КОНКУРС
на лучшую научную и научно-публицистическую работу по теме: Молодежная политика. 
Цифровая экономика и регионоведение.

Текущий номер

Авдеев В.С. Цифровая экономика

Авдеев В.С.

РОО «ГОРОД-ХХ1 век», Эксперт.

 

Цифровая экономика

 

В настоящее время наблюдаются тенденции увеличения потенциала развития сферы информационных технологий в России и перспективы роста экспорта ИТ-продукции из страны, что обуславливает необходимость формирования цифровой экономики, направленной на повышение эффективности всех отраслей народного хозяйства за счет использования информационных технологий. «Четвертая промышленная революция, которая уже является объективной реальностью в глобальном масштабе, стала предметом обсуждения и научного осмысления на 46 сессии Всемирного экономического форума в Давосе в 2016 году. В своем выступлении на открытии ВЭФ основатель и Президент Давосского форума Клаус Шваб подчеркнул, что человечество стоит на пороге новой технологической революции… Основой четвертой промышленной революции выступает цифровая экономика – система экономических отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Термин «цифровая экономика» появился в 1995 году и был связан, прежде всего, с интенсивным развитием информационно-коммуникационных технологий… Вызовы четвертой промышленной революции, в том числе и недостаток необходимых компетенций, обусловливают необходимость разработки на государственном уровне соответствующих мер, обеспечивающих сокращение разрыва между объективной цифровизацией населения и перспективными трендами, охватывающими различные области социально-экономической сферы» [3].

Цели, задачи и ожидаемые результаты перехода России к цифровой экономике по направлению «Кадры и образование».

Разработке программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [1] предшествовала системная работа по обсуждению технологических достижений, вызванных четвертой промышленной революцией, и их влиянию на общество и окружающую среду, поиску решений цифровизации, исследованию направлений развития цифровой экономики и формирования «интернета вещей».

Реализация программы определена до 2024 года включительно и включает в себя пять направлений: кадры и образование, информационная инфраструктура, информационная безопасность, формирование исследовательских компетенций и технологических заделов, нормативное регулирование. В самой программе обозначены только направления развития, а конкретные мероприятия определяются трехлетними планами мероприятий по каждому направлению. Программа систематизировала в единый комплекс, как существующие меры, так и новые направления, часть мероприятий, определенных документами, уже реализовалась. Детали утвержденных документов четырех направлений стали известны только 9 января 2018 года, а план мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации» − 9 февраля 2018 года. Поэтому первым полноценным годом реализации программы станет 2018 год.

В дорожную карту по направлению «Кадры и образование» включены пять основных целей:

Для достижения вышеперечисленных целей необходимо решить следующие задачи по:

- формированию механизмов мотивации и содействия гражданам, в том числе старшего возраста, по освоению ключевых компетенций цифровой экономики;

- ориентации компаний на создание рабочих мест и обучение своих сотрудников и других граждан по приобретению ключевых компетенций цифровой экономики;

- созданию условий высококвалифицированным иностранным гражданам для участия в развитии цифровой экономики России;

- организации и внедрению в систему образования требований к ключевым компетенциям цифровой экономики;

- обеспечению системой образования всестороннего развития человека в новой цифровой среде и выявлению талантливых кадров;

- обеспечению работы системы высшего и среднего профессионального образования в интересах подготовки и адаптации граждан к условиям цифровой экономики и реализации подготовки компетентных специалистов для цифровой экономики;

- построению системы дополнительного профессионального образования в интересах подготовки компетентных специалистов для цифровой экономики;

- разработке и апробированию концепции ключевых компетенций и моделей компетенций цифровой экономики, обеспечивающих эффективное взаимодействие бизнеса, образования и общества в целом в условиях цифровой экономики;

- разработке механизма независимой аттестации (оценки) компетенций кадров в рамках системы образования и рынка труда в условиях цифровой экономики;

- созданию формата использования персональных профилей компетенций граждан и траекторий их развития с определением правил доступа к этой информации физических и юридических лиц в рамках апробации;

- обеспечению необходимого и достаточного использования профилей компетенций и персональных траекторий развития;

- обеспечению учета задач цифровой экономики в квалификационных требованиях к работникам и системах оценки квалификаций;

- созданию организационных условий реализации направления «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

По мере выполнения мероприятий программы, рассчитанных на период 2018-2021 годов, разработчиками плана ожидается получение конкретных результатов. В частности, ожидаемые результаты следующие:

1) должна быть выработана система, определяющая механизм распространения персональных цифровых сертификатов;

2) должны быть разработаны принципы оценки уровня компетенций, показатели которой будут обеспечивать преимущества поступающим в высшие образовательные организации (цифровой аналог нормативов физкультурно-спортивного комплекса ГТО);

3) разработка программ обучения и тестирования, направленных на формирование ключевых компетенций цифровой экономики;

4) проектирование и внедрение системы нормативов по компетенциям цифровой экономики для всех возрастов.

Помимо этого, разработчиками ожидается появление приоритетного проекта «Цифровая школа» и разработка концепции комплексной отчуждаемой системы знаний, программного и аппаратного обеспечения, которая должна быть растиражирована в регионах России. Образовательным организациям необходимо будет приступить к использованию персональных профилей компетенций обучающихся с одновременным обеспечением персональных траекторий их развития. Количество принятых на обучение по программам высшего образования в сфере информационных технологий за несколько лет планируется увеличить с 60 до 120 тыс. студентов.

Для педагогических работников должны быть разработаны программы по повышению квалификации с учетом стандартов «Ворлдскиллс Россия» по компетенциям, приоритетным для цифровой экономики (так, не менее 5000 педагогов ежегодно должны будут проходить программы повышения квалификации).

Планируется в не менее 15-ти российских городах с высоким научным потенциалом внедрение акселераторов по взращиванию проектных команд в интересах цифровой экономики. Кроме того, планируется создание не менее 7-ми венчурных фондов с привлечением к участию университетов, выпускников, бизнес-партнеров для финансирования студенческих стартапов в сфере цифровой экономики на начальной стадии.

В России ожидается создание системы цифровых бонусов, позволяющих учащимся получать вознаграждения за различные достижения (в частности, за победу на олимпиаде или в спортивном состязании, проявляющим общественную активность и т.п.), осуществлять запуск стартапов, приобретать инвестиции венчурных фондов, участвовать в программах акселерации, осуществлять другие виды предпринимательской активности в виртуальной среде.

Планируется появление комплексной образовательно-акселерационной среды, позволяющей школьнику, студенту, молодому ученому и специалисту независимо от места проживания приобретать знания, навыки и опыт предпринимательской деятельности, получать доступ к передовым «сквозным технологиям» цифровой экономики, пользоваться ресурсами, необходимыми для создания и развития предпринимательства, иметь возможность входа в сообщества и экспертные сети в области технологий и бизнес-сообществ. В создание и развитие такой среды, планируется вовлечение ассоциаций и объединений школ, вузов и колледжей, отдельных активных образовательных учреждений, бизнес-объединений и отдельных компаний, регионов и отдельных активных территориальных образований.

В ходе реализации программы планируется отбор до 1000 коммерчески ориентированных научно-технических проектов в области перспективных «сквозных» технологий цифровой экономики. Кроме того, ожидается освоение практики учета предпринимательских достижений обучающихся в качестве выпускной квалификационной работы («стартап как диплом»).

До конца 2021 года должно быть разработано 20 программ повышения квалификации по компетенциям, которые востребованы в цифровой экономике, при этом пройти обучение по программам должны будут 5 млн. человек.

Таким образом, ожидаются масштабные преобразования в системе подготовке кадров для цифровой экономики.

 
Список литературы:
1. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756/. (дата обращения 22.09.2018).
2. Индикаторы цифровой экономики: 2018: статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Г.Л. Волкова, Л.М. Гохберг и др. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2018. 268 с.
3. Кузьмина Н.Н., Ананченкова П.И. Четвертая промышленная революция: глобальные вызовы и перспективы цифровизации. Часть 1. Цифровизация как основа четвертой промышленной революции. Труд и социальные отношения. Т. 29. № 2. С. 5-14.
4. Парфентьева Л. Работа будущего: 10 навыков, которые будут востребованы в 2020 году. URL: http://www.sncmedia.ru/career/rabota-budushchego-10-navykov/ (дата обращения 23.09.2018).

Материал Журнала "Этносоциум" № 8 (122)