КОНКУРС
на лучшую статью
(тезисы, размышления) по проблемам государственной национальной политики в Российской Федерации

Текущий номер

Грусман В. М. "Реализация культурно-исторической направленности деятельности музеев в обществе XXI века"

Грусман В.М.,

кандидат педагогических наук,

директор Российского этнографического музея

 

Реализация культурно-исторической

направленности деятельности музеев

в обществе XXI века

 

Социально-культурные функции российских музеев утверждали себя на всем протяжении последних трех веков. Функции, как форма выражения изначально предопределенного предназначения данного социального института, имеют непреходящий характер, однако на каждом этапе общественно-исторического развития они конкретизируются с учетом его специфики. Музеи начала XXI века — это социально-культурные институты формирующегося информационного общества, деятельность которых детерминируется и глобальными проблемами столетия, и особенностями собственно российского общества, переживающего сложный период экономического, политического и духовного развития после развала СССР и тяжелого кризиса 90-х годов.

В новых условиях, когда современные информационные технологии не только активно развиваются, но и становятся неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, в обществе формируются особые, актуальные требования к деятельности образовательных и культурно-просветительных учреждений. Необходимость учета и реализации этих требований на практике ни в коей мере не умаляет значения огромного багажа знаний и опыта, накопленного в предыдущие десятилетия. В то же время объективные законы общественного развития требуют не только постоянного совершенствования форм и методов работы, но и обновления ряда теоретических концепций, адаптации предшествующего опыта к реалиям современной жизни.

Отличительной особенностью всех форм работы музейного учреждения на современном этапе развития является то, что музей сегодня уже не просто научное учреждение (как это было в XIX веке), или научно-просветительное учреждение (каковым он являлся в недавнем прошлом). Сегодня музей реализует свои функции как определенный механизм социокультурной коммуникации, способствующий воспроизводству культуры и взаимодействию различных культурных общностей. Музей призван интегрировать и сохранять огромный багаж культурно-исторического опыта, активизируя процессы передачи и обмена информации не только между поколениями и различными культурами, но и между различными социальными группами.

В процессе диалога между музеем и посетителем сталкиваются различные концепции. Все участники этого диалога обладают особым взглядом на исследуемые проблемы. Совокупность этих взглядов определяет специфическую среду музейного пространства. Здесь понятия «преемственность» и «наследие» приобретают ту реалистичность и «фактурность», которых практически невозможно достигнуть в традиционном процессе социально-культурной трансляции.

Ценностная иерархия, выделяющая истинные достижения культуры и ее вторичные проявления, предстает в процессе социально-культурной деятельности музея как объективная закономерность, а предметы музейных экспозиций в рамках научного подхода выступают как свидетельства, документы и источники.

Специфика музейного учреждения позволяет не только работать с разными возрастными и социальными группами, но и обладает многообразием способов воздействия на аудиторию, когда процесс обретения знаний стимулируется чувственным восприятием и эмоциональными переживаниями, порожденными приобщением индивида к реальным свидетелям истории, к раритетам отечественной и мировой культуры.

Совокупный опыт функционирования музеев разного профиля свидетельствует о широком многообразии форм социально-культурной деятельности, которые направлены на решение актуальных задач историко-патриотического и нравственно-эстетического воспитания посетителей, многое из которых преобразуются из объекта воздействия в субъект социально-культурного творчества. Сюда относятся кружки и циклы занятий для дошкольников и учащейся молодежи, зрелищно-досуговые мероприятия, деловые игры, работа с пенсионерами, образовательные курсы для самодеятельного населения и многое другое.

Пересмотр отношения к культурному наследию, характерный для нашего общества, предопределил усиление социально-культурных функций музейных учреждений, так как они, опираясь на реальные исторические факты, могут эффективнее других способствовать формированию у граждан объективной и осмысленной точки зрения на те или иные исторические события.

Специфика XXI века проявляется в том, что социально-культурные функции музея все более концентрируются на реализации культуросозидающих, культурохранительных и культуротворческих задач, вытекающих из специфической роли музея в формирующемся информационном обществе.

Музей позволяет не только работать с разными возрастными и социальными группами, но и обладает многообразием способов воздействия на аудиторию, когда процесс приобретения знаний стимулируется чувственным восприятием и эмоциональными переживаниями от изучения собранных в музее раритетов и иных ценностей истории и культуры. Как научно-просветительное учреждение музей изначально существует в двух ипостасях. С одной стороны, он ориентирован на специфическую научную деятельность, проявляющуюся в определенной модели исследовательских функций (отбор, атрибуция, хранение, создание экспозиционных повествований). В общественном сознании музей воспринимается как учреждение культурно-просветительного характера, где действуют уже совсем другие законы и правила функционирования. В этом плане музей воспринимается посредством реализации педагогической функции, обеспечивающей его способность раскрыть посетителям свои собрания и экспозиции, донести до сознания последних их социальную и художественную ценность. Таким образом, в музее проявляется многоаспектная природа социально-культурной деятельности, в свою очередь интегрирующая в себе реставрационно-хранительную, экспозиционно-просветительную и культуро-творческую функции.

В процессе диалога между музеем и посетителем сталкиваются различные концепции. Разные участники этого диалога обладают особым взглядом на исследуемые проблемы. Совокупность этих взглядов определяет специфическую среду музейного пространства, где понятия «преемственность» и «наследие» приобретают конкретно осязаемую форму, практически недоступную при вербальном учебном процессе в школе. Ценностная иерархия, выделяющая истинные достижения культуры и ее вторичные проявления, предстает в процессе социально-культурной деятельности музея как объективная закономерность, а предметы, составляющие музейные экспозиции, выступают как ее документированная иллюстрация.

Концепция культурной коммуникации в условиях современного музея носит всеохватывающий характер, затрагивает все стороны музейной деятельности, представляется наиболее универсальной и всеобъемлющей 1 . В рамках этой концепции развивается множество направлений научного осмысления функционирования музея XXI века, без которого ныне не видится дальнейшее развитие практики. Все эти направления совпадают относительно основных целей музея, которые заключаются в создании условий, способствующих ценностному осмыслению человеком природного мира, истории и культуры. Ряд известных специалистов музейного дела подчеркивает, что «задача информирования посетителя является для музея вторичной», что она возникает лишь постольку, «поскольку неведение (или невежество) не могут служить основой ценностного переживания» 2 . С этим утверждением, естественно, можно спорить, но оно отражает позицию многих практиков.

Не абсолютизируя коммуникативный подход, в то же время следует особо обратить внимание на его плодотворность в плане актуализации культурного наследия. Тем более, что формирование теоретических представлений о музейной коммуникации тесно связано с обсуждением воспитательных задач музея и опирается в одним случаях на полемику со сложившимися педагогическими концепциями, а в других на их заимствование и ассимиляцию, ибо проблема организации профессиональной работы в музее фактически смыкается с проблемой работы с посетителями, силой нравственно-эстетического воздействия на него. В целом, особенностью коммуникативного процесса, органично присущего просветительной деятельности, является то, что передаваемые сообщения специально видоизменяются, преобразуются, создаются с учетом потребностей и возможностей воспринимающего субъекта и оказываются многократно опосредованными различными психологическими особенностями как коммуникатора, так и реципиента.

К числу наиболее актуальных аспектов проблемы музейной коммуникации относятся и вопросы, связанные с междисциплинарным подходом в музейной работе, с реализацией принципа дифференциации воздействия на конкретную аудиторию, с использованием в музее компьютерной техники, аудиовизуальных и многих других средств художественной выразительности.

Остро стоит вопрос об особых методах и формах трансляции историко-культурных ценностей и актуализации их на личностном уровне. Изучение широкого спектра научной литературы и периодической печати дает основание утверждать, что активизация музейной аудитории и механизм ее обеспечения — одна из наиболее актуальных проблем, как в нашей стране, так и во всем мире 3 . Большинство авторов подчеркивает, что различные варианты решения проблемы зависят не столько от профиля музея, сколько от интересов посетителей и мотивов посещения.

Сегодня представляется бесспорным, что действия, ориентированные на подлинные, непреходящие ценности человеческой жизни и культуры, на сохранение и приумножение достижений цивилизации, обладают интегрирующей силой. Эти действия нельзя рассматривать в качестве акций, не учитывающих реальные интересы и потребности посетителей, и, как было отмечено в свое время В. И. Чарнолусским, осуществляемых «с удобством, приятностью и пользой» 4 . Но для того, чтобы в современных условиях эффективно решать вопросы организации процесса историко-культурного просвещения в сфере досуга, недостаточно учитывать только эту, безусловную для современной науки, истину.

В организации практической деятельности современного музея необходимо исходить из конкретных условий, из объективно сложившейся ныне социокультурной ситуации.

Во-первых, переоценка и переосмысление целых пластов отечественной истории и ее роли в мировом общественном процессе, необходимость сохранения культурной и национальной идентичности для равноправного участия в нем ставят деятельность по историко-культурному просвещению в ряд первостепенных потребностей общества и государства. Наряду с этим, нетерпимое далее противоречие сегодняшней ситуации на личностном уровне состоит для многих в незнании своей культуры, своих национально-культурных традиций, в несформированности ориентации на национальные и общечеловеческие ценности. Информационное перенасыщение телевидения, радио и печати криминалом и черным пиаром и проблемы социально-экономического характера отодвинули духовные ценности и экзистенциальные потребности личности на второй план, подавили познавательную активность, не связанную непосредственно с предпринимательской деятельностью современного человека.

Во-вторых, средства массовой коммуникации, активно и интенсивно воздействующие на современного человека, достаточно сильно изменяют весь строй его мышления, стиль мировосприятия и тип культуры в целом. Всевозможные сочетания документальности с художественно-образной подачей материала составляют реальную картину практики средств массовой информации. Современный музей напрямую не связан с периодической печатью или телевидением, тем не менее, он существует в условиях их интенсивного развития и влияния. Эти условия диктуют ему необходимость находить такие коммуникативные образы, которые способствовали бы возникновению и развитию познавательного интереса, пробуждали бы активность восприятия, что, в свою очередь, делает особенно актуальной проблему корректного и конструктивного художественно-педагогического влияния на организацию историко-культурного просвещения.

Деятельность музея по историко-культурному просвещению может быть успешной только при учете приведенных выше условий и практической реализации целого ряда его функций, включающих:

- познавательную функцию, то есть последовательное приобщение аудитории к достижениям мировой культуры;

- аксиологическую, то есть формирование ценностных ориентации личности или социальной общности;

- воспитательную, то есть пробуждение в личности потребности в активном, созидательном творческом действии;

- коммуникативно-интегрирующую, обеспечивающую непосредственное или опосредованное общение личности с окружающей действительностью, формирование у нее состояния соучастия, сотворчества в процессе познания истории и культуры через музейную экспозицию и общение с экскурсоводом и другими посетителями музея;

- эстетико-гедонистическую, то есть утверждение самоценного значения личности, удовлетворение и в то же время развитие ее интересов.

Исходным основанием для разработки теории социально-культурной деятельности музея традиционно выступает представление о нем как об общественном институте, функционирующем в сфере свободного времени, как об особой системе воспроизведения в новых поколениях достигнутого обществом уровня культуры. При этом достаточно часто субъектность посетителя музея лишь декларируется при рассмотрении деятельности музея именно как системы, существующей самостоятельно по своим законам. Однако эта тенденция начинает уступать место новому методологическому подходу, который позволяет поставить в центр проблематики человека.

Весь спектр вопросов, обсуждаемых и решаемых в теории и практике социально-культурной деятельности музеев, проанализировать невозможно. Однако следует отметить, что в многочисленных монографиях, сборниках статей, диссертациях, материалах конференций и периодики к началу XXI века на первый план вышли:

- задачи музейной педагогики как составной части системы классических музейных дисциплин и средства научного обеспечения методики культурно-просветительной деятельности музеев;

- музейное образование и профессиональные качества организаторов социально-культурной деятельности музеев;

- общекультурная образовательная работа в музеях и возможности ее интенсификации;

- история музеев и музейной педагогики;

- музейная педагогика в системе формирования исторической памяти и музеефикации отечественной истории в музеях и мемориальных комплексах;

- разработка единой целевой программы развития музейного образования на общегосударственном уровне;

- вопросы методики проведения экскурсий для детей как основной формы научно-просветительной и воспитательной работы;

- поиск путей и средств обеспечения социальной значимости музейной деятельности;

- режиссура музейного пространства и активизации стимулирования социально-культурной активности его посетителей;

- вопросы адресности экспозиций и программ социально-культурной деятельности музеев;

- работа с музейным предметом в игровой ситуации;

- специфика организации и методики музейной работы с детьми и т.д.

Поиск методологии социально-культурной деятельности музея ныне ведется с точки зрения философии, истории, искусствоведения, педагогики, культурологии и других наук. Ученые разных областей знаний выдвигают порою противоречивые позиции. Однако в любом случае и теоретиками, и практиками признается, что основным принципом социально-культурной деятельности музея должен стать диалог с посетителями, способствующий их преобразованию из объекта просветительного воздействия в субъект культуросозидающего творчества.

Анализ становления и развития музеев России свидетельствует, что основой их функционирования всегда выступала взаимосвязь научно-исследовательской, собирательно-атрибутивной реставрационно-хра-нительной, художественно-экспозиционной и культурно-просветительной деятельности. В разные периоды наблюдались перекосы в сторону формирования одного из этих направлений музейной работы, вызывавшие общее снижение ее эффективности. Однако в целом принципиальная направленность системы музейной деятельности, как правило, строилась на единстве составляющих ее компонентов, которые предопределили лицо музея как комплексного института отбора, оценки, реставрации, хранения, экспонирования и пропаганды ценностей истории и культуры.

Список литературы:

 

1. Бонами 3. А. Основы музейной коммуникации (Из опыта литературных музеев) // Формы и методы научно-просветительной работы музеев. Сб. науч. тр. ЦМР СССР. — М., 1986.

2. Брюнингхауз-Кнубель К. Музейный педагог; Защитник интересов посетителей // Museum. — № 2. — 1994;

3. Гнедовскнй М. Б. Музейная коммуникация и музейный сценарий //Музей и современность. Сб. науч. тр. -М., 1986.

4. Готтесдинер X., Миронер Л., Даваллон Ж. Франция: успехи в изучении посетителей // Museum. — № 178. — 1993;

5. Камерон Э. Ф. Музеи — современному человеку // Курьер ЮНЕСКО. — № 10. — 1970.

6. Коссова И. Музейная педагогика: еще один год // Мир музея. — № 4. — 1995

7. Пишулин Ю. П. Посетитель и музейная информация // Актуальные проблемы музейного строительства. Музей и посетитель. — Т. 85. — М., 1979.

8. Cameron D. E. The museumas communikation system and impeications formuseum education //Curator.-№ 1. — 1968.

9. Hudson К. Museum for the 1980 s — a gurvey of wored trends, 1977.

10. Silverman L. N. Vigitor meaniug — making in meseum for a nemage // Curator. — № 3 — 1995;

Международное издательство «ЭТНОСОЦИУМ» осуществляет создание, регистрацию, издание и продвижение журналов и альманахов.
Все изданные нами книги проходят рецензирование и квалифицированную предпечатную подготовку.
Свидетельство о регистрации СМИ № 1047796682064.