КОНКУРС
на лучшую научную и научно-публицистическую работу по теме: Молодежная политика. 
Цифровая экономика и регионоведение.

Текущий номер

Рецензия Рябовой Е.Л. на монографию "Россия в XXI веке: общенациональный ответ на национальный вопрос" Абдулатипов Р.Г., Михайлов В.А.

Рябова Е.Л.
доктор политических наук
 

Рецензия

 

Абдулатипов Р.Г., Михайлов В.А.
Россия в XXI веке: общенациональный ответ на национальный вопрос:
Монография. М., Этносоциум, 2015. 
 
 

Фамилии авторов указанной монографии знакомы в нашей стране и за рубежом не только специалистам в области изучения национального вопроса. Рамазан Гаджимурадович Абдулатипов и Вячеслав Александрович Михайлов – это видные политические деятели, доктора наук, признанные авторитеты в своей научной области. Оба долгое время работали (и продолжают работать) в органах исполнительной и законодательной власти Российской Федерации, в системе высшей школы, являются членами экспертного сообщества…

Появление научных трудов каждого из них всегда ожидается с нетерпением. Поэтому совершенно понятно, что монография, в которой Р.Г.Абдулатипов и В.А.Михайлов выступают вместе, в качестве соавторов, вызывает особый интерес научной общественности.

Рассматриваемый труд отличает явно выраженный проблемный подход. В центре внимания авторов – важнейшие, «болевые» точки межнациональных отношений. Это такие узловые проблемы, касающиеся межнациональных отношений, как постсоветское наследие и реалии национального вопроса в России; проблемы разработки Стратегии государственной национальной политики в Российской Федерации; вопросы реализация этой стратегии, методики и технологии в условиях России; проблемы оптимизации механизмов ее реализации; проблемы государственных структур, призванных регулировать национальные и межнациональные процессы; вопросы правового и Финансового обеспечения национальной политики. В поле внимания авторов также оказались русский народ как «системообразующее ядро национальной политики Российского государства», проблемы Северного Кавказа и коренных малочисленных народов как «индикаторов состояния национальной политики». Авторы рассматривают проблемы «культурного кода» многонациональной России, место и роль субъектов Федерации в разработке и реализации государственной национальной политики; опыт и потенциал гражданского общества в реализации этой политики, и т.д. Уже простое и далеко не полное перечисление некоторых из вопросов, которые составляют предмет рассмотрения авторов, показывает, что в монографии рассматривается не просто широкий спектр вопросов межнациональных отношений в стране. Поднимаемые авторами проблемы – это проблемы, которые составляют сегодня сердцевину, суть национальной политики Российского государства.

Вопросы межнациональных отношений в Российской Федерации рассматриваются в работе на широком историческом фоне, с использованием инструментария социологии, политологии, этнологии и других смежных дисциплин. Такой подход позволяет авторам рассматривать актуальные проблемы современности всесторонне, «объемно» и во всей их полноте и сложности. И, что немаловажно, за их подходами чувствуется огромный личный опыт практического участия в решении многих важных вопросов, которые в данном конкретном случае являются для них предметом уже научного рассмотрения. Сами авторы подчеркивают, что данная работа - «советы не посторонних, а заинтересованных людей в успехе современной патриотической модели национальной политики».

Личный опыт, приобретенный в ходе практической работы в такое непростое время, как период с 1980-х годов до нашего времени - это очень важно. Рискнем даже высказать мнение, что без наличия подобного практического опыта рассмотрение вопросов, которые оказались в центре рассматриваемой монографии, эффективно решены быть не могут. Во всяком случае, без него нельзя рассчитывать на практическую значимость исследования. Данная же книга, и это для нас несомненно, такую значимость имеет.

Авторы констатируют, что после развала Советского Союза наша страна в 1990-е годы вплотную приблизилась к угрозе нового развала, теперь уже новой российской государственности, и одной из причин этого была в том числе потеря управляемости территориями и народами. Исторически назрел приход к руководству государством человека, который был бы способен проявить жизненно необходимые в этих обстоятельствах мужество, ответственность и политическую волю для сохранения суверенитета России и ее целостности как многонациональной Федерации. Именно В.В. Путин, считают они, понял то, чего не понимали многие до него – он чутко уловил настроение, «нравственную волю народа», отмечают они, и, став Президентом, он прежде всего принял меры по укреплению «вертикали власти» и активизации центростремительных сил. Именно в этой связи он, исходя из особенностей нашей федерации, инициировал проведение административной реформы и приступил уже в начале своего нового избрания на должность Президента страны, к подробному анализу содержания национального вопроса России в его историко-культурном, в цивилизационном срезе. Именно в таком контексте он стал корректировать и выстраивать государственную национальную политику.

В работе проводится мысль, что со времен «Повести временных лет» Русь, Россия формировалась как страна многонациональная. Разумные политики и управленцы в России всегда понимали, что нельзя «обустроить» Россию, не вникая в природу национального вопроса и межнационального развития. Для России всегда жизненно необходимо было заниматься обустройством и взаимодействием различных народов, культур и религий, ибо от уровня равноправного развития народов и их единства во многом зависели жизнеспособность и благополучие всей российской державы. Пренебрежение, равнодушие к этнонациональным проблемам, недооценка или переоценка этнонационального фактора в социально-политическом развитии государства и общества, наблюдавшиеся время от времени, накапливали в России потенциал крайностей, противоречий, межнациональных претензий и конфликтов, что «разрыхляло» (по выражению авторов), а порой и разрушало базовые основы российского общества и российского государства. Политика крайностей всегда приводила к нежелательным последствиям; это имело место в том числе и в постсоветской России.

В условиях кризиса общества и власти на поверхность стали выходить крайности, в том числе крайности политической практики прошлого, связанные, как определяют авторы, с «возбуждением злой памяти» народа. В истории многонациональной России политические силы зачастую применяли грубую силу при решении национального вопроса, руководствуясь принципом революционной целесообразности. В результате неоднократно прерывался процесс эволюционного формирования наций- этносов и нации-государства в России.

Незавершенность многих процессов объективного социального и политического характера, считают они, повышала «уязвимость» этнонациональной и межнациональной сфер. Более того, политические режимы на различных этапах развития российского общества и государства своим грубым вмешательством разрушали консервативно-традиционную структуру этнонационального развития и межнационального сотрудничества народов и культур страны, внося в систему национальных отношений идеологические противоречия, элементы неравенства и насильственной ассимиляции, несправедливости и дискриминации вплоть до преследования народов и граждан по национальному признаку. Но, подчеркивают авторы, это делали политические режимы, а не какие-то национальности. Ошибки, несправедливости и даже преступления прошлого довлеют над сознанием и чувствами нынешних поколений – представителей различных национальностей страны. И вместо того, чтобы объединяться как гражданам единой страны, людей провоцируют на месть, ненависть, на сведение счетов друг с другом, опять-таки делая их заложниками прошлых трагедий и несправедливостей.

Исторический опыт со времени Древней Руси говорит об одном: Россия расцветала и прирастала при гармоничном учете многообразия и обеспечения единства, самостоятельности и ответственности территорий и народов за свою самобытность и сплоченность в общем многонациональном доме. При этом проявления как сепаратизма, так и унификации в конечном итоге разваливали Российское государство. Это видно по распаду Российской империи – в начале, и Советского Союза в конце ХХ века, что обернулось двумя геополитическими катастрофами и трагедией для всех народов страны. И прежде всего для русского народа, считают авторы, народа, который больше всех работал на собирание России, на ее единство.

В результате развала Советского Союза сложились реалии, когда народы, независимо от их численности и исторической роли в российском государстве, фактически в очередной раз лишились привычных для себя социальных и духовно-идеологических ориентиров и ценностей. Они были вынуждены в условиях системного кризиса постсоветской России вернуться на свою традиционную этнонациональную почву, что порой означало возврат в состояние феодально-патриархальной отсталости и этнонациональной ограниченности со всеми вытекающими отсюда средневековыми идеями и порядками. Но при этом было ясно, что даже сакральные этнические ценности сами по себе бессильны справиться с современными глобальными вызовами обу- стройства народов и их единства. Эту ситуацию необходимо было осознать, изучить и направить в созидательное русло.

Политизация этнических процессов во все периоды приводила к «повышению статуса» межнациональных конфликтов, указывают Р.Г.Абдулатипов и В.А.Михайлов, что придавало любому конфликту статус межнационального вплоть до федерального. При такой этнополитизации проблемы развития и взаимоотношения этносов стали трансформироваться в межнациональные конфликты с перспективой замораживаться на долгие годы. А некоторые этнополитические элиты, злоупотребляя чувствами национальной ущемленности и исключительности, пытаются решать вопросы не через поиск путей выхода из кризиса, в том числе за счет объединения усилий народов и культур, а еще больше провоцируют ситуацию, направляя свою энергию на поиск «врагов» среди других народов.

Авторы обращают внимание на факт, как они определяют, «агрессивной интервенция исторического прошлого в современную жизнь народов», которая, искажая правду истории, провоцирует вражду между народами, столетиями живущих в одной стране. Они рассматривают этот тезис на примере событий в современной Украине, где политическое руководство, вместо налаживания нормальной жизни своего народа, занялось сведением счетов с прошлым, обвиняя Россию и русских во всех грехах, что привело Украину к потере внутреннего потенциала развития и опасной зависимости от внешних факторов.

Анализируя нерешенные проблемы в сфере межнациональных отношений в России, авторы вместе с тем констатируют, что за последние годы в стране существенно стабилизировалась этнонациональная, этнополитическая сфера российского общества. Россиянам стало ясно, что они граждане единого Отечества, появились перспективы этнонационального и многонационального гражданского становления, хотя нацио-нальных вопросов, требующих своего решения, осталось немало, но и для их решения сегодня имеются необходимые основания и ориентиры. Эти успехи они связывают прежде всего с деятельностью действующего Президента Российской Федерации В.В.Путина.

Намечая дальнейшие пути развития межнационального взаимодействия авторы исходят из положения, что национальная политика демократического государства должна соответствовать прежде всего опыту, традициям российского гражданского общества в деле укрепления традиций дружбы народов и единства России.

Последние годы усилиями представителей всех народов и культур была создана многонациональная Россия, «русский мир», который стал близок и понятен гражданам России всех национальностей. И это был результат «очень тонких решений, взвешенной и мудрой политики, способной обеспечить единство в многообразии», что и следовало продолжать в новых исторических условиях.

По убеждению авторов ни национальное, ни многонациональное не могут оставаться и не остаются неизменными. И невозможно отчитаться однажды, что национальный вопрос решен, как это неоднократно пытались делать. Важно тут увидеть и уловить диалектику постоянных изменений национальных и межнациональных процессов. Отсюда и задача национальной политики: постоянно прослеживать, прогнозировать, направлять изменения и отношения в этой сложной сфере, улавливая, познавая закономерности и тенденции, свойственные развитию этнонационального и многонационального.

Одним из важных выводов книги Р.Г.Абдулатипова и В.А.Михайлова является тот, что русская, российская культура по сути и есть национальная идея России в XXI веке. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации проектирует, закладывает перспективы развития каждого и всех в многонациональной, но единой России.

Для перспективного развития, по мнению авторов, важно сохранить и воспроизводить достигнутый позитивный опыт, культуру совместного развития и сотрудничества народов и граждан единой страны. Только сохранение позитивного потенциала, достигнутого уже веками, обеспечение преемственности, даст простор (гарантию) для новых созидательных всходов и плодов в сфере межнациональных отношений.

Завершая свой труд, авторы сами задаются прямым вопросом: «А чему учит и для кого написана данная книга?» И отвечают на него так.

«Наша книга, мы рассчитываем на это – не столько учит познанию, сколько пониманию уникальности и самобытности каждой национальности, каждой культуры России. И не в меньшей степени нашей соборной общности. Национальность мы понимаем как концентрированное выражение опыта социального бытия людей данной общности, который накапливается веками. Национальность – это феномен культуры, языка и миропонимания... Для нас важно, чтобы книга наша была обучающая, помогала думать и понимать самобытность и единство многообразия России. Наступило время гражданской общности россиян, российской нации, когда для нас зависимость и взаимозависимость всех стало важнее независимости каждой отдельно взятой национальности».

Подводя итоги своего исследования, Р.Г.Абдулатипов и В.А.Михайлов в обобщенной и даже, можно сказать, афористичной форме формулируют задачи, которые сегодня стоят перед нашим обществом. В России, пишут они, «важно гармонично сочетать познание своей самобытности с осознанием многонациональной общности страны – российского народа, и главный результат этих процессов – гражданская общность россиян, российская нация. Мы можем и должны восхищаться самобытностью каждого народа, но не меньше и сплоченностью всех россиян как граждан единой страны, уважать себя, но уважая, во всяком случае, не унижая других. Ценить собственное человеческое и национальное достоинство, как ступень к восхождению к гражданскому, отечественному достоинству».

Это уже задачи не только социально-политические, но уже и морально-нравственные. В соответствии с нашим менталитетом, традициями, историей.