КОНКУРС
на лучшую научную и научно-публицистическую работу по теме: Молодежная политика. 
Цифровая экономика и регионоведение.

Текущий номер

Хитарова И. Ю. "Музей в системе сохранения достоверной культурно-исторической информации"

Хитарова И.Ю.,

ст. науч. сотр.

ГУК ГМП «Исаакиевский собор»

канд. пед. наук

Музей в системе сохранения достоверной культурно-исторической информации

 

Представление о приоритетных задачах музейного учреждения складывалось в нашей стране на протяжении многих десятилетий. На заре своего становления музеи в России воспринимались как хранилища раритетных и уникальных вещей, но со временем большее значение стала приобретать их образовательная и просветительная функция. Постепенно концепции монологического воздействия музея на аудиторию уступили место концепции коммуникационного подхода.

Сегодня уже очевидно, что по-настоящему реализовать свои задачи музей может только через диалог с посетителем. Необходимо помнить, что приходящие в музей люда это не безликая масса экскурсантов, а совокупность личностей, каждая из которых имеет свои потребности и интересы. Удовлетворение этих интересов и потребностей неотъемлемая часть музейной работы без которой не могут быть решены ее задачи по сохранению и передаче достоверной культурно-исторической информации.

Очевидно, что достоверность циркулирующей в обществе информации играет огромное значение не только для общества в целом, но и для каждого конкретного человека в частности. «Сценарные вирусы» описанные в работах Э.Берна, М.Е.Литвака и многих других, есть ничто иное, как элементы недостоверной, искаженной, вторичной информации. Неадекватность действий человека вызывается неадекватностью его представлений о себе самом и окружающем мире. Человек переоценивает или недооценивает те или иные из своих качеств, пытается следовать стереотипам поведения неприемлемым для реальной жизни, просто уходит в собственный «виртуальный мир».

Возьмем к примеру увлечение «пустым знанием», мистикой. Как правило, такое увлечение означает, что человек сильно «оторвался» от реальности и не имея необходимой для удовлетворения его потребностей информации пользуется легкодоступными «заменителями». По сути, это конечно форма «моральной наркомании».

Увлечение информационными технологиями сегодня рассматривается многими специалистами также как форма «моральной наркомании», много говорится и пишется об уходе человека в виртуальную реальность. Вероятно, вопрос о взаимоотношениях человека и информационного общества вообще, и человека и виртуальной реальности в частности, сегодня самый популярный не только в среде педагогов, психологов и философов, но и в среде представителей естественно-научных дисциплин. Человек нового, информационного общества - это совершенно новый и ранее не изучавшийся вид посетителя музея, изучению которого сегодня уделяется не мало внимания. И дело здесь не только и не столько в самих технологиях, как в том, как эти технологии влияют на сознание и потребности человека.

Прогнозы о том, как информационные технологии повлияют на жизнь человека строились давно. Однако, как это нередко бывает, реальность получилась несколько иной. Е.П.Белинская отмечает: «…за онтологическое основание своих концепций классики теорий информационного социума, такие как Д. Белл, О. Тоффлер, А. Турен, брали не объективную реальность, а отношения человека с ней, иными словами - субъективную переработку информации об этой реальности.

Однако оказалось, что формирующееся информационное общество характеризуется не только и не столько расширяющимися возможностями накопления и переработки информации (как это представлялось классикам), сколько новыми формами коммуникации…» 1

Иными словами, прогнозы строились на основе формально-логического анализа и не учитывали субъективных последствий развития информационных технологий - тех последствий, которые она окажет на душу и мироощущение человека. В конечном же итоге, именно эти последствия и оказались наиболее значимыми. Следует отметить, что на наш взгляд, одной из основополагающих причин несоответствия прогнозирования будущего и реальности, изпокон веков как раз и являлось неумение воспринимать прогресс не только как научно-техническое, но и как нравственно-духовное явление. Человечество щедро фантазирует на тему о том, какие машины и механизмы могут быть созданы человеком в будущем, но достаточно осторожно относится к возможности того, что измениться может сам человек. Он может начать активнее пользоваться богатейшими возможностями своего мозга, развить необычные способности, совершенствовать интуицию и т.д. Однако для нашего времени, под понятие «прогресса» все еще в большей степени понимается «прогресс среды» т.е. изменения в природе и технологиях ее освоения, нежели «прогресс человека».

Мы же, придерживаемся той точки зрения, что любые общественные изменения, происходящие вследствие динамика культурно-исторического процесса определяются, в первую очередь, значительным влиянием на личность человека и именно это влияние и является первичным по отношению ко всем другим изменениям и преобразованиям. Более того, на наш взгляд, накопляемая человечеством информация не столь значима, как изменение информационных потребностей человека. Последний тезис можно обосновать следующим образом. Как уже говорилось ранее, любая информация циркулирующая в человеческом обществе поступает в него не в «чистом» виде, а через того или иного субъекта-интерпретатора - ученого, художника, писателя и т.д.

Интересная особенность. Профессии, традиционно связанные с «внесением» информации в общественный оборот традиционно воспринимаются в обществе как «престижные», «интересные» и «популярные» в отличие от профессий, способствующих производству материальных благ. Успешные представители этих профессий субъективно оцениваются как «культурные» и «прогрессивные» люди. Другую группу крайне престижных, но «менее интересных» профессий представляют те, что связаны с управлением обществом - политики, юристы, крупные представители бизнеса. По сути, их задача состоит в ранжировании уже имеющихся концептов. Соответственно и представители этих профессий субъективно оцениваются как «благополучные» и «консервативные» люди.

Таким образом, получение обществом информации всегда связано с конкретным субъектом-интерпретатором, причем признание личности в этом качестве есть, с позиции современного человечества, высшая форма признания человека вообще. (Речь идет о выдающихся представителях искусства, ученых, знаменитых писателях). «Субъективный фактор» влияющий на все без исключения виды получаемой человечеством информации оказывает двойственное влияние. С одной стороны, он способствует определенному отбору информации уже на стадии ее первичного восприятия, с другой стороны - оказывает значимое влияние на субъекта восприятия. Грубо говоря, человек не может вступить в контакт с принципиально новой для него информацией, не претерпев никаких внутренних изменений. Если сравнить разум человека с компьютерной программой, то надо сказать, что эта программа постоянно совершенствуется и любой, даже весьма незначительный приток новой информации приводит к определенным структурным изменениям во внутреннем мире человека. Эти изменения находят свое отражение и в эмоциональном восприятии, и в мышлении, и в предметной деятельности человека. То есть, в первую очередь идет прогресс человека и прогресс общества. Взаимосвязь и взаимозависимость этих процессов определяют сегодняшнюю ситуацию в музейном деле.

Отличительной особенностью деятельности современного музея является понимание «уравновешенности» позиций всех участников музейной коммуникации. Основываясь на исследованиях аудитории музея, экскурсоводы, например, Исаакиевского собора стараются строить общение с посетителями на принципах диалога, что позволяет в максимальной степени удовлетворять потребности посетителей музея. Ежегодно музей «Исаакиевский собор» проводит от 52 до 59 тысяч обзорных и тематических экскурсий, поддерживает контакты более чем с 500 школами, 110 средними специальными и высшими учебными заведениями, 80 подростковыми клубами. Специалисты музея проводят лекции и творческие встречи, посвященные актуальным проблемам мировой и отечественной культуры, оказывают шефскую помощь преподавателям истории и эстетики в школах и профессиональных училищах, консультируют общественных организаторов экскурсий. Основная цель всех этих мероприятий - максимально полная реализация функций музея как социального учреждения, т.е. учреждения, чья деятельность непосредственно направлена на решение важнейших социальных задач передачи и популяризации первичного культурно-исторического знания. При этом особое значение имеет понимание того факта, что только осознание каждым конкретным человеком личностной значимости получения первичных культурно-исторических знаний может привести к качественному улучшению в духовной сфере жизни общества.