КОНКУРС
на лучшую научную и научно-публицистическую работу по теме: Молодежная политика. 
Цифровая экономика и регионоведение.

Текущий номер

Хитарова И. Ю. Методика включения музея в систему информационной безопасности социально-культурной сферы

Хитарова И.Ю.

канд.пед.наук,

Ст.науч. сотрудник ГУК ГМП «Исаакиевский собор»

Методика включения музея в систему

информационной безопасности

социально-культурной сферы

Формирование информационного общества значительно меняет ситуацию в отношении сохранения, исследования и использования историко-культурного наследия. Актуализируются вопросы, связанные с отбором, систематизацией и передачей культурно-исторической информации. Становится очевидной зависимость эффективности музейной деятельности от качества ее информационного обеспечения. Расширяются социальные функции музеев, становящихся в новом информационном обществе не просто хранителями уникальных раритетов, но гарантами сохранения достоверных культурно-исторических знаний.

Расширение процесса информатизации, наряду со своей положительной стороной, заключающейся в обеспечении широкого доступа пользователей к сокровищницам гуманитарной культуры, имеет и отрицательные последствия. Подвергаясь неконтролируемому информационному воздействию, объекты социально-культурной сферы утрачивают значительную часть своей достоверности, теряют драгоценные фрагменты оригинального культурно-исторического опыта человечества. Тем самым нарушается социальное взаимодействие, дестабилизируется функционирование социально-культурных систем, понижается роль культурно-исторического опыта в развитии общества.

Таким образом, наряду с охраной материальных объектов культуры – памятников, раритетов и т.п., встал вопрос об информационной безопасности духовной сферы в целом, обеспечении целостности, достоверности и доступности культурно-исторической информации в современном обществе. Музей как особое явление культуры, аккумулирующее и распространяющее огромные объемы информации, не может оставаться в стороне от этого процесса. Необходимо осмыслить его роль как объекта и объекта информационной безопасности в условиях нового, информационного общества.

Методика включения музея в систему информационной безопасности социально-культурной сферы, включает в себя два основных взаимосвязанных элемента:

1. Методику обеспечения безопасности музея как информационной системы

2. Методику обеспечения информационной безопасности средствами музея.

 

Первая часть единого методического комплекса рассматривает музей как объект информационной защиты. Она определяет пути и средства обеспечения безопасности музея как информационной системы. Второй элемент методики опирается на возможности музея как субъекта информационной безопасности. Им определяются возможности использования средств музея в обеспечении задач информационной безопасности социально-культурной сферы.

Международным союзом музеев (ICOM) принято определение, согласно которому современный музей как информационная система выполняет следующие социальные функции:

1. документирование исторического процесса;

2. хранение;

3. экспонирование.

В этой связи всю деятельность музея можно представить как неразрывный информационный процесс, начинающийся получением информации из внешней среды и завершающийся ее внедрением во внешнюю среду в виде отобранного, сохраненного и атрибутированного экспоната.

Музей является сложившейся информационной системой. Возможность реализации социально-педагогической и других функций музея требует не сохранения этой системы. Безопасность музея как информационной системы предполагает решение задач целостности, конфиденциальности и доступности музейной информации. При этом:

- под целостностью музейной информации понимается сохранение ее исконного исторического смысла, в контексте причинно-следственных связей с другими объектами культурного наследия;

- под конфиденциальностью музейной информации подразумевается обеспечение ее сохранности в музее;

- под доступностью музейной информации подразумевается возможность ознакомления с ней широких слоев населения.

Cследует отметить, что данная методика не стремится охватить весь спектр юридических, военно-политических, экономических и т.п. проблем, вытекающих из вышеперечисленных задач информационной безопасности. Ее основная цель – выявление элементов системы информационной безопасности музея, реализуемых в рамках средств и методов социально-культурной деятельности.

На всех этапах функционирования, музей подвергается различным видам информационных угроз. По типу и содержанию эти угрозы можно классифицировать следующим образом:

1. По объекту угрозы:

- угрозы материальным объектам (экспонатам, имуществу музея)

- угрозы содержанию музейной работы (навязывание идеологии, и т.п.)

2. По субъекту угрозы:

- преднамеренное и непреднамеренное вредительство частных лиц;

- действия преступных группировок;

- последствия стихийных бедствий;

- международные диверсии, терроризм;

- деструктивная государственная политика (утрата фондов, идеологический диктат);

- поглощение внешней информационной средой, с нарушением изначальной сущности музейной системы.

3. По типу влияния на объекты информационной системы музея:

- угрозы разрушения, уничтожения (самих материальных объектов или связанной сними информации);

- угрозы искажения, адаптации, модификации;

угрозы доступа (нарушение системы хранения / недоступность для просмотра)

Учитывая, что охрана материальных объектов музея является задачей органов правопорядка, МЧС, пожарной охраны и т.п., данная социально-педагогическая методика ориентирована только на угрозы нематериального характера, связанные с содержанием музейной работы.

Основные компоненты методики включают в себя обеспечение:

- документирования исторического процесса, пополнения музейной системы новой информацией;

- достоверности и полноты поступающей информации;

- количества и периодичности поступающей информации;

- сохранности информации, недопущения утраты достоверных целостных сведений об объектах хранения;

- доступности информации (доступности для специалистов, защищенности от несанкционированного влияния).

- качества экспонирования, сохранения изначального историко-культурного содержания экспонатов.

Используемые в реализации поставленной задачи методы можно разделить на три основные группы:

- обеспечения достоверности информации (социально-педагогические методы диагностики и контроля);

- организации доступа к информации (методы организации социально-педагогического взаимодействия);

- обеспечения сохранности информации (организационные и организационно-распределительные методы).

И две вспомогательные:

- обеспечения документирования исторического процесса

- обеспечения контроля за количеством и доступом поступающей информации.

Результатом внедрения методики обеспечения безопасности музея как информационной системы, является эффективность его функционирования как информационной системы и успешная реализация его функций в обществе.

 

Вторая часть единого методического комплекса, рассматривает музей как субъект информационной безопасности.

Музей, как сложившаяся, целостная и проверенная временем информационная система имеет огромны опыт работы с достоверной информацией. Музей отбирает, систематизирует и экспонирует документы эпохи, тем самым обеспечивая сохранность историко-культурного наследия. Включение музея в единую систему информационной безопасности позволяет в полной мере использовать опыт и средства музейного учреждения применительно ко всей социально-культурной сфере. Определение конкретных этапов реализации данной цели, является основным содержанием «Методики обеспечения информационной безопасности средствами музея».

В рамках данной методики не ставится задача охватить все юридические, военно-политические, экономические и т.п. аспекты информационной безопасности. Сфера ее применения ограничивается совокупностью актуальных проблем социально-культурной сферы.

Прежде всего, рассмотрим угрозы информационной безопасности социально-культурной сферы.

Угрозы информационной безопасности РФ перечислены в «Доктрине информационной безопасности» и других концептуальных документах, принятых президентом и правительством РФ. Данная методика предлагает следующую классификацию угроз социально-культурной сферы:

1. По объекту:

- угрозы материальным объектам;

- угрозы духовным ценностям;

2. По субъекту:

- Деструктивные действия отдельных лиц и организованных преступных групп, направленные на незаконное присвоение ценностей культуры с целью последующего обогащения;

- Преднамеренные действия частных лиц и групп, направленные на разрушение или искажение достоверной социально-культурной информации. В основе подобных действий может быть как психологическая неполноценность отдельного индивида, так и негативные явления экстремизма и терроризма.

- Искажение и разрушение историко-культурного наследия в следствии халатности, неосознавания его общественной значимости;

- Целенаправленное влияние на социально-культурную сферу со стороны враждебных систем, с целью разрушения нравственной составляющей общества (информационные атаки, информационные войны).

- Искажение и нарушение целостности информации об историко-культурном наследия в целях коммерциализации социально-культурной сферы.

- Искажение историко-культурного контекста представляемой социально-культурной информации в целях продвижения идеологии отдельных социальных институтов.

3. По типу влияния на объекты информационной системы музея:

- угрозы разрушения материальных объектов и духовных ценностей;

- угрозы искажения, адаптации, модификации социально-культурной информации;

- угрозы доступа (недостаточная система защиты от внешнего влияния / недоступность для ознакомления широкой публикой)

Перечень возможных информационных угроз социально-культурной сферы достаточно велик. Поэтому данная методика не ставит перед собой задачи, решение которых находится в сфере компетенции армии, юриспруденции и экономической политики государства . Данная методика ориентирована только на обеспечение защиты от угроз социально-педагогического характера, определяемых:

1. Нарушением целостности и достоверности циркулирующей в обществе социально-культурной информации;

2. Разрушением значимой культурно-исторической информации.

3. Недоступностью достоверной историко-культурной информации на фоне доминирования вторичных, недоброкачественных сведений;

Методика обеспечения информационной безопасности средствами музея, содержит три основных этапа.

1. Первый этап определяется возможностями музея как учреждения, документирующего исторический процесс. Реализуя эту функцию музей обеспечивает накопление целостного и достоверного историко-культурного наследия. Обеспечивая отсутствие информационных лакун в общественном сознании, музей тем самым, препятствует их заполнению недостоверными сведениями.

Условием реализации данного этапа является:

-регулярное пополнение музейных фондов;

- активизация деятельности музеев как научных учреждений;

- тесное сотрудничество музеев со средствами массовой информации, учреждениями науки и культуры, обеспечивающее регулярное поступление новой историко-культурной информации;

- освоение и постоянное совершенствование современных методов атрибуции музейных экспонатов и систематизации музейной информации;

- мониторинг внешней информационной среды музея, направленный на выявление текущего состояния социально-культурной сферы и актуальных информационных потребностей граждан (в области освоения историко-культурного наследия).

2. Второй этап определяется опытом музея, как хранителя целостного историко-культурного наследия. Реализуя эту функцию музей обеспечивает сохранение достоверной социально-культурной информации.

Условием реализации данного этапа является:

- освоение и постоянное совершенствование современных методов хранения музейных экспонатов и музейной информации;

- контроль за соблюдением соответствия экспоната и его атрибуции;

- контроль за соблюдением целостности информации об историко-культурном наследия и недопустимости его искажения в коммерческих и других целях;

- контроль за соблюдением историко-культурного контекста представляемой социально-культурной информации и недопустимости его искажения в целях продвижения идеологии отдельных социальных институтов;

- предоставление музею полномочий по контролю за представлением хранимой музеем значимой историко-культурной информации в СМИ и Интернет.

3. Третий этап определяется опытом музея как учреждения, обладающего опытом передачи (экспонирования) достоверного целостного историко-культурного наследия. Реализация этой функции обеспечивается уникальной особенностью музея как учреждения, обладающего синергетическим эффектом, позволяющим использовать в его деятельности все существующие виды информации. Музей не только отбирает и бережно сохраняет образцы культурного наследия человечества, но и способен передавать хранимую ими информацию в максимально удобной для восприятия человека форме.

Условием реализации данного этапа является:

- Расширение средств и методов музейной работы, широкое использование визуализации, театрализации и т.п. в процессе экспонирования достоверного культурно-исторического наследия;

- Тесное сотрудничество с учреждениями культуры, внедрение средств и методов музейной педагогики;

- Активизация межмузейного обмена и сотрудничества с другими учреждениями культуры в целях максимально широкого представления достоверной социально-культурной информации;

- Сотрудничество со средствами массовой информации, направленное на популяризацию значимого культурно-исторического наследия и ликвидацию недостоверных коммерческих информационных продуктов;

- Взаимодействие с книгоиздательской сферой, ориентированное на обогащение книжного рынка высококачественной культурно-исторической литературой;

- Освоение современных информационных технологий с целью их наиболее полного использования в целях популяризации достоверного культурно-исторического наследия;

- Взаимодействие с различными правоохранительными учреждениями и другими институтами, ориентированными на обеспечение задач информационной безопасности, в рамках проводимых ими профилактических мероприятий. (Проведение тематических выставок, программ, конкурсов и т.п.)

- Мониторинг влияния проводимых музейными средствами мероприятий на состояние и развитие информационной составляющей социально-культурной сферы.

Учитывая широкий спектр решаемых в рамках данной методики задач, при ее реализации должен быть использован широкий спектр исследовательских, диагностических, профилактических, организационных, обучающих, воспитательных и т.п. методов.

Результатом внедрения данной методики является расширение общественной функции музея и обогащение системы информационной безопасности качественными и апробированными средствами обеспечения отбора, систематизации и распространения целостной и достоверной историко-культурной информации.

Подводя итог, выделим основные аспекты, определяющие информационную безопасность музея:

− обеспечение документирования исторического процесса, пополнение музейной системы новой информацией;

− достоверность и полноту музейной информации, обеспечиваемую научно-обоснованной и систематизированной деятельностью музея как научного учреждения;

− сохранность музейной информации, рассматриваемую в широком смысле не только как сохранность материальных носителей культурно-исторической информации, но и как бережное отношение к эмоционально-образной составляющей музейной среды, позволяющее реализовывать синергетический эффект музейного учреждения.

− качество и эффективность влияния музейной информации на информационную сферу в целом, влияющее на обеспечение ведущей роли достоверного культурного наследия и культурных ценностей в регуляции процессов массового сознания;

- обеспечение соответствия экспоната и его атрибуции и недопустимости его искажения в коммерческих и других целях;

- сохранение историко-культурного контекста представляемой информации и недопустимости его искажения в целях продвижения идеологии отдельных социальных институтов;

- широкое использование визуализации, театрализации и т.п. в процессе экспонирования достоверного культурно-исторического наследия, с целью максимально полного использования синергетического эффекта музея и как следствие, наиболее адекватной передачи достоверной культурно-исторической информации;

- межмузейный обмен и сотрудничество с учреждениями культуры, образования, СМИ в целях более полного и достоверного представления достоверного культурно-исторического наследия;

- Использование современных информационных технологий в целях популяризации достоверных культурно-исторических знаний и недопущения широкого распространения недостоверной культурно-исторической информации.

В целом, данная методика ориентирована на принципиально новый подход к проблемам обеспечения информационной безопасности, а именно, рассмотрению их в аспекте развития музея. Музей, сегодня представляет собой организацию взаимодействия значительной части населения с историко-культурным наследием. По мнению ряда авторов, основой культурной революции ХХ столетия как раз и стал переход от восприятия культуры как системы самодостаточных образцов, к пониманию ее особого значимого влияния на все стороны человеческой жизни. Это обусловило постепенную трансформацию музея из хранилища ценных и редких вещей в центр хранения и пропаганды первичной культурно-исторической информации, т.е. того основополагающего знания, которое играет ведущую роль в существовании и развитии современного общества. Чрезвычайно важен синергетический потенциал системы музейной информации, который позволяет интегрировать все виды визуальной, вербальной, а в ряде случаев, и тактильно-осязательной, обонятельной и интуитивной информации. Музей дает возможность в полной мере использовать всю силу изобразительного искусства подкрепленного словом, музыкой и другими средствами воздействия. Синергетический потенциал воздействия современного музея позволяет оживить первичную информацию, сделать ее максимально доступной, тем самым обеспечиваю ее доминирующую роль в информационном пространстве социально-культурной сферы. Используя возможности музея в образовательном процессе, можно апеллируя к эмоциональной и интеллектуальной сфере учащегося направить его на поиск качественного, первичного знания, научить самостоятельно оценивать и использовать первоисточники, сформировать в нем способность к производству «значимого». Особенно важен этот вопрос в сфере передачи культурно-исторической информации. «Окультуривание» как передача фактов культурной жизни в этом смысле не может рассматриваться как истинная передача культурно-исторического знания. Такое знание может получить лишь сам человек, вследствие актуализированной в нем потребности восприятию и осмыслению культурных явлений и процессов. Эта задача, непростая и для предыдущих поколений, в условиях качественного изменения информационной сферы приобрела принципиально новое звучание. Наряду с необходимостью обеспечения доступности культурного наследия, возникла проблема обеспечения идентичности культурно-исторического знания его первоисточникам. И осознание этой проблемы сегодня является необходимым условием успешности любого социально-педагогического процесса, направленного на передачу достоверной социально-культурной информации.

Наши сегодняшние представления о системе обеспечения информационной безопасности не должны ограничиваться общепринятыми формально-юридическими стандартами, а должны быть ориентированы на будущее. Не только правительственные органы и учреждения, но и весь спектр учреждений науки и культуры должны занять свое место в системе обеспечения информационной безопасности России. Целесообразно выявить социальные институты, которые в силу своей природы строятся на первичной информации. Необходимо изучить опыт их работы и возможность использования этого опыта в новых условиях и на качественном новом уровне. Сконцентрировать внимание на механизмах обеспечения достоверности информации, изучить традиционные методики сохранения и передачи опыта и знаний и выявить возможность их использования в современных условиях.

В современном обществе, как никогда ранее, актуализирована потребность в достоверной культурно–исторической информации, и соответственно возрастает значение социальных институтов, которые в силу своей природы строятся на первичной информации. Не только музей, но и другие учреждения культуры и образования, обладающие значимым потенциалом влияния на информационную ситуацию в обществе, могут принять на себя функцию обеспечения информационной безопасности в сферы культуры. Изучение их возможностей в данной сфере и создание соответствующих методик должно стать предметом отдельных исследований.