КОНКУРС
на лучшую научную и научно-публицистическую работу по теме: Молодежная политика. 
Цифровая экономика и регионоведение.

Текущий номер

Калинина К.В., Рябова Е.Л. Право народов на самоопределение: проблемы реализации

Данная статья предполагает открыть дискуссию на тему «право народов на самоопределение»

 

Калинина К.В.
доктор исторических наук, профессор кафедры национальных
и федеративных отношений РАНХиГС при Президенте РФ
Рябова Е.Л.
доктор политических наук, профессор,
главный редактор международного издательства «Этносоциум» / «Культура Мира»

 

Право народов на самоопределение: проблемы реализации

 

Право народов (наций) на самоопределение – универсальный принцип международного права, имеющий свое отражение в международной правовой системе о правах и основных свободах человека.

Обратиться к анализу функционирования принципа «права наций на самоопределение» на современном этапе вынуждают наличие имеющихся проблем, противоречий, двойных стандартов в его практической реализации.

Следует отметить дискуссионный характер толкований понятий права «народов» и «наций». По мнению Р. Осборна понятие «народ» носит региональный характер и отражает интересы ряда народов того или иного региона. Понятие «нация» основывается на обстоятельстве исторического проживания конкретного народа и имеет этническое значение на данной территории. В нашем традиционном понимании понятия «народ» и «нация» употребляются зачастую как идентичные и имеют, применительно к регионам, прежде всего этническое значение, что конкретизирует в данном случае наше понимание употребляемого в международных документах применение понятия «народ».

Нарастающие противоречия, актуализирующие проблему, особо заметными стали в последние десятилетия после распада СССР и формирования национальных государств на основе бывших союзных республик, сопровождавшимися межнациональными конфликтами на этнической основе.

Наиболее очевидно, что конфликты возникали там, где национально-государственные образования определялись по границам, не учитывающим наличие исторически сложившихся ареалов проживания других этнических групп и их особенностей. Включение их в национальные государства в качестве меньшинства, т. е. политически не доминирующих, не основных по отношению к государствообразующему (титульному) народу, следовательно, с пониженным социально-политическим статусом со всеми вытекающими из этого проблемами, стал предпосылкой и основанием возникновения межнациональных и этнополитических конфликтов и необходимости опоры на международные правовые нормы о праве на самоопределение.

Стремление народов к самоопределению сопровождает всю историю человечества. Оно исторично, имеет свои отличия, в основе которых находится характер и особенности межнациональных и межэтнических отношений.

Обострению межнациональных отношений и стремлению к самоопределению способствовал распад колониальной системы в XX в., первая и вторая мировые войны, сопровождавшиеся перекройкой государственных границ, распад мировой системы социализма, нарастающая глобализация, стирающая «национальные перегородки», рост национального самосознания народов, стремление к сохранению национальной идентичности.

В процессе цивилизационного развития человечества, все явственнее проявляются противоречия двух мировых тенденций. Первая все большее сближение народов во всех сферах жизнедеятельности, путем их взаимовлияния, взаимообогащения, что естественно способствует их развитию. Доминируют при этом ведущие мировые державы, навязывая свой образ жизни, свою культуру.

В этом нарастающем процессе, носящем глобальный характер, постепенно исчезает национальная самобытность, традиции, языки, трансформируются культуры и др. В связи с этим, все явственнее и обостреннее заявляет о себе вторая тенденция – стремление народов к самосохранению, ограждению от чуждого влияния т. е. к самоопределению (экономическому, этнокультурному, политическому), нередко сопровождающемуся конфликтами, внутригосударственными войнами, в тех случаях, когда полиэтнические государства игнорируют интересы этнических групп.

Международным правом учитываются эти процессы. Они отражаются в Декларации о правах человека и в системе политико-правовых документов о праве народов на самоопределение и др. «Принцип равноправия и самоопределение народов» Устава ООН (п.2 ст.1) зафиксирован в качестве общепризнанного принципа международного права. Исторические корни формирования этого права уходят во времена американской и французской революций XVIII в., провозгласивших суверенитет народа.

В международно – правовой литературе формулировка «право народов на самоопределение» (применительно к европейским народам) известна со второй половины XIX в., автором которой был швейцарский юрист – международник И. Блюнчи. Ее дальнейшее развитие нашло отражение в концепциях О. Бауэра и программном варианте К. Ренера.

Право народов на самоопределение в формулировке «право наций на самоопределение» появилось в начале XX в. в партийных программах политических партий Российского государства, в частности, по настоянию В. И. Ленина в партийной программе большевиков и как государственно – правовой акт – в Конституции РСФСР в 1918 г. и в последующих конституциях СССР.

С периода создания ООН и принятии Устава ООН право народов на самоопределение стало нормой международного права – одним из обязательных императивных принципов. В современном международном праве субъектами этого права признаются все народы, независимо от того, имеют ли они свою государственность или нет.

Право народов на самоопределение (экономическое, социо - культурное и политическое) получили свое развитие в ряде последующих правовых документов. В «Пактах о правах человека» - общепринятое объединяющее наименование двух основных многосторонних источниках современного права о правах человека – Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятых на 21 сессии Генеральной Ассамблеи 16 декабря 1966 г., подчеркивается, что право народов на самоопределение обязаны уважать это право, и, более того, поощрять осуществление этого права (ст.1).

В международных правовых документах постоянно подчеркивается, что право на самоопределение неотъемлемо. Никто не вправе лишать какой бы то ни было народ этого права. Оно присуще каждому народу независимо от его политического или административного – территориального статуса, а также от того когда и сколько раз данный народ прибегал к реализации этого своего права. Право на самоопределение имманентно для любого народа, т.е. природно свойственно. Уточнение сущности этого права мы находим в последующих документах ООН.

Важным звеном системы прав народов и прав человека является право на развитие. Содержание этого права было раскрыто в принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1986 году Декларации о праве на развитие. Под «развитием» понимается «всесторонний экономический, социальный, культурный и политический процесс». Субъектами этого права являются каждый человек и все народы.

Право на развитие признано в Декларации неотъемлемым правом человека и народа. Оно предполагает осуществление «в полной мере права народов на самоопределение» (ст.1).

Комментируя этот документ, Бутрос Бутрос – Гали, в то время Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций, отмечал: «Подход к развитию, учитывающий права человека, должен предполагать признание того, что все народы обладают универсальным правом определять свою собственную экономическую, социальную, политическую и культурную систему, и вырабатывать свою собственную политику без вмешательства и принуждения или угроз».

В Международном пакте «Об экономических, социальных и культурных правах» (1966 г.) в Ст.1 п.1. еще раз обращается внимание, что «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие». В п.3 говорится, что «Все участвующие в настоящем Пакте государства, в том числе и те, которые несут ответственность за управление не самоуправляющими и подопечными территориями, должны в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право.

Однако, следует отметить, что правового толкования ряда положений международных документов нет. В связи с этим, зачастую некоторые понятия в научных работах и политической практике трактуются произвольно. К примеру, неоднозначно трактуется положение о праве «свободно устанавливать свой политический статус». (Ст.1. п.1). После распада СССР бывшие советские республики с одобрения международных организаций, фактически свободно установили свой статус национальных государств, определив политическое доминирование титульных народов. И не на основании ли положений международных правовых документов на рубеже 90-х годов стали провозглашать себя как «суверенные госудаства» автономные образования Российской Федерации.

Реализация права народов на самоопределение сталкивается с рядом проблем. Прежде всего с тем, что в международном праве есть две доминанты: это право народов на самоопределение и принцип территориальной целостности, которые находятся в непримиримом противоречии между собой. Механизма устранения этих противоречий пока не существует. На практике отношение к их реализации произвольное. Как неоднократно отмечалось, ООН и США позволяют себе использовать двойные стандарты в применении этих установок. В одних, выгодных для них случаях, опираются на принцип права наций на самоопределение, поддерживают, к примеру, Косово, в других случаях, когда народы отстаивают право на самоопределение – это право оспаривается, опираясь на принцип территориальной целостности. Примером этому стали Южная Осетия, Абхазия отстоявшие свое право на самоопределение и выхода из состава Грузии, Новороссия (Украина), борющаяся за свое самоопределение.

Устав ООН наряду с правом наций на самоопределение в сжатой форме закрепил принцип неприкосновенности территориальной целостности. Впоследствии ООН приняла ряд решений, которые подтвердили и развили это положение. Так в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам Генеральная Ассамблея ООН отметила, что все народы имеют неотъемлемое право на целостность их национальных территорий, которая должна уважаться, а всякая попытка, направленная на полное или частичное нарушение целостности несовместима с целями и принципами Устава ООН. Еще полнее положения о территориальной целостности были отражены в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975г. (Хельсинские соглашения). Принцип территориальной целостности получил полное подтверждение в итоговом документе Венской встречи представителей государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1989 г.) на котором было заявлено «о воздержании от любых нарушений этого принципа, что никакие действия или ситуации, нарушающие этот принцип государствами – участниками не будут признаваться законными». Этот принцип признан большинством государств как важнейший фактор предотвращения войн и вооруженных конфликтов.

Безусловно, что признание новых самоопределившихся государств означает пересмотр установившихся прежних границ, что в общем – то не озадачивало международные организации в т. ч. ООН. В других случаях, упорно отдается приоритет сохранению территориальной целостности. Считаем, было бы оправданным, опираясь на международные документы, признание права народа на самоопределение в случае дискриминации того или иного народа, тем более геноцида. Известно, что дискриминация запрещена международным правом. Право на защиту от дискриминации в области языка, религии, культуры, прав меньшинств – основополагающий принцип и норма международного права в области прав человека. Основные универсальные международные соглашения в которых закреплены нормы, запрещающие дискриминацию: Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.), Международная конвенция о пресечении апартеида и наказания за него (1970 г.), Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказание за него (1948 г.) и др. Геноцид характеризуется как международное преступление, представляющее собой действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично расовую, национальную, этническую, религиозную группу.

В этих случаях приоритет необходимо отдавать правам народов, борющимся за ту или иную форму своего политического самоопределения как защиту от дискриминации и геноцида.

Право на самоопределение народа признано решать всенародным голосованием и референдумом. Согласно общепризнанному приоритету основных принципов международного права над нормами национального права, противоправна любая внутригосударственная норма и тем более закон, ущемляющий или нарушающий принцип равноправия и самоопределения народа или народов данного государства. Однако, современный мир оказался не готов решать проблемы самоопределения народов мирным и демократическим путем. ООН и другие международные организации показали свое интеллектуальное и правовое бессилие. Настало время сосредоточить усилия на выработке конкретных механизмов самоопределения народов, учитывая новые условия развития человечества.

Смягчать противоречия между правом народов на самоопределение и сохранением территориальной целостности государств, призвана выработанная международная правовая система о правах национальных, этнических, языковых и религиозных меньшинств и лиц относящихся к ним. В 1992г. 47-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, положение которых получили свое развитие в региональных правовых документах с учетом их особенностей.

В Европе это – рамочная Конвенция о национальных меньшинствах, ратифицирована в РФ 10 апреля 1998 г., Европейская хартия о региональных языках и языках меньшинств (1992 г.), следует отметить, ратифицирована Украинским государством, единственным из всех постсоветских государств, но не реализуемая в реальном применении, что не замечается международными правовыми организациями (ООН, ОБСЕ и др.).

На основании указанных международных документов в последние годы многие ученые и политики в качестве нового элемента самоопределения национальных меньшинств, признают право на ограниченные формы автономии – национально – культурная автономия, местное самоуправление. Правовая система Российской Федерации опирается на общепризнанные принципы и нормы международного права в области прав и свобод человека, в том числе и касающихся самоопределения народов. В то же время декларируется необходимость обеспечения целостности и неприкосновенности территории (см. Конституция РФ, ст. 4, п.3.).

На данном этапе механизмы решения этой двуединой задачи представлены в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, уточненные в Плане ее реализации. В Стратегии определено, что основными принципами Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации наряду с другими, являются: а) государственная целостность, национальная безопасность Российской Федерации, единство системы государственной власти; б) равноправие и самоопределение народов Российской Федерации.

В истории Российского государства постоянно учитывались национальные интересы входящих в него народов. В Российской империи – путем предоставления широкого местного самоуправления; в СССР – функционировала широкая программа развития языков и культур народов. Решались эти вопросы также в федеративном строительстве. Советская федеративная система создавалась по этническому принципу и декларировала права народов на самоопределение. Имея много достижений и просчетов, национальная политика в СССР способствовала тому, что народы, входящие в советское государство достигли высокого социально – экономического и этнокультурного развития. Совершенно справедливо отмечается, что ни один народ, ни один язык народов, входящих в российское государство, не исчезли.

В современной России право народов обеспечивается Конституцией Российской Федерации, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством в области развития и сохранения языков, культур, экономического и политического развития. Совершенствуется федеративная система путем все большей децентрализацией и разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как правовая форма самоопределения экстерриториальных народов, функционируют федеральные и региональные национальные автономии. На сегодня зарегистрировано 989 национально – культурных автономий. Кроме того действуют многочисленные объединения, союзы, ассоциации.

Как отметил Президент Российской Федерации В. В. Путин на Заседании Совета по межнациональным отношениям 13 февраля 2013 г. «Наша задача заключается в том, чтобы укрепить гармонию и согласие в многонациональном российском обществе, чтобы люди, независимо от своей этнической, религиозной принадлежности осознали себя гражданами единой страны. Это – ключевая задача дальнейшего укрепления государственной целостности Российского государства.

 

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации, 1993 г.
2. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации.
3. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
4. Федеральный закон Российской Федерации «О национально культурной автономии от 17 июня 1996 г.» № 74 ФЗ // Сборник законодательства РФ – 1996 - № 25. С.6226 – 6236.
5. Декларация о принципах международного права. М. 1970.
6. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Принята на 48 сессии Комиссии ООН по правам человека в 1992 г. // Права меньшинств: изложение фактов: № 18. Нью – Йорк, 1942.
7. Федеративный Договор. Документы, комментарии. М. 1993.
8. Абдулатипов Р. Г., Михайлов В А. Судьбы народов России в XXI веке: Стратегия государственной национальной политики. Махачкала. 2013 г.
9. Бабурин С. Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы.
10. Бутрос Бутрос – Гали. Организация объединенных наций и права человека. Информационный центр ООН в Москве. М. 1995, С. 100.
11. Валовая Л. И. Принципы территориальной целостности и неприкосновенности в современном международном праве. М. 1981 г.
12. Калинина К. В. Национальные меньшинства в Российской Федерации. М., 2007.
13. Калинина К. В. Право народов на самоопределение – важнейший принцип национальной политики. / Вопросы национальных и федеративных отношений. М. 1997.
14. Калинина К.В. Этнические аспекты российского федерализма: история и современность / Российский Федерализм: от Федеративного договора до наших дней. М., 2000.
15. Капто А. С. Энциклопедия мира, Том I, II. М. 2013.
16. Ленин В. И. Итоги дискуссии о самоопределении / Ленин В.И. ПСС т. 30.
17. Ленин В. И. О праве наций на самоопределение / Ленин В.И. ПСС т. 25.
18. Осборн Роберт (О. Осборн). Национальное самоопределение и целостность государства. // Общественные науки и современность. , 1943 № 5, С. 122 – 125.
19. Официальный сайт Президента РФ, 13 февраля 2013 г.

20. Словарь прав человека и народов. М. 1993 г.