И.А. Клименко, директор БГОУ СПО «Гуманитарный колледж»
Перспективы гуманитарного образования в Тольятти
Острейшей проблемой современности и в частности российской образовательной системы всех уровней является сегодня так называемый кризис идентичности, идентичности национальной, религиозной, социальной, культурной, профессиональной. Что мы подразумеваем под этим понятием? Кризис идентичности представляет собой неспособность человека отождествлять себя с определенной национальностью, культурой, религией, многообразными социальными ролями, профессией. По мнению многих специалистов кризис идентичности становится частой причиной душевных заболеваний человека и общества в целом. Невозможность отождествить себя в социальном плане – маргинальность - рождает внутриличностные конфликты, негативная социальная идентичность проявляется в форме наркомании, проституции, алкоголизма, неудовлетворенность социальным статусом порождает различные формы виртуальной идентичности в сети Интернет, которая часто становится средством выражения ненормативных импульсов, подавленных в реальности тех или иных сторон своей личности. В идеологической, мировоззренческой плоскости «кризис идентичности вызван тотальным нигилизмом по отношению к историческому прошлому России, утратой главенствующей роли отечественной гуманитарной культуры»1. Что особенно внушает тревогу - для значительной части населения и, прежде всего, для молодого поколения характерно непонимание смыслообразующей роли нравственных ценностей.
Одним из способов преодоления кризиса идентичности является гуманитаризация современного образования. Необходимо отметить, что сегодня роль и значение гуманитарных наук в общей системе наук и образования едва ли повышается, скорее наоборот, налицо тенденция к снижению их авторитета. По мнению профессора кафедры истории Древней Греции и Рима Эдуарда Давыдовича Фролова этот процесс характерен не только для России. То же самое мы видим в Америке и Европе. Объясняют это по-разному. «Одна из причин - малый спрос на специалистов-гуманитариев: никакой непосредственной связи между выпускниками гуманитарных факультетов и так называемым производством не существует. Указывают также на падение интереса к гуманитарным дисциплинам среди молодежи. Прагматические настроения охватывают все большее и большее число тинейджеров»2.
Известно, что существует два вида образования: образование духа (нравственное, воспитательное начало) и образование ума (начало интеллектуальное). Не секрет, что сегодня в российском образовании почти разрушены привычные, классические системы ценностного ориентирования, «фундаментальные дисциплины, фундаментальные знания, фундаментальные ценности, которые были общими для всего человечества, сегодня меняются на прикладные, чисто интеллектуальные, рациональные, сугубо прагматические»3. Особенно затронутым является гуманитарное образование всех уровней.
На сегодняшний день представляется чрезвычайно важным не потерять гуманитарную составляющую в процессе обучения в системе как среднего, так и высшего профессионального образования в технических, медицинских и прочих негуманитарных вузов. Гуманитарные дисциплины повышают интерес человека к ценностям жизни, дают возможность формирующемуся специалисту, студенту осознать свои место в мире, в культуре. Любой предмет, обостряющий гражданскую чуткость, а также желание способствовать общественному благу, является гуманным. Гуманитаризация образования призвана обеспечить развитие индивидуальных и личностных качеств, при которых личность в своей жизнедеятельности будет учитывать общественные потребности, соотносить свои запросы с запросами общества. Гуманитаризация - это процесс целенаправленного развития личности, формирование способности ставить и решать проблемы в общественной и профессиональной сферах, определять свою национальную идентичность, это процесс становление личности через культуру. В процессе освоения студентом гуманитарных знаний происходит его активная социализация и формирование личности. Гуманитарная подготовка способствует полноценному развитию сложных сторон духовной сферы человека, его нравственных и эстетических чувств.
При недостатке духовности невозможно сформировать полноценного специалиста, а самое главное – личность и человека, поэтому философская, историческая, культурно-эстетическая, правовая культура, знания в области истории религии, духовной культуры страны имеют огромное значение.
Прикладные знания носят формальный характер, поэтому так важен гуманитарный компонент, изучение которого облагораживает душу, развивает мышление, внутренний мир человека, расширяет кругозор, формирует мировоззрение. Пренебрежение гуманитарной составляющей в образовании ведет к появлению расовой, религиозной, национальной нетерпимости.
***
Одной из инновационных форм гуманитаризации образования, которая реализуется в Самарской области, является деятельность межвузовской кафедры теологии и истории религий (функционирует на базе Самарского государственного университета путей сообщения), а также формирующаяся модель непрерывного гуманитарного образования в Тольятти.
Идея создания в Тольятти системы непрерывного гуманитарного образования принадлежит директору Православной классической гимназии, заведующему межвузовской кафедрой теологии и истории религий доктору философских наук, кандидату богословия протоиерею Димитрию Лескину, который в 1995 году открыл в городе Православную классическую гимназию.
Она и стала начальным звеном в цепочке непрерывного гуманитарного образования. Гимназия является образовательным и духовно-просветительским центром, делающим акцент на духовном, гуманитарном и музыкально-эстетическом воспитании школьников.
В 2010 году на базе гимназии возникло учреждение среднего профессионального образования – Колледж гуманитарных и социально-педагогических дисциплин. В 2011 году ему было присвоено имя Святителя Алексия Московского. Колледж гуманитарных и социально-педагогических дисциплин реализует профессиональные образовательные программы социально-гуманитарного, педагогического образования, образования в области культуры и искусства и других отраслях. Он призван продолжать традиции, сформированные в Православной классической гимназии, ориентированные на воспитание глубоко нравственной личности, способной адаптироваться к современным социокультурным условиям. В Тольятти крайне мало образовательных учреждений социальной и гуманитарной направленности, поэтому стала очевидна необходимость развития сети учреждений профессионального образования гуманитарного профиля. Развитие и образование молодежи не может быть ориентировано только на потребности моногорода с развитой автомобильной и химической промышленностью, но и должно способствовать развитию социокультурных процессов посредством формирования кадров с высшим и средним профессиональным образованием в социальной сфере.
В Тольятти, таким образом, формируется модель непрерывного гуманитарного образования: от среднего общего образования (на базе Православной классической гимназии) к среднему профессиональному (на базе Гуманитарного колледжа Святителя Алексия Московского), а в перспективе и высшему профессиональному образованию в рамках Поволжского православного института Святителя Алексия Московского.
Гуманитаризации образования в Самарском регионе активно способствует и межвузовская кафедра теологии и истории религий. В 2004 г. на базе Самарской государственного университета путей сообщения была открыта кафедра теологии. На кафедре читается 7 курсов, в том числе дисциплина “Религии мира” в качестве регионального вузовского компонента. В 2006 г. кафедра была преобразована в межвузовскую. Соглашение о ее создании подписали ректоры ведущих вузов Самарской области, таких как Самарский государственный университет, Самарский государственный аэрокосмический университет, Самарский государственный педагогический университет, Самарский государственный медицинский университет. Сегодня она объединяет уже 16 вузов Самарской области (около 4000 студентов).
Цель создания межвузовской кафедры – это обеспечение целостности высшего образования в вузах Самарской области путем введения теологического компонента в содержание образовательных программ, повышение духовного потенциала общества, разработка и апробация модели преподавания православной теологии в светских учебных заведениях.
В рамках программы кафедры проводятся публичные лекции для студентов с целью ознакомления их с различными аспектами культурной и религиозной традиции российского Православия. В качестве лекторов выступают преподаватели Самарской духовной семинарии, ведущие богословы Самарской епархии.
Несмотря на разнообразный религиозный состав студенческой аудитории, лекции неизменно вызывают живейший интерес и зачастую порождают не только острые вопросы на злободневные темы, но и дискуссии, проходящие в корректном, взаимоуважительном и конструктивном формате. Во многом, этому способствует высокая степень профессионализма лекторов, правильно выбранная тема и умелая форма подачи лекционного материала. Студенты, посещающие публичные лекции, в подавляющем большинстве, дают только положительные отзывы. Так студенты-мусульмане признавались, что эти встречи позволили им снять многие клише и мифы о христианской культуре, лучше узнать и понять Православие, которое, без сомнения, является основой российской цивилизации.
Для студентов-христиан (из которых большинство лишь формально являются таковыми), рассматриваемые лекции стали своеобразным «ликбезом» в мире родной традиции, возможностью приобщиться к духовному и культурному наследию своих предков, стать достойными преемниками всего самого лучшего, что было накоплено многими поколениями россиян. Нельзя не отметить, что это первые шаги к подлинной толерантности, провозглашенной лидерами нашей страны как один из основополагающих принципов построения современной сильной России. Молодой человек, лучше узнавший религиозные корни родной традиции, осознавший свою культурно-национальную идентичность, будет с уважением относиться и к иной.
Опыт работы рассматриваемой программы лекций однозначно говорит о том, что такая деятельность в настоящее время востребован студенческой молодежью. Повышение же уровня культурной и религиозной грамотности студентов, будущих специалистов, тех, от кого зависит развитие России в ближайшие 10-15 лет, востребовано самим временем и является вопросом генеральной важности.
***
В качестве перспективного учебного заведения, совмещающего в себе социокультурную и духовно-нравственную направленность образовательного процесса, может быть предложен формирующийся в г.о. Тольятти при непосредственной поддержке Правительства Самарской области Поволжский православный институт. На базе Поволжского института будут обучаться высококвалифицированные кадры для интенсивно развивающегося малого и среднего бизнеса, а также для бюджетных организаций сферы образования, культуры, социальной защиты населения, что позволит ориентировать студентов на социально-гуманитарные отрасли, а многим гражданам эффективнее осуществлять поиск работы. Институт будет готовить квалифицированных специалистов в области гуманитарного образования, которые по окончании вуза смогут трудиться в социальной, культурной, религиозной и образовательной сферах. Обучение на всех факультетах Поволжского православного института будет построено по принципу соединения традиционного богословского образования с гуманитарным4.
Социальная эффективность образования, которое получат студенты Поволжского православного института, напрямую будет связана не только с подготовкой квалифицированных кадров социального, гуманитарного, богословского профилей, но и со значительным вкладом в формирование национально-государственной идеологии, сохранение традиций отечественной высшей школы, созданием основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития региона и города, которые переживают в настоящее время острое кризисное состояние, благополучию и нравственному здоровью российского общества в целом.
В сентябре 2013 года в Тольятти начинает свою деятельность Гуманитарно-технологический институт Святителя Алексия Московского Самарского государственного технического института. Инженерно-гуманитарный институт – это начало деятельности Поволжского православного института. Самарский государственный технический университет выступает в данном случае академическим партнером. Заключение соглашения с ним позволит обеспечить с первого года работы института квалифицированную подготовку студентов, которым будут открыты научные и образовательные ресурсы одного из старейших вузов региона.
Если мы понимаем под социальными ресурсами общества совокупный потенциал личностей, социальных групп, организаций, их возможностей и творческой энергии, то гуманитаризация высшего образования как раз и решает задачу воспитания духовной, творческой, социальной активной личности, готовой использовать свой потенциал во всех сферах общественной, производственной, политической сферы, что ведет в конечном итоге к процветанию и развитию общества.
Использованные источники
- Колоницкая О.Л. Гуманитарная составляющая технического образования в XXI веке [Электронный ресурс]//Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Фундаментальная библиотека. Режим доступа: ftp://lib.herzen.spb.ru/text/kolonitskaya1437263269.pdf
- Лескин Д.Ю., протоиерей. Кризис гуманитарного образования в современной школе//О церкви. О России. О школе: сборник статей. – Тольятти, 2005.
- Марков А.П. Кризис идентичности и ресурсы гуманитарного образования [Электронный ресурс]//Порталус: научная онлайн библиотека. Режим доступа: http://www.portalus.ru
- Троицкий В.Сокровище, которое мы теряем [Электронный ресурс]// Российская Федерация сегодня: общественно-политический журнал Федерального собрания - парламента РФ. Режим доступа: http://archive.russia-today.ru/2007/no_14/14_topic_5.htm
- Фролов Э.Д. Равнодушие к гуманитарному образованию – это мина замедленного действия в фундаменте государства [Электронный ресурс]//Электронный журнал Санкт-Петербургского университета. 2005, № 6. – Режим доступа: http://www.spbumag.nw.ru/2005/06/6.shtml
1 Марков А.П. Кризис идентичности и ресурсы гуманитарного образования [Электронный ресурс]//Порталус: научная онлайн библиотека. Режим доступа:http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1192626461&archive=1196815384&start_from=&ucat=&.
2 Фролов Э.Д. Равнодушие к гуманитарному образованию – это мина замедленного действия в фундаменте государства [Электронный ресурс]//Электронный журнал Санкт-Петербургского университета. 2005, № 6. – Режим доступа: http://www.spbumag.nw.ru/2005/06/6.shtml
3 Лескин Д.Ю., протоиерей. Кризис гуманитарного образования в современной школе//О церкви. О России. О школе: сборник статей. – Тольятти, 2005. С. 289.
4 Теология, наряду с историей, филологией и философией является одним из базовых направлений, основой фундаментального гуманитарного знания. В России, в полном соответствии с мировым опытом, теология востребована в качестве дисциплины, которая в образовательной и научной плоскости отвечает за сохранение культурной идентификации нации, обеспечивает преемство национальной духовной традиции, лежащей в основании гуманитарной науки, образования и практики.
Сегодня православная теология преподается в 34 городах Российской Федерации. Лицензию на подготовку теологов получили 37 государственных и 10 негосударственных образовательных учреждений. Теологические программы реализуются на различных уровнях (бакалавриат, магистратура, дополнительное послевузовское образование, профессиональная переподготовка и дополнительная квалификация).С 2008 года для духовных учебных заведений возникла возможность реализации образовательных программ государственного образца и, соответственно, их государственной аккредитации. Выпускники-теологи востребованы в государственных, общественных и церковных структурах. В частности, они занимаются научными исследованиями, преподают в вузах и школах, работают в СМИ, учреждениях культуры, выступают в роли экспертов по религиозной проблематике.
Коллектив