И.Л. Трунов, академик РАЕН., д.ю.н., к.э.н., профессор, Национальный президент Всемирной Ассоциации юристов
Либерализация уголовной политики составная эффективной экономики
В основе эффективной экономики современного государства, инновационный путь развития, создание привлекательного инвестиционного климата, что во многом зависит и от грамотной уголовной политики. Наличия образованных трудовых ресурсов, стабильности и предсказуемости правового регулирования экономических отношений, справедливой правоприменительной системы, которая способна гарантировать защиту основных экономических прав – таких как, права собственности и свободы экономической деятельности. Немаловажное значение имеет грамотное распределение бюджетных средств, значительная часть которых должна инвестироваться в образование и науку, культуру, поддержку наукоемких инновационных проектов, развитие инфраструктуры.
Уголовная политика России находится на стадии кризиса, в обществе растет доля судимых лиц, рост преступности и влияние организованной преступности на экономику и политику государства. Инфляция уголовного правотворчества и возрастающие расходы общества. Негативные последствия современной уголовной политики в сфере демографических процессов. Как показывает мировой опыт, ложным является путь достижения безопасности путем усиления репрессии, уголовно-правовое узаконенное насилие, как физическое, так и психическое, избыточное по интенсивности и целям вызывает ответное применение незаконного насилия. В России образовался слой населения с повышенной агрессивностью, отчужденный от общества, фактическим доказательством этого является большой рецидив преступлений, сформировавшийся институт «Воров в законе», преступные группировки сросшиеся с правоохранительной системой и контролирующие целые отрасли промышленности и регионы.
Уголовная политика государства состоит из двух составляющих. 1. Уголовная политика превентивная, охватываемая понятием социальная роль государства, профилактика преступности и устранение прежде всего социальных причин противоправного поведения, таких как бедность, неграмотность, безработица, пьянство, наркомания, беспризорность и т.п. 2. Уголовная политика репрессивная. Основной задачей которой является борьба с преступностью.
Сегодня в России огромные бюджетные средства и значительное количество экономически энергичных трудовых ресурсов вращается в сфере репрессивной уголовной политики: правоохранительная, судебная, тюремная системы. Разросся огромный монстр, сжирающий значительную часть доходов и налогов собираемых в государстве. Расходы бюджета России за 2013 год на финансирование только полиции в 2,7 раза выше расходов на науку и образование. Из бюджета тратится на финансирование полиции России в 2013 году 1 091 100 169,2 тысяч рублей, т. е. около 37 миллиардов долларов США.
Количество сотрудников правоохранительных органов одно из самых высоких в мире, штатная численность сотрудников МВД составляет 1,28 млн человек. Количество полицейских на 100 000 населения в России – 634, что значительно выше к примеру, Китай – 120, Япония – 197. Причем отсутствует корреляция количества полицейских с уровнем преступности, либо ее раскрываемости1. Как яркий пример – соотношение количества убийств к количеству полицейских на 100 тыс. населения: Россия, полицейских - 634 убийств - 10,2; Япония, полицейских – 197, убийств - 0,4; Италия, полицейских - 376 убийств - 0,9; Германия, полицейских – 296, убийств 0,82. Наблюдается общая тенденция: больше полицейских – выше преступность – ниже раскрываемость. В России это отчасти связано с системой регистрации и показателями эффективности работы. Сегодня, необходимо выявить и раскрыть больше преступлений, чем вчера. Так называемая в народе - «палочная система» отчетности, регламентируемая подзаконными внутриведомственными актами, приводящая к большому проценту фальсификаций, осуждению невиновных. Пагубная «палочная система» отчетности является мультипликатором количества осужденных и содержащихся под стражей. Количество заключенных в тюрьмах России в 2013 году – 701,9 тыс. человек, что при пересчете на население СССР (143 млн., РФ против 200 млн., СССР) немного меньше чем в 1937 - 1938 годах сталинских репрессий. В страшном ГУЛаге тех лет находилось 1.881.570 человек. Система исполнения наказаний (ФСИН), на 2013 г. составляет штатную численность работников 350,7 тыс. человек3. Общий объем финансирования ФСИН России в 2013 году – 215 746 809,5 тыс. рублей или 7 млрд долларов США, что в 2,3 раза больше финансирования Культуры России. Либерализация уголовной политики позволит значительно сократить количество заключенных и штатную численность сотрудников ФСИН России. Что в свою очередь позволит существенно увеличить финансирование Культуры. Каково культурно-нравственное состояние общества - таков и правопорядок. Право говорит человеку – ты должен, нравственность – я так хочу, право без существенного культурно-нравственного фундамента рассматривается в качестве принудительной силы, господствующей над сопротивляющимся индивидом. Правопорядок в обществе создается именно культурой.
Для государства огромны затраты как на содержание репрессивного правоохранительного аппарата, так же существенное значение имеет, отвлечение значительной части трудовых ресурсов в не производительный сектор экономики.
В России существуют непомерно раздутые и как следствие чрезвычайно дорогие составляющие полицейского государства:
- Следственный комитет 25 831 796,65 тыс. рублей
- Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков 25 973 370,4 тыс. рублей
- Прокуратура 47 351 981,6 тыс. рублей
- Федеральная миграционная служба 31 040 408,5 тыс. рублей
- Федеральная служба судебных приставов 43 913 991,1 тыс. рублей
- Федеральная служба безопасности 1 468 439,1 тыс. рублей
- Федеральная служба охраны 629 023,5 тыс. рублей4.
В основном все сотрудники репрессивной системы правоохранительных органов экономически активные, грамотные люди. Но к существенным затратам государства нужно так же отнести армию бывших сотрудников – пенсионеров. Сокращение численности сотрудников дало бы государству кумулятивный эффект в виде снижения затрат бюджета, сокращение количества осужденных, увеличения налоговых поступлений и валового национального продукта, в виде пополнения экономически энергичными участниками рыночных отношений.
Общемировое среднее значение количества полицейских в соответствии с рекомендациями ООН - 222 человек на 100 тысяч населения. В России полицейских - 634 на 100 тысяч населения. Такая же непродуманная раздутость штатной численности наблюдается и в остальных структурах правоохранительной системы. Боле чем на половину можно смело сокращать штаты всех правоохранительных органов. Приведение количества только полицейских в соответствие с рекомендацией ООН высвободит почти миллион квалифицированных работников, налогоплательщиков. Неслучайна существенная разница в количестве полицейских на душу населения в стремительно экономически развивающемся Китае, показатели 120 полицейских на 100 тыс. населения, что меньше чем в объединённой Европе и США.
Главной целью наказания является, исправление преступника и доставление обществу безопасности. Сегодняшняя репрессивная уголовная политика России, неэффективна так же и в части достижения целей наказания правонарушителей. За многие века войны с преступностью были применены различные средства, включая — распятие, четвертование, сожжение, замуровывание живьем, колесование, забивание камнями, заливание расплавленного металла в горло обрезание ушей, носа, выкалывание глаз, обрубание рук, и т. п. Более позднее либеральное средство – тюрьма. Лишение свободы, соединенное с трудом в аскетических условиях, задумывалось как средство постепенного исправления «нравственных изъянов». На протяжении четырех веков существующая исправительная тюремная система лишения свободы, основанная на реабилитационном мифе, выделявшая четыре категории, остающееся и сегодня неизменными: труд, обучение, этическое воспитание, дисциплина.
Как показала история четырех столетий ни в одной стране мира эти средства воздействия, не достигали своей цели, что дискредитировало идею тюремной реабилитации. Угроза лишения свободы и степень строгости наказания как превентивное послание государства, как показывает криминалистический анализ, не влияют на уровень преступности. Наиболее кардинальные предложения вплоть до отмены уголовного права, несовместимости нынешней уголовной политики с правами человека и гражданина раздаются в развитых странах5.
Несмотря на то, что анализ института тюремного лишения свободы подтверждает его опасность и бесполезность, но поскольку общество не нашло иных мер социального контроля, он остается, повсеместно выполняя функции контроля и изоляции маргинального населения, стигматизации профессиональных преступников, мощным инструментом властных отношений. Основной вопрос - количество тюремного населения. Безусловно, лица, совершившие тяжкие насильственные преступления (убийства, террористические акты, разбои, грабежи), заслуживают тюремного лишения свободы, но в общем количестве осужденных к лишению свободы число подобных преступников составляло последние годы в России от 1,3 до 1,8%.
Ныне действующий Уголовный кодекс Российской Федерации по предусмотренным в нем санкциям – самый жесткий и репрессивный за всю историю страны, даже по сравнению со сталинским режимом. Максимальный срок лишения свободы составляет 20 лет, тогда как в УК РСФСР 1926 г. – 10 лет, в УК РСФСР 1960 г. – не более 15 лет; по совокупности преступлений срок наказания может достигать 25 лет, а по совокупности приговоров – 30 лет (ст. 56 УК РФ). Даже сталинский Закон 1932 г. и его же Указы от 04.06.47 предусматривали срок лишения свободы не более 25 лет. При сохранении смертной казни (ст. 59 УК РФ) впервые вводится пожизненное лишение свободы (ст. 57 УК РФ), и эти виды наказания существуют одновременно, хотя пожизненное заключение, по замыслу законодателей, должно было заменить смертную казнь. Яркий контраст Уголовный кодекс Нидерландов, отсчет лишения свободы ведет от одного дня. Число лиц, находящихся в местах лишения свободы больше, чем во всех европейских странах. Никакой корреляции между тяжестью преступления и временными отрезками лишения свободы, ученым установить не удается. В разных странах однотипные преступления караются различными сроками и никакого различия в эффективности воздействия не наблюдается, но для бюджета государства и как следствие экономической эффективности разница есть.
Условия отбывания наказания в России очень плохие. Условия наказания в виде лишения свободы не менялись со Сталинско-Ленинских времен, это по-прежнему колонии деревянно-барачного типа, отрядного содержания. Мучения осужденных не ведут к снижению преступности. Для оправдания такой практики серьезных аргументов нет. Граждане РФ не отличаются повышенной склонностью к совершению преступлений. К лишению свободы в России приговаривается около 40% всех осужденных. Надо заметить, что, например, в Японии такая мера наказания применяется лишь к 3% осужденных, остальные подвергаются другим санкциям; в ФРГ – 5%, в Англии – около 6%. В век экономического и философского меркантилизма именно экономическая рациональность привела к необходимости сокращения тюремного населения, а не гуманизация уголовной политики. О вреде жестокости в деле наказания многократно доказывал Монтескье. Жестокие законы и правоприменение являются злом неисцелимым и это вид разврата. Короткие сроки наказания более эффективны, лишь деспотии вынуждены опираться на страх и жестокость. Законодателю необходимо обращать внимание не на наказание за преступления, а на предупреждение их6.
В экономически эффективных странах Западной Европы, Австралии, Канаде, Японии в отличии от России преобладает краткосрочное лишение свободы – до 0-2 лет, т.е. до наступления необратимых изменений психики. Был в истории России либеральный 1926 год, идеальный по статистическим показателям. Из общего числа осужденных к лишению свободы были осуждены на срок до 6 месяцев – 70,5%, всего до 1 года – 84,2%, а на срок свыше 5 лет – 1,8%.
Российские тюрьмы сегодня переполнены до предела. Длительное (свыше 3-5 лет) нахождение в местах лишения свободы приводит к необратимым изменениям психики человека. Криминалисты называют данное явление «Эффект решетки» - длительное пребывание в местах лишения свободы стимулирует дальнейшую преступную деятельность. Оно губительно, а отнюдь не «исправительно» и «перевоспитательно», для психики и нравственности заключенных7. Исправительный эффект от тюремной системы очень низок. Количество рецидивов в стране, если учесть все меры наказания, составляет около 38,4%. Но после лишения свободы этот показатель гораздо выше: 52% тех, кто побывал в тюрьме, снова туда возвращаются; после условного осуждения - только 9%. Эти данные говорят о том, что тяжелые условия заключения не исправляют людей, а еще более портят их. Типичный портрет рецидивиста, бедный, необразованный, больной человек. Лишение свободы в особенности при отрядном способе содержания осужденных (в развитых странах камерное содержание) служит базой криминальной профессионализации, а не институтом исправления. Огромное число преступлений и число заключенных — есть результат непродуманной уголовной политики государства.
Юридическая наука достаточно давно установила критерии роста преступности, не связанные с жестокостью наказания или количеством сотрудников правоохранительной системы. Социально-экономическое неравенство — следствие рыночной экономики и общественного разделения труда. Высокий индекс неравенства влечет серьезные негативные последствия и является одним из основных источников преступности8. Статистический показатель степени неравенства общества какого-либо государства определяется «Индексом Джини». Не удивительно, что максимальное количество убийств и тяжких преступлений в России приходится на годы максимального показателя индекса Джини. В 1994 индекс равнялся 0,409 — убийств совершено 32,3 тысячи. Год с минимальным индексом Джини, 1990 — индекс равен 0,218 соответственно наименьшее количество убийств – 15,6 тысячи9. Не продуманная политика, приводящая к большому расслоению общества, с ее контрастом между крайней нищетой и несоразмерным богатством, является соучастником высокой преступности и непомерных трат на репрессивный правоохранительный аппарат.
Законодателей, политиков, суды можно рассматривать как индикаторы, определяющие уровень обвинительного уклона в обществе. Сегодня, они зашкаливают. Слабая экономическая база, высокое социально-экономическое неравенство, политические конфликты, международный терроризм экономические кризисы, миграция, наркомания, непродуманное поведение СМИ формируют спрос на ужесточение социального контроля. Расширение системы тюрем — простой ответ на сложный экономико-социальный вопрос по увеличению безопасности путем усиления репрессии. Политики используют уголовное право, чтобы завуалировать свою несостоятельность восстановить потерянное гражданами доверие к их способности решать экономические и социальные проблемы.
Всякое проявление власти человека над человеком, которое не вызвано крайней необходимостью — тирания10. Экономически необходима либерализация правовой политики России с акцентом на превентивную уголовную политику. Переход от стратегии политики репрессий к стратегии превенции и профилактики преступности. Устранение прежде всего социальных причин противоправного поведения, таких как бедность, неграмотность, безработица, пьянство, наркомания, беспризорность и т.п.
Кардинальное изменение уголовного законодательства в котором должен доминировать принцип экономии карательных средств11. Значительное сокращение наказания, не отменяющее его неотвратимость. Широкое применение «депенализации», состоящей в замене уголовных санкций административными.
Большое количество содержащихся под стражей - показатель отсталости в экономическом развитии. Влияние на потенциальных преступников оказывает не угроза тюремного заключения, а социальная составляющая, безработица, низкий уровень образования, алкоголизм, наркомания и т. п. Либерализация судебной системы — уход от обвинительного уклона при вынесении приговоров, связанных с лишением свободы. Социальная профилактическая работа, основанная на тщательном изучении взаимосвязи между преступным поведением, социальным положением и профессиональной подготовкой гражданина.
Необходимо масштабное сокращение штатной численности сотрудников правоохранительных органов. Перераспределение освободившихся огромных средств в сферу образования и науку, культуру, инфраструктуру, создание рабочих мест.
1 Вывод сделан на 12 Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию, город Сальвадоре Бразилия 12-19. 04.2010г.
2 Данные интернет портала http://slon.ru «Россия – полицейское государство?»
3 Официальный сайт ФСИН России - http://фсин.рф
4 Данные: ФЗ РФ 03.12. 2012 N 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013г.»
5 Jescheck H.-H. Lehrbuch des Strafrechts. Allgemeiner Teil. 4 Aufl., Berlin: Duncker&Humblot, 1998. S. 3.
6 Montesquieu. Esprit des lois. 1748 L,VI ch. 5. P. 31-32.
7 Гернет М. Н. В тюрьме: Очерки тюремной психологии. Юр. Издат. Украины, 1930.
8 Гернет М.Н. Избранные произведения. М. 1974. С. 111, 119.
9 Ольков С.Г. О пользе и вреде неравенства (криминологическое исследование) Государство и право. 2004 №8 С. 73-78.
10 Чезаре Беккариа. О преступлениях и наказаниях. М. 1995. С. 69.
11 М.П. Чубинский «Очерки уголовной политики» М. 2012 ИНФРА-М Ст. 194.