КОНКУРС
на лучшую научную и научно-публицистическую работу по теме: Молодежная политика. 
Цифровая экономика и регионоведение.

Текущий номер

А.В. Багаева. Вклад молодежи в интеграционные региональные процессы

 Багаева А.В. Вклад молодежи в интеграционные региональные процессы

 
Аннотация: В статье рассматриваются причины взаимосвязи успехов региональных интеграционных процессов и молодежной политики. Автор анализирует опыт Европейского союза по проведению такой политики, показывает шаги, предпринимаемые в этом направлении на постсоветском пространстве.
Ключевые слова: демография, молодежь, молодежная политика, региональная интеграция.
Contribution of youth in regional integration processes
 
Abstract: This paper examines the reasons the relationship success of regional integration processes and youth policy. The author analyzes the experience of the European Union to carry out such a policy, shows the steps taken in this direction in the post-Soviet space.
Keywords: demography, youth, youth policy, regional integration.
 
Демографическая ситуация в ближайшее время будет оказывать решающее воздействие на развитие многих стран и регионов. В числе ориентаций для успешной судьбы региональной интеграции, для того чтобы молодые люди стали ее  проводниками, не говоря уже об инициаторах, первостепенными выступают профессиональные ориентации. Успех любого интеграционного проекта подвергается сомнению при высоком уровне безработицы среди молодежи, финансово-экономическом кризисе и снижении качества управления. Не меньше значимы для включения молодежи в региональные интеграционные процессы ее политические предпочтения, ибо интеграционные успехи определяются наличием политической воли не только руководства государств, но и массовых движений, к которым, прежде всего, относятся молодежные. В условиях постиндустриальной экономики увеличивается срок, за который подросток проходит этапы от детства к взрослости, что вызвано усложнением разделения труда и производственных процессов, характерных для экономической модели, отмечаемой в государствах, успешно участвующих в процессах региональной экономической интеграции.
Демографическое влияние на экономическую ситуацию обнаруживается в территориальном разделении дома и работы, переходе образовательных функций от семьи, на протяжении долгой истории бывшей традиционным носителем необходимого для жизни багажа знаний,  не только к школе, но и к таким институтам, которыми может выступать армия, церковь, общественное объединение, спортивный клуб. Но это могут быть и структуры, связанные с преступным миром, игорным и наркобизнесом, террористическим организациями. Названные институты определяют характер социального, экономического и политического взросления молодежи. А поскольку у большинства из таких образований есть ярко выраженная региональная специфика, то она накладывает отпечаток на характер перехода от человека стадии молодости к зрелости.
Пересечение демографического и регионального интеграционного процессов обнаруживается не только в негативном поле. Есть и вызывающие оптимизм факты.  Региональная интеграция в современном мире  - интеграция не  угля и стали, а знаний и новейших технологий. Она получает креативное измерение. Если рассматривать данный сюжет с точки зрения демографической оценки, то понятно, что демографическая платформа постиндустриального общества или «общества знания» представлена студенческой молодежью.  Само же пространство университета изначально интернационально, что позволяет говорить о высоком потенциале региональной интеграции, который заложен в основу университетской системы, а также региональных систем научных исследований, охватывающих не только область технических знаний, а также  управленческих и гуманитарных.
Можно выделить две группы регионов, различаемые по зависимости активности интеграционных процессов от демографических показателей, прежде всего, показателей возрастной шкалы населения. В первой группе относятся регионы с преобладанием молодежи в демографическом составе населения. Здесь есть не только проблемы с формулированием интеграционных программ, а тем более их реализацией, но и риски социальной девиации. Во вторую группу входят регионы, где доля молодого населения стремительно сокращается, но это не сказывается на интеграционных проектах. Молодежь в них начинает играть более ответственную роль в связи с созданием постиндустриальной экономики и увеличением активности в области управления, включая государственное и муниципальное.
Следует отметить и линию связи молодежи и интеграции, где полюса  определяет не экономика, а политика. Политические силы способны вовлекать молодежь в региональные интеграционные проекты, как это было, в частности, в период существования Совета Экономической  Взаимопомощи[1]. Другую модель характеризует индифферентность политических лидеров и партий к проблеме привлечения молодежи в интеграционные инициативы. Молодежные проблемы не политизируются в региональном контексте, а партии в основном заинтересованы в представителях молодежи как в избирателях на пиках электоральных циклов.
Так как именно в Европе региональная интеграция имеет не только самую длительную историю, наличие многочисленных интеграционных институтов, но и концептуально проработанные направления политики, включая молодежную, необходимо более подробно остановиться на том, какие европейские инициативы в сфере молодежной политики оказывают влияние на ход самой интеграции. Следует упомянуть  «Белую книгу о молодежи» (White Paper on Youth), принятую Европейской Комиссией (КЕС) в ноябре 2001 г. и  озаглавленную как «Новый стимул для европейской молодежи» (A New Impetus for European Youth)[2]. В ней определены рамки для сотрудничества в области молодежной политики. В качестве приоритетов названы содействие участию, активной гражданской позиции и волонтерской деятельности молодежи. «Белая книга» предназначена для повышения качества информации для молодежи по европейским вопросам и для повышения уровня знаний по вопросам, касающимся молодежи.
В марте 2005 г. Европейский Совет принял Европейский пакт в интересах молодежи (European Pact for Youth), являющейся частью Лиссабонской стратегии[3]. Цель документа состоит в том, чтобы развивать участие всех молодых людей в образовании, занятости, общественной жизни. Это предполагает в первую очередь  улучшение образования и профессиональной подготовки, мобильность, интеграцию молодых людей на рабочем месте и социальную интеграцию. КЕС призвала власти государств-членов ЕС к принятию мер в различных областях для большей согласованности действий по вопросам, касающимся молодежи. Комиссия предполагает, что цели Пакта должны быть в дальнейшем интегрированы и в профильные стратегии, в частности в Европейскую стратегию занятости. В 2007 г. в коммюнике «Содействие полноценному участию молодежи в образовании, занятости и обществе» (COM (2007) 498) КЕС рассмотрела и приняла в качестве контроля вопросы безработицы среди молодежи и неудовлетворительное образование, полученное большим количеством молодых людей. В связи со сложившейся ситуацией КЕС призвала к тесной координации усилий во всех сферах политики, имеющих последствия для молодых людей. В резолюции, принятой в 2005 г., Совет Евросоюза призвал к разработке Конструктивного диалога с молодежью (Structured dialogue). Такой диалог предполагает, что институты ЕС и национальные правительства должны обсуждать отдельные темы с молодыми людьми. Конкретное наполнение эта инициатива получила с 2008 г. под названием «Будущие вызовы для молодых людей» (Future challenges for young people). Кроме того, в Европе проводится специальная «Европейская неделя молодежи» (European Youth Week).
В Евросоюзе наблюдаются попытки передачи государствами-участниками молодежной политики из своей компетенции в исключительную компетенцию ЕС. Как выстраивается эта работа, можно видеть по программам действий ЕС. Первой такой программой по вопросам молодежи считается существующая с 1988 г. программа молодежных обменов «Молодежь для Европы» (Youth for Europe). В 1996 г. появилась программа действий по волонтерству «Европейский волонтерский сервис» (European Voluntary Service). С 2000 г. эти программы были объединены в единую программу действий ЕС для молодежи – «Молодежь» (Youth). В 2000-2006 гг. она дополнилась направлениями: «Инициативы для молодежи» (Initiatives for Youth) с целью поддержки креативных инновационных проектов для социальной интеграции молодых людей; «Совместные действия» (Joint Actions) - то программы «Сократос» и «Леонардо да Винчи»; «Сопутствующие меры» (Accompanying Measures). Также поддерживались совместные мероприятия с третьими странами через программу Euro-Med Youth, сотрудничество со странами Юго-Восточной Европы (SEE), СНГ (CIS) и Латинской Америки (LA).
В ноябре 2006 г. Решением 1714/2006/EC, Программа «Молодежь в действии» (Youth in Action) была принята на период 2007-2013 гг. в качестве продолжения программы «Молодежь». Целью Программы является укрепление активной гражданской позиции молодежи, развитие солидарности и содействия европейскому сотрудничеству в области молодежной политики. Эти задачи основаны в вышеупомянутой «Белой книге». Программа имела пять областей деятельности, в том числе Европейский волонтерский сервис, обмены между молодежью и политическое сотрудничество.
Помимо программ, непосредственно ориентированных на работу с молодежью, в ЕС принимаются программы содействия органам, действующим на европейском уровне в области молодежной политики. Первая такая программа  была создана в 2004 г. и поддерживала активность организаций, способствовавших укреплению деятельности Евросоюза и повышению ее эффективности в рамках молодежных обменов, образования и профессиональной подготовке, дискуссий по вопросам молодежной политики, распространению информации о политике ЕС и мер по поощрению участия и инициатив со стороны молодых людей. С 2007 г. это направление вошло в Программу «Молодежь в действии», участниками которой являются 28 стран-членов ЕС, 4 страны-члена Европейского Экономического Пространства (ЕЕА) - Исландия, Норвегия, Лихтенштейн, Швейцария, 1 страна-кандидат в ЕС – Турция.
В 2009 г. Совет ЕС утвердил новые рамки Европейского сотрудничества в молодежной сфере (Renewed framework for European cooperation in the youth field (2010-2018). Можно выделить две особенности новой программы: 1) «спорт» исчез из политики «ядра»; 2) чрезвычайно неординарно, новаторски выглядит попытка КЕС включить «творчество» и «предпринимательство» в одну категорию. Однако Совет ЕС оказался неготовым к подобным инновациям и вернул все на традиционные места: «творчество» к «культуре», а «предпринимательство» соответственно к «занятости». КЕС обращала внимание на то, что вопросы молодежи имеют особое значение в таких сферах как научные исследования, образование, профессиональная подготовка, доступ в Интернет и онлайн бизнес. Они также затрагиваются реформой системы социального защиты, преимущества которой должны быть доступными для будущих поколений и сформировать для них более жизнеспособные условия. Европейская молодежная политика тесно связана с культурой, гражданством, спортом, здравоохранением и важна в региональных вопросах. Этот тезис стал одним из центральных для выработки и принятия   Комиссией в апреле 2009 г. новой Стратегии ЕС в сфере молодежной политики на десятилетие 2010 - 2018 гг., получившую название «Молодежь - инвестирование и расширение возможностей», исходящей из того, что:  молодые люди являются одной из наиболее уязвимых групп общества, особенно в нынешних условиях экономического и финансового кризиса, и  в стареющем обществе молодые люди являются важнейшим ресурсом. На основе новых подходов  Совет ЕС определил всего восемь отраслей, имеющих прямое отношение к молодежной политике: 1) образование и профессиональная подготовка, 2) трудоустройство и предпринимательство; 3) здоровье и благополучие; 4) участие; 5) волонтерская деятельность, 6) социальная интеграция; 7) молодежь и мир; 8) творчество и культура.
В дополнение к межсекторальному подходу для специальных приоритетов в молодежной сфере предусмотрен открытый метод координации (OMК) как часть так называемого Люксембургского процесса, появившегося в ноябре 1997 г. в рамках Европейской стратегии занятости. В 2010 г. молодежная «Белая книга» представила концепцию OMК в качестве средства улучшения сотрудничества между государствами-членами в первую очередь по четырем приоритетным темам сотрудничества, предложенным в этом документе (участие, информация, волонтерство, понимание и знания). В качестве недостатка ОМК можно выделить отсутствие общих параметров и соответственно единых целей, которые позволяли бы координировать национальные планы действий на европейском уровне.
С вступлением в силу Лиссабонского договора (2007) в сфере молодежной политики возникли два  важных обстоятельства: во-первых,  расширение сферы деятельности ЕС в области молодежной политики на «поощрение участия молодежи в демократической жизни в Европе»; во-вторых, включение в совместную компетенцию для ЕС поддержку, координацию и взаимодополняющие действия в сфере молодежи. Договор также придал юридическую силу Хартии основных прав ЕС, который включает в себя статью о правах ребенка (ст. 24) и о запрете детского труда и защите молодых людей на работу (ст. 32). Кроме того, Лиссабонский договор предусмотрел создание корпуса Европейской добровольной гуманитарной помощи с целью структурирования вовлечения молодых европейцев в гуманитарные операции ЕС по оказанию помощи, а также расширение компетенции Союза в области спорта, с акцентом на молодых спортсменах и спортсменках.
Конгресс местных и региональных властей Совета Европы стал автором одного из наиболее авторитетных европейских документов в сфере молодежной политики на местном уровне - Пересмотренной Европейской «Хартии участия молодежи в местной и региональной жизни»[4]. Основой сотрудничества между СЕ и КЕС является совместное соглашение о партнерстве (1987), которое распространяется на широкие области содействия плюралистической демократии, верховенства права и прав человека, а также сотрудничество в области образования и культуры. Первым конкретным проявлением сотрудничества стало соглашение (пакт) с упором на вопросы квалификацию и образования молодежью и молодежных лидеров, а также обеспечения качества услуг для молодежи. Этот пакт «Тренинг европейских молодежных работников и молодежных лидеров» была дополнен в 2003 г. еще двумя пактами: «Евро-Средиземноморское молодежное сотрудничество» и «Молодежные исследования».
И в Содружество Независимых Государств молодежная политика все более часто рассматривается как инструмент интеграции. Советом глав государств СНГ 2009 год был объявлен Годом молодежи.  В качестве положительного примера молодежного сотрудничества на постсоветском пространстве приводится проведенный в сентябре 2009 г. в Чолпан-Ата (Киргизия) форум «Молодежь СНГ – взгляд в завтрашний день», целью которого была выработка практических рекомендаций для деятельности государственных и общественных структур в работе с молодежью на пространстве СНГ. В его работе приняли участие более 100 представителей молодого поколения - студентов, ученых, членов молодежных движений фактически из всех стран постсоветского пространства, которые общались между собой на русском языке, подтверждая его статус как языка межнационального общения.  В ходе форума обсуждались насущные проблемы молодежи и не только, был принят ряд заявлений, которые переданы на рассмотрение в органы государственной власти стран СНГ. Акцент был сделан на проблематике формирования положительного имиджа СНГ среди молодежи, создания единого «молодежного пространства», единого наднационального информационного пространства для вовлечения молодежи в приумножение культурного и общественного капитала народов и Содружества в целом. Участники форума в итоговых выступлениях озвучили идею создания молодежного совета при СНГ, ШОС, ЕврАзЭС, ОДКБ, чтобы  организовывать встречи представителей молодежных структур в преддверии крупных международных мероприятий и встреч на высшем уровне (по аналогии с G8 и G20).  
Опыт ЕС и СНГ  не единичен. Во все большем числе регионов современного мира и национальные власти, и представители региональных организация, и сами участники молодежных движений начинают чувствовать, с одной стороны, ответственность представителей молодежи за реализацию региональных интеграционных проектов, а, с другой стороны, рассматривать интеграционные инструменты в качестве средств решения собственно проблем подрастающего поколения.
Литература
1.    Европейская хартия об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне. Принята Конгрессом местных и региональных властей Европы (10-я Сессия - 21 мая 2003 г. - Приложение к Рекомендации 128) // uvao.ruuvao/getimage?objectId=2885.Молодежь стран СЭВ в борьбе за экономию и бережливость / М.Г. Алиев, Г.А. Хачиев.  Ташкент: Еш гвардия, 1980.
2.    Укрепление дружбы и всестороннего сотрудничества ВЛКСМ и союзов молодежи стран социалистического содружества.  М.: ВКШприЦКВЛКСМ, 1986.
3.    European Pact for Youth // europa.eu > scadplus/leg/en/cha/c11081.htm.
4.    White Paper on Youth  // europa.eu›legislation_summaries/education…youth…
 


[1] Молодежь стран СЭВ в борьбе за экономию и бережливость / М.Г. Алиев, Г.А. Хачиев.  Ташкент: Еш гвардия, 1980;  Укрепление дружбы и всестороннего сотрудничества ВЛКСМ и союзов молодежи стран социалистического содружества.  М.: ВКШприЦКВЛКСМ, 1986.
[2] White Paper on Youth  // europa.eu›legislation_summaries/education…youth…
[3] European Pact for Youth // europa.eu > scadplus/leg/en/cha/c11081.htm.
[4] Европейская хартия об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне. Принята Конгрессом местных и региональных властей Европы (10-я Сессия - 21 мая 2003 г. - Приложение к Рекомендации 128) // uvao.ru›uvao/getimage?objectId=2885.