КОНКУРС
на лучшую научную и научно-публицистическую работу по теме: Молодежная политика. 
Цифровая экономика и регионоведение.

Текущий номер

Рябова Е.Л., Колесникова Н.А. Роль средств массовой информации для формирования гражданского общества в России

Рябова Е.Л.
доктор политич. наук, профессор,
главный редактор международного издательства «Этносоциум» / «Культура Мира»
Колесникова Н.А.
заместитель начальника Штаба УМВД России по г. Туле
 

Роль средств массовой информации для формирования гражданского общества в России

 

Свобода слова существовала всегда, просто цена была разной: за одно и то же высказывание в XVI веке сжигали, в XVIII - отлучали от церкви, в XIX - вызывали на дуэль, а в XX критиковали в газетах.

Роберт Фогель

 

Информационно-просветительская деятельность в средствах массовой информации относительно роли некоммерческих организаций, местного самоуправления, реальности результатов их деятельности может обеспечить рост доверия граждан к ука­занным институтам гражданского общества, повысить их значимость и авто­ритет.

По исследованиям ВЦИОМ россияне считают средства массовой информации наиболее влиятельным общественным институтом.

Действительно, не имеет смысла отрицать ту огромную роль, которую в нашем обще­стве играет модель всепроникающей (сверху вниз, из центра к периферии) массовой коммуникации.

Но при этом обобщенные формы коммуникации лишаются черт провинциальности, расширяются и формируют новую обще­ственность.

Средства массовой информации обеспечивают не только горизонтальные связи между субъектами общества, но и двустороннюю связь гражданского общества с государством. Посредством СМИ формируется общественное мнение граждан.

Независимые средства массовой информации выступают в качестве инструмента освещения гражданской активности, доведения разнонаправленных общественных настроений до власти и населения.

Трудно переоценить в современных условиях и функцию СМИ по предоставлению информации о происходящих в нашей стране социально-политических процессах. В этом аспекте особую значимость приобретают определения — объектив­ность информации и независимость СМИ, так как от состояния независи­мости, свободы распространения информации многое зависит, в том числе и развитие других институтов гражданского общества в современной России.

В связи с этим, в последнее время в России ведется активный дискурс, например, вокруг проблемы разгосударствления региональных СМИ. Однако тенденция огосударствления сферы массовой информации, а также укрепления в ней позиций крупного государственно ориентированного бизнеса пока продолжается.

Учредителями большинства региональных и муниципальных газет выступают органы региональной и муниципальной власти, что отражается на редакционной политике изданий и на их экономической независимости.

Вместе с тем, за последние два десятилетия институт СМИ в России пережил много значительных перемен, прошел сквозь падения и взлеты. А ведь многие средства массовой информации играют не только большую информационно-просветительную роль, но и оказывают значительное влияние на граждан, на формирование и изменение общественного мнения. Наибольшим влиянием сейчас обладают телевидение, радио, а также информационно-телекоммуникационная сеть Интернет.

По данным Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) в России в 2012 году зарегистрировано более 94 тысяч средств массовой информации.

По данным ВЦИОМ о том, из каких СМИ россияне чаще всего получают информацию и каким СМИ они доверяют в большей степени, телевидение остается самым востребованным средством массовой информации. Так, из центрального телевидения информацию получают 98 % россиян, из регионального — 88%. На втором месте — пресса (центральную прессу читают 70%, местную — 68%). Третий по востребованности источник информации — Интернет (59 %), оказавшийся более популярным, чем радио (центральное — 53%, региональное — 46%). Реже всего россияне получают информацию из зарубежных СМИ (26%).

Наибольшее доверие у респондентов вызывает центральное и региональное телевидение: большинство тех, кто получает информацию из данных СМИ (по 78%), доверяют этому источнику. На втором месте — центральная и местная пресса (70% и 68% соответственно). Замыкает тройку лидеров СМИ, пользующихся наибольшим доверием россиян, радио, как центральное, так и местное (72% и 68% соответственно). Далее следует Интернет (информации в сети доверят 64% опрошенных, получающих информацию из этого источника).

Если проанализировать рост доверия россиян к СМИ, то такое доверие респондентов к центральному и региональному телевидению возросло (в 2008 г. — 71% и 69%, в 2012 г. — по 78%), к центральной и региональной прессе (в 2008 г. — по 62%, в 2012 г. — 70% и 68% соответственно). Наиболее заметен рост доверия к Интернету: в 2008 г. информации, получаемой из сети, доверяли 49% опрошенных, в 2012 г. — уже 64%.

С появлением и распространением Интернета, в век глобализации информационного пространства, он стал сам по себе во многом использоваться как средство массовой коммуникации, и в его рамках стали действовать традиционные средства массовой коммуникации, появились сетевые интернет-СМИ. Они быстро завоевали популярность. На сегодняшний день почти все СМИ имеют сайты в сети Интернет, на многих из них публикуются регулярно обновляемая информация.

С начала 2000-х гг. распространение Интернета в России изучается Фондом «Общественное мнение» в рамках еженедельных общероссийских опросов населения. По данным опросов ФОМ месячная аудитория Интернета выросла с 8% весной 2003 г. до 46% весной 2011 г. Доля активной аудитории — это выходящие в сеть хотя бы раз за сутки — в 2001 г. составляла 39% (45,1 млн человек). Годовой прирост интернет-пользователей, выходящих в сеть хотя бы раз за месяц, составил 14%, а для суточной аудитории этот показатель равен 23%.

Опрос общественного мнения, проведенный Левада-Центром в апреле 2013 г. на тему «Компьютеры и Интернет в жизни россиян», показал, что число людей, которые пользуются Интернетом чаще раза в неделю, в 2013 г. впервые превысило число тех, у кого Интернета нет совсем. Четверть пользователей читают в Интернете новости. Ежедневно или несколько раз в неделю пользуются Интернетом (кроме электронной почты) 44% респондентов (для сравнения: 2001 г. — 2%, 2005 — 5%, 2009 — 16%, 2012 — 37%). Электронную почту ежедневно или несколько раз в неделю просматривают 31% опрошенных. Большинство респондентов (42%) пользуются Интернетом для того, чтобы найти нужную информацию, 38% — для общения, 26% — для того, чтоб следить за последними новостями.

Ускорение социального времени происходит моментально. Интернет — это инструмент, он есть. Он является катализатором ряда социальных процессов, в том числе краудсорсинга.

Распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011—2020 годы)». Программа как раз и направлена на повышение уровня распространения информационных технологий и развитие информационного общества в России. Целями формирования и развития информационного общества в Российской Федерации являются повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

Таким образом, создание информационного общества рассматривается как платформа для решения задач более высокого уровня — модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития.

Результатами выполнения программы должны стать: формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий; повышение качества образования, медицинского обслуживания и социальной защиты населения на основе информационных технологий; совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере; повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг; развитие науки, технологий и техники, а также подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных технологий и др.

С целью налаживания диалога между журналистским сообществом и представителями третьего сектора Общественная палата Российской Федерации учредила конкурс для российских журналистов на освещение в средствах массовой информации проблем гражданского общества — «Гражданская позиция». Цели и задачи конкурса — это привлечение внимания к проблемам гражданского общества России, популяризация темы в СМИ, а предмет конкурса — публикации в печатных и электронных средствах массовой информации, зарегистрированных на территории Российской Федерации, в которых отражены проблемы развития гражданского общества в России.

Одной из площадок взаимодействия государства и гражданского общества должно стать и общественное телевидение России — новый российский телевизионный канал общественного значения. В соответствии с Указом Президента России «Об общественном телевидении в Российской Федерации» общественное телевидение создано в целях оперативного, достоверного и всестороннего информирования граждан Российской Федерации о текущих событиях в области внутренней и внешней политики, культуры, образования, науки, духовной жизни и в других областях.

Общественное телевидение России было учреждено в форме автономной некоммерческой организации. Предметами деятельности организации являются распространение и продвижение идей гражданского общества, в том числе путем информирования российской аудитории о событиях в стране и за рубежом посредством осуществления телевизионного вещания.

Новый телеканал должен обеспечить: а) распространение и продвижение идей гражданского общества; б) оперативное, достоверное и всестороннее информирование граждан России о текущих событиях в области внутренней и внешней политики, культуры, образования, науки, духовной жизни и других областях; в) производство и распространение информационно-аналитической и иной аудиовизуальной продукции, соответствующей целям деятельности организации в рамках распространения телеканала; г) удовлетворение общественных потребностей в деятельности, осуществляемой организацией; д) содействие развитию свободы средств массовой информации, сохранению и распространению ценностей российской культуры.

В Положении о Совете по общественному телевидению один из пунктов предполагает независимый мониторинг общественного мнения, определяющий соответствие деятельности телеканала запросам общества, уровень доверия к нему в различных социальных группах и обществе в целом.

По данным исследований ВЦИОМ, посвященным отношению россиян к созданию общественного телевидения, большинство россиян (71%) признают важность создания в стране телеканала общественного вещания, независимого в своей эфирной политике от государства и от бизнеса, отражающего интересы общества. С наибольшим одобрением к этой идее относятся респонденты с высоким уровнем образования (76%). Лишь 17% опрошенных не видят смысла в создании такого телеканала.

Таким образом, общественное телевидение должно заполнить пробел в отображении проблем гражданского общества России в информационном поле. И здесь главное, чтобы общественное телевидение действительно оправдало свое предназначение и стало площадкой информирования о проблемах гражданского общества, вопросах, волнующих общественность, о путях их решения, т. е. своего рода коллективным организатором гражданского общества.

Однако и самим представителям средств массовой информации, независимым журналистам и редакторам СМИ в погоне за резонансными новостями необходимо соблюдать моральные и этические нормы, а также правила журналистской этики, так как, несмотря на введение обязанности СМИ маркировать материалы в соответствии с возрастными ограничениями, в связи с вступлением в силу Федерального закона № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» ряд информации негативного содержания все равно доступен детям и подросткам и оказывает сильное влияние на их социализацию и культуру, а ведь это будущие члены нашего гражданского общества.

В связи с этим, в российском социуме все активнее раздаются голоса о необходимости создания и трансляции передач, документальных и художественных лент позитивного патриотического содержания, которые могут оказать существенное влияние на усвоение подростками широкого спектра социальных норм и на формирование у них ценностных ориентаций в сфере социума, политики, экономики, идеологии, права и т. д.

Что же касается совместных действий граждан, гражданских инициатив, активности и добровольчества, без которых невозможно становление развитого гражданского общества, то постепенно к людям, начинающим проявлять общественную активность, также приходит понимание того, что действуя совместно гораздо легче наладить свое общее житье и защитить свои права и интересы.

Практически половина россиян сегодня (46 %) считают, что за свои права надо бороться, даже если это идет вразрез с интересами государства. Причем в российском социуме сформировалась определенная иерархия прав, которая, в свою очередь, зависит от материального благосостояния населения. Так, у россиян с низким потребительским статусом востребованы «пассивные» права, обеспечиваемые государством: бесплатные социальные блага (81 %), хорошо оплачиваемая работа (62 %), гарантированный прожиточный минимум (43 %). У состоятельных россиян больше востребованы права, обеспечиваемые гражданским участием: право на свободу слова (51 %), неприкосновенность личной жизни и жилища (60 %), избрание представителей власти (36 %) и свободное пересечение границ (27 %).

Совместные действия граждан, направленные на защиту тех или иных прав, которые для определенной социальной группы являются более приоритетными, позволяют быстрее добиться конкретных результатов, а также презентовать свою работу через прессу. СМИ охотнее освещают массовые и публичные мероприятия, будь то акция или протест, и постепенно граждане начинают это осознавать.