КОНКУРС
на лучшую научную и научно-публицистическую работу по теме: Молодежная политика. 
Цифровая экономика и регионоведение.

Текущий номер

О.В. Джусоева. Духовно-нравственные проблемы современного естествознания

О.В. Джусоева, заместитель директора по УВР, БГОУ СПО «Гуманитарный колледж»

Духовно-нравственные проблемы современного естествознания

Вопрос об отношении естествознания и нравственности для каждого отдельного человека имеет следующий аспект: принимает ли он для себя как нечто безусловное необходимость во всяком вопросе искать истину и считаться с ней?
Если да, тогда наука для него неотделима от нравственности. Если нет, то наука и нравственность могут выступать как нечто, не связанное друг с другом. В этом случае поведение человека как бы раздваивается. Например, ученый, добиваясь истины и безусловно считаясь с ней в своей области, может не проявлять того же отношения к истине в других жизненных ситуациях. Такой ученый-ремесленник, преданный истине лишь в рамках своего научного цеха, может легко изменить истине за его пределами и предать свою научную истину перед лицом обстоятельств, лежащих вне науки.
Само по себе знание не несет никакой нравственной характеристики. Однако лишь до того момента, пока оно не превращается в атомную бомбу, подводную лодку, приборы для вмешательства в генетический аппарат или для тотального воздействия на чужую психику.
Вот тогда перед ученым встают, по крайней мере, две серьезнейшие духовно-нравственные проблемы: продолжать ли исследования в той области реальности, познание законов которой может нанести непоправимый вред отдельным людям и человечеству в целом; брать ли на себя ответственность за использование результатов открытий для безраздельного господства над сознанием и судьбами других людей.
Человечество, поставившее во главу угла принцип свободы интеллектуального поиска, по мнению сторонников жесткого контроля над наукой, подвергается риску самоуничтожения.
К концу XX века наука и техника достигли впечатляющих результатов и огромного влияния на все стороны жизни, превратившись в определяющий фактор бытия цивилизации.
Однако, несмотря на изначальное воздействие христианства на становление научной деятельности, развитие науки и техники могут породить последствия, которые вызывают серьезные опасения.
Экологический, экономический кризис, кризисы других сфер человеческой деятельности поражают современный мир, ставят под сомнение правильность избранного пути. Научно-технологический уровень современной цивилизации таков, что преступные действия немногочисленной группки людей теоретически могут в течение нескольких часов вызвать глобальную катастрофу, в которой безвозвратно погибнут все формы жизни.
С точки зрения христианства, такие последствия могли возникнуть в силу ложного принципа, лежащего в основе современного научно-технического развития. Суть его заключается в том, что развитие науки и техники не должно ограничиваться какими-то ни было морально-этическими, философскими или религиозными требованиями. Но при такой «свободе» научно-техническое развитие оказывается во власти человеческих страстей: прежде всего тщеславия, гордости, жажды наживы и комфорта. При этом разрушается духовная гармония человеческой жизни, со всеми вытекающими отсюда негативными явлениями.
Сегодня для того, чтобы обеспечить нормальные условия человеческой жизнедеятельности необходимо возвратиться к давно утраченной связи научного знания с религиозными духовно-нравственными ценностями.
В XVIII веке небольшая часть ученых-мыслителей, настроенных атеистически, решительно противопоставила науку религии. Вместе с тем, и это общеизвестный факт, - многие выдающиеся ученые прошлого и современности были людьми религиозными, что было бы невозможно при наличии принципиальных противоречий между религией и наукой.
У религиозного и научного познания разные цели, задачи, методы, характеры. Эти области могут соприкасаться, пересекаться, но не противоборствовать одна с другой.
М.В. Ломоносов писал: наука и религия «в распрю прийти не могут… разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду восклеплет». Такого же мнения придерживается святитель Московский Филарет: «Вера Христова не во вражде с истинным знанием, потому что не в союзе с невежеством».
Целесообразно отметить некорректность противопоставления религии и научного мировоззрения. По природе своей только философия и религия выполняют мировоззренческую функцию, но на себя ее не берут ни отдельные науки, ни все научное знание в целом.
Церковь предостерегает человека от искушения рассматривать науку как область, независимую от духовно-нравственных принципов. Современные достижения в различных сферах науки, включая химию, микробиологию, физику элементарных частиц и информационно-коммуникационные технологии, свидетельствуют, что они могут не только принести человеку пользу, но и отнять у него жизнь.
Евангельские нормы жизни дают возможность духовно-нравственного воспитания личности, при котором она не смогла бы использовать во зло полученные знания и силы. Поэтому Церковь и светская наука призваны к сотрудничеству во имя спасения жизни на земле. Их взаимодействие способствует созданию здорового климата в духовно-интеллектуальной сфере, помогая созданию оптимальных условий для развития научных исследований.
Человек как образ и подобие Непостижимого Творца в своих таинственных глубинах свободен. Церковь предостерегает от попыток использовать достижения науки и техники для установления контроля над внутренним миром личности, для создания каких бы то ни было технологий внушения и манипуляции человеческим сознанием или подсознанием.

Христианская традиция неизменно уважает светское образование. Многие отцы Церкви учились в светских школах и считали преподаваемые науки необходимыми для верующего человека. Святитель Василий Великий писал, что «внешние науки не бесполезны» для христианина, который должен заимствовать из них все служащее нравственному совершенствованию и интеллектуальному росту. По мысли святого Григория Богослова, «всякий имеющий ум признает ученость первым для нас благом».

В настоящее время возникла опасность проникновения в светскую школу намеренного навязывания учащимся антихристианских идей и утверждения геополитического и эгоистично-материалистического взгляда на мир, под воздействием которых ребенок может быть потерян как личность и для себя, и для семьи, и для общества.

Очевидно, что только человек нравственный, культурный и образованный может соответствовать современному уровню развития цивилизации. Сейчас человечество стоит перед необходимостью пересмотра самых глубинных основ своего мировоззрения, понимания своего места в природе, взаимоотношений с окружающим миром. Мы постепенно начинаем понимать, что наш духовный мир, наши нравственные основы, наше поведение в биосфере уже не соответствуют условиям той жизни, в которое погружается общество.

Наступило третье тысячелетие, переломный период, когда природные ограничения вторгаются в саму жизнь, и новые мировоззренческие установки становятся общественной необходимостью. Если человек не найдет нужного ключа для своих взаимоотношений с природой, то он будет обречен, какова бы ни была политика, демократия и государственное устройство.