Издательство осуществляет публикацию основных научных результатов на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.
Журнал «Этносоциум» внесён в перечень ведущих научных журналов и изданий ВАК (Высшая Аттестационная Комиссия).
Журнал зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации СМИ № 1047796682064
Изучение ценностной структуры личности казака
Лукаш С.Н.,
доцент кафедры общей и профессиональной педагогики Армавирского государственного педагогического университета, докторант кафедры педагогики ПИ Южного Федерального университета.
Возрождение казачества, оформившееся в конце 80-х начале 90-х годов XX столетия, не является каким-то искусственным, привнесённым извне процессом. В обществе созрели к этому времени условия для выражения и институционального оформления менталитета значительного числа людей в форме традиционной для Юга России казачьей идеи. С начала 90-х годов XX столетия заинтересованным исследователям представилась уникальная возможность исследовать ментальные, ценностно-смысловые сферы казачества не по косвенным признакам, но используя значительный научно-исследовательский материал, предоставляемый самим возрождённым казачеством.
Исследования ментально-ценностных ориентаций современного казачества проводились нами в течение продолжительного периода времени, охватывая период начального этапа возрождения и заканчивая исследованиями хронологически современными. Первое пилотажное исследование охватывало временной промежуток 1993-1994 годы. Оно включало в себя наблюдение, индивидуальные и групповые беседы с целью выявления ментальных, ценностно-смысловых характеристик личности казака. Наиболее эффективным на этом этапе являлся метод нестандартизированного интервью, применявшийся с целью определения максимально большего набора ментально-ценностных характеристик и качеств личности казака. На втором этапе исследования осуществлялся окончательный выбор ценностей и качеств. Для этого в специально разработанной анкете были использованы неградуированные оценочные шкалы. В нашей анкете мы использовали монополярную шкалу оценок в графической форме, при которой континуум выраженности признака обозначался линией. Респондентам предлагалось оценить значимость ряда качеств и личностных ценностей с точки зрения типичности их проявления в характерном личностном образе «настоящего» казака. Шкала представляла собой горизонтальную линию, с двумя полярными значениями выраженности качества или ценности. Правая точка соответствовала максимальной значимости качества, левая – минимальной значимости. Чем более значимо, по мнению респондента, данное качество, тем правее он должен поставить свою оценку значимости (вертикальную черту). Графические данные с помощью шаблона преобразовывались в числовые значения. Всего в анкетировании приняли участие 486 казаков из города Армавира, Новокубанского, Лабинского, Курганинского районов Краснодарского края.
В результате проведённого анкетирования и математической обработки полученных данных составлена следующая таблица.
Таблица 1.
№ п/п |
Ценности и качества личности, свойственные казаку. |
Среднее числовое значение |
Место |
||||
1994 |
2002 |
2007 |
1994 |
2002 |
2007 |
||
1 |
Дисциплинированность |
4,7 |
4,7 |
4,4 |
19 |
22 |
24 |
2 |
Физическая сила и здоровье |
6,1 |
5,7 |
6,6 |
11 |
12 |
10 |
3 |
Ответственность |
4,6 |
4,9 |
4,7 |
18 |
23 |
22 |
4 |
Скромность |
2,9 |
3,0 |
2,7 |
29 |
34 |
35 |
5 |
Доброжелательность |
3,1 |
2,6 |
3,2 |
31 |
33 |
32 |
6 |
Бережливость |
2,5 |
2,0 |
3,0 |
35 |
34 |
33 |
7 |
Целеустремленность |
2,8 |
3,6 |
2,9 |
23 |
35 |
34 |
8 |
Трудолюбие |
7,4 |
7,3 |
7,3 |
5 |
4 |
5 |
9 |
Верность |
5,1 |
5,4 |
4,9 |
15 |
20 |
21 |
10 |
Честность |
7,1 |
6,9 |
7,2 |
7 |
6 |
6 |
11 |
Боевитость |
6,8 |
7,0 |
6,8 |
6 |
8 |
9 |
12 |
Отзывчивость |
3,2 |
3,4 |
3,3 |
25 |
32 |
31 |
13 |
Доведение начатого дела до конца |
4,8 |
5,0 |
5,0 |
17 |
21 |
20 |
14 |
Товарищество – чувство локтя |
6,5 |
6,6 |
6,5 |
8 |
10 |
11 |
15 |
Терпение |
4,0 |
3,2 |
3,4 |
27 |
25 |
30 |
16 |
Служение Отечеству |
7,6 |
7,9 |
7,5 |
2 |
3 |
3 |
17 |
Твердость слова |
5,6 |
5,6 |
5,7 |
12 |
16 |
16 |
18 |
Умение преодолевать трудности |
7,3 |
7,5 |
7,4 |
4 |
5 |
4 |
19 |
Аккуратность |
2,2 |
2,7 |
2,3 |
30 |
38 |
37 |
20 |
Общительность |
2,3 |
2,1 |
2,5 |
34 |
37 |
36 |
21 |
Предприимчивость |
3,8 |
3,8 |
4,6 |
22 |
27 |
23 |
22 |
Стремление быть первым |
5,9 |
6,2 |
5,8 |
9 |
14 |
15 |
23 |
Простота |
2,0 |
2,4 |
1,9 |
32 |
40 |
40 |
24 |
Крепкая семья |
5,4 |
5,5 |
5,3 |
13 |
17 |
18 |
25 |
Профессионализм в своем деле |
4,4 |
4,2 |
4,3 |
20 |
24 |
25 |
26 |
Любовь к Родине - патриотизм |
7,9 |
8,1 |
8,0 |
1 |
1 |
1 |
27 |
Стремление быть свободным |
5,3 |
5,5 |
5,2 |
14 |
18 |
19 |
28 |
Уважение мнения других |
2,4 |
3,1 |
2,2 |
28 |
36 |
38 |
29 |
Собранность |
3,5 |
3,5 |
3,6 |
24 |
30 |
28 |
30 |
Деловитость |
3,3 |
3,3 |
3,5 |
26 |
31 |
29 |
31 |
Независимость |
6,3 |
6,1 |
6,3 |
10 |
11 |
12 |
32 |
Приверженность идеалам православия |
7,7 |
7,8 |
7,9 |
3 |
2 |
2 |
33 |
Веротерпимость |
2,1 |
2,3 |
2,1 |
33 |
39 |
39 |
34 |
Решительность |
5,2 |
5,2 |
5,4 |
16 |
19 |
17 |
35 |
Требовательность |
3,9 |
4,1 |
4,2 |
21 |
28 |
26 |
36 |
Мужественность |
6,9 |
7,1 |
7 |
7 |
||
37 |
Энергичность |
3,6 |
3,8 |
29 |
27 |
||
38 |
Сохранение традиций |
6,6 |
6,9 |
9 |
8 |
||
39 |
Почитание старших |
6,0 |
6,1 |
13 |
13 |
||
40 |
Надежность |
5,7 |
5,9 |
15 |
14 |
Полученные данные были уточнены методом ранжирования. Для этого были отобраны эксперты – восемь уважаемых пожилых казаков, членов совета старейшин. Среди них были участники Великой Отечественной Войны в составе казачьих формирований. Процедура ранжирования сводилась к расположению карточек с написанными на них ценностными ориентациями и качествами личности в порядке убывания значимости этих ценностей и качеств, по мнению экспертов, в структуре личности казака, и присуждения этим ценностям и качествам соответствующих рангов. При этом правила работы экспертной группы соответствовали изложенным в книге Л.Г. Гурина «Психологические аспекты в организации экспертного оценивания».
Сопоставимый анализ, проведённых нами исследований (графическое анкетирование и экспертное ранжирование), позволяет сделать вывод о том, что такие качества и ценностные характеристики, как уважение мнения других, веротерпимость, простота, аккуратность, общительность, бережливость, скромность, отзывчивость, доброжелательность оказались наименее характерны для типичного образа личности казака. Условно эту категорию качеств мы обозначили как «малозначимые» ценности и качества. В следующую группу вошли качества и ценности, получившие относительно более высокие рейтинги в анкетных опросах и экспертном ранжировании: собранность, деловитость, терпение, предприимчивость, профессионализм в своем деле, требовательность, дисциплинированность, доведение начатого дела до конца, ответственность, крепкая семья, стремление быть свободным, твёрдость слова, решительность, верность, энергичность, надежность.
Эту группу мы условно обозначили как «значимые» качества и ценности, составляющие периферийное ядро ценностных ориентаций, характерных для личности казака. Следующую группу ценностей и качеств личности мы условно обозначили как «высокозначимую» (в анкетных ответах цифровое значение располагается после 6). Сюда мы включили: независимость, стремление быть первым, товарищество (чувство локтя), честность, боевитость, трудолюбие, умение преодолевать трудности, мужественность, сохранение традиций, физическая сила и здоровье, почтительность по отношению к старшим. Наконец, существует ядро ценностных ориентаций, которое является некой константой, хоризмой личности казака. Это ценности приверженности идеалам православия, служения Отечеству и патриотизма – любви к Родине.
В группе «значимых» ценностей, составляющих периферийную зону ценностных ориентаций ряд качеств, таких как собранность, деловитость, терпение располагаются ближе к условной зоне «малозначимых» качеств, а стремление быть первым, надежность, твердость слова экспертами и респондентами отнесены ближе к зоне «высокозначимых» качеств. В этой связи, мы условно выделяем «переходные зоны» на границе «малозначимых», «значимых» и «высокозначимых» ценностей и качеств, где ряд ценностей могут быть отнесены условно к группе «значимых» или «высокозначимых».
Анкетирование по опробованной ранее методике было продолжено также в 2002 году и 2007 году. По просьбе казаков состав ценностно-качественных характеристик был увеличен до сорока. Введены были такие качества как мужественность, энергичность, сохранение традиций, почтительность по отношению к старшим, надёжность. Дополнительное анкетирование подтвердило устойчивые характеристики типичного образа казака. Такие качества малозначимой группы как доброжелательность, бережливость увеличили свои показатели, подойдя ближе к границам значимой группы. В то же время «терпение» снизило свои показатели и в анкетах 2002, 2007 годов и было отнесено нами к группе малозначимых ценностей - качеств. Группа «значимых» качеств и ценностей пополнилась такими качествами как «энергичность», «надежность», причём последнее, получив по итогам опроса оценку от 5,7 до 5,9, отнесено нами к переходной зоне. Группа «высокозначимых» ценностей сохранила свой состав в последующих анкетных опросах, включив в свой состав вновь введённые ценности: «почтительность перед старшими», «сохранение традиций», «мужественность». Ядро ценностной иерархии в последующих опросах остаётся тем же, однако следует отметить тенденцию снижения оценки ценности «служение Отечеству» и переход этой ценности со второго на третье место в ценностной иерархии.
Проведённые исследования позволили схематично отобразить ценностную структуру личности казака (см. Рис.1). В её основе лежит ментально-ценностная константа – ядро ценностных ориентаций: патриотизм, православие, служение Отечеству, которую также дополняют высокозначимые качества и ценности, составляющие типичный, узнаваемый образ казака. Ценности, составляющие этот блок, базируются на агональной (стремление быть первым, независимость, боевитость, умение преодолевать трудности), деятельностной (трудолюбие), маскулинной (физическая сила и здоровье, мужественность) и духовно-нравственной (твердость слова, надёжность, почтительность старшим, товарищество-чувство локтя, сохранение традиций, честность) ментальной основе личности казака. Ценностную структуру личности дополняют «значимые» ценности и качества, составляющие деятельностную и духовно-нравственную основу казачьей ментальности. «Малозначимые» ценности и качества не являются характерными для типичного образа казака и обусловлены индивидуальными проявлениями онтогенетического развития личности.
Исследование характерного образа казака и ценностной структуры его личности дополнялось сравнением «я-реального» с «я-идеальным». Респондентом, участвующим в исследовании, предлагалось выполнить оценку степени соответствия его ценностей и качеств личности образу «настоящего» казака. Для этого использовались уже знакомые респондентам неградуированные оценочные шкалы, где левая точка соответствовала нулю, а правая – максимальной степени выраженности качества. После обработки были получены следующие данные, отраженные в процентах.
Таблица 2.
№ п/п |
Соотношение между «я - реальным» и «я - идеальным» в ценностной структуре личности казака. (%) |
|
1 |
Респонденты (1994г.) |
54,2% |
2 |
Эксперты (1994г.) |
73,3% |
3 |
Респонденты (2002г.) |
51,4% |
4 |
Респонденты (2007г.) |
49,5% |
Респондентам предлагалось также определить на выбор пять ценностей и качеств личности, характерных для личностного образа казака, которые респонденты хотели бы развить у себя. Полученные усредненные данные опроса приведены в таблице 3.
Таблица 3.
№ п/п |
Участники опроса |
Ценности и качества, |
Общая сумма в % |
1 |
Респонденты (1994г.) |
1. Приверженность идеалам православия |
37% |
2. Умение преодолевать трудности |
33% |
||
3. Независимость |
23% |
||
4. Товарищество – чувство локтя |
21% |
||
5. Боевитость |
16% |
||
2
|
Эксперты (1994г.) |
1. Здоровье |
34% |
2. Приверженность идеалам православия |
30% |
||
3. Товарищество - чувство локтя |
25% |
||
4. Крепкая семья |
20% |
||
5. Стремление быть свободным |
17% |
||
3 |
Респонденты (2002г.) |
1. Приверженность идеалам православия |
35% |
2. Сохранение традиций |
33% |
||
3. Умение преодолевать трудности |
31% |
||
4. Товарищество – чувство локтя |
22% |
||
5. Крепкая семья |
19% |
||
4 |
Респонденты (2007г.) |
1. Сохранение традиций |
35% |
2. Умение преодолевать трудности |
32% |
||
3. Приверженность идеалам православия |
30% |
||
4. Независимость |
21% |
||
5. Товарищество – чувство локтя |
18% |
Результаты проведенных исследований указывают на существенное расхождение образов реального и идеального «Я». Казаки самокритично оценивают развитие у себя ценностей и качеств личности, характерных для типичного казачьего образа «настоящего казака». Самооценка экспертов гораздо выше. Здесь, безусловно, сказался возрастной и общехаризматический фактор личности экспертов (участники Великой Отечественной войны в составе казачьих формирований, природные казаки и т.п.). Характерно, что ценности, которые казаки хотели бы развить у себя – составляют в основном высокозначимые ценности и качества, наиболее типичные для казачьего образа. Отдельно следует отметить стремление казаков приобщиться к духовным ценностям православной веры. Казаки понимают значение ценностей православия в ментальности и ценностной структуре личности казака, но в тоже время ощущают определённый пробел этой важнейшей ценности в своих ценностных ориентациях.
Следует отметить, что приобщение к идеалам православия – сложный глубоко личностный процесс, у каждого своя дорога к храму. Симптоматично, что современные казаки – зрелые люди, ощущают настоятельную потребность в ценностях православной веры, которая, как было отмечено выше, являлась начальной структурирующей основой зарождения казачества. Казаки хотят развивать у себя также важную ценность – «умение преодолевать трудности», составляющую агональную основу казачьей ментальности. Ценность «товарищество – чувство локтя» также отмечена во всех ответах респондентов в разные времена как качество, которое они хотели бы совершенствовать, что свидетельствует об определённом стремлении развивать общинно-корпоративные идеалы казачества, в котором казаки хотят видеть мужской союз, братство-односумничество, способное защитить их в трудную минуту. Из ответов респондентов видно, что существенно возрастает, в последнее время, значение ценности «сохранение традиций». Уход старшего поколения – природных казаков, участников Великой Отечественной войны, из активной жизни и, к сожалению, из жизни вообще, формирует острую потребность в «сохранении традиций» – как одной из высокозначимых ценностей современных казачьих реалий.
Полученная экспериментальным путем ценностная структура личности казака составляет содержательное наполнение обобщенного казачьего образа – человека казачьей культуры, который выступает определенным идеалом, целью воспитания.
В процессе воспитания этот образ может наполняться богатыми примерами регионального характера, усиливая, тем самым, эффективность процессов идентификации личности молодого человека с конкретным идеалом – человеком казачьей культуры.
Проведенный нами констатирующий эксперимент дал возможность определить не только виртуальную, но и реальную ценностную структуру личности человека казачьей культуры, выстроенную в соответствующей иерархии. В основе такой структуры лежит ментальная константа ценностных ориентаций: патриотизм, приверженность идеалам православия, служение Отечеству, определяющая аксиологическое ядро казачьей культуры. Выявление такой структуры чрезвычайно важно с точки зрения определения цели воспитательного процесса, формирования в сознании учащихся подражательного образа – идеала. Определение цели личностного развития учащихся в процессах идентификации с аксиологическими составляющими культуры казачества дает возможность развернуть все прочие компоненты педагогического процесса: формы, принципы, методы, средства, стратегию воспитания и выстроить на этой основе конкретную воспитательную методику.
Издательство осуществляет публикацию основных научных результатов на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.
Журнал «Этносоциум» внесён в перечень ведущих научных журналов и изданий ВАК (Высшая Аттестационная Комиссия). Журнал зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ № 1047796682064