КОНКУРС
на лучшую научную и научно-публицистическую работу по теме: Молодежная политика. 
Цифровая экономика.

Текущий номер

Молодежная политика. Том 1. Редактор-составитель Радченко А.Ф.

Молодежная политика. Том 1.

Редактор-составитель Радченко А.Ф.

 
 
 
Аннотации

Поляничко Н.Е.

Политическая социализация студенческой молодежи

В статье рассматриваются теоретические аспекты политической социализации молодежи. Определены основные инструменты и механизмы политического влияния на молодежь, процесс формирования политических ценностей, определены основные агенты влияния на политическое сознание молодых студентов.

Ключевые слова: Молодежь, социализация, государственная политика, политические нормы и ценности.

 

Качалов А.В.

Канунников Р.И.

Систематизация процесса формирования творческой самостоятельности у студентов вуза

Систематизация «один из процессов познания, который осуществляется в результате мыслительной деятельности по приведению связанных между собой элементов в соответствующую поставленной цели систему». Систематизация позволяет «усовершенствовать процедуру моделирования изучаемого явления. В основе систематизации процесса формирования творческой самостоятельности у студентов вуза лежит выделение главных с точки зрения целей исследования компонентов. Система как результат систематизации характеризуется содержательно-смысловым наполнением, которое представляет собой проекцию теоретических положений на практическую область деятельности специалиста». В качестве такой проекции выступает разработанная на основе системного подхода система формирования творческой самостоятельности у студентов вуза. Выделить структурные компоненты еще не значит полностью описать систему. Для того чтобы задать систему, необходимо не только выявить ее элементы, но и определить совокупность связей между ними. Центральная научная задача заключается в том, чтобы описать, как именно составля¬ющие системы зависят друг от друга. В статье описываются как составля¬ющие системы зависят друг от друга в контексте формирования творческой самостоятельности студентов вуза.

Ключевые слова: система, элементы системы, свойства системы в формировании творческой самостоятельности студентов.

 

Баржанова М.В.

Реформа российского образования: цели и перспективы

В статье предложены меры по дальнейшему реформированию отечественной системы школьного, среднего профессионального и высшего образования с учетом задач по развитию инновационной экономики, основанной на знаниях. На основе лучших международных практик автор предлагает комплекс мероприятий, который позволит в краткосрочной перспективе вывести российское образование на качественно новый уровень и занять достойное место в мировом образовательном пространстве.

Ключевые слова: школьное образование, СПО, высшее образование, ФГОС, реформа образования.

 

Орлова М.М.

Политическая социализация участников студенческих строительных отрядов

Политическая социализация молодежи, обучающейся в высших учебных заведениях, происходит не только в ходе учебного процесса, но и общественной работе, в различных формах привлечения студентов к производству. В России возрождены студенческие строительные отряды, которые в СССР прошли почти все студенты. Сейчас в этом движении соблюдается принцип добровольности, но при этом популярность работы в отрядах постоянно растет. В них студенты получают не только трудовые навыки, но и проходят важную стадию политической социализации.

Ключевые слова: студенчество, молодежные движения, социальное добровольчество, строительный отряд.

 

Зинцова А.С.

Мигранты-студенты в адаптации к социокультурной среде вуза

В статье анализируется современное состояние высшего образования в РФ, приводятся результаты эмпирических исследований, предлагается модель адаптации студентов-мигрантов к социокультурной среде вуза.

Ключевые слова: образовательная миграция, интернационализация высшего образования, адаптация студентов-мигрантов, социокультурная среда вуза.

 

Орлова М.М.

Основные направления и формы активности студенческих организаций России

В студенческом движении, больше чем в других массовых движениях, чувствуется своеобразное организационное соперничество за число участников между формами собственно общественной организации и социального движения. Эта конкуренция в период обострения внутри- или внешнеполитической обстановки дает преимущество движению, как более быстро и гибко реагирующему на общественные потребности или мировые вызовы. В условиях стабильности студенческая молодежь отдает предпочтение участию в общественных организациях.

Ключевые слова: общественная организация, общественное (социальное) движение, студенческое движение, политическая активность.

 

Орлова М.М.

Политическая культура студенчества в контексте региональных особенностей университетской системы России (на примере Калининградской области)

В статье показана региональная модель развития университетского образования в России, создаваемая на основе наиболее глубокой традиции университетского обучения, идущей с XVI в., а также с учетом геополитических особенностей положения Калининградской области, как анклава России на территории Европейского союза.

Ключевые слова: университет, высшее образование в Европе, образовательное пространство, студенческие традиции, музеи университетов.

 

Ткаченко Е.Н.

Культурная социализация студентов высших учебных заведений: сравнительный обзор научных представлений

В статье рассматриваются теоретические аспекты понятия культурной социализации. Проведен сравнительный анализ представлений о сущности и содержании культурной социализации. Определены особенности культурной социализации студентов высших учебных заведений.

Ключевые слова: социализация, культурная социализация, студенчество, высшее учебное заведение.

 

Савзиханова М.А.

Народный патриотизм как  качественный признак базовой культуры  молодежи

Одним из действенных компонентов базовой культуры современной молодежи можно рассматривать народный патриотизм, выступающий как энергетический потенциал идентичности человека со своим народом. При этом логичной и продуктивной является концепция, предлагающая первоначальное укрепление этнокультурной идентичности с последующим выходом на межкультурную коммуникацию и общечеловеческие ценности.

Ключевые слова: базовая культура, народный патриотизм,  этническая идентификация, межкультурная коммуникация.

 

Терновая Л.О.

Город для студентов  vs студенческий городок: взаимовлияние места и качества обучения

В статье сравниваются условия жизни студентов в крупных городах и университетских кампусах, объединяющих учащихся разных вузов. Подчеркивается, что соединение этих двух моделей лучшим образом влияет как на обучение, так и на социализацию студенческой молодежи.

Ключевые слова: студенчество, университет, кампус, урбанизация.

 

Левочкин В.В.

Система подготовки кадров как основа развития отрасли культуры в республике Саха (Якутия)

Характеризуется государственная система профессиональной и предпрофессиональной подготовки кадров для отрасли культуры в Республике Саха (Якутия). Выделены этапы развития системы художественного образования и основные закономерности процесса создания учебных учреждений. Обоснована необходимость наращивания образовательного потенциала сферы культуры и искусства для успешного осуществления задач по созданию, сохранению и ретрансляции культурных ценностей. Определена взаимосвязь между систематизацией профессиональной подготовки специалистов культуры и формированием национальной самоидентичности в регионе.

Ключевые слова: якутская культура, система образования Республики Саха, профессиональное образование, предпрофессиональное образование, образование в сфере культуры, история образования.

 

Осипова Н.Г.

Елишев С.О.

Прончев Г.Б.

Монахов Д.Н.

Социально-политические процессы, молодежной политики (результаты социологического мониторинга)

Работа посвящена анализу реализации государственной молодежной политики в России. Приведены результаты мониторинга восприятия студенческой молодежью социально-политических процессов, институтов социализации и субъектов молодежной политики. Полученные результаты свидетельствуют, что социально-политические события 2014 - 2015 гг. консолидировали нацию. Произошла определенная политизированность российской студенческой молодёжи, наблюдается рост ее национального самосознания. Отмечается необходимость активного содействия молодежи в реализации её патриотического порыва и имеющегося потенциала.

Ключевые слова: молодежь, студенческая молодежь, молодежная политика, социально-политические процессы, патриотизм, социологический мониторинг.

 

Макаренков Е.В.

Некоторые аспекты молодежного добровольческого движения в Российской Федерации

В статье анализируются проблемные аспекты молодёжного добровольчества в России с учетом институциональных, организационных и социально-экономических факторов, сдерживающих развитие добровольческих инициатив. Особое внимание уделено необходимости повышения степени вовлеченности молодёжи в добровольческое движение с помощью мотивации и стимулирования добровольческого труда за счёт механизма частно-государственного партнёрства.

Ключевые слова: добровольческое движение в России, гражданское общество, молодежь, мотивация добровольческого труда, частно-государственное партнерство.

 

Ткаченко Е.Н.

Высшее учебное заведение как агент культурной социализации студенческой молодежи

В статье рассматриваются данные социологических исследований, демонстрирующих уровень культурной социализации студенческой молодежи. Аргументируется необходимость участия высшего учебного заведения в процессе формирования и закрепления культурных норм и ценностей.

Ключевые слова: социализация, культура, студенты, высшее учебное заведение.

 

Нечипоренко В.С.

Рябова Е.Л.

Отцы и дети: актуальные вопросы управления персоналом организации

Статья о роли профессиональных кадров в социально-экономическом развитии, от которых зависит реализация мер по преодолению экономического кризиса, реструктуризации экономики, импорозамещению.

Для решения указанных задач особенно важно поддерживать прфкссионально-возрастное соотношение организации: молодые и «пожилые» люди. Это соотношение в  наибольшей мере отражает тенденции развития кадрового потенциала и, соответственно, является особым объектом кадровой политики и управления персоналом.

Выявлена необходимость принятия срочных мер по обеспечению востребованности выпускников учебных заведений профессионального образования на российских предприятиях по специальности, созданию условий, позволяющих им предпочитать Россию возникающим порой намерениям отъезда за рубеж.

Ключевые слова: кадровые технологии управления персоналом организации, нормативное обеспечение охраны труда.

 

Мордвинова И.Н.

Воспитание толерантного сознания у современной молодежи

В настоящей статье рассматриваются вопросы формирования толерантного сознания в молодежной среде, как фактор этнополитической стабильности региона. Рассмотрены элементы содержания толерантного самосознания, возможности системы образования на формирование толерантной среды с учетом особенностей региона. Автором предлагается комплекс мероприятий по профилактике асоциальных явлений в рамках работы образовательной организации.

Ключевые слова: экстремизм, толерантность, интолерантность, молодежная среда, этноцентризм, этнические фобии.

 

Ильинская Я.А.

Идея системы непрерывного образования в классической философской мысли как развитие личности и общества

Идея непрерывного образования не была сформирована или стала активно изучаться в последние годы, эта проблема еще обсуждалась древними философами и, непрерывное образование было актуально во все времена. Философское понимание проблемы образования, в том числе и непрерывного сформированы в самостоятельной отрасли научного знания -философия образования. Многие ученые, рассматривая вопрос непрерывности образования, с точки зрения философии выделяют и главный аргумент, что непрерывное обучение или приобретение человеком любой профессии или специальности, это лишь некий этап в формировании у человека постоянной тяги к образованию на протяжении всей жизни, что в итоге ведет к его интеллектуальной и внутренней свободе.

Ключевые слова: непрерывное образование, человек, личность, образование, философия образования.

 

Авторы

Баржанова М.В. - кандидат экономических наук, руководитель Центра сравнительного анализа международной политики в сфере образования ГБНУ (государственное бюджетное научное учреждение) «Московский институт развития образования».

Елишев С.О. - доцент кафедры современной социологии социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, кандидат социологических наук.

Зинцова А.С. - кандидат философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Муромского института (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых».

Ильинская Я.А. - кандидат филологических наук, доцент, декан факультета непрерывного образования Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга.

Качалов А.В. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры международных коммуникаций ГОУ ВПО Уральский государственный университет путей сообщений.

Канунников Р.И. - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии. ГОУ ВПО Шадринский государственный педагогический институт.

Левочкин В.В. - заместитель министра культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), аспирант кафедры культурологии Института языков и культуры народов Северо-Востока Российской Федерации Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, доцент.

Макаренков Е.В. - доктор философских наук, доцент, профессор кафедры политологии Московского государственно технического университета имени Н.Э. Баумана.

Монахов Д.Н. - старший преподаватель кафедры методологии социологических исследований социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, кандидат педагогических наук.

Мордвинова И.Н. - аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Нечипоренко В.С. - доктор исторических наук, профессор Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Орлова М.М. - Московский Автомобильно-Дорожный Государственный Технический Университет (МАДИ), старший преподаватель кафедры Социологии и управления.

Осипова Н.Г. - декан социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, профессор, доктор социологических наук.

Поляничко Н.Е. - аспирантка кафедры философии и политологии Академии труда и социальных отношений.

Прончев Г.Б. - доцент кафедры методологии социологических исследований социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, доцент, кандидат физико-математических наук.

Радченко А.Ф. - кандидат политических наук, руководитель общественного научно-исследовательского проекта «Молодежная политика».

Рябова Е.Л. - доктор политических наук, профессор, главный редактор международного издательства «Этносоциум» / «Культура Мира».

Савзиханова М.А. - доцент кафедры общей и социальной педагогики Дагестанского государственного университета.

Терновая Л.О. - доктор исторических наук, профессор МАДИ (Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет).

Ткаченко Е.Н. - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры политической истории, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.