Российской общественности В.И. Власовым представлена книга «Об истине и правде», представляющая, основанные на многолетних исследованиях, глубинные по авторскому замыслу суждения автора о «божественной» проблематике. Речь о раскрытии содержания понятий о Боге, справедливости и духовности, любви и милосердии, добре и зле. Это монографическое исследование является логическим продолжением цикла научных работ, выполненных В.И. Власовым.
В рецензируемом издании, уже в первой его части, показано, что истина и правда в виде понятий и определений зародились в христианстве. В историческом ракурсе приведено толкование этих терминов, начиная с Нового Завета и продолжая анализом работ известных философов, а также ряда православных лиц монашествующих и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (главы 1 – 10). Представляется оригинальным анализ влияния истины и правды на бытие жизни древнерусского общества (глава 11), как и влияние правды и истины на современное российское общество (глава 12).
В первой главе книги раскрывается вопрос об истине и правде по Четвероевангелиям, по Евангелию от Матфея, об истине по Евангелию от Марка, об истине по Евангелию от Луки, об истине по Евангелию от Иоанна. Вторая глава посвящена Истине «по Аристотелю». В этой части автор полемизирует с известным философом Древней Греции, выделяя сомнительные и бездоказательные утверждения. Весьма уместным можно считать содержание приведенного здесь стихотворения автора.
В третьей главе автор раскрывает вопрос об истине и правде на летописца Нестора и великого князя Владимира Мономаха. При этом показано, что названные исторические лица в своё время являлись своего рода теоретиками государственно-правовых взаимоотношений. Они исходили из присущих той исторической эпохе представлений о таких категориях, как «правда» и «истина». При этом каждый из деятелей толковал эти понятия, исходя из своего образовательного уровня и иерархического положения.
В четвёртой главе «Истина и правда в русских законах» автором проанализирован кодекс Древней Руси – «Русская Правда» в контексте рассматриваемой темы. Обосновано утверждение, что «производство» суда в древности понималось как «правду дать». Правдой именовались те правила, которыми руководствовался суд. Отсюда и название: «Правда Русская», «Правда Роськая», сохранившиеся в первоисточниках. Далее, после «Русской Правды» анализируются такие источники права, как Новгородская и Псковская судные грамоты, Судебники 1497 и 1550гг., Соборное Уложение 1649г., Манифест 1856г. Относительно последнего приводятся слова из текста: «Правда и милость да царствуют в судах».
В пятой главе «Истина и правда по учениям Святителя Кирилла» есть такие авторские выводы: «Святитель Кирилл в своих поучениях убеждён был в следующем. Именно в том, что существует истинно один Господь, одна вера, одно Крещение; то, что правда есть оружие Божие; что Церковь Божия есть столп и утверждение истины; что не веровавшие истине, не веруют истинному Христу; что Отец, Бог истинный, родил и Сына, подобно Себе, Бога истинного. И объяснял: «мы веруем в Сына Божия Единородного, от Отца рожденного. Бога истинного. Ибо истинный Бог не рождает ложного».
Глава шестая «Истина и правда по писаниям Оптинских старцев» содержит анализ суждений об истине и правде, содержащихся в двухтомнике, изданном в 2009г. В конце главы – поэтическая зарисовка Власова В.И.:
В главе седьмой раскрывается вопрос об истине и правде по Псалмам. Всего их анализируется девять, но под разными номерами: 14, 22, 39 и т.д.
Глава восьмая «Сущность истины и правды судебных решений» содержит такое утверждение, что суд мирской – учреждение божественное, в делах которого должны присутствовать истина и правда.
В главе девятой «Справедливость – цель истины» автор пишет: «Итак, справедливый закон и добросовестный судья обеспечивают достижение справедливого судебного решения, содержанием которого является истинность доказанных фактических обстоятельств дела. Эта истинность, будучи целью доказывания и доказанной, в свою очередь обеспечивает справедливость судебного решения. Таким образом, справедливость есть достигаемая цель истины, истины объективной и абсолютной в рамках необходимого».
В главе десятой, завершающей первую часть рецензируемой работы, автор раскрывает вопрос о правде и истине на основе анализа писаний Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В основу положены сочинения «Храните веру в сердцах», «Патриарх Кирилл: жизнь и мировоззрение» (книга о Патриархе, но с изложением его речей, интервью, выступлений).
В заключительной части делаются выводы по первой части, включающей десять содержательных глав. Относительно сочетания истины и правды автор отмечает: «Истина существует в действительности, а правда соответствует действительности. Существовать, значит быть, быть извечно; а соответствовать – лишь быть сопоставимым с существующими правилами и порядком общественного бытия конкретного времени. Таким образом, правда есть понятие, которое выражает отношение людей к определённым явлениям и социальным процессам исторического прошлого и современного.
В части второй «Влияние правды и истины на жизнь русского общества», как уже говорилось, две главы: XI и XII.
В одиннадцатой главе «Влияние правды и истины на жизнь Древнерусского общества» автор размышляет о проблемности становления государственности в Древней Руси; о влиянии Крещения Руси на изменение уклада жизни Древнерусского общества; о влиянии оцерковления Руси на жизнь этого общества; о влиянии правды и истины на социально-экономическое развитие общества; о складывании Древнерусской народности, языке; о Древнерусской культуре; о влиянии правды и истины на обретение Русью святости. Автор утверждает, что древнерусское общество и государство вошли в историю заслуженно по вышеописанным обстоятельствам именно как Святая Русь.
Глава двенадцатая посвящена глубинным рассуждениям и выводам о проблеме влияния правды и истины на современное общество». Здесь приведены интересные сведения и зарисовки о роли русского народа в сплочении современного российского общества, о сопротивлении западным русофобским идеям и, угрозам. Примечательно следующее суждение автора: «Народ русский жертвенный именно потому, что он не агрессивный, не ведет войн «без правды», вопреки православной вере своей, а, наоборот, в соответствии с ней он миролюбив, т.е., проникнут стремлением к сохранению мира и мирных отношений. Иными словами, получается, что с одной стороны, народ русский – сила несокрушимая, и это сверхубедительно подтверждается его историей, а с другой – он миролюбив и доверчив».
Вполне логичной можно считать завершающую фразу автора: Не ходи враги на Русь, она побьёт любую гнусь.
Список литературы:
1. Сулейманова Ш.С., Рябова Е.Л. Миграционные процессы и межнациональные межконфессиональные отношения в России: взаимовлияние и роль СМИ // Этносоциум и межнациональная культурам. 2016. № 2 (92). С. 9 – 20.
2. Колесникова Н.А., Рябова Е.Л. Гражданское общество в современной России: Монография. – М.: Этносоциум, 2016. 266 с.
3. Рябова Е.Л. (рецензия на монографию) Абдулатипов Р.Г., Михайлов В.А. Россия в XXI веке: общенациональный ответ на национальный вопрос. М.: Этносоциум, 2015. // Этносоциум и межнациональная культура. 2015. №10 (88). – С. 175 - 179.
4. Рябова Е.Л. Межэтнические конфликты: к вопросу о причинах и путях преодоления // Этносоциум и межнациональная культура. 2012. №1 (43). – С. 10 - 15.
5. Рябова Е.Л. Дискуссия о стратегии межнациональных отношений (редакционная статья) // Этносоциум и межнациональная культура. 2012. №5 (47). – С. 7 - 8.
6. Бормотова Т.М. Влияние неконтролируемой миграции на рост трансграничной преступности в европейских странах // Этносоциум и межнациональная культура. 2016. № 8 (98). С. 169-173.