Л.Ф. Болтенкова,
д. ю. н., профессор РАНХ и ГС при Президенте РФ, Государственный советник Российской Федерации 1 класса
Стратегия государственной национальной политики: какой ей быть? (Размышление)
Указ Президента РФ Путина В.В. «Об обеспечении межнационального согласия» от 7 мая 2012 г. № 602 (Российская газета. 2012. 9 мая) начинается словами: «В целях гармонизации межнациональных отношений, укрепления единства многонационального народа Российской Федерации и обеспечения условий для его полноценного развития постановляю: … до 1 декабря 2012 г. – разработать и утвердить Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации».
Обратим внимание на дату подписания Указа – 7 мая 2012 г., в день вступления В.В. Путина в должность Президента Российской Федерации. Хотя в этот день и было подписано несколько указов, тем не менее, наличие в их ряду данного Указа подтверждает важность поднимаемой проблемы и необходимость оперативного принятия мер по ее разрешению. Ориентировочная философско-политическая линия Стратегии вырисовывается из самого названия и содержания Указа. Анализ документа начнем с первого слова названия – «Стратегия». Почему не «Концепция», которая существует с 1996 г. и пока не отменена. Почему не «Доктрина», которой называются другие документы: Военная, Морская и т.д. Почему «Стратегия»? Если предположить, что авторы не случайно выбрали слово для обозначения документа, то следует вывод: политике в сфере межнациональных отношений отводится ведущее место. Эта сфера общественных отношений представляется авторам настолько важной, что ей придается значение победоносных военных достижений в ходе судьбоносной борьбы. Просмотр многих (и разных) словарей, энциклопедий показывает, что термин «стратегия» понимается почти одинаково, независимо от времени их издания. Выбираем три из них, чтобы проиллюстрировать мысль. Ожегов С.И. пишет: «Стратегия – 1. Наука о ведении войны, искусство ведения войны… 2. Искусство руководства общественной, политической борьбой». Словарь иностранных слов трактует: «Стратегия (гр. strategia < stratos войско + ago веду) – 1) составная часть военного искусства, представляющая ее высшую область, охватывает вопросы теории и практики подготовки вооруженных сил к войне и ее ведения; тесно связана с политикой государства и находится в непосредственной от нее зависимости; 2) искусство руководства общественной, политической борьбой, общий план ведения этой борьбы, исходящий из расстановки соотношения основных классовых, политических сил на данном этапе исторического развития». В Социологической энциклопедии говорится: «Стратегия (от греч. orparnyia) – 1) умение командовать войском и вести войну, 2) высшая сфера военного искусства, наука о ведении войны, 3) искусство руководства обществом и политической борьбой». Итак, Словарь советских времен, Словарь начала новой России, Энциклопедия, можно сказать, современная – все связывают слово «Стратегия» если не с войной, то всё-таки с борьбой, с искусством побеждать в этой борьбе. Поскольку в Указе говорится о Стратегии государственной национальной политики, то, следовательно, - об искусстве побеждать все препятствия на пути к гармонизации межнациональных отношений, достижению и укреплению единства многонационального народа Российской Федерации. Побеждать препятствия – это значит бороться, трудиться, «не покладая рук».
Почему используется словосочетание «государственная национальная политика»? Объяснить не могу. Так решили авторы проекта Указа, так решил Президент РФ, подписывая его, и придавая ему тем самым правовую силу. Сомнения в точности восприятия и понимания этого словосочетания на современном этапе и тем более – стратегически, имеются. Дело в том, что в условиях новой России термин «государственный(ая)» как бы заменен термином «национальный(ая)». У нас нет КГБ, у нас есть ФСБ, у нас есть Совет Безопасности Российской Федерации, была принята Концепция национальной безопасности Российской Федерации, существует Стратегия национальной безопасности Российской Федерации.
В Концепции внешней политики РФ от 12 июля 2008 г. Пр-1440 употребляются термины «национальные интересы», «национальная безопасность». В «Морской доктрине РФ на период до 2020 г.» используются термины «Сущность национальной морской политики», «национальные интересы России в Мировом океане», «Принципы национальной морской политики». В Конституции РФ только один раз используется термин «государственной безопасности» (п. «д» ч. 1 ст. 114). Видимо, это происходит от того, что в советские времена в слово «национальный(ая)» вкладывался другой смысл – этнический, а не общегосударственный.
В новой России на смену термина «государственный(ая)» пришел термин «национальный(ая)». Вместо «государственный интерес», как правило, говорят «национальные интересы». И ведь правы, когда так говорят, хотя нашему поколению это непривычно. А правы потому, что Россия находится на таком витке развития, когда «государственный» и «национальный» размежевываются не только по этническому компоненту, а потому, что «национальный» стал вбирать в себя «государственный», как одну из частей. К примеру, национальная безопасность – это и безопасность государства, и безопасность общества, и безопасность личности, и, наверное, безопасность этноса. Но иногда «национальный» понимается именно и только как «государственный», при отсутствии этнического компонента. Напомню термины из Морской доктрины о национальных интересах. Не идет же речь, в самом деле, об интересах этноса, в крайнем случае, - об интересах россиян как нации – государства. Или, к примеру, слова В.В. Путина: «Мир меняется. Идущие в нем процессы глобальной трансформации таят в себе риски самого разного, зачастую непредсказуемого характера… Не случайно уже сегодня раздаются голоса, что, мол, скоро «объективно» встанет вопрос о том, что национальный суверенитет не должен распространяться на ресурсы глобального значения. Вот таких даже гипотетических возможностей в отношении России быть не должно…» Мною выделено слово «национальный суверенитет», чтобы обратить внимание, в каком смысле употребляется термин «национальный». Ясно, что не этнический, а «государственный», то есть, Россия понимается как государство-нация. Да и в названии статьи В.В. Путина используется термин «национальная безопасность для России».
Итак, не получается ли, что Стратегию государственной национальной политики следует понимать, исходя из современного понимания терминов, как Стратегию государственной государственной политики? Зачем дважды использовать однозначные по смыслу термины. Если оставить привычное для нашего поколения название Стратегии, то придется во Вводной части разъяснить, что имеется в виду под государственной национальной политикой.
А можно предстоящий документ и так назвать: «Стратегия развития межнациональных отношений в Российской Федерации». Исходя из общепринятого вышеупомянутого понимания слова «Стратегия» как искусства ведения (войны, борьбы), как искусства руководить общественной, политической борьбой, как умения командовать, не воспрещается сказать, что есть искусство управлять процессами, умение управлять процессами, в высшей степени искусно вести дела. Межнациональные отношения, всегда (бесконечно) находятся в развитии, они не терпят застоя и применения к себе термина «решено окончательно и бесповоротно». Значит, если мы хотим постоянно иметь гармоничные межнациональные отношения, то мы должны их постоянно развивать, а для этого нужно уметь управлять развитием, что и предполагает слово «Стратегия».
Философско-политическая линия «Стратегии» вырисовывается из слов упомянутого Указа Президента РФ: об обеспечении межнационального согласия; о гармонизации межнациональных отношений; об укреплении единства многонационального народа Российской Федерации; об обеспечении условий его полноправного развития; о необходимости перечня книг для школьников (самостоятельное прочтение); о мониторинге состояния межнациональных отношений; об активизации работ по недопущению национального и религиозного экстремизма, предупреждении межнациональных конфликтов, пресечении деятельности преступных групп, сформированных по этническому принципу; о введении обязательного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ для трудящихся мигрантов и т.д.
Одним словом, схема Стратегии уже «набросана», теперь она должна обрастать «плотью». Про плоть: обучать русскому языку мигрантов – обязательно. Однако важно обучать и наших граждан знанию традиций, обычаев «своих» народов и «чужих» (по мере необходимости). Незнание национальных традиций приводит к курьезам. 6 мая нападающий «Спартака» Эммануэль Эменике был удален с поля за, как расценил рефери, непристойный жест после гола. Оказывается, похлопывание правой рукой по левой руке в районе локтевого сгиба означает, что в его жилах течет кровь предков. Это и помогло ему забить гол, за что футболист как бы благодарит предков (Советский спорт. 2012. 10 мая).
Представляется, что развитие внутрироссийских, если можно так сказать, межнациональных отношений должно рассматриваться через призму отношений в СНГ, в мире. На внутрироссийскую ситуацию довлеют обстоятельства внешние. Поэтому Стратегия развития межнациональных отношений (условно назовем ее так) должна быть связана с новой редакцией Концепции внешней политики России. О выработке новой редакции данной Концепции говорится в Указе Президента РФ В.В. Путина «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» от 7 мая 2012 г. № 605 (Российская газета. 2012. 9 мая).
МИДу РФ, в частности, предписано… рассматривать развитие многостороннего взаимодействия интеграционных процессов на пространстве Содружества Независимых Государств как ключевое направление внешней политики Российской Федерации…, способствовать углублению евразийской интеграции… и созданию к 1 января 2015 г. Евразийского экономического союза, исходя из открытости этих процессов для присоединения других государств…, содействовать международному позиционированию новых интеграционных структур. Затронут вопрос особого статуса Приднестровья (при сохранении территориальных ценностей Молдовы), урегулирование нагорно-карабахского конфликта. Предписано активно содействовать становлению Республики Абхазия и Республики Южная Осетия как современных демократических государств. В отношениях с Европейским союзом рекомендовано выступать за достижение стратегической цели создания единого экономического и человеческого пространства от Атлантического до Тихого океана и т.д. – то есть, в Указе затронуты основные вопросы стратегии внешнеполитического курса. Поэтому МИДу России поручено в декабре представить обновленную Концепцию внешней политики России.
Как видим, в охарактеризованном Указе затронуты вопросы прямого отношения к Стратегии развития межнациональных отношений.
Полагаю, что в Документе найдется место словам «интернационально-патриотическое воспитание». О слове «интернационализм» В.В. Путину напомнили ветераны Великой Отечественной войны. Так, ветеран Великой Отечественной Мустафа Абдуллаев (Северный Кавказ) сказал В.В. Путину на форуме в Кисловодске: «Сегодня надо воспитывать интернационально» (hhtp://www.1tv.ru/news/polit/197197).
Заговорив об интернационализме, скажем несколько слов об историческом опыте в целом. Целесообразно в «Стратегии» «оценить» исторический опыт России в сфере межнациональных отношений на всех этапах ее развития, независимо от форм правления и политических режимов. Объективность – то, что должно руководить помыслами авторов. И в древние времена, и в империи, и в СССР было то, что можно использовать сегодня. Точно так же, как и сегодня, и вчера, и в далекие времена допускались и допускаются ошибки. Однако о них если и говорить, то без пафоса, без слов типа «царизм», «большевизм», «тирания», «бандиты у власти» и тому подобное. Анализ исторического процесса показывает, что когда национальная, в смысле этническая политика была выверенной, продуманной, в интересах страны и народов, тогда и государство было прочно, и конфликтов не было, либо минимум.
В далеком прошлом допускались этнические сообщества в крупных городах. В СССР была несколько иная политика. В России же современной, представляется, опасным способствовать и даже допускать создание анклавов по этническому, этнорелигиозному признаку.
«Стратегия», видимо, должна корреспондироваться с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В ней есть «демографическая политика и политика народосбережения» - первая часть четвертого раздела, в которой – четвертое направление: управление миграционными процессами в целях снижения дефицита трудовых ресурсов. В пятом разделе «Развитие культуры и средств массовой информации» - третье направление: сохранение и популяризация культурного наследия народов России.
К слову сказать, в Концепции используются термины: «национальная конкурентоспособность», «национальная инновационная система», «национальная система технологий», «национальное хозяйство» (имеется в виду Россия). Как видим, даже хозяйство, - национальное (конечно, не в смысле «этническое»). Это все по тому же вопросу: о названии «Стратегии».
И последний аспект, который бы хотелось отметить. Стратегия – не Концепция. Как уже отмечалось, она понимается (не мною, а общепринято) как общий план, руководство. Из этого следует, что если и указывать механизм решения каких-то вопросов, то не детально, не нанося ущерб интересам национальной безопасности.
Использованные источники
- Конституция Российской Федерации. М., 2008.
- «Об обеспечении межнационального согласия». – Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 602 // Российская газета. 2012. 9 мая.
- Владимир Путин. Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России // Российская газета. 2012. 20 февраля.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1986.
- Словарь иностранных слов. – М.: Силин, 1996. Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2 / Национальный общественно-научный фонд / Руководитель научного проекта Г.Ю. Семигин; Гл. ред. В.Н. Иванов. – М.: Мысль, 2003.