КОНКУРС
на лучшую научную и научно-публицистическую работу по теме: Молодежная политика. 
Цифровая экономика и регионоведение.

Текущий номер

Дилинуэр Ахэмайти. Модель равноправного управления Новым банком развития межгосударственного объединения БРИКС

Дилинуэр Ахэмайти

Магистрант, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург.

 

 

Модель равноправного управления Новым банком развития межгосударственного объединения БРИКС

 

 

Модель управления любой международной организацией предполагает определенный механизм принятия решений, который выступает залогом правомочности и эффективности проводимой данной международной структурой политики.

Как известно, основой механизма принятия решений в коллегиальных органах управления является способ распределения голосов и их вес при голосовании. Череда финансовых кризисов XX–XXI вв. [1] доказала порочность существующей модели управления мировой экономикой, основанной на Бреттон-Вудской системе. В то же время прежний формат международного участия не учитывает голосов развивающихся стран, полностью игнорируя растущую экономическую мощь новых игроков мирового рынка. В таких условиях в 2014 году страны межгосударственного объединения БРИКС инициировали создание Нового банка развития. Целью данной структуры стало содействие странам – участникам БРИКС в преодолении негативных последствий колебаний конъюнктуры мирового рынка, нивелировании возможных потерь от участившихся финансовых кризисов, решении инфраструктурных проблем, а также обеспечении устойчивого развития указанных государств.

Финансовые резервы, аккумулированные в НБР, кроме того, стали ответом на обострение проблемы краткосрочной нехватки ликвидности в контексте кризисных явлений первого десятилетия XXI века. К тому же, по мнению политического руководства стран БРИКС, в новых экономических условиях актуализировалась задача создания интернациональной независимой системы финансовой безопасности, которая бы надежно защищала от последствий волатильности на мировом финансовом рынке.

Безусловно, с точки зрения своего функционала Новый банк развития выступает своеобразным аналогом Всемирного банка, а формирование резервов на случай чрезвычайных ситуаций делает его подобным тому же Международному валютному фонду (МВФ). Стоит отметить, что многие международные организации, в том числе Всемирный банк, МВФ, Европейский инвестиционный банк и Азиатский банк развития также представляют собой коллегиально управляемые структуры, использующие при вынесении решений взвешенную систему голосования, основанную на простом большинстве голосов.

Отличие же Нового банка развития БРИКС состоит в том, что он применяет иную модель голосования, а механизм создания резерва «на случай непредвиденных обстоятельств» основан на консенсусе (соглашении).

Практика принятия решений в международных организациях свидетельствует о том, что номинальные права голоса государств – членов таких структур зависят от того, сколько голосов могут подать государства-участники, при этом их голоса составляют лишь часть от общего числа [1; 2].

Реальный вес голоса определяется тем, насколько государства – участники голосования способны повлиять на результат процедуры голосования. На раннем этапе голосование строилось на правиле «один голос – одна страна» и принципе единогласного одобрения. Позже Всемирный банк и Международный валютный фонд реформировали свои системы принятия решений, увязав вес влияния при голосовании с экономическим потенциалом государств-участников и размером их вклада в активы этих международных финансовых структур. В результате голоса были распределены по количеству акций, подписанных странами-членами этих международных структур. Именно эта реформа и сформировала т.н. Бреттон-Вудскую систему; в дальнейшем ее механизм был воспринят многими финансовыми организациями.

Насколько данная система соответствует реалиям сегодняшнего дня? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть два базовых компонента модели управления международными организациями – баланс прав среди членов коллегиального органа управления и критерии эффективности принятия решений.

Очевидно, что международная организация в своей деятельности должна учитывать существующий баланс прав между своими государствами-участниками и избегать ситуации, когда «большие державы обладают наибольшей властью». В то же время реальная эффективность решений, принимаемых международными организациями, нуждается в тщательной оценке на практике.

Модель равных прав, принятая в качестве стандарта управления в Новом банке развития БРИКС, несомненно, удовлетворяет первому из приведенных выше правил – она ориентирована на равноправное сотрудничество. Но именно из-за равных прав между государствами – учредителями Банка (странами БРИКС), обладающими при этом разным геополитическим весом, разными природно-климатическими условиями, культурным наследием и, конечно, различными интересами на международной арене, очевидно, будут иметь место разногласия по некоторым вопросам макроэкономической повестки дня; и это способно существенно повлиять на характер принимаемых решений, а также эффективность функционирования организации в целом [3].

Анализ столь неоднозначной ситуации, складывающейся в управлении НБР, следует начать с рассмотрения общей концепции равноправия и эффективности при вынесении решений, принятой в НБР, которая, на первый взгляд, противоречит апробированному международному опыту.

Почему же, несмотря на тот факт, что размер экономик пяти стран – членов БРИКС заметно отличается друг от друга, был избран способ равного долевого участия и принцип равноправия при управлении совместно созданной международной финансовой структурой?

Известно, что каждая из стран БРИКС обладает 20% акций НБР. И это в некоторых ситуациях может вызвать спорные моменты, поскольку финансовые организации по своей природе отличаются от политических структур, и абстрагирование от очевидно неодинакового экономического потенциала и/или политического веса государств – членов БРИКС в рамках НБР выглядит явно несправедливым [4].

В соответствии с Соглашением о Новом банке развития (далее также – Соглашение), структура управления Банком включает в себя Совет директоров и команду менеджеров, руководимую президентом Банка. При этом Совет директоров является высшим органом управления. Все права по управлению деятельностью банка принадлежат именно Совету директоров. Этот коллегиальный орган несет ответственность за прием новых членов в число учредителей Банка, изменение размеров акционерного капитала, корректировку Соглашения и избрание президента Банка. Совет директоров также отвечает за операционную деятельность Банка и ряд других вопросов, таких как выработка бизнес-стратегии Банка и утверждение его бюджета.

Из текста Соглашения явствует, что распределение прав голоса определяется акциями. Количество подписанных акций каждого государства – учредителя Банка эквивалентно праву голоса (одна акция соответствует 100 тыс. долларов уставного капитала [4], одновременно одна акция приравнивается к одному голосу).

Уставный капитал Нового банка развития составляет на сегодня 100 млрд долларов США. При этом стартовый капитал (50 млрд долларов США) распределен поровну между странами БРИКС.

Правила принятия решений в Новом банке развития БРИКС основаны на «трех китах»:

– простом большинстве голосов;

– эффективном большинстве голосов;

– специальном большинстве голосов (этот инструмент используется для решения особо важных вопросов).

Простое большинство означает, что право голоса членов Совета директоров (представителей учредителей) Банка, проголосовавших «за», составляет более половины от общего числа голосов. За исключением случаев, прямо оговоренных в тексте Соглашения, банк использует правило простого большинства для всех операций.

Эффективная мажоритарная система заключается в том, что права голоса членов Совета директоров [4], которые голосуют «за», составляют две трети от общего числа голосов. Правило эффективного большинства используется при голосовании по вопросам изменения режима работы Совета директоров, создании Совета директоров (нерезидентов) и управления специальными фондами Банка.

Наконец, существует специальная мажоритарная система, которая предполагает, что количество членов-учредителей Банка, голосующих «за», составляет не менее четырех, а их право голоса составляет не менее двух третей от общего числа голосов. Эта система подсчета голосов используется в случаях, когда Совет директоров Банка вносит поправки в Соглашение о Новом банке развития; принимает решение об увеличении уставного капитала Банка и размера подписного капитала; корректирует долю оплаченного уставного капитала и уставного капитала, подлежащего оплате; определяет время и условия для новых членов, готовых войти в состав учредителей, а также количество акций, подписанных в первый раз. Также Совет директоров имеет право сформулировать метод избрания для новых директоров и заместителей директоров, прекратить полномочия президента, приостановить членство или отменить такую приостановку, прекратить банковские операции и распределить банковские активы. Совет директоров, кроме того, утверждает государственные или частные проекты для стран, не являющихся членами Банка [5].

Согласно имеющимся данным, распределение управляющего влияния между пятью странами БРИКС в Совете директоров Банка абсолютно одинаково при системе эффективного большинства (требуется 2/3 прав голоса) и системе специального большинства (требуется 2/3 прав голоса + четыре члена-учредителя Банка), хотя задействована мажоритарная система.

На первый взгляд, условия принятия коллегиального решения в управляющей структуре Банка искючительно строгие (для проведения решения в жизнь требуется не только определенная доля от общего объема прав голоса, но и голосование в поддержку решения установленного количества государств-учредителей), но на практике оба указанных правила тождественны [6].

Поясним: все пять существующих государств – членов Нового банка развития являются его учредителями и имеют равные права голоса, каждое из которых составляет 20%. А значит, получить более 2/3 прав голоса возможно только при поддержке более чем четырех стран-учредителей. Таким образом, никакой разницы во влиянии на реальное распределение власти между мажоритарной системой и системой квалифицированного большинства не наблюдается.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что характер распределения властных полномочий между государствами – членами Банка напрямую связан с эффективностю системы принятия решений Советом директоров и одновременно выступает ключевым фактором институциональной структуры данной финансовой организации, определяя ее жизнеспособность, легитимность принимаемых ею решений, качество управления и результативность политики.

Существует мнение, что т.н. «утвердительная модель» распределения права голоса в международных организациях несет угрозу эффективности функционирования системы принятия решений. Некоторые ученые указывают, что с точки зрения здравого смысла [6; 7] модель равноправия многосторонних финансовых институтов БРИКС не жизнеспособна и даже ущербна для принятия оптимальных управленческих решений.

Действительно, практика свидетельствует в пользу того, что в определенных случаях система эффективного большинства в сочетании с равенством прав голоса обеспечивают абсолютный баланс реальных прав, но снижает эффективность принимаемых коллегиально решений в организации. В случае с НБР, скажем, договоренность о формировании резервного фонда на случай непредвиденных обстоятельств, дает Китаю большее количество голосов (несмотря на то, что взвешенные права голоса принимаются номинально). Правда, соблюдение принципа консенсуса при принятии стратегических решений уравнивает государства – члены Банка в отношении реального управленческого влияния. Но само по себе эффективное большинство в данном случае однозначно снижало бы оптимальность выносимых решений.

Если бы в Совете директоров Нового банка развития акции и права голоса распределялись в соответствии с экономическим потенциалом и размером взносов стран-членов Банка (как это принято в других международных финансовых организациях), то Китай мог бы обладать простым большинством, эффективным большинством и, возможно, специальным большинством [8; 9]. Но в нынешних условиях все стороны обладают равным весом в управленческом отношении, и решающее значение имеет лишь объединенная позиция каких-либо четырех государств.

Таким образом, нынешняя «модель равноправия» в управлении Нового банка развития БРИКС по сравнению с «взвешенными моделями» управления, используемыми в других международных структурах, делает Китай единственной «жертвой», теряющей потенциальную возможность манипулирования данной организацией в своих интересах [10], а остальные четыре страны, в свою очередь, становятся «выгодоприобретателями» такого положения дел. Очевидно, что Китай пошел на определенные уступки при разработке концепции Нового банка развития БРИКС.

 

Заключение

Исходя из опыта работы международных финансовых структур, известно, что, поскольку экономический потенциал стран – участников таких межгосударственных объединений, как правило, неодинаков, то, разумеется, существуют и объективные различия в способности влиять на принимаемые решения в рамках системы глобального экономического управления. Именно поэтому подобные организации в качестве наиболее действенной используют взвешенную систему голосования.

Однако Новый банк развития демонстрирует беспрецедентную «модель равноправия» при реализации механизма принятия решений. Если же представить, что Новый банк развития будет ориентироваться на взвешенную модель управления, то, по мнению ряда экономистов, сложится ситуация, когда более значительный вес в политике Банка будут иметь решения, принимаемые представителями Китайской Народной Республики. Согласно же нынешней модели контроля, управляющий потенциал всех пяти стран БРИКС находится в состоянии абсолютного баланса, при котором ни один из учредителей не получает более или менее выгодного, а тем более доминирующего положения.

По сути, в распределении влияния в соответствии с двумя типовыми правилами принятия решений – квалифицированным большинством и эффективным большинством, различий нет. И можно сделать вывод о том, что страны БРИКС путем установления в качестве главенствующего принципа равноправия в структуре управления НБР создали действенную систему «сдержек и противовесов».

Изучению особенностей такой модели управления международной финансовой структурой – мотивам и логике беспрецедентного по сбалансированности механизма принятия решений в НБР – и было посвящено данное исследование.

Считаем, что в отношении международной организации схема наделения равными правами голоса всех членов ее коллегиального органа управления и достижение за счет этого баланса властных начал не наносит ущерба эффективности принимаемых решений, не ведет к т.н. отрицательной корреляции партнеров, их противостоянию при определении стратегии развития международной структуры. Это связано, в том числе, с тем, что на баланс сил при принятии стратегических решений в НБР влияет не только порядок распределения прав голосов при непосредственном голосовании, но и продуманная процедура предварительного согласования принимаемых решений, нивелирующая возможные различия в видении ситуации разными центрами силы в управляющей структуре Банка.

 

Библиографический список:

1. Новый банк развития // URL: https://www.ndb.int.

2. Купер Эндрю Ф. Новый банк развития БРИКС: переход от материального рычага к инновационному потенциалу // Глобальная политика. 2017. № 3. Т. 8. С. 277.

3. Соглашение о Новом банке развития. // URL: https://docs.cntd.ru/document/420285831.

4. Сяоцин, Цяо Юэ. Механизм принятия решений Банка БРИКС о равных правах: потеря и повышение эффективности // Shanghai Finance. 2017. Вып. 2.

5. Морозкина А.К. Новый банк развития в глобальной финансово-экономической архитектуре // Вестник международных организаций. 2015. №2, Т. 10. // URL: file:///Users/apple/Downloads/novyy-bank-razvitiya-v-globalnoy-finansovo-ekonomicheskoy-arhitekture.pdf.

6. Чанлун Чжан. Реформа внутреннего управления бреттон-вудских учреждений // Юг Финанс. 2015. № 2.

7. Линсяо Тан. Банк развития БРИКС в перспективе международного финансового сотрудничества / Тан Линсяо, Оуян Яо, Хуан Цзэсянь // Социальные науки в Китае. 2014. Вып. 9.

8. Цинчжун Пан. Что нового в «Новом банке развития»? Предыстория, значение и вызовы в связи с созданием Банка развития БРИКС / Пан Цинчжун, Ли Даокуй, Фэн Мин // Международное экономическое обозрение. 2015. Вып. 2.

9. Светличный A.И. Устойчивое развитие и Новый банк развития БРИКС: анализ и перспективы // Международный опыт. 2018. № 1. // URL: file:///Users/apple/Downloads/ustoychivoe-razvitie-i-novyy-bank-razvitiya-briks-analiz-i-perspektivy.pdf.

10. Цзецзинь Чжу. Выбор системы управления Новым банком развития – анализ на основе исторического институционализма // Мировая экономика и политика. 2018. № 8. С. 45.

11. Вице-президент Нового банка развития: Новый банк развития – здесь нет места праву «вето». // URL: http://economy.caixin.com/2016-07-22/100969405.html.

 

Стать представлена в журнале "Альманах Крым" № 35. 2023.