КОНКУРС
на лучшую научную и научно-публицистическую работу по теме: Молодежная политика. 
Цифровая экономика и регионоведение.

Текущий номер

Данненберг А.Н. Колония «Дигнидад»: опыт построения национал-протестантской утопии

Данненберг А.Н.
Доктор философских наук, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
  
Колония «Дигнидад»: опыт построения национал-протестантской утопии
  

В истории религиозных сект в Латинской Америке особое место занимает Колония «Дигнидад», возникшая в Чили в начале 1960-х гг. и продолжающая существовать и сегодня под названием «Вилла Бавария». Пожалуй, после Джонстауна именно «Дигнидад» является наиболее скандальным и не до конца изученным религиозным объединением, вокруг которого с течением времени формируется все больше домыслов и слухов.

Наиболее часто Колония «Дигнидад» рассматривается в литературе в качестве своего рода концентрационного лагеря, некоей закрытой территории, которую режим А. Пиночета использовал в своих интересах. Еще одной устоявшейся версией является представление о том, что «Дигнидад» была местом укрытия для бежавших в Латинскую Америку нацистов. В ряде случаев Колония рассматривается авторами как некая утопическая коммуна. Б. Фалконер прямо пишет о том, что Колония представляла собой «утопический эксперимент». Иногда речь идет об «экстремистском религиозном культе». Так или иначе, как верно замечает Д. Ди, «Колония Дигнидад является одним из самых опасных и загадочных мест в Южной Америке. Представляя себя в качестве религиозной «модели фермы» посвященной пуританской жизни и тяжелой работе, ее скрытая сущность ближе концентрационному лагерю».

Как и в любой религиозной секте, в Колонии был свой харизматичный лидер, который на протяжении многих лет полностью контролировал ее членов – Пауль Шефер. Только в 2005 г. он был арестован в Аргентине, а в 2006 г. приговорен к 20 годам тюремного заключения, будучи обвиненным в похищении людей, пытках и убийствах политзаключенных в период диктатуры А. Пиночета. 24 апреля 2010 года П. Шефер умер в тюремном госпитале от сердечного приступа, но его арест и смерть «не отменили «Виллу Бавария». «Вилла Бавария» живет и сейчас».

П. Шефер родился в 1921 г. в Германии в г. Тройсдорфе (по другим данным в г. Зиегбурге) в Северной Рейн-Вестфалии. В юности он вступил в «Гитлерюгенд», а в годы Второй Мировой войны П. Шефер служил фронтовым медиком в Люфтваффе во Франции. В целом, мы можем говорить о том, что до войны будущий лидер Колонии никак не был причастен к религии. Только после войны он становится лютеранским пастором.

Безусловно, крайне важен вопрос, какого именно течения в рамках христианства придерживался П. Шефер. Известно, что сам он считал себя последователем учения американского проповедника Вильяма М. Брэнема (Бранхама) В. Брэнем являлся одним из основателей так называемого послевоенного харизматического возрождения внутри протестантизма. По мнению его почитателей, он обладал пророческим даром, встречался с духовными существами (в частности, с Ангелом Господним). Кроме этого, согласно традиции, он обладал целительским даром. Как отмечает в своей апологетической биографической работе о В. Бренеме О. Джоргенсен, «жизнь Уилльяма Бранхама продемонстрировала то, что может Бог осуществить через человека, который в смирении подчиняется Святому Духу… Служение Уилльяма Бранхама во многих отношениях было уникальным в современной истории. Своих идей и понятий он не заимствовал у современников и не следовал за переменчивыми ветрами общественных мнений».

В. Брэнем отрицал учение о Троице, указывая на него как на католическую ошибку и апеллируя непосредственно к Библии, в которой о доктрине Троицы речи не идет. Речь шла о модализме или савеллианстве, согласно которому Бог един, но может проявляться в модусах.

В. Бренем являлся для своих последователей, по сути, апокалиптическим пророком, вестником Конца Времен. Во многом, именно эта его ипостась стала, на наш взгляд, примером для П. Шефера. Претензия на обладание божественной истиной (переданной самим Богом) находила свое воплощение и в устройстве общины. Так, в частности, В. Бренем заявлял следующее: «И на всех молитвенных собраниях, где они собираются, группы, молитвенное собрание, пастор должен присутствовать на каждом. Никогда не должно быть предоставлено кому–то другому возглавлять подобные собрания». Таким образом, роль главы секты являлась основополагающей и непререкаемой.

После войны П. Шефер работал воспитателем в евангелическом детском саду, откуда, как отмечает российский автор М. Паласио, «его выгнали за совращение детей, а затем и отлучили от церкви».  Далее М. Паласио пишет, что для Шефера, считавшего себя выдающимся знатоком Библии и проповедником, это событие стало «серьезной психологической травмой», в результате которой «рассудок его повредился, и он начал проповедовать, разъезжая по разоренной стране. Вокруг самозванного мессии собралась группа почитателей».

Достаточно спорным в данном случае выглядит заявление о сумасшествии П. Шефера (хотя бы потому, что в последствие суд признал виновным в совершении преступлений и речи о его невменяемости не шло).

В 1954 г. П. Шефер (вместе с бапстистским проповедником У. Бааром) организовал в Германии так называемую Частную Социальную Миссию – религиозную христианскую общину баптистского толка. Последователи П. Шефера видели основное зло в быстро растущих индустриальных центрах и городах, культивировали традиционные семейные ценности и патриархальный образ жизни. Следует отметить, что в послевоенной Германии различные религиозные группы пользовались большой популярностью, ввиду тяжелых условий жизни населения.

В 1961 г. Прокуратура г. Бонн начала расследование по делу о сексуальных домогательствах со стороны П. Шефера к несовершеннолетним. Не дожидаясь его завершения и предсказуемого ареста, П. Шефер бежал в Чили, куда в течение двух лет перебралось около 300 его последователей. Среди них были и дети, которые уезжали без родителей, которые, в свою очередь, давали на это П. Шефферу свое письменное документальное согласие. При этом, как отмечает Г. Гембалья, «большинство последователей не были осведомлены о выдвигаемых против их духовного лидера обвинениях».

Вопрос о том, почему П. Шефер выбрал именно Чили долгое время не освещался (а в отечественной научной литературе и не ставился в принципе). Расхожей версией является следующая: Чили было выбрано, так как именно в этой стране нашли убежище многие нацистские преступники. Таким образом, это был наиболее оптимальный вариант для быстрой адаптации секты в новых условиях. Тем не менее, известен факт того, что за насколько месяцев до бегства из Германии члены секты были направлены в Испанию, Марокко, Алжир, Ливию, Египет, Иорданию, Израиль и Турцию. Параллельно сам П. Шефер и его ближайшее окружение начало переговоры с чилийским посольством.

Чили, на территории которой немецкие колонисты освоились еще в XIX в. оказалась наиболее приемлемой страной. В течение первых двух лет переселенцам активно помогал человек по имени Р. Коэн – немецкий еврей, также переехавший в Чили из Германии (к слову, ряд исследователей считают немецким евреем и самого П. Шефереа). Сам Р. Коэн был введен П. Шефером в заблуждение, поверив версии, что все прибывшие – жертвы неонацистских преследований, вынужденные скрываться в Чили. Именно благодаря Р. Коэну было найдено и куплено заброшенное имение «Lavadero», на территории которого и началось строительство Колонии.

В период своего рассвета Колония (получившая позже название «Вилла Бавария») занимала территорию порядка 32 000 акров в андских предгорьях к востоку от г. Парраля, примерно в 200 милях к югу от столицы Чили Сантьяго. Колония обладала своей школой, больницей. Со временем появилось кафе, а товары, произведенные на территории Виллы стали продаваться под ее торговой маркой. Таким образом, Колония, с одной стороны, выполняла религиозную миссию, с другой – социальную, с третьей – являлась своего рода бизнес-проектом (в годы правления А. Пиночета Колония была освобождена от уплаты налогов). Кроме этого, по обнародованным уже в 1990-е гг. данным, на территории Колонии действительно содержались политзаключенные, по отношению к которым применялись пытки и различные меры психологического и физического насилия: « После 11 сентября 1973 г. колония предоставила свою территорию и постройки для нужд ДИНА, т.е. для развертывания подпольного центра пыток».

Следует отметить, что пытки и физическое насилие не было, как представляется, изначально естественной мерой в Колонии. Усиление режима происходило по мере необходимости и было связано с попытками некоторых членов секты покинуть ее. Как отмечает Г. Гембалья, побеги провоцировали П. Шефера и его последователей «усиливать физические и психологические репрессии, в том числе использовать избиения, пытки с применением электричества, одиночные заключения, электрошок и психотропные препараты в необходимой дозировке, чтобы снизить физические возможности и желание уйти в целом».

Тем не менее, несмотря на все «побочные» проявления, «Дигнидад» изначально понималась самим П. Шефером именно как религиозная община. При этом, несмотря на то, что лидер секты находился под очевидным влиянием В. Брэмена, непосредственно религиозная суть Колонии и сегодня остается загадочной для многих исследователей. Сам П. Шефер, несмотря на все признаки явного харизматического лидера никак не походил на духовное лицо. Кроме этого, по некоторым данным члены секты практиковали и не вполне традиционные для протестантов обряды. Так, к примеру, П. Левенда пишет о странных групповых практиках в лесу, праздновании нехристианских праздников, факельных шествиях и так далее.

Есть и другие мнения, в частности, чилийского психиатра Отто Дорр Зегерса, работавшего в больнице «Дигнидад» и считающего, что идеология Колонии «немного старомодна, как у меннонитов, которые пришли в Соединенные Штаты, но ничто не оправдывает скоординированную, синхронизированную ложь и искажения, которые были изобретены  о  них».

Несмотря на то, что изначально в группе П. Шефера активно культивировались семейные ценности, со временем они были заменены на новый принцип, согласно которому тесные семейные связи мешали полноценному общению с Богом. Очевидно, в данном случае проповедник буквально трактовал евангельские тексты, в частности: «Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их»; «И враги человеку - домашние его»; «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня». В результате, все жители Колонии были разделены по половому признаку, и объединены в различные половые и возрастные группы.

Еще со времени существования секты в Германии, в ней сложились определенные правила, нарушать которые не позволялось никому. В первую очередь это касалось сообщения руководству секты всех своих мыслей, желаний, идей и так далее. По сути, в данном случае тайна исповеди подменялась тотальным психологическим контролем. При этом «исповедь» носила публичный характер. Как отмечает Б. Фалконер, П. Шефер предложил своей пастве возможность чистого существования в служении Богу. Все, что требовалось для очищения - это регулярные исповедь в своих грехах. Сам П. Шефер называл эту практику «Seelesorge», или «забота о душе». «Забота о душе» ежедневно практиковалась в небольших группах, за общей трапезой, а также в специальном конференц-зале по воскресеньям, где собиралась вся община.

Среди других признаков религиозной (тоталитарной) секты, характерных для Колонии «Дигнидад», была передача ей своего имущества, денежных средств. В ряде случаев это делалось без согласия членов секты – о сути подписанных ими документов они узнавали намного позднее. Как отмечал отечественный исследователь К.Н. Сапожников, «крепло материальное состояние «частной социальной миссии». Каждый сектант отдавал на ее содержание сначала «десятину» от своего имущества, а затем, по мере вовлечения в секту, — и все остальное».

По мнению Д. Коллинса, «община были основана главным образом на страхе, и в тот же страх был раствором, который держал группы вместе так плотно». И действительно, П. Шафер ориентировался, в первую очередь, на то, что мы можем определить как «апокалиптическое христианство». Как отмечает К. Холланд, П. Шефер любил называть себя «постоянным дядюшкой» и проповедовал апокалиптический символ веры, включавший мощную антимарксистскую и антисемитскую составляющие. Причиной подобной трактовки христианства П. Шефером западные исследователи называют ту среду, в которой он начал проповедовать – послевоенную Германию: «опыт Второй мировой войны, возможно, оказал апокалиптическое влияние на первых последователей: война, чума, мор, экономическая депрессия, голод, геноцид и ядерная война – признаки апокалипсиса для любого общества». И, действительно, своим последователям П. Шефер угрожал «адом», который неизбежно наступит в случае прихода советских войск в Западную Германию, и гарантировал им «рай» в Чили.

Следует отметить, что переезд общины в Чили мало что изменил с точки зрения ожидания будущего. Теология П. Шефера в общем и целом находилась в рамках христианства, но видоизмененного, с заметным дуалистическим уклоном. Представляя себя как духовного лидера, П. Шефер настраивал общину на постоянные эсхатологические ожидания, связанные со скорым возвращением Христа и избранностью тех, кто живет в Колонии.

Протестантская этика и ее принципы также были доведены П. Шефером до крайности. Работа понималась как служение Богу («Arbeit ist Gottesdienst»). Рабочий день продолжался по 12-14 часов. При этом работали не только взрослые, но и дети, которые «объединяли свои часы досуга с помощью взрослым в работе, которая на них возложена».

Говоря о смысле прозвища «постоянный дядюшка» следует отметить, что в Колонии младенцев при рождении изымали у родителей, и они воспитывались всеми членами секты. В результате, для всех детей взрослые были «дядями» и «тетями» с личными именами. Именно поэтому П. Шефер именовал себя «постоянным дядюшкой», намекая, что вырастил не одно поколение детей.

Безусловно, протестантский миф П. Шефера был тесно связан с немецким протестантизмом времен нацистского режима. Еще в 1932 г. в Германии возникло «Религиозное движение «Немецкие христиане»» во главе с пастором Й. Хоссенфельдером. Целью движения была «национализация» христианства, его «очищение» от семитской оболочки. По сути, как отмечает Л.Н. Бровко, движение хотело «сотворить национального Бога», настаивало «на арийском происхождении Христа», подчеркивало «необходимость создания немецкой национальной христианской». Копирование немецкого стиля и образа жизни в одежде, культивирование всего национального как такового – все это не представляется рассматривать лишь как случайный элемент, специфику быта общины. На наш взгляд, речь идет о реализации на практике именно национально-ориентированной формы протестантизма, тесно смыкающейся с нацисткой/фашисткой идеологией. Напомним, что пропаганда антисемитизма и антикоммунизма была вторым столпом (помимо христианства) доктринально-идеологической конструкции Колонии.

Кроме этого, подтверждением того, что П. Шефер стремился создать и реализовать на практике указанную выше искаженную национал-протестантскую версию христианства, служит и его представление о Колонии как о «государстве внутри государства». Чили рассматривалась им не более, чем безопасная территория, на которой можно безнаказанно выстраивать свою утопию.

В завершение хотелось бы кратко обратиться к еще одной важной теме – связи Колонии с нацизмом. Как представляется, не следует напрямую увязывать религиозную сущность «Дигнидад» с симпатиями ее лидера к нацисткой идеологии, или же покровительством Колонии со стороны А. Пиночета. Напомним, что П. Шефер прибыл в Чили в 1961 г., то есть за двенадцать лет до военного переворота. Скорее, мы можем говорить о том, что П. Шефер не отказался от сотрудничества с режимом А. Пиночета, тайной полицией ДИНА, использовав благосклонность новых властей в своих интересах. Взамен на предоставление территории Колонии для сокрытия и уничтожения политических оппонентов, П. Шефер получал возможность продолжать свою религиозную деятельность (а также совершать преступления сексуального характера).

Следует отметить, что П. Шефер и Колония «Дигнидад» были не единственным явлением, связанным с протестантским возрождением. Достаточно вспомнить действующую и ныне «Свободную народную миссию» Э. Франка, так же, как и «Дигнидад» возникшую под влиянием проповедей В. Бренема. Основанная в 1960 г., уже в начале 1980-х гг. она занимала в Крефельде земельный участок величиной примерно в 10.000 кв. м. Есть и другие примеры.

Сложным остается вопрос о том, что сейчас происходит на Вилле Бавария. 31 января 1991 г. демократическое правительство. П. Эйлвина приняло Декрет 143, который регулировал новый правовой статус Колонии. Несмотря на то, что она открыта для посещения, а сами колонисты встречают посетителей «с открытыми и улыбчивыми лицами», тем не менее, религиозная жизнь на вилле продолжается. Достаточно сказать, что упоминавшийся выше лидер «Свободной народной миссии» Э. Франк только в 2004-2005 гг. посещал поселение трижды. В ходе своих визитов он крестил более чем 150 колонистов. По мнению же ряда экспертов, «в настоящее время в Колонии преступления совершаются ежедневно».

Таким образом, по всей вероятности, Вилла Бавария продолжает, пусть уже и не в тех масштабах, существовать в качестве закрытой религиозной коммуны, подчиненной жестким правилам протестантской этики в ее радикальном варианте. Сегодня из идеологии секты ушли в прошлое антисемитская и антикоммунистическая составляющие, оставив место лишь для чистого религиозного компонента.

 
Bibliography
1. Brovko L.N. Protestant theology in Germany in the years of fascist dictatorship // Dialogue with time. Almanac of intellectual history. 2009. No. 26.
2. Gutman A. Villa Bavaria // Monthly information magazine Neue Zeiten. 2010. No. 05 (107).
3. Jorgensen O. Supernatural: William Brankham’s life. - http://www.branham.ru/supernatural_6knig_.php
4. Palacio M. Nazi farmstead. All truth still should be learned about Colony Dignidad // Shalom. January No. 1 (144), 2008.
5. Business representation of “The free national mission of Krefeld” - http://www.freie-volksmission.de/?lang=6&site=detail
6. Sapozhnikov K.N. Take-off and falling of colony Dignidad // Latin America. 1997. No. 8-9.
7. «Villa Bavaria»: the Fuhrer-the pedophile has created a “mini-state” in remote Chile - http://weaponews.com/history/416-villa-bavaria-the-fuhrer-the-pedophile-has-created-a-mini-state-in-rem.html
8. Branford B. Secrets of ex-Nazi’s Chilean fiefdom. BBC News. 11 March, 2005.
9. Branham W. M. Порядок в Церкви. Church Order. 06.10.1958г. Джефферсонвилл, Индиана, США. С. 9 - http://www.branham.ru/read_prop.php?id=76
10. Collins J. Colonia Dignidad and Jonestown - http://jonestown.sdsu.edu/?page_id=67352
11. Dee J. Colonia Dignidad: Chile’s Colony of Terror - http://www.subliminalnews.com/colonia_dignidad/index2.html
12. Douglas M. Hopes and Horror / An ethnographic study of a German community in Chile. A dissertation for the degree of Philosophiae Doctor. The Arctic University of Norway. 2013.
13. Falconer B. The Torture Colony // The American Scholar. Autumn 2008 - https://theamericanscholar.org/the-torture-colony/#.WIhI1VOLSM8
14. Gefangen im Denken einer Sekte. Das Erbe der „Colonia Dignidad“ in Deutschland. Hr2-kultur. 2014.
15. Gemballa, G. Colonia Dignidad. Santiago: Ediciones ChileAmerica CESCO. 1990.
16. Hall, J.R., Schuyler, P. D., Trinh, S. Apocalypse Observed. Religious Movements and Violence in North America, Europe, and Japan. London: Routledge. 2000.
17. Hevia E., Stehle J. Colonia Dignidad: verdad, justicia y memoria. Fundación Rosa Luxemburgo. № 6.
18. Holland Clifton L. Prolades Encyclopedia of religion in Latin America & the Caribbean. Volume I: A Classification System of Religious Groups in the Americas by Major Traditions and Family Types. San José. Costa Rica. 1993.
19. Informe de la Comisión EspeciaL Investigadora de la Cancelación de la Personalidad Jurídica de Colonia Dignidad, creada con el objeto de verificar la forma como se dio cumplimiento al decreto supremo que disolvió esa institución. 1995.
20. Levenda P. Unholy Alliance: A History of Nazi Involvement with the Occult. NY: Avon Books. 1995.
21. Marrs J. The Rise of the Fourth Reich. HarperCollins Publishers. 2008.
22. Nazi who led cult like a god is jailed for child sex abuse. Religion News Blog. May 26, 2006 - http://www.religionnewsblog.com/14772/nazi-who-led-cult-like-a-god-is-jailed-for-child-sex-abuse
23. Nur Fassade. Das Bonner Auswärtige Amt setzt die durch Menschenrechtsverletzungen in Verruf geratene deutsche „Colonia Dignidad“ unter Druck // Der Spiegel. 46/1987.
24. Tapia P. El renovado presente de Villa Baviera // La Tercera. Domingo. 24 de mayo de 2015.
25. Suleymanov S.S., Ryabova E.L. Migration processes and ethnic-confessional relations in Russia: interaction and the role of the media // Etnosotsium and international culture. 2016. № 2 (92). P. 9 – 20.
26. Kolesnikova N.A., Ryabova E.L. Civil society in modern Russia: Monograph. – М.: Etnosotsium, 2016. 266 p.
27. Ryabova E.L. (Review) Abdullatipov R.G., Mikhailov V.A. Russia In XXI century: a national response to the national question. М.: Etnosotsium, 2015. // Etnosotsium and international culture. 2015. №10 (88). – p. 175 - 179.
 28. Ryabova E.L., Bormotova T.M. Adaptatsionnye problems of ethnic migration (on the example of the Russian Federation) // The President’s Council on International Relations of the Russian Federation. Moscow. 2015. p. 91 - 98.