КОНКУРС
на лучшую научную и научно-публицистическую работу по теме: Молодежная политика. 
Цифровая экономика.

Текущий номер

Анищик П.Ф. Методы противодействия современным преследованиям христиан на Ближнем Востоке

Анищик П.Ф.
Аспирант кафедры внешних церковных связей Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
 
Методы противодействия современным преследованиям христиан на Ближнем Востоке
 

Преследования христиан – константа Новозаветной истории. Христианская вера подвергалась гонениям с момента своего возникновения. По данным Всемирной Христианской Энциклопедии, общая численность мучеников со времен зарождения религии в І в н. э. до 2000 г. составляет 70 млн. чел. Однако усиление дискриминации последователей Иисуса Христа в начале XXI века не имеет прецедентов в истории. Сегодня христианство является наиболее гонимой религиозной общностью на планете. По данным Исследовательского центра Pew, в настоящее время 3/4 населения Земли живет в странах, в которых происходят жестокие преследования по религиозному признаку, и большая часть жертв этих гонений – христиане. Согласно информации Государственного департамента США, за веру в Иисуса Христа подвергаются гонениям со стороны правительств или общества христиане в более, чем 60 странах мира. По данным христианской правозащитной благотворительной организации Open Doors, специалисты которой являются авторами одной из наиболее авторитетных методик оценки степени преследования христиан (World Watch List, WWL), каждый месяц за веру погибают 322 христианина, происходит 214 фактов разрушения церквей и имущества, 772 случая применения насилия (избиений, похищений, изнасилований, арестов, насильственных браков и др.). 

Однако наибольшей силы преследования христианства достигли на его исторической родине. Согласно результатам ежегодного мониторингового исследования WWL, в 2016 г. «сильные» и «очень сильные» гонения наблюдались в 15 странах Ближнего Востока. Четыре из них вошли в первую десятку (Сирия (6), Иран (7), Ирак (8), Йемен (9)) и семь – в первую двадцатку (Ливия (11), Саудовская Аравия (14), Катар (20)) рейтинга наиболее репрессивных по отношению к христианству государств. В течение 2016 г. степень гонений уменьшилась только в трех странах Ближнего Востока (Сирия, Ливан и Ирак); в пяти относительно экономически благополучных странах Персидского залива осталась на предыдущем уровне (ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия, Оман и Бахрейн); в семи государствах «колыбели христианства» сила дискриминации увеличилась – в Иране, Йемене, Египте, Иордании, Турции, Кувейте и на Палестинских территориях.

Преследования достигли масштабов, которые позволили мировому сообществу признать в марте 2016 г. действия запрещенных террористических организаций на Ближнем Востоке геноцидом христиан. Присутствие последователей Иисуса Христа на их исторической родине стремительно сокращается. По сравнению с началом ХХ века численность христиан, по разным оценкам, в течение столетия снизилась: в Ираке с 35 до 0,6%, Иране с 15 до 1%, Сирии – с 40 до 4,1%, Турции – с 32 до 0,15%  . Наибольшее влияние на негативную динамику численности христиан оказывает фактор религиозных преследований. 

Согласно ежегодному докладу Комиссии по вопросам международной религиозной свободы США, в 2015 г. в Иране имели место многочисленные факты угроз церковным служителям со стороны диверсионных групп, аресты и заключение в тюрьму прихожан и церковных лидеров, в частности, новообращенных христиан-евангелистов. В течение 2010-2015 гг. были арестованы более 550 христиан. По состоянию на февраль 2016 г. около 90 братьев и сестер во Христе отбывали срок тюремного заключения, были задержаны или находились в ожидании решения суда по обвинению в религиозных убеждениях. В 2016 г. значительно увеличилось количество физических нападений и избиений христиан в тюрьмах. В декабре 2015 г. иранская полиция разгромила тайные Рождественские богослужения в частных домах и арестовала около десяти членов Церкви в Тегеране. В апреле 2015 г. революционный суд оставил в силе решение о наказании в виде лишения свободы сроком на один год и запрета поездок в течение двух лет 13 новообращенным христианам.

По данным египетского правительства, беспрецедентное по масштабам насилие в отношении коптов привело к гибели 49 христиан, 20 из которых были убиты в Ливии, к полному разрушению 52 и повреждению 12 церквей и уничтожению многочисленного имущества, принадлежащего братьям и сестрам во Христе. По распоряжению президента аль-Сиси в октябре 2016 г. египетские власти начали строительство новой церкви в память о погибших коптах. Аль-Сиси стал первым главой государства, который принял участие в Рождественских богослужениях Коптской Церкви в 2015 и 2016 гг. Он принес публичные извинения за то, что власти не закончили реконструкцию разрушенных в августе 2013 г. храмов, и дал обещание завершить процесс в 2016 г. Несмотря на то, что коптская община в целом приветствует эти и другие символические жесты примирения, репрессивные законы и дискриминационная политика в отношении христиан остаются в силе, в том числе обвинения в религиозных убеждениях и богохульстве, ограничения на создание и функционирование церквей, запрет на обращение из ислама. По фактам крупных инцидентов, произошедших в период с 2011 по 2013 гг., не были возбуждены уголовные дела. Неспособность власти проводить эффективное судебное преследование лиц, ответственных за насилие в отношении коптов и других религиозных меньшинств, способствует укреплению атмосферы безнаказанности в Египте. 

Более половины из 500 тыс. христиан покинули Ирак после вторжения США в 2003 г. и продолжали эмигрировать после завершения второй войны в Персидском заливе. Оставшиеся 250 тыс. братьев и сестер во Христе стали мишенью для полного истребления после того, как ИГИЛ/ДИАШ захватила власть в регионе. В августе 2015 г. министр обороны Ирака Халед аль-Обейди сообщил, что террористы убили 2 тыс. христиан в долине Ниневия в течение периода с января по август 2015 г. Более 125 тыс. спаслись бегством в Курдистане. В Киркуке вооруженные экстремисты использовали церкви в качестве военных баз для штурма и осквернения кладбищ, разрушения ассирийских монастырей, в том числе был уничтожен один из древнейших христианских храмов в Ираке – монастырь Святого Илии в Эрбиле, который был местом поклонения в течение более 1400 лет. В декабре 2015 г. радикальные группы в Багдаде заставляли христианских женщин носить исламские головные уборы. Выжившие христиане в настоящее время влачат жалкое существование на правах полу-заключенных в лагерях для беженцев в иракском Курдистане. Строительство жилья и храмов не способно решить проблему обеспечения источников дохода в условиях разрушенной инфраструктуры и хозяйственных связей. По данным христианской правозащитной организации «Rescue Christians», которая работает с христианскими беженцами в лагерях для перемещенных лиц в Турции, Ливане и Иордании, местные церковные лидеры убеждают христиан оставаться на родине, чтобы «сохранить христианскую культуру в Ираке». Однако результаты опроса христианских жителей этих лагерей свидетельствуют о том, что практически никто из них не хочет возвращаться на родину в условия, мало совместимые с жизнью.

Общая ситуация в Сирии характеризуется сильными преследованиями христиан во всех формах на территориях, подконтрольных ИГИЛ/ДАИШ и другим боевикам-экстремистам. Многие последователи Иисуса Христа бежали из районов, оккупированных террористами, или были убиты во время конфликтов. Географическое расположение оставшихся братьев и сестер во Христе в стратегически важных районах повышает их уязвимость к нападениям. Большая часть церквей превратилась в руины. 

Пакистан занимает третье место в мире по количеству рабов – 2,1 млн. чел., из которых 250 тыс. – христиане. Христианская правозащитная организация «Rescue Christians» задокументировала большое количество случаев использования детского труда, изнасилования христианских женщин, запретов посещения воскресных и праздничных богослужений и долгового рабства. Последнее стало возможным вследствие процветающей коррупции и политического кумовства. Если семья вынуждено занимает деньги после исчерпания сбережений на оплату лечения больного родственника или для принудительного приобретения приданого для дочери, процентные ставки на уровне 300-400% не позволяют выплатить долг в пределах человеческой жизни, и семья до конца своих дней остается в трудовом рабстве у кредитора. Стоимость освобождения одного человека составляет 83,85 долл., семьи из семи человек – 587 долл. Благотворительная организация «Free the Slaves» за 16 лет (с 2000 г.) подарила свободу 12 тыс. христиан. В течение следующих 5-10 лет планируется спасти 250 тыс. последователей Иисуса Христа, для чего необходимо привлечь донорские пожертвования в размере 20 млн. долл., или 2-4 млн. долл. ежегодно. 

Немногочисленные христиане, зарегистрированные в официальных лагерях для беженцев ООН в Турции, Ливане, Иордании и других странах Ближнего Востока, подвергаются дискриминации прав со стороны мусульманских представителей администрации ООН, которые оформляют дела переселенцев в УВБК ООН по делам беженцев. Документы мусульман обрабатываются в обычном порядке, прошения христиан намеренно игнорируются.

Рассмотренная малая доля трагических фактов, характеризующих резкое усиление разрушительных тенденций в области положения христиан на Ближнем Востоке, диктует необходимость безотлагательной разработки действенной системы инициатив оказания помощи гонимым братьям и сестрам во Христе. В свою очередь, реализация эффективных мер противодействия преследованиям находится в прямой зависимости от познания природы последних, прежде всего, от получения достоверных представлений о глубинных факторах и предпосылках гонений. 

Разработка новых и совершенствование существующих механизмов преодоления жестокой дискриминации христиан на Ближнем Востоке требует самого серьезного внимания к изучению исторического, религиозного, философского, социального, педагогического, психологического и других аспектов проблемы, т.к. она характеризуется комплексной природой. Каждая из предпосылок, ее порождающих, имеет собственную разветвленную «корневую систему» причинно-следственных связей. Например, не подлежит сомнению, что усиление преследований стало прямой проекцией «расцвета» радикальных течений ислама на Ближнем Востоке. Однако сам радикализм есть «давняя хроническая проблема региона», которую следует изучать в контексте структурных диспропорций развития данной территории, геополитических преобразований, социальных аномалий, политической дестабилизации, социальной несправедливости, религиозных искажений и теологического невежества.

Таким образом, специфика гонений на христиан в конкретных формах и сферах жизни обусловливает трансформацию проблемы в комплексную, ставит эффективность противодействия преследованиям в зависимость от участия в разработке и реализации контррепрессивных мероприятий ученых из различных отраслей научного знания и представителей мирового сообщества. Данный вывод подтверждает систематизация причин преследований, среди которых можно выделить предпосылки духовного, религиозного, этнического, экономического, политического, социального, институционального и др. характера. 

Среди указанных движущих сил дестабилизации на Ближнем Востоке важное место занимают духовные факторы. Несмотря на то, что нравственность является необходимым условием выживания цивилизации и категорией не конфессиональной или национальной, а общечеловеческой, актуальность морально-аксиологических ориентаций неизмеримо усиливается «на крутых поворотах истории», что можно наблюдать в настоящее время во всем мире. В связи с этим особую роль приобретает исследование духовной группы предпосылок преследования христиан на Ближнем Востоке.

Необходимо обратить внимание на такой важный аспект проблемы как предопределенность преследований и моральные императивы относительно реакции на них. В Священном Писании говорится о том, что гонения неизбежны, что они будут продолжаться, «доколе не окончатся времена язычников» (Лк. 21:24). Господь Иисус Христос неоднократно говорил, что христиан будут преследовать: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15, 20); «возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое…» (Лк. 21, 12). Еще во времена преследований в І в. н. э. многие люди, принявшие учение Иисуса Христа, искали страданий, добровольно шли на мучения во имя любви к Богу, чтобы обрести жизнь вечную. Во все времена Церковь признавала, что периоды преследований способствуют укреплению веры. Означает ли это, что следует спокойно наблюдать за современными зверствами в отношении христианских меньшинств на Ближнем Востоке и в других странах, не предпринимая попыток помочь жертвам гонений?

Разумеется, нет. Равнодушный человек не может проявлять милосердие в служении людям, ибо его не беспокоят проблемы ближнего. Равнодушный человек не может служить Богу, потому что равнодушен к Богу. Наконец, безучастный человек не умеет по-настоящему сострадать, жертвовать, верить и любить, потому что эти качества противоположны равнодушию. Вот почему отказ от оказания помощи и поддержки гонимым братьям и сестрам во Христе на Ближнем Востоке является большой ошибкой. 

В пользу необходимости проявлять милосердие по отношению к страдающим последователям Иисуса Христа в репрессивных ближневосточных странах свидетельствует двойственная природа Церкви и множественность уровней проявления понятия «свобода». Церковь как единство Духа Святого в тех, кто любит Иисуса Христа и своим жизненным подвигом стремится к соединению с Богочеловеческим Организмом Христовым, свободна всегда: «где Дух Господень, там свобода». Ей не страшны человеческие ограничения. Гонения служат умножению ее славы и укреплению веры. Церковь как видимое объединение людей во главе с религиозным лидером, напротив, нуждается в определенных внешних условиях для своего существования, в том числе в виде государственных регламентов. С этой точки зрения Церковь и ее участники испытывают гонения, если в обществе недостаточно соблюдаются социальные свободы или права человека. Следовательно, проявление свободы на социальном (права человека) и духовном уровнях (в кантовской трактовке «независимость воли от принуждений чувственности»), с одной стороны, и двухприродность Церкви, с другой, позволяют сделать вывод о необходимости смиряться с преследованиями, принимать их как посланную Всевышним неизбежность, благодарить Его за возможность пострадать во Имя любви к Нему, молиться о спасении братьев и сестер во Христе. В то же время следует продолжать предпринимать неустанные попытки борьбы с гонениями, поддерживать жертв современных преследований и по возможности облегчать их страдания, следуя примеру милосердия, подаренному нам Иисусом Христом.

Эти выводы с нормативной точки зрения актуальны и для позиции международного сообщества относительно проблемы преследования христиан на Ближнем Востоке. Однако фактическая реакция западных стран отличается неоднозначностью и рядом особенностей, связанных с характером и уровнем развития их социально-экономических систем и геополитическим курсом в Ближневосточном регионе. 

Во-первых, проблема гонений до относительно недавнего времени целенаправленно «замалчивалась» западными СМИ по политическим причинам. Принять допущение о существовании христианского геноцида равносильно признанию несостоятельности политики Запада на Ближнем Востоке. Большая часть западноевропейских СМИ вступила в игру «молчаливого сговора» с правительствами своих стран, игнорируя бесчинства, творимые в отношении братьев и сестер во Христе в «колыбели цивилизации». Этим объясняется относительная немногочисленность публицистических изданий по данной тематике, а научные наработки в данной области еще более незначительны. 

Во-вторых, разложение в западном мире доминирующей сильной христианской культуры, господство фальшивой толерантности и лицемерных двойных стандартов порождает «агрессивную светскость»: ЕСПЧ все более озабочен защитой прав человека и либеральных свобод, в то время как суды буквально тонут под грудами исков граждан о фактах религиозно мотивированной дискриминации (250 тыс. заявлений), но ЕСПЧ выносит решение не более, чем по 40 искам в год. Данное явление прямо затрагивает интересы ближневосточных вынужденных переселенцев христианского происхождения в европейских лагерях для беженцев, где они продолжают испытывать жестокие притеснения со стороны мусульманского большинства, но не получают поддержку ни официальных силовых структур, ни гражданского населения. 

В-третьих, не имея опоры ни в прошлом, ни в будущем, секулярная культура потребления и культ «свободы от всего» лишают человека фундамента связи с будущими поколениями. Нравственные ценности даны Богом, либеральные права и свободы придуманы человеком. Запад поставил на пьедестал человека и поклоняется ему при полном забвении христианских истин, и даже не осознает в полной мере, что стремительно движется к пропасти, потому что деградировать, как правило, легко и приятно. Так же комфортно, как успокаивать совесть, отправляя тонны гуманитарного груза на Ближний Восток, которые нередко частично или полностью растворяются в коррумпированных посреднических сетях в процессе транспортировки. В результате низвергнутые на социальное дно, в прошлом благополучные семьи мирных жителей в лучшем случае получают «пайки выживания», которых хватает ровно настолько, чтобы не умереть от голода. Положение христиан еще более тяжелое: они избегают регистрации в официальных лагерях ООН для беженцев вследствие обоснованного страха преследований, поэтому нередко не получают даже минимальную гуманитарную помощь. 

В-четвертых, активизация западноевропейского интереса к проблеме преследования христиан на Ближнем Востоке в последнее время вызвана, с одной стороны, беспрецедентным миграционным кризисом в Европе, во-вторых, осознанием угрозы, которую содержит бесконтрольный приток мусульманских беженцев, грозящий превращением традиционно христианских стран в «Еврабию». 

В-пятых, в самих финансово благополучных западных странах, в основу которых были заложены христианские ценности, происходят косвенные преследования исторической веры. Непрямая дискриминация проявляется в осуждении пасторов и священников, которые выступают против однополых браков, в назначении нехристиан деканами факультетов христианских богословских университетов, в попытках «переписать» или предоставить прихожанам на выбор варианты молитвы «Отче наш», представить Иисуса Христа в образе женщины, матери и другие вопиющие проявления беспрецедентных надругательств над христианской верой. Не случайно генеральный секретарь Института имени А. В. Суворова (Вена, Австрия) Патрик Поппель утверждает, что в Европе отсутствуют христианские силы, способные противостоять поруганию сакральных истин и преследованию братьев и сестер во Христе. 

Его слова особенно справедливы, если учесть статистику приема ближневосточных беженцев христианского происхождения. В США из каждых 10 тыс. принятых мигрантов только 9 чел. являются христианами, тогда как в соответствии с конфессиональной структурой населения Сирии этот показатель должен составлять 1000 чел. В течение пяти лет сирийской войны США предоставили убежище 53 беженцам-христианам, несмотря на то, что из Сирии эмигрировала треть христианского населения. По данным правительства Великобритании, из 4 тыс. сирийских беженцев, принятых в 2015 г., только 64 чел. (или 1,5%) являются христианами, в то время как до войны 10% сирийцев заявляли о своей принадлежности к христианской вере. Руководитель исследовательского отдела фонда «Варнава» Dr. Martin Parsons (д-р Мартин Парсонс) обвинил британское правительство в том, что оно проводит отбор сирийских беженцев нехристианского происхождения в соответствии с негласными требованиями ООН и участвует в сговоре с целью христианского геноцида: «Тот факт, что христиане настолько слабо представлены в структуре принятых беженцев за последние четыре с половиной года свидетельствует о том, что правительства США и Великобритании предпочли бы делегировать свои программы для беженцев международной организации (ООН), которая нагло дискриминирует тех, кому грозит геноцид, вместо того, чтобы самостоятельно заниматься справедливым решением проблемы». 

В декабре 2016 г. миграционная служба Великобритании отказала в предоставлении краткосрочных виз трем архиепископам из Ирака и Сирии, которые были приглашены в Лондон, чтобы встретиться с принцем Чарльзом на церемонии освящения нового храма Сирийской Православной Церкви в Лондоне. Приглашение было подписано премьер-министром Великобритании Терезой Мэй. Архиепископам Мосула, Хомса и долины Святого Матфея (Ниневии) было отказано во въезде по причине недостатка финансовых средств для пребывания в стране, несмотря на то, что у них открыты действующие долгосрочные визы в США и другие западные государства. 

Неоднозначностью отличается и государственная политика восточноевропейских стран в отношении ближневосточных беженцев христианского происхождения. Например, правительство Венгрии одним их первых объявило о готовности принимать мигрантов немусульман. Премьер-министр Виктор Орбан инициировал проведение в Будапеште 28 января 2017г. конференции «Усиление кооперации – новые пути сотрудничества с целью оказания помощи христианским сообществам, которые подвергаются преследованиям и дискриминации» с участием 12 религиозных организаций из 7 стран. Государственный секретарь Министерства человеческих ресурсов Bence Rétvári объявил о том, что Венгрия стала центром поддержки групп, защищающих интересы гонимых христиан, и первой страной в мире, которая создала правительственное учреждение для поддержки братьев и сестер во Христе, страдающих за свою веру, особенно на Ближнем Востоке и в других проблемных регионах. Венгерское правительство утвердило резолюцию, в которой члены парламента осудили преследование христиан и действия террористов и призвали Международный криминальный суд возбудить уголовные дела по обвинению в совершении геноцида. Правительство Венгрии планирует использовать Европейскую передвижную выставку, чтобы привлечь внимание к угрозе исчезновения христианства на Ближнем Востоке, а также направить гуманитарную помощь пострадавшим. По итогам конференции была принята декларация, основная идея которой заключается в том, что следует помогать христианам оставаться на исторической родине (в странах Ближнего Востока), а не принимать их в европейские страны в качестве беженцев. 

Указанные действия венгерских властей вызвали острую критику правозащитной христианской организации “Rescue Christians”. Ее исполнительный директор Keith Davies направил на рассмотрение правительству план действий, основанный на выводах, полученных в процессе ежедневной «полевой работы» с христианскими беженцами в Сирии, Ираке, Турции и др. государствах. По мнению правозащитника, христиане стремятся использовать все возможности, чтобы выехать за пределы репрессивных стран, в которых они пережили и продолжают испытывать ужасы терроризма и лишения военного времени. Он утверждает, что попытки венгерского правительства и местных церковных лидеров Ближнего Востока убедить европейское сообщество в том, что христиане нуждаются в помощи, чтобы остаться на территории охваченных войной государств, – не более, чем политические игры и лицемерные манипуляции, аналогичные тем, которые использовались в отношении евреев после Второй мировой войны, когда им внушали, что следует остаться в Европе. Однако практически все, кто сумел выжить, эмигрировали в США и Израиль. Страх повторения пережитых событий сделали невозможным их возвращение на родину. Keith Davies предлагает венгерскому правительству подать пример остальному миру, приняв несколько христианских семей из турецких лагерей для беженцев.

Основные мероприятия западной политики противодействия гонениям имеют прикладной, утилитарный характер, направленный на ликвидацию или смягчение последствий христианского геноцида (обеспечение жертв преследований финансовыми и материальными ресурсами). Считаем возможным предположить, что именно такой односторонний практический подход обуславливает недостаточно высокую эффективность существующих инициатив оказания поддержки гонимым христианам Ближнего Востока: объемы и масштабы помощи растут, все более разнообразными становятся ее формы, но братья и сестры во Христе испытывают все большие страдания как в ближневосточных очагах военных конфликтов, так и за их пределами в европейских лагерях для беженцев.

На наш взгляд, реалистичный подход к разработке механизмов противодействия преследованиям должен исходить из признания приоритетной роли духовных истоков всех проблем человечества, и проблемы гонений на христиан, в частности. С этой точки зрения совершенствование существующих и формирование новых эффективных мер борьбы с жестокими формами дискриминации братьев и сестер во Христе на Ближнем Востоке не следует отождествлять исключительно с оказанием благотворительной гуманитарной помощи жертвам преследований.

Исходя из этого, целостную последовательную политику противодействия гонениям следует разрабатывать на основе комплексного подхода, с признанием ключевой роли методов борьбы с причинами дискриминации, а не ликвидации последствий, и необходимости консолидации усилий мирового сообщества в этом направлении. Данную политику следует выстраивать с учетом следующих принципов:

- принятие во внимание всех групп факторов гонений (духовно-нравственных, религиозных, этнических, военно-политических, социально-экономических, институциональных, организационно-правовых и др.);

- целевая направленность политики противодействия на устранение причин нарушения межрелигиозного равновесия;

- признание взаимосвязи духовных и внешних факторов гонений при доминировании духовности как основы материального мира;

- признание приоритета духовно-нравственных методов противодействия преследованиям над силовыми, политическими и материально-финансовыми мерами как следствие двух предыдущих принципов;

- уважение права свободы вероисповедания представителей всех религий и конфессий, если их действия или бездействие не ущемляют права христиан и не приводят к поруганию христианских истин и ценностей;

- долгосрочная социальная и, по возможности, экономическая эффективность методов борьбы с гонениями;

- достижение синергетического эффекта за счет консолидации усилий всех участников глобальных общественных процессов.

На основе сформулированных принципов можно предложить следующие направления политики противодействия преследованиям христиан на Ближнем Востоке:

- повышение уровня культуры милосердия и культуры религиозной терпимости в обществе, воспитание духовного трудолюбия и чувства личной ответственности у каждого человека;

- возрождение христианских ценностей в секуляризованных западных странах; 

- повышение информированности общества о проблеме преследования христиан на Ближнем Востоке;

- объединение однонаправленных усилий всех представителей международного сообщества с целью противодействия современной дискриминации христианской веры и ее последователей во всех формах;

- создание единой нравственной платформы объединенных инициатив всех участников международного сообщества, религиозных и государственных лидеров, неправительственных организаций, СМИ и представителей гражданского общества с опорой на духовно-культурные ценности.

Данный подход к решению проблемы не исключает необходимости оказания помощи жертвам гонений в материально-вещественной и финансовой форме, но в качестве целеполагающего начала утверждает борьбу с первичными причинами преследований, которые относятся к духовно-нравственной сфере. Разработка и реализация указанных мер политики противодействия современным гонениям христиан на основе объединяющей силы милосердия, по нашему мнению, позволит улучшить положение братьев и сестер во Христе на Ближнем Востоке и будет способствовать восстановлению религиозного равновесия и сохранению христианства на его исторической родине. 

 
Bibliography
1. Christian Persecution [Electronic resource] / Open Doors USA. URL: https://www.opendoorsusa.org/christian-persecution (20.02.2017).
2. World Watch List [Electronic resource] / Open Doors USA. URL: https://www.opendoorsusa.org/christian-persecution/world-watch-list/ (20.02.2017).
3. World Watch List 2017 [Electronic resource] / Open Doors USA. URL: https://www.opendoorsusa.org/download/2017-world-watch-list/?wpdmdl=13500 (20.02.2017)
4. Marshall P. Persecuted: The Global Assault on Christians / Paul Marshall, Nina Shea, Lela Gilbert. Thomas Nelson, 2013. – 416 p., P. 5-6.
5. Annual Report of the U.S. Commission On International Religious Freedom [Electronic resource] / The U.S. Commission on International Religious Freedom. – [April 2016]. URL: http://www.uscirf.gov/sites/default/files/USCIRF%202016%20Annual%20Report.pdf (20.02.2017).
6. International Religious Freedom Report for 2015 [Electronic resource] / U.S. Department of State. URL: https://www.state.gov/j/drl/rls/irf/religiousfreedom/index.htm#wrapper (20.02.2017).
7. Davies K. The Hungarian Government Betrays the Persecuted Christians [Electronic resource] / Keith Davies // Rescue Christians. – [February 12, 2017]. URL: http://rescuechristians.org/hungarian-government-betrays-persecuted-christians/ (20.02.2017).
8. Asalyoglu A. Middle East in the Dead End of Radicalism / Arif Asalyoglu // International life. 2016. No. 4. P.108-118.
9. Spiritual and moral foundations of the modern Russian society. Speech by the Chairman of the Department for External Church Relations of the Moscow Patriarchate Metropolitan Kirill of Smolensk and Kaliningrad at the Institute of Sociology [Electronic resource] / Archive of the official website of the Moscow Patriarchate. – [26.04.2002]. URL: https://mospat.ru/archive/2002/04/39335 (19.02.2017).
10. Grigorenko A. Yu. “Friend-or-Foe” in the History of Religion / Grigorenko Andrey Yur’yevich // Proceedings of Herzen State Pedagogical University of Russia. 2012. No. 146. P. 144.
11. Osipov A. I. Freedom of a Christian, freedom of the Church and religious freedom within the meaning of the Orthodoxy / Osipov A. I. // Church and time. 1999. No. 1(8).
12. Kant I. Writings. Vol. 3. Moscow: 1964. P. 478.
13. Poppel P. Harassment of Christians in the EU [Electronic resource] / Patrick Poppel // Moscow, No. 6. – [June 2016]. Pp. 137-140. URL: https://dlib.eastview.com.proxy.lib.rsuh.ru/browse/doc/46811117 (18.02.2017).
14. Bourke S. The Middle East: The Cradle of Civilization Revealed (Ancient Civilizations) / Stephen Bourke, Maree Browne. Thames & Hudson, 2008. – 368 p.
15. Dolgov K. Official Diplomacy and Peacemaking Efforts of Religious Organizations / К. Dolgov // International life. 2016. No. 3. Pp. 2 – 8, P. 5.
16. Bat Ye’or. Eurabia: The Euro-Arab Axis / Bat Ye’or. Fairleigh Dickinson University Press, 2005. – 384 p.
17. The White House Acknowledged the Genocide of Christians in the Middle East as a Result of Strengthening of Russia’s Position in the Region [Electronic resource] / Russian Institute for Strategic Studies. – [25 March 2016]. URL: https://riss.ru/smi/28555/ (20.02.2017).
18. UK government ‘blocked’ truth about left behind Christians [Electronic resource] / Heart of Sussex. URL: http://www.heartpublications.co.uk/uk-government-blocked-truth-about-left-behind-christians (20.02.2017)
19. Scandal of how UK refused visas to persecuted Christians [Electronic resource] / Global Christian News. – [16 December, 2016]. URL: https://www.globalchristiannews.org/article/scandal-of-how-uk-refused-visas-to-persecuted-christians (20.02.2017).
20. Hungary Plans to Become a Center for Efforts to Combat Christian Persecution [Electronic resource] / The Ministry of Human Capacities of the Parliament of Hungary. – [January 28, 2017]. URL: http://www.kormany.hu/en/ministry-of-human-resources/news/hungary-plans-to-become-a-centre-for-efforts-to-combat-christian-persecution (20.02.2017).