Зорин В.Ю.
Доктор политических наук, профессор, член Совета по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации, член Общественной палаты РФ, главный научный сотрудник Центра по научному взаимодействию с общественными организациями, СМИ и органами государственной власти ИЭА имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.
Каменских М.С.
Старший научный сотрудник, Институт гуманитарных исследований ПФИЦ УрО РАН (Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук); эксперт – помощник председателя комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений.
Важнейшее событие уходящего года: конференция к 10-летию Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям
В Москве 16-17 ноября 2022 года прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Россия: единство и многообразие». приуроченная к 10-летию деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям и реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации. В работе конференции в очно-заочном формате приняло участие более 12,5 тысяч человек, было заслушано более 250 докладов. Среди организаторов мероприятия – Администрация Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Министерство науки и высшего образования РФ, Министерство культуры РФ, Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН), Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) и др. В рамках конференции была организована работа восьми тематических секций, на площадках которых ведущие ученые, эксперты и практики обсудили текущее развитие межнациональных отношений, реализацию Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации. Итоги работы конференции были подведены 17 ноября в рамках пленарного заседания.
Одной из ключевых стала секция «Взаимодействие государства и общества: институты гражданского общества, национальные и молодежные объединения в сфере реализации государственной национальной политики» была организована 16 ноября с.г. в Общественной палате РФ.
Мероприятие было приурочено к важному событию – 10-летию с момента создания Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям. Оглядываясь на 10 лет назад, нельзя не отметить, что за это время государству удалось полноценно вернуться в сферу этнополитики и достичь важного паритета в регулировании межнациональных отношений внутри страны. Нельзя не отметить и сложившуюся инфраструктуру общественно-государственного партнерства в сфере межконфессиональных отношений. Сегодня в большинстве субъектов РФ созданы общественные советы по регулированию межнациональных отношений. Во всех 85 субъектах созданы региональные общественные палаты, в 52 из них имеются профильные комиссии, занимающиеся межнациональными, межконфессиональными отношениями, вопросами миграции. В семи субъектах имеется профильные рабочие группы. Позже, в 2015 году было создано Федеральное агентство по делам национальностей в составе Правительства Российской Федерации. На ФАДН возложили вопросы реализации государственной национальной политики в нашей стране. На региональном и муниципальном уровнях были определены конкретные должностные лица, которые отвечают за сферу межнациональных отношений, взаимодействие с национально-культурными объединениями.
Отметим, что важную деятельность проводят дома национальностей, а также недавно созданный Дом народов Российской Федерации. Кроме того, данной работой занимаются различные дома дружбы, этнодеревни, этнокультурные центры, библиотеки с этнокультурной составляющей. Последние данные социологии, показывают, что 91% населения осознают российскую гражданскую идентичность, принадлежность к России, к её народу, сопричастность тем процессам и ответственность за те процессы, которые идут в нашей стране. Важным шагом в обеспечении полноценного государственно-общественного партнерства в сфере межнациональных отношений стало создание Ассамблеи народов России как общероссийской общественно-государственной организации.
Опыт Общественной палаты Российской Федерации как площадки для коммуникации представителей традиционных конфессий и национально-культурных общественных объединений Российской Федерации уникален. Профильной комиссией активно проводятся круглые столы по вопросам государственно-религиозных отношений, а также профильные международные конференции. В период работы над поправками в Конституцию РФ по предложению Общественной палаты, в Конституции РФ закреплено полномочие Правительства по осуществлению мер по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, и обеспечению их участия в выработке и проведении государственной политики. Созданная в 2020 году комиссия по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений ОПРФ призвана обеспечить эту работу в ближайшие годы.
Эти и многие другие важные итоги работы органов власти, общественности и экспертного сообщества были подведены в докладах участников конференции.
Среди докладчиков были как представители экспертного сообщества, так и представители органов власти и различных общественных объединений. В рамках секции заслушан 21 доклад по разнообразной тематике, связанной с механизмами взаимодействия общества и государства в сфере реализации государственной национальной политики. Из зала было задано свыше 60 вопросов, от докладчиков в адрес оргкомитета секции поступило 49 предложений. Помимо докладов прозвучало пять выступлений из зала. Стоит отметить, что на секции состоялся очень интересный и содержательный разговор по вопросу повышения роли институтов гражданского общества в жизни нашей страны. Участников секции приветствовал заместитель Секретаря ОП РФ Владислав Гриб. Затем он выступил с первым сообщением, в котором рассказал о роли Общественных Советов при федеральных и региональных органах власти в выработке и реализации государственной национальной политики. «Очень важные задачи - это участие в общественном контроле за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, выдвижение и поддержка общественных и гражданских инициатив. Конечно, нам нужна глубокая экспертная составляющая в виде общественной экспертизы. И это задача общественных советов. Выдвижение и поддержка общественных и гражданских инициатив. Важно, чтобы сами советы инициировали те приоритеты, по которым ведомство может оказать поддержку. То есть это мог быть и грант, и конференции, и аналитические записки», - подчеркнул в своем выступлении В. Гриб.
Первый заместитель Председателя Правительства Пензенской области Олег Ягов рассказал о взаимодействии с институтами гражданского общества в укреплении гражданского единства российской нации и воспитании патриотизма. С докладом о роли институтов гражданского общества в реализации государственной национальной политики выступила председатель Ассоциации народов России Светлана Смирнова. В своем сообщении она представила текущую актуальную ситуацию с развитием некоммерческого сектора в сфере межнациональных отношений. Экспертом Майей Аствацатуровой, отмечено, что «упрочение межэтнических отношений и гражданского единства имеет особый смысл в условиях обострения международной ситуации, инфраструктурного кризиса прежней геополитической архитектуры, усиления экономических санкций и политического давления на России». Мнение общественных организаций на секции в полной мере выразил председатель ФНКА белорусов России Сергей Кандыбович. «Национально-культурные автономии в России сегодня – это реальный действующий резерв межнационального мира и стабильности, - отметил, он в своем выступлении. – Представители общественных организаций, напрямую взаимодействуя как с государственными структурами Российской Федерации, так и с представителями материнских государств, вносят конкретный, осязаемый, деятельный и конструктивный вклад в реализацию Стратегии государственной национальной политики РФ».
В целом, выступавшие были единодушны во мнении, что за 10 лет со дня принятия Стратегии государственной национальной политики в стране была создана устойчивая модель взаимодействия государства, экспертного сообщества и некоммерческого сектора. Этот симбиоз стал инновационной, во многом уникальной моделью общественно-государственного партнерства. И эта модель доказала свою эффективность в условиях геополитической турбулентности, усиления санкционного давления и фэйковых информационных атак, особенно на сознание молодёжи и межнациональное согласие в нашей стране. Вопреки деструктивным действиям коллективного Запада в стране возросло единства народов России перед лицом внешней угрозы. На секции было немало предложений по доработке текстов доктринальных документов. С.К. Смирнова предложила включить в Стратегию государственной национальной политики РФ положение о поддержке деятельности Общероссийской общественно-государственной организации «Ассамблея народов России», так как организация должна стать главенствующей среди институтов гражданского общества в этом секторе. Также ею отмечена необходимость поддержки межнациональных общественных объединений, с целью нивелировать существующий перекос в сторону поддержки моноэтнических объединений. Участниками были озвучены предложения о создании Ресурсного центра для НКО, усилении работы с молодежью и обеспечение ротации кадров в некоммерческом секторе, об осмыслении и доктринальном воплощении идеи российской идентичности и др.
Во многом, высказанные на секции мысли и идеи отражают палитру мнений экспертного сообщества, институтов гражданского общества и органов власти современной России. В свете рассмотрения вопроса о возможности дополнения текущей редакции Стратегии государственной национальной политики состоявшееся обсуждение представляется весьма важным и своевременным.
По итогам работы секции все предложения участников были систематизированы и направлены в организационный комитет конференции для дальнейшей работы.
Авторский коллектив выражает слова благодарности коллективу ответственных сотрудников Министерства образования и науки РФ, занимавшихся организацией рабочей части конференции.
Библиографический список:
1. «Россия: единство и многообразие»: в Москве подвели итоги 10-летия реализации государственной национальной политики [Электронный ресурс]: Министерство науки и высшего образования РФ. // URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/61156/ (Дата обращения: 20.11.2022).
2. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений» от 22.10.2013 N 284-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс. // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153536/ (Дата обращения: 20.12.2020).
3. Встреча с руководителем Федерального агентства по делам национальностей Игорем Бариновым [Электронный ресурс]: Президент РФ. // URL: http://www.kremlin.ru/catalog/keywords/26/events/64196(Дата обращения: 20.11.2022).
4. Указ о создании Общероссийской общественно-государственной организации «Ассамблея народов России» [Электронный ресурс]: Президент РФ. // URL: http://www.kremlin.ru/catalog/keywords/26/events/64412 (Дата обращения: 20.11.2022).
5. Комиссия по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений [Электронный ресурс]: Общественная палата Российской Федерации. // URL: https://www.oprf.ru/about/structure/comissions/comissions2020/1456 (Дата обращения: 20.12.2020).
6. Секция 3. Взаимодействие государства и общества: институты гражданского общества, национальные и молодёжные объединения в сфере реализации государственной национальной политики. Трансляция [Электронный ресурс]: Всероссийская научно-практическая конференция «Россия: единство и многообразие». // URL: https://xn-----8kcdcidhhtecf5ckfmfba7bjx.xn--p1ai/program/sekcija-3-vzaimodejstvie-gosudarstva-i-
Стать представлена в журнале "Этносоциум и межнациональная культура" № 11. 2022.