеологической канонизацией».

Для дальнейшего развития сотрудничества двух ведущих Церквей важное значение имеет российско-итальянский Форум-диалог по линии гражданских обществ. В феврале 2017 г. состоялось первое заседание рабочей группы представителей Русской Православной церкви и Римско-Католической церкви Италии. Заседание группы посвящено обсуждению темы «Духовное и светское искусство как инструмент укрепления согласия и взаимопонимания между народами». При этом подчеркивалось место Церквей в социальной структуре России и Италии, в формировании различных сфер общественного устройства – института семьи, просвещения и благотворительности, использовании огромного художественного наследия, продвижении культуры и искусства. Высокую оценку рабочей группы получили также мероприятия, такие как совместный концерт Московского Синодального хора и хора Сикстинской капеллы, документальный фильм «Антонио Вивальди: композитор и священник», другие формы сотрудничества в культурной и медийной сферах. Принято решение придать заседаниям рабочей группы регулярный характер.

На основе Совместной декларации, принятой по итогам встречи на Кубе, определены принципы взаимоотношений Римской католической и Русской православной Церквей, основной чертой которых является девиз: «Мы не соперники, а братья». Так, после встречи в Гаване сделаны официальные заявления Московского патриархата о том, что диалог с Римом не означает компромиссов по вероучительным вопросам. Известно также высказывание Патриарха Кирилла накануне встречи в Гаване о параллельном пути развития Русского мира и Запада, без изоляции и взаимного исключения, но со свободой разных культур и цивилизаций, без навязывания своих ценностей и наклеивания ярлыков.

Разумеется, противоречия между Римской католической и Русской православной Церквями не исчерпаны в полной мере. РПЦ с начала 1990-х годов хотела, чтобы Ватикан осудил и приструнил украинских греко-католиков (униатов), захватывавших православные храмы. Однако в дальнейшем стало ясно, что возможности Святого престола контролировать украинских униатов ограничены. Более того, их руководство (архиепископ С.Шевчук) выступило с критикой подписанной в Гаване Декларации. Недовольство униатов вызвало положение Декларации о том, что «униатизм» не является путем к восстановлению единства Церкви. «В то же время, – говорится в Декларации, – церковные общины, которые появились в результате исторических обстоятельств, имеют право существовать и предпринимать все необходимое для удовлетворения духовных нужд своих верных, стремясь к миру с соседями». Униаты недовольны и тем, что Святой престол продолжает трактовать конфликт на Украине как внутреннее противостояние, не делая акцент на роли в нем России.

Таким образом, действия униатов на Украине были и остаются тормозом развития отношений между РПЦ и Ватиканом. Тема унии остается «кровоточащей раной», мешает обсуждению других проблем, ставит под угрозу формат отношений между двумя Церквями. В связи с этим Ватикан (кардинал Курт Кох) предложил создать специальную комиссию, которая помогла бы уладить разногласия между Русской православной и Украинской греко-католической (УГКП) церквями. Однако спорящие стороны относятся к этой идее прохладно.

Примеры поведения Фиделя Кастро в отношении католической и православной церквей, приведенные в начале статьи, свидетельствуют о важной роли религии в обеспечении эффективности государственного управления. Это был один из факторов выживания Кубинского государства в сложное время.

Учет религиозного фактора в государственном управлении может способствовать решению актуальных мировых проблем. Так, Папа Рримский Франциск продемонстрировал свою поддержку сил, борющихся в Сирии против террористов тем, что назначил кардиналом в этой стране М.Дзенари, проявившего смелость в отстаивании прав христиан.

Конфессии выработали методы религиозного воздействия на социум и личность, которые представляют практический интерес для структур государственного управления: чтобы управлять, надо знать особенности личности, в том числе религиозного человека, уметь вести с ним диалог, следовательно, владеть теологическими знаниями, касающимися как положительных сторон, так и недостатков религиозных концепций.

В ряде развитых стран религиозный фактор играет важную роль в формировании политического лидерства и управленческой элиты. Так, победу Д.Трампа на выборах Президента США специалисты связывают с активной поддержкой протестантов-евангелистов и других христиан, которые пришли на предвыборные участки в беспрецедентном большом количестве. В свою очередь, Д.Трамп пытается сплотить католиков вокруг себя, демонстрирует готовность отстаивать традиционные католические ценности, высказывается за отмену поправки Л.Джонсона (1954 г.), по которой запрещается прямым или косвенным образом участвовать или вмешиваться в какую-либо избирательную компанию любого кандидата на выборные государственные должности.

В то же время поражение Х.Клинтон специалисты также связывают с влиянием религиозного фактора. В прессе была опубликована переписка членов ее предвыборного штаба, где содержались унизительные ремарки в отношении конфессий католиков и евангелистов («отсталость взглядов» на гендерные отношения, «профанация веры», «незнание в отношении существования христианской демократии» и т.д.). Это вызвало негодование в критикуемых конфессиях. К тому же Обама и Клинтон сделали права геев одним из центральных пунктов своей политической программы.

В государственном управлении важно учитывать интегрирующие функции религии. Православная церковь, как правило, поддерживает сложившуюся систему социальных отношений, способствует консолидации народа, что подтверждалось неоднократно в России в сложные периоды ее истории (вассальные отношения Руси с Золотой Ордой, Куликовская битва, Великая отечественная война и т.д.).

Система государственного управления обычно опирается на сформированные религией моральные и духовные ценности, этику и культуру.

В России, например, уже несколько столетий ощущаются проблемы с использованием европейского опыта государственного и муниципального управления. Не все понимают, что западные ценности управления сложились в иной, чем в России, религиозной среде.

Исследования М.Вебера доказали, что именно протестантская этика лежит в основе формирования европейского капитализма. Наряду с другими факторами (конкуренция близко расположенных стран) она способствовала формированию таких черт граждан как трудолюбие, активность, напористость, старательность, стремление к порядку, смелость, творческое мышление и др.

Неудачи, связанные с использованием зарубежного опыта управления, происходят во многом и потому, что у нас нет исследований, равных по глубине веберовским, о том, какие черты работника, менеджера воспитывает православие – ведущая наша конфессия. Аналогичные проблемы возникают в связи с поворотом России на Восток и Юг, где многие особенности опыта государственного управления определяются этикой конфуцианства, буддизма, ислама.

В религиозной литературе продолжаются дискуссии об отношениях властей светской и церковной, высказываются суждения о «закате константиновской эпохи», ознакоменовавшей единство этих властей при приоритете власти светской. Однако эти суждения не столько связаны с отрицанием влияния Церкви на государство, сколько с неудовлетворенностью организацией ее внутренней жизни, возникновением новых форм духовности, конкуренцией между конфессиями.

У многих людей в России возникают вопросы, связанные с Кубинской революцией. Наша страна пережила три революции в начале ХХ в. и одну – в его конце. Каждая из них сопровождалась большими, и часто невосполнимыми, людскими, материальными, культурными и духовными потерями. Вполне естественна озабоченность этой проблемой в среде православного духовенства, которое существенно пострадало в первых трех революциях.

Протоиерей Владимир(В.Вигилянский) был также в числе тех, кто не приемлет никаких революций – французских, русских, китайских, антиколониальных, «цветных», латиноамериканских, в том числе кубинской. Однако его знакомство в кубинцем Родригесом – водителем, вполне образованным человеком, – в определенной мере поколебало отношение протоиерея Владимира к Кубинской революции «из-за ее нюансов».

Прежде всего трудно предъявить какие-либо претензии к лидеру революции Фиделю Кастро. Поведение управленческой элиты страны до революции было антинародным, преступным, предательским. Фактически государством управляли спецслужбы США, финансовые воротилы и мафия. Власть была захвачена в результате военного переворота, выборы отменены, что лишало шансов оппозицию и народ в целом на изменение власти. Это один из главных «нюансов»: революции свершаются не потому, что появились революционеры типа Фиделя Кастро, В.Ленина, Робеспьера, Кромвеля и др., а потому, что правящая элита не справилась с государственным управлением, думала не об интересах народа, а об интересах корпоративных и личных.

Именно управленческая элита является главным виновником того, что народ не видит другого выхода для своего спасения, кроме революции. И тогда он поддерживает тех лидеров оппозиции, которые готовы отстаивать интересы большинства народа.

В этом году Россия осмысливает 100-летие февральской и октябрьской революций 1917 г. Много критических оценок высказывается в адрес лидеров этих революций, политических партий, ставших во главе революций. Но мало кто акцентирует внимание на том, насколько преступно, антинародно, предательски вела себя российская управленческая элита накануне этих революций, как она доводила население до безвыходного положения.

При этом следует выделить «цветные революции», которые организуются извне, по заказу и ничего общего не имеют с интересами народа. Они направлены на свержение законных правительств в угоду интересам других стран с помощью социальных групп, связанных с этими интересами.

Традиционным вопросом по поводу революций является то, что процесс их осуществления и закрепления результатов обычно сопровождается большими жертвами, прежде всего среди противников революций и новой власти. Нередко масштабы жертв ими преувеличиваются. Однако в отношении Кубинской революции «приписки» жертв делать оказалось сложно. Революционеры проявили неожиданную для их противников гуманность: пленных отпускали под честное слово больше не брать оружие в руки; казнили лишь террористов (200 чел.), которые были виновны в гибели мирного населения; сохраняли жизнь тем, кто был приговорен к смертной казни и даже тем, кто покушался на жизнь лидера революции; отпускали в другие страны тех, кто не мог смириться с новой властью.

Проблемой для многих революций является отношение к религии. Острая борьба по этому вопросу происходила во время английской, французской и русской революций. «Цветные революции» ознаменовали гонения на христиан. Кубинская революция оказалась веротерпимой: были приняты меры только в отношении католических священников, повинных в провокациях, связанных с организованным вывозом из страны детей. По просьбе кубинских властей Святой престол перевел их в другие страны.

Сложным вопросом во всех революциях было отношение победивших сил к оппозиции. Проигравшие элиты нередко брались за оружие, инициировали гражданские войны, организовывали покушения на новых руководителей страны. Особенно ярко это проявилось в поведении сил, ставших в оппозицию власти после Великой Октябрьской социалистической революции в России. «Эхо» тех событий слышно и в настоящее время, угрожая новым расколом страны на «белых» и «красных», порождая бурные дискуссии и поиск виновных. Новая кубинская правящая элита сумела решить проблему оппозиции мирным путем, предоставив ей возможность проводить митинги, предлагать свои идеи и программы. Это свидетельствует о силе революционной власти, уверенности ее в поддержке народа.

Таким образом, Кубинская революция и ее лидер Фидель Кастро избежали многих острых проблем, которые были характерны для ряда революций, состоявшихся ранее в других странах, в том числе в России. В этом уникальность и энергетика Кубинской революции, ее привлекательность для других стран, где управленческая элита ведет себя безответственно.

Представляет интерес и опыт выживания кубинского народа в сложнейших условиях противостояния с Соединенными Штатами Америки. Они организовали блокаду Кубы и вовлекли в эту «грязную аферу» многие страны, в том числе Россию. Но кубинский народ преодолел все невзгоды, голод и изоляцию. Пример скромности в быту подавал Фидель Кастро, другие руководители страны. В процессе выживания были проявлены такие качества как мужество, достоинство, способность противостоять агрессии, что противник не рискнул ее осуществить. Поэтому весьма символичным и оправданным был жест Председателя Государственного совета Кубы Рауля Кастро, который отстранил руку Президента США Б.Обамы, попытавшегося его обнять. Чувство достоинства не позволило кубинскому руководителю принять этот жест в условиях сохраняющейся блокады.

Опыт выживания Кубы в суровых условиях важен и для России, которую Запад испытывает теми же методами, которыми ограничивал Кубу: санкции, клевета, информационная война, военная угроза и др. Россия обладает значительно большими ресурсами, чем Куба, чтобы преодолеть давление Запада, проявить, как и Куба, достоинство непокоренных. Поэтому вполне оправданным является намерение властей Москвы назвать одну из площадей именем Фиделя Кастро.

 
Список литературы:
1. Рябова Е.Л., Нечипоренко В.С. Политическое лидерство как ресурс эффективного государственного управления СМИ // Этносоциум и межнациональная культура. 2017. № 1 (103). С. 9 – 18.
2. Фотина Л.В., Чапкин Н.С. Велика ли численность государственных чиновников в Российской Федерации? // Этносоциум и межнациональная культура. 2017. № 1 (103). С. 45 – 51.
3. Протоиерей Владимир Вигилянский Революция на Кубе // Журнал «Межконфессиональная миссия». 2017. № 20. С. 11 – 14.
4. Данненберг А.Н. Современная католическая экклезиология: место Церкви в мире // Журнал «Межконфессиональная миссия». 2017. № 20. С. 15 – 26.
5. Шаихов А.Г., Чапкин Н.С. Межконфессиональные отношения перед лицом глобальных угроз // Журнал «Межконфессиональная миссия». 2017. № 20. С. 27 – 33.
6. Чапкин Н.С. Ключевые проблемы информационно-аналитической деятельности по регулированию миграционных процессов в Российской Федерации // Альманах Казачество 2016. №24 С. 101 - 104.
 
 

Фонд поддержки межнациональной культуры и общественных международных отношений и издание «Миссия конфессий» выражают большую признательность выдающемуся Кубинско-Российскому художнику, педагогу, лучшему представителю Российско-Кубинской диаспоры в Москве Ланцо Омар Годинесу за поддержку подготовки материалов и за неустанный вклад в дело укрепления межнациональной культуры.