КОНКУРС
на лучшую научную и научно-публицистическую работу по теме: Молодежная политика. 
Цифровая экономика и регионоведение.

Текущий номер

Хитарова И. Ю. "Вторичная информация как феномен современной культуры"

Хитарова И.Ю.

канд. пед. наук,

ст. науч. сотрудник

ГУК ГМП «Исаакиевский собор»

Вторичная информация

как феномен современной культуры

Начало нового тысячелетия знаменуется рождением нового типа общества — информационного, где основным стратегическим ресурсом является уже не капитал, а информация. Новые средства связи, Интернет, и другие технические достижения нашей эпохи создали предпосылки отчуждения информации от ее первоисточника. Виртуальные музеи, растиражированные копии известных художественных произведений, римейки картин и многие другие информационные явления «второго порядка» уже стали частью нашей жизни. Воплощение информации в новом качестве процесс сложный и неоднозначный, но во многих случаях идеи и образы, воплощенные в новом качестве становятся зерном, которое прорастает и расцветает новым культурным феноменом или произведением искусства.

Однако современные источники информации – это не только средство получения фактического естественнонаучного знания, это и база удовлетворения личных информационных потребностей индивида. В книгах, в газетах и журналах, в том же Интернете человек ищет информацию, имеющую для него особую субъективную окраску, а именно то, что могло бы удовлетворить его эстетические потребности, способствовало бы его личным взаимоотношениям с другими людьми, помогло бы решить некие моральные дилеммы и, в конечном счете, способствовало самореализации и личному счастью индивида.

Нет ничего сложнее духовного мира человека. Величайшие умы человечества меняли свои эстетические взгляды, обращаясь к творчеству великих писателей, художников и философов. Может ли обычный человек без специальной подготовки обладать квалификацией и навыками, достаточными для того, чтобы выявить, диагностировать и удовлетворить личные информационные потребности в духовной сфере? Скорее всего, нет, «самородки» в мировой культуре остаются до сих пор явлением уникальным. Как же решается этот вопрос на практике?

Исторически сложилось, что между уникальным, первичным, достоверным знанием и восприятием обычного, не имеющего специальной подготовки человека перекинут своего рода «мостик». Этот мостик – популярная, не слишком значимая по своему объему и не всегда достоверная, но доступная и легкоусвояемая информация, своего рода информационный продукт «быстрого приготовления». Сюда относятся краткие пересказы известных книг, популярные аранжировки классических музыкальных произведений, репродукции картин и многое другое. Духовные и нравственные потребности человека в этом смысле удовлетворяются популярными «психологическими» брошюрами, лженаучными «трудами» или, в лучшем случае, кратким пересказом известных авторов. Учитывая определенную «избалованность» современного человека в стороне от производства «массового продукта» не остается никто. С одинаковой легкостью популярные брошюрки печатаются коммерческими фирмами, научными институтами и культовыми учреждениями.

Изначальное значение упрощенной, популярной информации носит общественный характер. Именно благодаря ей, человек приобретает знания и навыки, необходимые ему для освоения более сложного информационного продукта. До тех пор, пока ретрансляция информации была сопряжена с определенными фактическими трудностями (отсутствие письменности, отсутствие печати, сложность пересылки и т.п.), соотношение первичной, достоверной информации и упрощенной, популярной информации было пропорциональным – объем «популярных сведений» не превышал количество достоверных первоисточников.. Более того, рискнем утверждать, что первоначально существовала определенная «доминанта» первичных источников. К примеру, кто бы в средние века стал переписывать вручную многостраничный источник, если его содержание не представлялось достоверным и значимым?

Да, это представление могло быть субъективным. Последующие века могли полностью изменить мнение о достоверности этой информации. Среди современников могли возникать дискуссии о важности ретрансляции того или иного знания. Но ситуация, когда недостоверная информация занимает огромные информационные пространства, подавляя собой первоисточник, стала возможна лишь в наши дни, когда бесконечно упростились процедуры копирования и передачи информации. Отсюда и анекдот: «Кто такой Бах? Мужик, который пишет музыку для наших мобильников».

Можно было бы сказать, что перерождение культурной информации в новом качестве процесс для культуры не новый. Например, сюжет известной басни «Ворона и Лисица» как минимум четыре раза переходил от автора к автору и кто бы не актуализировал его – Эзоп, Лафонтен, или Крылов, благодаря таланту авторов, идея была сохранена и адаптирована к восприятию в разных культурных и исторических условиях. Однако, и это в данном случае крайне важно, у баснописцев на это ушли столетия, а сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда практически любаяпривлекательная идея тут женачинает плодить своих подражателей, аранжировщиков и просто плагиаторов. Причем их произведения мгновенно распространяются по всему миру и нередко также становятся объектами подражания или вольной интерпретации. Например, давно ли на прилавки попал модный роман «Код да Винчи»? Сегодня в любом магазине лежат уже десятки книг-последователей от «Тайны да Винчи» до «Кота да Винчи», не говоря уже о фильме, компьютерной игре и т.п. вещах.

Почему же привлекательные идеи растут как на дрожжах? Думается, что дело здесь не только в скорости и широте передачи данных. Есть еще одна, немаловажная особенность информационного общества, принципиально отличающая его от других эпох. И особенность эта связана с восприятием времени. Чтобы чувствовать себя достаточно социализированным, сегодня от человека требуется немало – нужно обладать элементарными навыками обращения со сложной техникой, хорошо владеть речью (причем желательно многоязыковой), иметь представления о коммуникативных технологиях, экономических процессах и многом другом. На приобретение этих знаний требуется время. А развитие технологий делает процесс обучения практически беспрерывным – знание, годное для вчерашнего дня, сегодня может устареть. Причем, что интересно, увеличивается скорость устаревания не только быстроменяющихся, технологических знаний, но и таких, казалось бы стабильных систем, как язык. В качестве примера, можно привести интервью артистов театра «Современник» во время подготовки к повторной постановке популярного несколько десятков лет назад спектакля «Пять вечеров» по пьесе А.Володина. По историческим меркам прошло совсем немного времени, живы многие участники и организаторы первых постановок, но манера речи героев современным артистам уже кажется архаичной, требующей специальных усилий для ее восприятия и передачи.

Быстрое обновление информационной сферы, необходимость постоянного обучения новым навыкам обращения с информацией, создают ситуацию дефицита времени. Человеку хочется не только успеть освоить необходимую информацию, но и использовать ее в своей продуктивной деятельности, а кроме того, включить результат своего интеллектуального труда в информационный оборот раньше, чем он потеряет актуальность и новизну.

Увеличение скорости информационного обмена, не может не влиять на процесс анализа информации, который в данном случае, сокращается. Как бы ни был дотошен автор или исследователь, он не может позволить себе затратить на оценку информации время большее, чем естественная скорость информационного оборота в той сфере, где он работает. Для журналиста этот период может быть ограничен часами или даже минутами. Для специалиста в области электроники неделями или месяцами и т.п. Да и литератор оказывается под «прессом» резко меняющейся коньюнктуры рынка, если, конечно, работает а не просто «ради искусства» а и в надежде хоть на какой-то реальный гонорар. Естественно, что такая поспешность отрицательно сказывается на качестве и достоверности циркулирующей в обществе информации.

Россия всегда гордилась своей духовной культурой, которая отличалась нравственной глубиной. Почти каждый русский писатель-классик – это, прежде всего, философ, осмысливающий окружающий мир, переживающий за судьбу своей родины и ищущий пути к добру и справедливости. Эту мысль можно сформулировать в три строки, но ее нельзя в таком объеме довести до ума и, главное, до сердца человека. И поэтому никакие «сокращения» и «упрощения» не заменят нам то, что несет истинно достоверная оригинальная «первичная» информация.

Культурный и исторический опыт человечества – это не набор идей, фактов и произведений искусства, а, в первую очередь, некое духовное пространство, с помощью особых художественных средств и уникальных исторических раритетов сохраняющее сам дух отечественной культуры, яркой, многонациональной и вместе с тем самобытной и неповторимой. Духовному знанию нельзя обучить, оно должно быть воспринято и освоено всем многообразием чувств и эмоций человека, и это делает его особенно уязвимым при получении и передаче. Невозможно достоверно скопировать выдающуюся картину, со стопроцентной точностью исполнить классическое музыкальное произведение или передать свои ощущения от посещения известного исторического памятника. Духовное знание является настолько тонкой материей, что сам процесс его передачи становится актом творчества, сочетающим в себе самобытность самого творца и интерпретатора, который, как это бывает с известными певцами и дирижерами, по сути, становится творцом. Если адекватная передача фактической информации является нормой, то применительно к информации культурно-исторической каждый акт ее достоверной передачи есть явление уникальное. Понять Толстого или почувствовать музыку Баха – это не просто работа ума, а событие в духовной жизни человека, нередко оказывающее самое существенное влияние на всю его дальнейшую жизнь.

Процесс приобщения человека к культурным ценностям общества непосредственно связан с его личностным развитием. «Окультуривание» как передача фактов культурной жизни в этом смысле не может рассматриваться как истинная передача культурно-исторического знания. Такое знание может получить лишь сам человек, в следствии актуализированной в нем потребности восприятию и осмыслению культурных явлений и процессов. Эта задача, непростая и для предыдущих поколений, в условиях качественного изменения информационной сферы приобрела принципиально новое звучание.

Через всю историю человечества прошли непреходящие ценности культуры. Однако, наряду с общечеловеческими, признанными идеалами, отраженными в трудах великих мыслителей и величайших произведениях искусства, всегда существовали и актуальные эстетические, нравственные или этические ценности, которые отражали специфику конкретного времени, конкретной социально-культурной ситуации. Любая социально-культурная эпоха представляет из себя конгламерат непроходящих культурных ценностей с актуальными, угасающими, развивающмимся или зарождающимися ценностями конкретной эпохи.

Духовный путь каждого человека индивидуален. Нет и не может быть абсолютно универсальных средств «гуманизации». И хотя на протяжении истории человечества такие социальные институты, как учебные заведения и церковь брали на себя значительную нагрузку по формированию духовных потребностей человека, свой путь к духовному просвещению каждый человек должен пройти сам. Единственное, что может и должно обеспечить ему государство – доступность первоисточников и минимально необходимый для их освоения уровень знаний. На современном этапе развития общества важнейшим элементом обучения является приобретение навыка отбора и оценки информации в соответствии с объективными потребностями индивида. Если большинство членов общества в состоянии относительно объективно определить свои информационные потребности и обладает возможностью и навыком удовлетворять их с помощью достоверной первичной информации, можно утверждать, что такое общество обладает высокой степенью информационной безопасности духовной сферы. Члены такого общества адекватны в своих действиях, т.е. при совершении их учитывают историко-культурный опыт предыдущих поколений, что самым существенным образом влияет на формирование таких качеств, как гуманизм и патриотизм. Человечество тысячелетиями вырабатывало духовные ценности, признание которых в современном мире уже вышло за рамки отдельных социумов. Борьба за права человека, демократические идеалы – это базис, на котором сегодня формирует свои взгляды и поступки современное человечество. А понимание природы и исторических предпосылок формирования этого базиса – важнейшее условие его восприятия.

Издательство осуществляет публикацию основных научных результатов на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.
Мы издаем книги, монографии, авторефераты, учебные пособия.