КОНКУРС
на лучшую научную и научно-публицистическую работу по теме: Молодежная политика. 
Цифровая экономика и регионоведение.

Текущий номер

Макарова В. А. "Проблемы и пути развития финно-угорских народов в системе федеративного устройства России"

Макарова В. А.

консультант отдела по взаимодействию с федеральными

органами власти Постоянного представительства

Республики Коми при Президенте Российской Федерации,

аспирантка кафедры национальных, федеративных

и международных отношений Российской академии

государственной службы при Президенте Российской Федерации

 

Проблемы и пути развития

финно-угорских народов в системе

федеративного устройства России

 

Современная Россия – уникальное историческое сообщество многих народов, больших и малых, которые живут совместно веками. Сегодня на ее территории проживают представители более 180 национальностей.

Численность коренных народов в субъектах Российской Федерации колеблется от 1,5 % в Ханты-Мансийском автономном округе до 96 % в Ингушетии. Численность 7 народов в Российской Федерации превышает 1 млн. человек. 45 народов России официально признаны коренными малочисленными народами страны, 30 из которых проживают на Севере.

Народы, населяющие Россию, составляют единую социокультурную общность. Неотъемлемой составляющей населения нашей многонациональной страны являются финно-угорские народы, численность которых на сегодня согласно Всероссийской переписи населения 2002 года составляет 2,7 млн. человек, или 1,9 % от численности всей страны 1 .

В мире финно-угорских народов насчитывается более 20 миллионов человек. Финно-угорские народы объединены, прежде всего, принадлежностью к одной языковой группе, которая, в свою очередь, делится на несколько подгрупп. Пермско-финскую подгруппу составляют коми, коми-пермяки, удмурты и бесермяне. Волжско-финскую подгруппу - мордва (эрзяне и мокшане) и марийцы. К прибалто-финнам относятся: финны, ингерманландцы, эстонцы, сету, квены, водь, вепсы, ижорцы, карелы и потомки мери. К отдельной угорской группе принадлежат ханты, манси и венгры 2 .

Финно-угорские народы России имеют ряд специфических этнополитических и этнокультурных признаков, сложившихся в ходе исторического развития и обуславливающих их особое положение в российском обществе в современных условиях:

1) Эти народы входят в одну этноязыковую общность, имеют общие черты быта, культуры, одинаковый уровень социально-экономических отношений.

2) В течение длительного периода времени они испытывали воздействие политических, военных, социально-экономических и других факторов со стороны внешних сил: татаро-монгол ( XIII - XIV вв.), казанского ханства ( XIV - XV вв.), феодально-монархического колониального строя ( XVI - XX вв.).

3) В дореволюционной России они не имели собственных административно-политических и культурных центров, будучи отчужденными от системы власти, не накопили опыта государственного управления.

4) Эти народы не накопили исторический опыт развития в условиях капитализма и не имели в своем составе четыре сословия (рабочих, крестьян, интеллигенцию, буржуазию). В абсолютном своем большинстве до начала XX века они были земледельческими.

5) Общим для всех этих народов в дореволюционный период было то, что они не смогли выработать консолидирующую национальную идеологию, создать силы национальной интеллигенции и дворянства.

Во времена Царской России с 1822 г. действовал Устав, не позволявший инородческим племенам Сибири, к которым были причислены и восточные финны, присваивать дворянские звания.

Социализм для финно-угорских народов явился прогрессивно-революционным историческим этапом в их судьбе. Советская власть создала государственность этих народов, осуществив право на самоопределение и приняв свод законов, защищающих их права.

В результате за короткий промежуток времени финно-угорские народы осуществили культурную революцию, создали национальную интеллигенцию, частично урбанизировались, в основной своей крестьянской массе приспособились к условиям ведения коллективного хозяйства – в колхозах и совхозах, возвратив и внедрив в их деятельность многие функции общинного самоуправления.

В ноябре 1920 года были провозглашены Марийская и Удмуртская автономии, 22 августа 1921 года образована Коми автономная область. В 1928 году был образован Мордовский округ, преобразованный в 1930 году в автономную область. В 1930 году также автономию в форме национального округа получили ханты и манси, а также ненцы.

В конце 1928 года Марийская и Удмуртская автономные области были включены в состав Нижегородского края, Коми – Северного, Мордовия – в состав Средне-Волжского края, что привело к сокращению полномочий автономных областей, особенно вопросах финансирования. Особенностью в 1920-30 гг. было административное самоопределение народов, не имевших автономии (Винницкий вепсский район в Ленинградской области), а также отдаленных от основной этнической массы групп, в форме национальных районов и сельсоветов (карелы в Тверской области, мордва в Оренбургской области, финны в Ленинградской области и т.д.). В середине 30-х годов автономные области были переименованы в автономные республики.

Однако, в процессе социалистического строительства, в связи с усилением военно-промышленного комплекса, освоением месторождений нефти и газа и других природных богатств, на территорию проживания этих народов произошел приток огромного количества представителей других народов. Удельный вес коренных финно-угорских народов в пределах государственных образований все больше снижался. Идеологические установки на форсирование создания новой исторической общности – «советского народа» - вело к игнорированию национального. В результате в финно-угорских республиках усилились ассимиляционные процессы, системно развивался национальный нигилизм 3 .

Начало 90-х гг. – новый этап в жизни финно-угорских народов. В декабре 1991 года прекратил свое существование Советский Союз, в котором жило большинство финно-угорских народов, за исключением финнов и венгров. Эстонцы восстановили свое суверенное государство – Эстонскую республику. Автономные республики СССР в Российской Федерации стали республиками, располагающими существенно большей политической и экономической самостоятельностью, стали субъектами Федерации.

Впервые в истории путем свободных демократических выборов был избран 8 мая 1994 года Глава Республики Коми. В апреле 1994 года и весной 1998 года выборы прошли в Республике Карелия, где была введена парламентская система, а Председатель правительства получил достаточно широкие права. В республиках появились знаки национальной символики: флаг, гимн, герб. Новые знамена и гербы получили и автономные округа.

Подъем национального самосознания обусловил появление национальных движений, направленных на возрождение каждого народа, его культурное, духовное и нравственное обновление. В их деятельности к первоначально намеченным целям и задачам, носившим исключительно культурный характер, со временем добавились и такие политические требования, как национальная автономия, признание национального языка в качестве государственного.

Законы о государственных языках были приняты в Республике Коми (28 мая 1992 года) и в Республике Марий Эл (6 мая 1998 года).

Подъем самосознания финно-угров России привел к образованию их представительного органа - Съезда финно-угорских народов Российской Федерации.

В политической сфере жизни финно-угорских народов большим шагом вперед стало Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 29 июня 1992 г. «О международном конгрессе и парламентской ассоциации финно-угорских народов» 4 , где говорилось также о созыве Всемирной конференции (Всемирного конгресса) финно-угорских народов. Всемирный конгресс финно-угорских народов состоялся в Сыктывкаре в декабре 1992 г. по инициативе председателя Комитета возрождения коми народа В.П. Маркова. В соответствии с решением, принятым Всемирным конгрессом, был создан Консультативный комитет финно-угорских народов, который по настоящее время регулярно проводит свои заседания один раз в полгода.

В целях всестороннего учета интересов народов России, в частности, финно-угров, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при реализации государственной национальной политики Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. № 909 была утверждена Концепция государственной национальной политики Российской Федерации.

Одними из основных проблем, которые отражены в Концепции национальной политики, являются:

- развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов Российской Федерации и целостности Российского государства;

- развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, укрепление духовной общности россиян;

- обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств.

Значительным шагом в законодательном обеспечении прав всех народов, национальных групп современной России на сохранение своей национальной самобытности стало принятие 17 июня 1996 г. № 74 Федерального закона «О национально-культурной автономии».

В Республике Коми определенным опытом в области реализации представительских полномочий этноса, управления государственными делами и защиты своих прав обладает общественное движение «Коми войтыр» (с 1991 по 2001 гг. Съезд коми народа) и его исполнительный орган.

Правовое регулирование в сфере национальных отношений в Республике Коми получило логическое отражение в «Концепции Государственной национальной политики Республики Коми» (одобрена Указом Главы Республики Коми от 24.04.96 г. № 118, утверждена постановлением Государственного Совета Республики Коми от 10.10.96 г.), а также в Договоре «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Коми» от 20 марта 1996 г.

Согласованная деятельность органов государственной власти Республики Коми и руководства коми национального движения в выборе модели законодательного обеспечения государственной национальной политики в регионе была реализована в контексте международного права в сфере защиты прав коренных народов и в рамках российской Конституции.

Сегодня в Российской Федерации происходят глобальные преобразования в государственно-территориальном устройстве страны, которые непосредственно касаются и финно-угров. Начался процесс реформирования федеративных отношений в нашей стране, укрупнения субъектов Федерации. Налицо образование нового субъекта Российской Федерации – Пермского края - с 1 декабря 2005 года, путем объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Целью объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа явилось восстановление в рамках единого субъекта эффективного механизма функционирования экономики региона и повышение на этой основе уровня жизни населения округа и области.

Впервые за время существования нашего современного федеративного государства произошел, основанный на Конституции страны, процесс добровольного изменения состава субъектов в Российской Федерации. Стремление к объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа появилось у граждан обеих территорий более 10 лет назад, когда автономный округ был выделен из состава области в качестве самостоятельного субъекта Федерации.

На протяжении всего этого времени люди требовали от властей восстановления единого административно-правового пространства. Идеи интеграции области и округа содержались в программах практически всех действующих политиков данного округа. Однако до декабря 2001 года в нашей стране не существовало, предусмотренного статьей 65 пункта 2 Конституции Российской Федерации, специального закона, определяющего порядок образования новых субъектов в Российской Федерации. Именно поэтому стремление большинства жителей соседних территорий было невозможно реализовать на практике до относительно недавнего времени.

Между тем, для экономически отсталого, дотационного Коми-Пермяцкого автономного округа объединительный процесс был крайне необходим. Глава администрации КПАО Геннадий Савельев заявлял, что «политическая самостоятельность не дала видимых положительных результатов в экономическом плане и, что объединение оправдает ожидания коми-пермяков» 5 .

Переход к рыночным отношениям в современной России, уменьшение государственного вмешательства в регулирование занятости и доходов, значительное сокращение в начале 1990-х годов государственных социальных программ и различных видов помощи оказались наиболее труднопереносимыми для многих народов. Это негативно сказалось и на сокращении численности коренных народов России, в частности, финно-угорских.

По сравнению с переписью 1989 года общее сокращение численности наиболее многочисленных представителей финно-угорского народа составило 443,4 тыс. человек, в том числе: мордвы – 229,6 тыс. человек, удмуртов – 77,9, коми – 42,9, марийцев – 39,4, карел – 31,6, коми-пермяков – 22,0 тыс. человек. В 2004 году естественная убыль населения в Коми-Пермяцком АО составила 10,9 человека на 1000 жителей округа и была максимальной среди финно-угорских регионов 6 .

Экономический фактор оказался решающим в объединительном процессе двух субъектов Российской Федерации - Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Не случайно, на референдуме по поводу объединения этих субъектов 7 декабря 2003 года за создание Пермского края проголосовало 83,8 % избирателей, принявших участие в областном референдуме, и 89,9 %, т.е. практически 90 % - в окружном.

Принятый в 2004 году Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» предусматривает обеспечение представительства коми-пермяков в органах власти 7 .

В законе устанавливаются четкие гарантии того, что Коми-Пермяцкий округ будет представлен в Законодательном Собрании Пермского края первого созыва 2 депутатами (т.е. так же, как до объединения).

В дальнейшем представительство будут обеспечивать политические партии. Их роль будет повышаться, т.к. для того, чтобы одержать победу на определенной территории, они будут вынуждены учитывать в своих списках представителей коренного населения.

Дальнейшее развитие финно-угорских народов нашей страны будет всецело зависеть как от проведения продуманной федеративной реформы в государстве, так и от активности самих финно-угров, призванных развивать и поддерживать на должном уровне свои национально-культурные автономии. Необходимо отметить, что действующая модель федеративных отношений в Российской Федерации включает в себя важную национальную компоненту, о гипертрофированности или устарелости которой говорить сегодня преждевременно. Игнорирование этой компоненты ради целей «сокращения» формального числа субъектов Федерации, как представляется, может обернуться серьезными дополнительными угрозами национальной целостности и безопасности России как многонационального государства.

В тоже время, действующая модель федеративных отношений, возникшая в эпоху «ранней суверенизации», и ее отражение в действующей Конституции Российской Федерации 1993 г. – очевидные продукты переходного этапа в развитии Российского государства, его политической и экономической системы. Все это обуславливает ее реформу.

Однако, весь мировой опыт показывает, что в государствах федеративного типа формирование и тем более реформирование внутренних структур происходит весьма сдержанно, консервативно.

Этот процесс объективно ограничен рамками баланса интересов Федерации и ее регионов, а также теми самыми принципами или критериями федерализма, которые всеобъемлюще и универсально нигде не прописаны, но фактически существуют, действуют и оказывают мощное влияние на политическую жизнь всех современных федераций, особенно тех, кто интегрирует в себя (как Россия) определенную компоненту национально-территориального обособления.

Сегодня объективно население национальных финно-угорских регионов заинтересовано в укреплении России в целом, ее федерации, и в укреплении единства территориальных сообществ, ибо только при этом можно наиболее полно и эффективно реализовать их социальные, культурные и национальные интересы.

Международное издательство «ЭТНОСОЦИУМ» осуществляет создание, регистрацию, издание и продвижение журналов и альманахов.
Все изданные нами книги проходят рецензирование и квалифицированную предпечатную подготовку.
Свидетельство о регистрации СМИ № 1047796682064.