М. В. Рахимова
Концепт популярной культуры в современной американской культурфилософии
Монография
УДК 008, ББК Ч 70/79
Рецензенты:
В. П. Крутоус, доктор философских наук, профессор
Т. В. Кузнецова, доктор философских наук, профессор
Рахимова М. В., Концепт популярной культуры в современной аме-риканской культурфилософии – М.: Изд-во «Этносоциум», 2010. – 208 с.
Книга позволяет расширить границы понимания популярной культуры как концепта, дает новый импульс к исследованию места популярной культуры в современном обществе, выводит проблематику популярной культуры на новый уровень философско-эстетической мысли, расширяя представление о месте и роли данного феномена в сфере теоретических работ второй половины XX - начала XXI веков. Популярная культура предстает как отдельный эстетико-культурный феномен, обладающий собственной концептуализацией, историей становления, семантикой, философско-эстетическим содержанием и функциональной средой применения. Популярная культура отождествляется в большей степени с традиционной культурой (фольклором), нежели с массовой культурой, в связи с чем, предлагается к рассмотрению термин «популор», объединяющий в себе эстетико-культурные особенности популярного и традиционного начала.
Книга адресована специалистам в области эстетики, культурологии, философии, социологии, студентам гуманитарных вузов и широкому кругу читателей.
© М. В. Рахимова, 2010.
© Международный издательский центр «Этносоциум», 2010.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 6 |
Глава I Философско-эстетический анализ основных концепций популярной культуры XX - начала XXI века | 18 |
1.1. Популярная культура как коммерческая культура, формирующая потребительский тип сознания | 19 |
1.2. Популярная культура как массовая культура | 28 |
1.2.1. Популярная культура и Поп - культура | 36 |
1.2.2. Популярная культура и Поп - Арт | 38 |
1.3. Популярная культура как контркультура | 41 |
1.4. Популярная культура как популярная Американская культура | 47 |
1.5. Популярная культура как глобальная, интегрирующая все известные культурные, социальные и эстетические уровни, культура | 55 |
1.5.1. Популярная культура как система художественных форм, которые характеризуются широкой популярностью, связаны с ценностями отдыха и развлечения | 63 |
Глава II Популярная культура как предмет эстетико- морфологического исследования | 69 |
2.1. Популярная культура: семантический анализ концепта | 69 |
2.1.1. Лингвистический разбор терминов «популярный» (popular), «массовый» (mass), «низовой» (low), «народный» (folk). Эстетико-культурный анализ значений концепта «популярная культура» | 69 |
2.1.2. Популярная культура и фольклор: корреляция двух понятий. От фольклора к «популору» | 78 |
2.2. Популярная культура: структурно-функциональный анализ концепта | 86 |
2.2.1. Элитарное - массовое - популярное: эволюция исследовательской мысли от идеи полярности к идее конвергенции в культуре и искусстве | 86 |
2.2.1.1. Промежуточные уровни в культуре и искусстве: проблемы теории | 94 |
2.2.2. Эстетико-культурная концепция культуры Герберта Гэнса: критический анализ | 98 |
2.2.3. Популярная культура в моделях культуры Уайта Макдональда, Дэниса Брогана, Эдварда Шилза: дихотомический подход | 109 |
2.2.4. Структура культуры Лоренса Левайна, Колина Маккейба, Оскара Хендлина и Рея Брауна: слияние элитарной и массовой культуры через концепт популярной культуры | 118 |
Глава III. Популярная культура как традиционная культура: эстетико-исторические особенности развития феномена | 127 |
3.1. Популярная (традиционная) культура Британии как генотип популярной культуры США: эстетико-исторические реалии | 128 |
3.1.1. Культура Британии XIV - начала XIX веков: формирование культуры «двух наций | 128 |
3.1.2. Особенности влияния «среднего класса» на дихотомию «элитарное - популярное (традиционное)»: социально исторический аспект | 134 |
3.1.3. Критика артефактов популярной (традиционной) культуры Британии XIV - начала XIX веков | 142 |
3.1.4. Влияние Реформации на эстетику популярной (традиционной) культуры Англии. «Библейская литература» | 150 |
3.2. Специфика становления популярной культуры в Соединенных Штатах Америки | 157 |
3.2.1. Истоки происхождения и особенности развития национальной культуры США. | 157 |
3.2.2. Прагматизм и утилитаризм как национальная философия США. Роль Фронтира в формировании эстетического мировоззрения американца | 164 |
3.2.3. Современная популярная культура США: эстетико- культурные особенности феномена | 172 |
Список источников и литературы | 182 |
Приложения | 203 |